Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речь и ее нарушения




 

Речь — важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка. Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение при этом имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояния придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. В реализации речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы (схема 6). Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга - преимущественно доминантного полушария (рис. 13). Таким образом, всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на две группы — механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.

 

 

 

Выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную.

Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.

Экспрессивная речь - воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развернутым речевым высказыванием.

Речь неразрывно связана с мышлением, хотя в филогенезе речи и мышления выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи.

В возрасте около 2 лет у ребенка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С. Выготский). Но до становления «внутренней речи» у ребенка как бы появляется речь, обращенная к самому себе — «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью ребенка (интеллектуальная, игровая), когда во время игры либо при решении интеллектуальных задач он начинает рассуждать вслух.

Элементы эгоцентрической речи часто встречаются и у взрослого, когда он, решая какую-либо интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно размышлять вслух и произносить какие-то слова, фразы, понятные только ему.

Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливает разнообразие речевых расстройств. В зависимости от причин их возникновения речевые расстройства разделяются на следующие группы.

1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:

· афазии — распад всех компонентов уже сформировавшейся речи в результате поражения корковых речевых зон; т.е. расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха, достаточной для восприятия элементарных речевых звуков;

· алалии — системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;

· дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.

2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

· мутизм (немота) - отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата;

· сурдомутизм (глухонемота) — функциональное нарушение слуха и речи;

· заикание — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата:

· механические дислалии — расстройство речи, проявляющееся в нарушении звукопроизношения вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов;

· ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба.

4. Задержки речевого развития различного генеза, в частности при:

· недоношенности;

· соматической ослабленности;

· педагогической запущенности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных