ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Та же странная фигура 17 тысяч лет спустя...Появившись впервые в пещерном искусстве Европы и Юж- ной Африки в период между 35 тысячами и 25 тысячами лет назад, териантропы и позднее сохранили свое место в ху- дожественной традиции обоих регионов. В частности, человек-бизон, нарисованный на.выступе потолка во французской пещере Шове, в целом весьма схож с изображением человека-бизона из североиспанской пе- щеры Эль Кастильо. Древние художники создали этот образ, воспользовавшись естественными очертаниями сталагми- та, выросшего из пола пещеры [28]. Но в отличие от тери- антропа Шове, относящегося к самому началу пещерного искусства в Европе, зверочеловек из Эль Кастильо был соз- дан примерно 15 тысяч лет назад. Ученые называют это вре- мя «эпохой Мадленской культуры», которая знаменует со- бой закат пещерного искусства [29]. Таким образом, промежуток между двумя этими датами составляет 17 тысяч лет — если судить с точки зрения че- ловеческой истории, период столь долгий, что трудно даже Человек-бизон из Шове (слева), человек-бизон
Слева и в центре — люди-бизоны из Труа Фрер (Брейль, 1952); вообразить. Он в пять раз превышает продолжительность су- ществования древнеегипетской цивилизации и более чем в восемь раз — всю эпоху христианской религии. Однако пе- щерное искусство служит наглядным свидетельством того, что на протяжении всего этого периода древние художни- ки продолжали воссоздавать образ человека-бизона. Именно эта фигура дважды появляется в пещере Труа Фрер, расположенной во французском департаменте Арь- еж [30]. Причем датируются эти рисунки все той же Мад- ленской культурой. А в находящейся неподалеку пещере Габиллу териантроп изображен на одной из стен в конце длинного туннеля [31]. Здесь он представлен именно в мо- мент преображения — с туловищем бизона и ногами чело- века. Еще один териантроп схожего типа (на этот раз чело- веческим у существа можно назвать только лицо) представ- лен на Большом полихромном потолке испанской пещеры Альтамира [32]. Наконец, нельзя забывать и о тех фигурах из Пеш-Мерль, которые французский историк Андрэ JIe- Pya-Гуран назвал «женщинами-бизонами» [33]· Многоликий Далеко не все териантропы, обнаруженные в пещерах эпо- хи верхнего палеолита, представляют собой сочетания лю- Дей и бизонов. Древнейшим исключением из этого прави «Волшебник» из Труа Фрер — сова, волк, олень, лев, лошадь ла являются люди-львы из немецких пещер Холенштайн- Штадель и Холе-Фельс. Однако можно вспомнить и о дру- гих экземплярах подобного рода. Так, например, в пещере Труа Фрер выгравированы два больших изображения совы, обладающих, по мнению уче- ных, ярко выраженными гуманоидными чертами [34]. Но ку- да более впечатляющим представляется в данном случае дру- гое изображение из Труа Фрер, находящееся в маленьком круглом гроте, который археологи окрестили Святилищем. Это фигура так называемого «Волшебника», наряду с кото- рым в гроте представлены сотни фигур самых разных жи- вотных (всего их насчитывается здесь 13 видов) [35]. Сам «Волшебник» расположен в нише на высоте трех метров от пола. Древний художник не просто выгравиро- вал в стене этот образ, но и обвел его очертания каменным углем, придав ему особую выразительность. Эта фигура со- единяет в себе совиные глаза и птичий клюв, уши волка, ро- га оленя, хвост лошади и когти льва, тогда как ноги, ступ- ни, тело и пенис у него человеческие [36].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|