ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава девятая Змеи Драконовых гор• Смотри главу шестую. Первый визит Брейля состоялся в 1929 году: David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Po- wer: Understanding Bushman Rock Art, Southern Book Publishers, Johannesburg, 1989, p. 6. • David S. Whitley, Handbook of Rock Art Research, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2001, p. 643. • Смотри главу шестую. Кроме того: Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 6 ff; Whitley, Handbook of Rock Art Research, p. 643· • David Lewis-Williams, Images of Mystery: Rock Art of the Drakens- berg, p. 110—111; Christopher Chippendale and Paul S. Tacon, The Archaeology of Rock Art, Cambridge University Press, 1998, p. 253. • Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 111. • Ibid., p. 109· • Ibid. • Ibid., p. 111. • Ibid., p. 112. • Ibid. • Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 36; Lewis-Wil- liams, Images of Mystery, p. 113, 116. • Смотри главу седьмую. • Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 67—68; Chippendale and Ta- con, The Archaeology of Rock Art, p. 263. • Chippendale and Tacon, The Archaeology of Rock Art, p. 257. • Ibid., p. 264. • Ibid., p. 76, 259. • Ibid., p. 75. • Ibid. • Ibid., p. 75-76.
• Ibid. • Cited in ibid., p. 76. • Ibid., p. 259· • Ibid. • Смотри главу седьмую. • David Lewis-Williams, TbeMind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002, p. 128—129, 209; Jean Clones and David Lewis- Williams, Tbe Sbamans of PrebistoryK Trance and Magic in tbe Painted Caves, Harry N. Abrams, New York, 1998, p. 26—27; Lewis- Williams, Images of Mystery!, p. 54; Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2002, p. 108 ff, 202. • Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 109. • Ibid. • Ibid. • Ibid., p. HO. • Chippendale and Tacon, Tbe Archaeology of Rock АП, p. 75. • Ibid. • И потому меня не убеждают попытки отдельных ученых све- сти териантропические образы, представленные в искусстве сан, к мифологическим, а отнюдь не галлюцинаторным ис- точникам. (Смотри, к примеру: Anne Solomon, «What is an Ex- planation?^Belief and Cosmology in Interpretations of Southern San Rock Art in Southern Africa», in Henri-Paul Francfort and Roberte N. Hamayon (Eds), Tbe Concept of Shamanism: Uses and Abuses, Akedemiai Kiado, Budapest, 2001, p. 162—164; Anne So- lomon, «On Different Approaches to San Rock Art», South African Archaeological Bulletin, 55, 2000, p. 78; Harald Pager, «San Trance Performances», Rock Art Research, 1994, VoLl I, No. 2, p. 95.) В мифологии сан и в самом деле наличествуют образы тери- антропов, но это отнюдь не объясняет проблемы в целом, ведь теперь мы можем сформулировать вопрос подобным образом: откуда вообще могла возникнуть идея о существовании полу- человека-полуживотного? И поскольку мы знаем о том, что териантропов чаще всего наблюдают именно в измененном состоянии сознания и никогда — в реальной жизни, можно предположить, что в качестве наиболее вероятного источни- ка подобных образов, присутствующих как в мифологии, так и в изобразительном искусстве, следует рассматривать имен- но сферу видений. • Cambndge Archaeological Journal (CAf), 13:2, 2003, р. 222. • CAJ, 14:1, 2004, р. 84. • Смотри главы четвертую и пятую. • Смотри главу седьмую.
• Цитата из: J.D. Lewis-Williams and TA Dowson, «The Signs of All Times», Current Anthropology!, Vol. 29, No. 2, p. 201. Смотри об- суждение этой темы в главе восьмой. • Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 72 ff. • Здесь можно упомянуть об еще одном интересном совпадении. Племя варао, обитающее в дельте реки Ориноко, использует токсичные дозы местного вида табака (Nicotiana rustica), что- бы войти в состояние транса. В своих видениях индейцы не- редко наблюдают огромную змею с четырьмя рогами на голо- ве — по два с каждой стороны. Тело этой змеи похоже на ра- дугу. Смотри: Johannes Wilbert, «Illuminative Serpents: Tobacco Hallucinations of the 2x^.0», Journal of Latin American Lore, 20:2 (1997), p. 322-333, 325. • Chippendale and Tacon, TheArchaeology of Rock Art, p. 259. • David Lewis-Williams and Geoffrey Blundell, Fragile Heritage: A Rock Art Field Guide, Witwatersrand University Press, 1998, p. 210. • Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 77. 43· Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 87. • Ibid. • Cited in ibid., p. 86. • Личные наблюдения; и смотри там же. • Felicitas Goodman, Where Spints Ride the Wind: Trance Journeys and Other Ecstatic Experiences, Indiana University Press, 1990, p. 23· Смотри также: Mircea Eliade, Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy, Princeton University Press, 1974, p. 79. • Cited in Goodman, Where SpiritsRide the Wind, op. cit., p. 23· 49· Cited in ibid. • Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 139. • По поводу эрекции, наблюдаемой в состоянии транса, смот- ри также: Andreas Lommel, Shamanism: The Beginnig of Art, McGraw-Hill, New York, 1967, p. 99· • Demorest Davenport and Michael A. Jochim, Antiquity, 62, 1988, p. 561. • Смотри, к примеру: Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 34; Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 136; Peter Garlake, The Hunter's Vision: The Prehistoric Art of Zimbabwe, British Museum Press, 1995, p. 78—79. • Смотри главу седьмую. Примерно треть всех женщин IKung являются шаманами. Смотри, к примеру: Richard Katz, «Education for Transcendence: IKia Healing with the Kalahari!Kung», in Richard B. Lee and Irven de Vore (Eds), Kalahan Hunter-Gatherers: Studies of the IKung San and their Neighbours, Harvard University Press, 1976, p. 286: «Heобходимой основой для возникновения Ma [транса] является танец, который продолжается чаще всего от заката до рассве- та... Женщины собираются вокруг огня, поют заклинания и ритмично хлопают в ладоши. Мужчины движутся по кругу за спинами женщин, вводя себя таким образом в состояние !Ma». • Смотри главу седьмую. • Lewis-Williams, Images of Mystery), p. 88—89· • Ibid., p. 89· 59· Ibid., p. 78; Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 87. В ответ на утверждение Бана и Гельвенстон о том, что ни один из трансов, кроме тех, которые были достигнуты с помощью ЛСД, мескалина и псилоцибина, не соответствует теории «трех стадий», Льюис-Вильямс приводит слова психолога и гипно- тизера Этцеля Кардены. Тот совершенно недвусмысленно за- являет, что «в состоянии глубокого гипноза многие люди на- блюдают геометрические узоры». Смотри: J.D. Lewis-Williams, «Neuropsychology and Upper Palaeolithic Art: Observations on the Progress of Altered States of Consciousness», CambridgeArchaeo- logical Journal, 14:1, p. 107—111. • Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 89· • Ibid., p. 90; Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 78. • Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 90. 63· Ibid. 64. Смотри главу третью. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|