Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава четвертая Териантропия




• Общий обзор этой темы можно найти в следующей книге: David S. Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2001.

• He исключено, что в этом регионе просто необходимо про- вести дополнительные археологические изыскания. Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 760—823.

• В тех случаях, когда имеется возможность изучить этнографи- ческие записи, становится понятным, что художники руковод- ствовались главным образом религиозными мотивами. Тем не менее существуют и такие культуры, в которых использование искусства носит чисто светский и практический характер. Смотри: Whitley, Handbook of Rock Art Research, p. 312.

• J.D. Lewis-Williams and TA Dowson, «The Signs of all Times», Current Anthropology Vol. 29, No. 2, April 1988, p. 201 ff.

• К примеру, Пуссен и Леонардо зашифровывали в своих ри- сунках тайные послания.

Science, Vol. 290, 20 October 2000, р. 419·

Jean Clottes, Return to Chauvet Cave Excavating the Birthplace of Art: The First Full Report, Thames and Hudson, London, 2003, p. 32-33.

The Guardian, 19 October 2000; Science, Vol. 290, 20 October 2000, p. 419.

• Смотри главу третью.

Clottes, Return to Chauvet Cave, p. 170.

• Jean Clottes and David Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory. Trance and Magic in the Painted Caves, Harry N. Abrams, New York, 1998, p. 45; Clottes, Return to Chauvet Cave, p. 170.

• Clottes, Return to Chauvet Cave, p. 170. Вряд ли подобный эф- фект мог быть достигнут путем простого наложения на чело- веческую форму изображения животного.

• Во время раскопок в Гайсенклостерле была обнаружена пли- та, упавшая некогда с потолка. Она находилась в слое пород, возраст которых определяется в 30 000 лет. На плите видны следы красной, черной и желтой краски, однако изображе- ния за это время практически стерлись.

• Шестнадцать из них были обнаружены в Холенштайн-Штаде- ле, Гайсенклостерле и Фогельхерде. Смотри: Thomas A. Dowson and Martin Porr, «Special Objects — Special Creatures: Shamanis- tic imagery and the Aurignacian art of south-west Germany», in

 

Neil Price (Ed.), The Archaeology’ of Shamanism, Routledge, Lon- don, 2001, p. 165; еще три скульптуры были найдены в Холе- Фельс. Смотри.: NicholasJ. Conrad, «Palaeolithic Ivory Sculptures from southwestern Germany and the origins of figurative art», Nature, Vol. 426, 18/25 December 2003, p. 830.

• Dowson and Porr, «Special Objects — Special Creatures», p. 168: «Из осадочных пород в Гайсенклостерле, в которых были об- наружены статуэтки, ученые взяли целый ряд проб. АМС-дати- ровка позволила установить минимальный возраст в 32 300 лет (плюс-минус 700), а максимальный — в 36 800 лет. Таким обра- зом, средний возраст этих фигур составляет 33 500 лет (плюс- минус 350)».

• Conrad, «Palaeolithic Ivory Sculptures», p. 831.

• Dowson and Porr, «Special Objects — Special Creatures», p. 174; Conrad, «Palaeolithic Ivory Sculptures», p. 831·

• Dowson and Porr, «Special Objects — Special Creatures», p. 170.

• Весьма определенно высказался на эту тему Й. Хан (cited by Dowson and Porr, «Special Objects — Special Creatures», p. 170): «Нет никаких доказательств того, что статуэтка может пред- ставлять человека, который носит маску».

• Conrad, «Palaeolithic Ivory Sculptures», p. 831.

Science Vol. 290, 20 October 2000, p. 419—421.

• Камень в этих пластинах имеет совсем другой состав, чем ка- мень самой пещеры. Смотри: Randall Whit ε, Prehistonc Art: The Symbolic Journey of Mankind, Harry7 N. Abrams Inc., New York, p. 158.

• National Museum of Namibia intmet page: http://www.natmus.cul.na/ evens/rockart/apollol l.htm.

• W.E. Wendt, «Art Mobilier» from the Apollo 11 Cave, South West Africa: Africa’s Oldest-Dated Works of Art», South African Archaeo- logical Bulletin, 1976, 31, p. 8: «Согласно заключению ученых, эти произведения искусства были созданы 25—30 тысяч лет назад. Причем мы можем даже несколько сузить эти грани- цы, определив временные рамки в 27 500—25 500 лет. Таким образом, мы имеем дело с древнейшими произведениями ис- кусства, обнаруженными на африканском континенте». Смот- ри также: White, Prehistoric Art, р. 158; Paul Bahn, Journey’ thro- ugh the Ice Age, Weidenfeld and Nicolson, London, 1997, p. 30— 31; Conrad, «Palaeolithic Ivory Sculptures», p. 831 in Nature, Vol. 426. op. cit., 831; National Museum of Namibia intrnet page (http://www.natmus.cul.na/evens/rockart/apolloll.htm); Peter Garlake in Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 640: «Наиболее ранними рисунками, обнаруженными на территории

 

Южной Африки, можно счесть семь раскрашенных пластин из неудачно названной пещеры Аполлон-11 на юге Намибии. Они были найдены в верхнем слое осадочных пород середи- ны каменного века, возраст которых составляет от 28 500 лет (плюс-минус 450) до 26 300 лет (плюс-минус 450). В свое вре- мя было немало споров относительно того, не попали ли они сюда из более поздних осадочных слоев, датируемых при- близительно 18 500—19 500 лет. Однако на сегодняшний день подавляющее большинство ученых согласно с тем, что дати- ровать эти пластины необходимо по более ранним отложе- ниям».

Bahn Journey through the IceAge, р. 30.

• David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Power: Un- derstanding Bushman RockArt, Southern Book Publishers, Johan- nesburg, 1989, p. 22; Conrad, «Palaeolithic Ivory Sculptures», p. 831; White, Prehistonc Art, p. 159; National Museum of Namibia intrnet page.

• Однако сам Вендт считает, что существо это обладает ярко выраженными «бычьими чертами», с возможными зачатками рогов на голове. В этом случае мы имеем дело с гибридом, напоминающим существо из пещеры Фумане.

• По поводу сходства сталагмитовой фигуры из Эль Кастильо с человеком-бизоном смотри: Bahn ,Journey through the Ice Age, p. 107, 166; L.G. Freeman, et al .,Altamira Revisited and other Essa- ys on Early Art, Institute for Prehistoric Investigations (Chica- go/Santander), Centro de Investigacion у Museo de Altamira, 1987, p. 242-243.

Bahn, Journey’ through the Ice Age, p. 107.

John E. Pfeiffer, The Creative Explosion: An Inquiry> into the Origins of Art and Religion, Harper and Row, New York, 1982, p. 107; White, Prehistonc Art, p. 119·

• David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 235—236.

• Miguel Angel Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Ca- ves, Silex, Madrid, 1979, p. 114—116; Pedro A. Saura Ramos, The Cave of Altamira, Harry N. Abrams, New York, 1999, p. 70—71.

33· Смотри вторую главу; а также: Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 74; M. Lorblanchet and A. Sieveking, «The Monsters of Pergouset», Cambridge Archaeological Journal, 7:1 (1997), p. 52-53.

• Bahn ,Journey through the Ice Age, p. 154—156; Anne Sieveking, The Cave Artists, Thames and Hudson, London, 1979, p. 149·

• Count Begouen, «The Magic Origin of Prehistoric Art», Antiquity, 3 (1929?), p. 17.

 

• Хотя последний орган, деликатно комментирует Джон Ф. Пфай- фер, «нарисован в таком месте, которое более подходит для хищника, чем для человека», Pfeiffer, The C7~eative Explosion, p. 107; Begouen, «Magic Origin», p. 17.

• Mario Ruspoli, The Cave ofLascaux: The Final Photographs, Harry N. Abrams, New York, 1987, p. 100 and 176; Lewis-Williams, The Mind in the Cave1 p. 240.

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave1 p. 240.

• Причем настолько, что фигуру эту «иногда интерпретируют, как человека в шкуре», Bahn Journey through the Ice Age1 р. 181.

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave1 p. 262; Ruspoli, The Cave of Lascaux1 p. 201.

• Pfeiffer, The Creative Explosion, p. 30—31. В этой же пещере, но в другом месте, были обнаружены фрагменты веревки.

• Единственная фигура носорога, обнаруженная в Ласко: An- nette Laming-Emperaire cited in D. Bruce Dickson, The Dawn of Belief: Religion in the Upper Palaeolithic of Southwestern Europe, The University of Arizona Press, Tucson, 1996, p. 133·

• Demorest Devenport and Michael A. Jochim, Antiquity, 62, 1988, p. 558-562.

• Ibid., p. 561.

• L.G. Freeman and J. Gonzalez Echegaray, «Е1 Juyo: A 14 000-year- old Sanctuary from Northern Spain», History' of Religions, 1981, 21 (l),p. 12-13.

• Ibid., p. 13·

• Ibid., p. 16.

