ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взаимоотношения государства и церкви.При рассмотрении политической системы общества отдельного анализа требуют отношения государства и церкви. Понимание церкви осуществляется в нескольких значениях. В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле церковь – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главными признаками церкви в ее широком понимании являются: 1) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы; 2) иерархический характер и централизация управления; 3) разделение лиц, исповедующих соответствующую религию, на духовенство и мирян (рядовых верующих). Существуют два основных вида взаимоотношений церкви и государства: 1) наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; 2) режим отделения церкви от государства и государства от церкви. Статус государственной церкви характеризуется, как минимум, следующими моментами: 1) за церковью признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д.; 2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную и финансовую помощь; 3) церковь наделяется рядом юридических полномочий, в основном в области брачно-семейных отношений; 4) церковь имеет право участвовать в политической жизни, в том числе и через свое представительство в государственных органах; 5) Церковь обладает широкими правами в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. Кроме того, статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви и в ряде других областей общественной жизни. Статус государственной церкви принадлежал Русской Православной Церкви в дореволюционной России. В настоящее время официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь в Великобритании, главой которой выступает монарх государства. Почти в тридцати мусульманских государствах ислам официально признан государственной религией. Более того, в ряде государств имеет место не просто провозглашение той или иной религии государственной, а возникает теократическая государственность, для которой характерно: 1) обожествление фигуры правителя; 2) мессианство или признание права на вмешательство во внутренние дела других государств; 3) авторитарность политического режима как следствие примата государства над обществом; 4) примат религии над правом, примером чего могут служить отдельные мусульманские государства, такие как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, где роль конституции выполняет Коран; 5) жесткая иерархия и централизация государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства; 6) отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов; 7) деспотические и абсолютистские формы правления; 8) особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства; 9) неправовые способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания в том числе, членовредительские; 10) запрет на создание и функционирование политических партий или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама. Таким образом, теократические тенденции в организации государства в целом следует оценивать негативно, рассматривая их как определенный анахронизм. Опыт исторического развития различных государств показывает, что положительные результаты сотрудничество государства и церкви может дать лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти. В этой связи необходимо отметить, что секуляризация, а именно процесс освобождения от влияния религии, в XX в. Стала универсальным принципом организации политической власти. Соответственно, основными чертами отделения церкви от государства, а государства от церкви являются: 1) регулирование со стороны государства деятельности религиозных организаций, осуществление контроля за ними без вмешательства во внутреннюю внутрицерковную деятельность; 2) отсутствие со стороны государства материальной и финансовой поддержки церкви; 3) невмешательство церкви в дела государства, отстранение ее от осуществления государственных функций и полномочий; 4) формирование отношений между церковью и государством на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора вероисповедания и убеждений, в том числе атеистических, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан или подданных к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. С учетом всего сказанного можно говорить о том, что в светских государствах, несмотря на довольно плодотворное сотрудничество церкви и государства, церковь не является субъектом политических отношений, а, соответственно, и субъектом политической организации общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|