Взаимоотношения государства и церкви.
При рассмотрении политической системы общества отдельного анализа требуют отношения государства и церкви. Понимание церкви осуществляется в нескольких значениях. В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле церковь – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
Главными признаками церкви в ее широком понимании являются:
1) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;
2) иерархический характер и централизация управления;
3) разделение лиц, исповедующих соответствующую религию, на духовенство и мирян (рядовых верующих).
Существуют два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
1) наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
2) режим отделения церкви от государства и государства от церкви.
Статус государственной церкви характеризуется, как минимум, следующими моментами:
1) за церковью признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д.;
2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную и финансовую помощь;
3) церковь наделяется рядом юридических полномочий, в основном в области брачно-семейных отношений;
4) церковь имеет право участвовать в политической жизни, в том числе и через свое представительство в государственных органах;
5) Церковь обладает широкими правами в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
Кроме того, статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви и в ряде других областей общественной жизни. Статус государственной церкви принадлежал Русской Православной Церкви в дореволюционной России. В настоящее время официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь в Великобритании, главой которой выступает монарх государства. Почти в тридцати мусульманских государствах ислам официально признан государственной религией.
Более того, в ряде государств имеет место не просто провозглашение той или иной религии государственной, а возникает теократическая государственность, для которой характерно:
1) обожествление фигуры правителя;
2) мессианство или признание права на вмешательство во внутренние дела других государств;
3) авторитарность политического режима как следствие примата государства над обществом;
4) примат религии над правом, примером чего могут служить отдельные мусульманские государства, такие как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, где роль конституции выполняет Коран;
5) жесткая иерархия и централизация государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства;
6) отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов;
7) деспотические и абсолютистские формы правления;
8) особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства;
9) неправовые способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания в том числе, членовредительские;
10) запрет на создание и функционирование политических партий или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама.
Таким образом, теократические тенденции в организации государства в целом следует оценивать негативно, рассматривая их как определенный анахронизм. Опыт исторического развития различных государств показывает, что положительные результаты сотрудничество государства и церкви может дать лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти. В этой связи необходимо отметить, что секуляризация, а именно процесс освобождения от влияния религии, в XX в. Стала универсальным принципом организации политической власти.
Соответственно, основными чертами отделения церкви от государства, а государства от церкви являются:
1) регулирование со стороны государства деятельности религиозных организаций, осуществление контроля за ними без вмешательства во внутреннюю внутрицерковную деятельность;
2) отсутствие со стороны государства материальной и финансовой поддержки церкви;
3) невмешательство церкви в дела государства, отстранение ее от осуществления государственных функций и полномочий;
4) формирование отношений между церковью и государством на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора вероисповедания и убеждений, в том числе атеистических, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан или подданных к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
С учетом всего сказанного можно говорить о том, что в светских государствах, несмотря на довольно плодотворное сотрудничество церкви и государства, церковь не является субъектом политических отношений, а, соответственно, и субъектом политической организации общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|