Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Та же странная фигура 17 тысяч лет спустя...




Появившись впервые в пещерном искусстве Европы и Юж- ной Африки в период между 35 тысячами и 25 тысячами лет назад, териантропы и позднее сохранили свое место в ху- дожественной традиции обоих регионов.

В частности, человек-бизон, нарисованный на.выступе потолка во французской пещере Шове, в целом весьма схож с изображением человека-бизона из североиспанской пе- щеры Эль Кастильо. Древние художники создали этот образ, воспользовавшись естественными очертаниями сталагми- та, выросшего из пола пещеры [28]. Но в отличие от тери- антропа Шове, относящегося к самому началу пещерного искусства в Европе, зверочеловек из Эль Кастильо был соз- дан примерно 15 тысяч лет назад. Ученые называют это вре- мя «эпохой Мадленской культуры», которая знаменует со- бой закат пещерного искусства [29].

Таким образом, промежуток между двумя этими датами составляет 17 тысяч лет — если судить с точки зрения че- ловеческой истории, период столь долгий, что трудно даже

Человек-бизон из Шове (слева), человек-бизон
из Эль Кастильо (справа)

 

Слева и в центре — люди-бизоны из Труа Фрер (Брейль, 1952);
справа — человек-бизон из Габиллу

вообразить. Он в пять раз превышает продолжительность су- ществования древнеегипетской цивилизации и более чем в восемь раз — всю эпоху христианской религии. Однако пе- щерное искусство служит наглядным свидетельством того, что на протяжении всего этого периода древние художни- ки продолжали воссоздавать образ человека-бизона.

Именно эта фигура дважды появляется в пещере Труа Фрер, расположенной во французском департаменте Арь- еж [30]. Причем датируются эти рисунки все той же Мад- ленской культурой. А в находящейся неподалеку пещере Габиллу териантроп изображен на одной из стен в конце длинного туннеля [31]. Здесь он представлен именно в мо- мент преображения — с туловищем бизона и ногами чело- века. Еще один териантроп схожего типа (на этот раз чело- веческим у существа можно назвать только лицо) представ- лен на Большом полихромном потолке испанской пещеры Альтамира [32]. Наконец, нельзя забывать и о тех фигурах из Пеш-Мерль, которые французский историк Андрэ JIe- Pya-Гуран назвал «женщинами-бизонами» [33]·

Многоликий

Далеко не все териантропы, обнаруженные в пещерах эпо- хи верхнего палеолита, представляют собой сочетания лю- Дей и бизонов. Древнейшим исключением из этого прави

«Волшебник» из Труа Фрер — сова, волк, олень, лев, лошадь
и человек в одном лице (Брейль, 1952)

ла являются люди-львы из немецких пещер Холенштайн- Штадель и Холе-Фельс. Однако можно вспомнить и о дру- гих экземплярах подобного рода.

Так, например, в пещере Труа Фрер выгравированы два больших изображения совы, обладающих, по мнению уче- ных, ярко выраженными гуманоидными чертами [34]. Но ку- да более впечатляющим представляется в данном случае дру- гое изображение из Труа Фрер, находящееся в маленьком круглом гроте, который археологи окрестили Святилищем. Это фигура так называемого «Волшебника», наряду с кото- рым в гроте представлены сотни фигур самых разных жи- вотных (всего их насчитывается здесь 13 видов) [35].

Сам «Волшебник» расположен в нише на высоте трех метров от пола. Древний художник не просто выгравиро- вал в стене этот образ, но и обвел его очертания каменным углем, придав ему особую выразительность. Эта фигура со- единяет в себе совиные глаза и птичий клюв, уши волка, ро- га оленя, хвост лошади и когти льва, тогда как ноги, ступ- ни, тело и пенис у него человеческие [36].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных