Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура.




 

Правовое регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Предмет правового регулирования:

1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря которым формируется государственно-управляющее воздействие.

2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы - либо по причине профессионального несения государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.

Способы правового регулирования:

- позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия;

- запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

- дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

Формы правового регулирования (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему правового регулирования государственного управления:

Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных дел.

Указы и распоряжения Президента.

Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства); б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции)

Структура правового регулирования должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

а) законодательное регулирование;

б) нормативное определение ряда элементов государственного управления посредством органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления;

в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции;

г) самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где можно непосредственно выразить волю населения;

д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в государственном управлении.

Государство посредством органов государственной власти регулирует определенные сферы общественных процессов и отношений, устанавливая правила и порядок поведения и деятельности субъектов этих отношений. Для этого оно использует весь находящийся в его распоряжении арсенал возможностей юридического воздействия на социум. Такое воздействие, имея правовой характер и выражение, осуществляется при помощи механизма правового регулирования. Он приводится в действие в результате применения взаимоувязанных и согласованно функционирующих элементов, условно образующих в своей совокупности сам этот механизм. Тем самым механизм правового регулирования отношений государственного управления с известной долей условной схематизации может быть представлен следующим образом (см. схему).

Механизм правового регулирования отношений государственного управления- это единая система юридических элементов, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в сфере осуществления властно-управленческих функций государства, которые организуются в соответствии с задачами общества. Структура данного механизма включает такие элементы, как нормы права и его принципы, объективированные в законах, подзаконных нормативных и иных правовых актах; правовые отношения; правовая ответственность; правовое сознание; юридические факты; акты применения норм права, акты реализации прав и обязанностей; государственно-правовые институты, оргструктуры, организационно-правовые меры, средства, методы, формы и другие элементы юридического опосредствования социально значимых явлений, процессов и отношений. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, отвечающее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.

Схема 1. Механизм правового регулирования отношений государственного управления

 

Пояснение к схеме. Государство (посредством органов государственной власти), используя механизм правового регулирования (состоящий из: государственно-правовых институтов; структур (органов) власти; организационно-правовых средств и мер; правовых форм и методов; норм права; правовой ответственности; правового сознания; юридических фактов), воздействует на общественные отношения (складывающиеся как вовне, так и внутри государственного аппарата), субъектами которых являются народ, граждане, их организации и сами органы государственной власти, должностные лица, представители власти, государственные служащие.

Механизм правового регулирования в принципе един для всех отраслей права. В многообразной государственно-управленческой практике находят применение все известные юридической науке виды и формы правового регулирования общественных процессов и отношений. Это связано с необходимостью широкого охвата правовым регулированием фактически всех явлений, возникающих в данной сфере. Особенно это важно в связи с необходимостью возможно более полной и единообразной правовой регуляции осуществления властных полномочий государственными органами и их должностными лицами. Но это же и усложняет структуру правового регулирования отношений государственного управления. Важно подчеркнуть, что элементы правового регулирования, их потенциал и процедура действия, их восприятие массой людей должны соответствовать общественным запросам, надежно обеспечивая упорядочение и гармоничное развитие социального пространства. Здесь, однако не должно быть чрезмерной зарегулированности конкретных государственно-управленческих действий, которые должны совершаться с учетом компетенционной самостоятельности и инициативы государственных органов и государственных служащих.

Используемые формы правового регулирования предопределяются формой государства, которую характеризуют форма государственного устройства, форма правления, политический и государственный режимы. Правовое демократическое государство с экономической системой, свободной от пут тоталитарного администрирования и общественного распределения, использует исключительно правовые способы воздействия на сферы общественных отношений. Правда, формы правового регулирования во всех государствах обычно типичны (с учетом известных отличий в государствах, принадлежащих к так называемым англосаксонской, континентальной либо мусульманской правовым семьям). Главные различия заключаются в нормативном содержании, которое облечено в правовые формы.

Государственное управление характеризуется определенными внешними проявлениями и значимыми в правовом смысле действиями. В силу этого в государственно-управленческой практике используются разнообразные виды, формы и методы правового регулирования властного воздействия на общественные процессы и отношения. Таким образом, в структурном плане правовое регулирование, в зависимости от особенностей его направленности и предметной специфики, формируется разнообразием собственных видов. Поэтому структура правового регулирования отношений государственного управления предстает как разнообразие его видов, которые находят здесь свое применение.

Структура видов правового регулирования

I. Нормативное (нормоустановление)

II. А) Законодательное (законодательство)

Б) Подзаконное - президентское (указное)

-правительственное

парламентское

судебное

ведомственное

III. А) Публично-правовое

Б) Частно-правовое

IV. А) Отраслевое конституционное

Б) Комплексное административное

трудовое

налоговое

финансовое

таможенное

уголовное

и др.