• Например, в пещере Вондерверк (Северная Капская провин- ция) была найдена плита с остатками гравировки, нанесен- ной на нее около 10 200 лет назад. В той же пещере, в оса- дочных породах, возраст которых составляет 5200—4000 лет, были найдены камни с нанесенными на них геометрически- ми узорами. В обоих случаях применялась одна и та же тех- ника гравировки. Peter Garlake, in Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 641. Наиболее древние останки бушме- нов, обнаруженные на юге Африки, датируются 10 000 лет. «Эти первые протобушмены были потомками более ранней африканской популяции. Черепа этих людей были найдены в Хоупфилде (Капская провинция), Флорисбаде (Фри-Стейт) и Кабве в Замбии», Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 9.

• Профессор Джон Паркингтон в беседе с Грэмом Хэнкоком. Университет Кейптауна, апрель 2004.

• Ibid.

 

• Peter Garlake, in Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 657.

• Ibid.

• Bahn,/оштгеу through the Ice Age, p. 30.

• Cited in Dickson, The Dawn of Belief p. 105; Noel W. SmithMft Analysis of Ice Age Art: Its Psy>cholog\> and Belief System, Peter Lang Publishers, New York, 1992, p. 29; Bahn, Journey through the Ice Age, p. 214, note 19 to Chapter Three: David Coulson and Alec Campbell, African Rock Art: Paintings and Engravings on Stone, Harry N. Abrams, New York, 2001, p. 77.

• Bahn, Journey* through the Ice Age, p. 214, note 19 to Chapter 3.

• Ф.Т. Macao в своем «Введении в танзанийскую наскальную живопись» (http://www.brandshawfoundation.com/tanzania/) со- вершает типичную ошибку, высказывая предположение, будто эти фигуры представляют людей, носящих маски животных. Аргументы, доказывающие ошибочность подобной интерпре- тации, можно найти в следующей книге: J.D. Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, Altamira Press, 2002, p. 127 ff.

• E.g. Coulson and Campbell, African Rock Art, p. 136—7; White, Prehistonc Art, p. 166—167.

• Coulson and Campbell, African RockArt, p. 136; White, Prehistoric Art, p. 167.

59· Peter Slingsby, Bushman’s Kloof: A Comprehensive Guide to the RockArt of Bushman’s Kloof RockArt of the Western Cape, Book 2, The Fontmaker, South Africa, 1997, p. 45. Питер Слингсби от- мечает следующий момент: хитрость этой фигуры заключа- ется в том, что если смотреть на нее под другим углом, то мож- но увидеть просто женщину с объемной прической.

• David Lewis-Williams in Price (Ed.), The Archaeology of Shama- nism, op. cit., p. 19·

• Ibid.

• E.g. in Heaven Cave, La Cachette Farm, Baviance (Karoo).

63· David Lewis-Williams in Price (Ed.), The Archaeology of Shama- nism, p. 19.

• Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 68.

• H.C. Woodhouse, Bushman Art of Southern Africa, Art Publishers, Johannesburg, p.26.

• Смотри обсуждение этой темы в следующих работах: David Lewis-Williams and Geoffrey Blundell, Fragile Heritage: A RockAn Fieldguide, Witwatersrand University Press, 1998, p. 43; Slingsby, Bushman’s Kloof p. 48.

R. Townley Johnson, Major Rock Paintings of Southern Africa, Da

 

vid Philip Publishers, Cape Town, 1979, P■ 57; Clottes and Lewis- Williams, The Shamans of Prehistory, p. 34.

Woodhouse, Bushman Art of Southern Africa, p. 4.

69· David Lewis-Williams, Images of Mystery: Rock Art of the Dra- kensberg, Double Storey, Cape Town, 2003, p. 36—37.

• Coulson and Campbell, African Rock Art, p. 117.

• Lewis-Williams and Blundell, Fragile Heritage, p. 191; Townley Johnson, MajorRock Paintings of Southern Africa, p. 85.

• Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 134.

• Peter Garlake, The Hunter's Vision: The PrehistoricArt of Zimbab- we, British Museum Press, 1995, p. 80—84.

• Slingsby, Bushman's Kloof p. 47.

• E.g. Garlake, Hunter's Vision, p. 68 and 134; Lewis-Williams in Pri- ce (Ed.), The Archaeology of Shamanism, p. 23.

• E.g. see Bradford Keeney, Ropes to God: Experiencing the Bushman Spiritual Universe, Ringing Rocks Press, Philadelphia, 2003, p. 55; Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 132—133; Townley Johnson, Major Rock Paintings of Southern Africa, p. 27.

• Reported in The Observer, London, 25 November 2001.

• Jean Clottes, «Thematic Changes in Upper Palaeolithic Art», Anti- quity, 70, 1996, p. 287.

• Ibid






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных