ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обычай и офицальный нормативный актЕсть две формы выражения социальных норм (включая правовые нормы) – обычай и официальная форма (официальный нормативный акт). Обычай – это устоявшаяся практика, фактические отношения, сложившиеся в обществе, в определенном круге субъектов. Обычай означает некое типичное поведение, типичные, повторяющиеся отношения – отношения, ставшие нормой. Субъекты этих отношений действуют осознанно, сознательно подчиняют свое поведение сложившимся правилам. Обычные нормы не устанавливаются каким-либо авторитетным социальным институтом, органом власти, хотя они непременно поддерживаются неким социальным авторитетом (хотя бы мнением большинства членов сообщества). Нормы обычаев вырабатываются в практике тех же субъектов, отношения которых регулируются этими нормами. Субъекты, вырабатывающие обычай, и субъекты, соблюдающие обычай, совпадают. Следовательно, нормы, установленные в форме обычая и не получающие официального властного выражения, действуют постольку, поскольку большинство в соответствующем круге субъектов желает следовать обычаю. Нормы частного права, как правило, сначала устанавливаются в форме обычая, а затем приобретают официальную форму выражения в виде судебного решения или закона. Обычай может быть формой выражения не только частного, но и публичного права. Например, некоторые нормы конституционного права в Великобритании сложились (и до сих пор существуют) в форме обычая. Они возникли на основе конституционных соглашений между высшими органами государственной власти, и эти соглашения формально нигде не зафиксированы, не выражены в форме законов или прецедентов. Это нормы, укоренившиеся в правосознании, описанные в конституционной доктрине, объективированы в конституционно-правовых отношениях, в конституционной практике. Но они не имеют официальной формы выражения[95]. Официальная форма выражения правовых норм означает государственно-властное формулирование нормы в официальном тексте. Она предполагает письменный текст, хотя в исторически неразвитых правовых системах официальной формой правовых норм служили и устные тексты (например, в Древнем Риме эдикты преторов, в которых формулировались нормы, применявшиеся при отправлении правосудия). С точки зрения легистов, форма выражения правовых норм – это только официальные государственно-властные акты, в которых властно устанавливаются нормы. Легисты не признают самостоятельной неофициальной формы права и единственно возможной формой права считают законы, нормативные прецеденты и другие официальные акты нормативного характера. У этих актов в юриспруденции есть другое название – источники права в формальном смысле. По существу, легисты отождествляют форму права с источниками права в формальном смысле[96]. Они сводят форму права к официальной форме признания, установления или выражения социальных норм. Обычай они признают формой права лишь тогда, когда он складывается в процессе осуществления власти или когда он официально санкционирован. Они считают правовым любой официально признанный обычай независимо от его содержания. Неправовой, но властно признанный обычай они назовут правовым обычаем[97]. Наоборот, если обычай не санкционирован, то легисты не признают его формой права.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|