V. Международное

VI. А) Федеральное

Б) Региональное (субъектно-федеральное)

VII. Договорное

VIII. А) Внешнее

Б) Внутриорганизационное

IX. А) Материальное

Б) Процессуальное

В) Правоохранительное

X. А) Централизованное (императивное)

Б) Децентрализованное (диспозитивное)

В) Субсидиарное (вспомогательное)

Каждый вид государственной деятельности находит свое юридически значимое выражение в определенных правовых формах. Они же, в свою очередь, сообразны видам правового регулирования.

Федеративный характер современной российской государственности положил в основание правового регулирования принцип трехуровнего законодательства: 1) общегосударственное (федеральное законодательство); 2) региональное (законодательство субъектов федерации); 3) местного самоуправления (муниципальное законодательство). Правда, третий уровень законодательного регулирования, близкий по содержанию властно-управленческой деятельности и примыкающий к первым двум, муниципальный, строго говоря, по Конституции РФ выведен за пределы государственной власти. И надо признать, что это отвечает возобладавшему в мировом сообществе пониманию организации публичной власти демократического государства. Но актуальность проблем данного периода становления в России местного самоуправления как института гражданского общества и соответствующих прав граждан заключается в том, что властеотношения между уровнями государственного и муниципального управления остаются во многом непроясненными и неурегулированными. Вместе с тем, поскольку муниципальные образования не входят в федеративное устройство, целесообразнее иметь в виду нормативное регулирование на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Федеральное, или региональное (субъектно-федеральное), правовое регулирование ведется в форме правовых актов, принимаемых органами государственной власти того или другого уровня, а муниципальное актов органов местного самоуправления.

Принцип разделения властей предполагает самостоятельное функционирование органов каждой ветви единой государственной власти и различие в формах принимаемых ими правовых актов. Так, законодательное регулирование, которое ведут органы законодательной власти, приобретает форму законов и постановлений, обязательных для исполнения как на всей территории Российской Федерации (федеральные законы, а также, например, постановления Государственной Думы об амнистии парламентское регулирование), так и на территориях отдельных ее субъектов (законы конкретных субъектов федерации). Правосудие, осуществляемое судебными органами, выражается в форме принятия приговоров, решений, постановлений, определений судебное регулирование. В форме издания указов и распоряжений Президента РФ осуществляется президентское регулирование. Правительственное регулирование оформляется в правовых актах, которые могут издавать Правительство РФ и правительства субъектов федерации. В порядке осуществления исполнительной и распорядительной деятельности органами исполнительной власти, которая может выражаться в совершении ими различных действий, характеризующих как внешние, так и внутренние управленческие отношения, ведется ведомственное регулирование. В этом проявляются осуществляемые ими управленческие функции, реализация властных полномочий в пределах собственной компетенции.

Кроме того, правовое регулирование всегда осуществляется в процессуальной форме, которая является его атрибутивным признаком. Процессуальная форма- это юридическая конструкция, регламентированная процессуальными нормами, которые закрепляют порядок и процедуры целесообразного использования способов реализации властных полномочий. Ее развитость необходимое условие и показатель состояния демократии и законности в стране, в отдельных сферах государственной жизни. В этой связи можно рассматривать юридический процесс как форму урегулирования управленческой деятельности уполномоченных субъектов власти, направленной на решение конкретных юридических дел. Соответственно выделяются законодательный процесс, а также избирательный, конституционный, административный, уголовный, арбитражный, гражданский и другие виды правоприменительных юридических процессов.

Таким образом, виды и формы правового регулирования, связанные с реализацией правоустановительных, правоприменительных и правоохранительных функций государственной власти вызывают наиболее существенные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения законности в сфере государственного управления.


Глава 2. Роль государственного управления в реорганизации организационной структуры ФГУП «Почта России»

2.1. Краткая характеристика федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"

Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.

На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП "Почта России", внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.

Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – почти 415000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,7 млрд. писем, 54 млн. посылок и почти 185 млн. денежных переводов.

Всего Почта предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковскийкредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т.д.

В результате проведенных структурных изменений предприятие стало привлекательным как для физических лиц, которые теперь могут воспользоваться широким спектром разнообразных услуг в почтовых отделениях, так и для корпоративных клиентов, которым предлагаются сетевые сервисы Почты. В целях повышения качества почтовых услуг ФГУП «Почта России» регулярно проводит мероприятия, направленные на оптимизацию работы сети почтовой связи, модернизирует логистические, технические и технологические схемы работы. Организуются новые магистральные автомобильные и железнодорожные маршруты, обновляется парк автомобилей и почтовых вагонов. Почта России также реализует программу создания сети автоматизированных сортировочных центров.

Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. С 2005 года на предприятии реализуется проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. В настоящее время уже почти половина всех филиалов Почты России получили сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых (письменная корреспонденция, посылки, экспресс-почта) и финансовых (почтовые переводы, доставка пенсий, прием платежей) услуг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных