ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (система работы)
Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте — на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следут проводить в полном объеме — в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Ниже мы предлагаем основные варианты слоговых таблиц с тем, чтобы в соответствующем разделе не повторять единообразный материал при рассмотрении каждой пары смешиваемых букв.
Варианты слоговых таблиц 1. Ша - са 2. Са - ша 3. Ша - са - ша
Шо - со
Со - шо
Шо - со - шо
Шу - су
Су - шу
Шу - су - шу
Ши - сы
Сы - ши
Ши - сы - ши 4. Са -ша - са 5. Аш - ас 6. Ас - аш
Со -шо - шо
Ош - ос
Ос - ош
Су -шу -- су
Уш - ус
Ус - уш
Сы - ши - сы
Иш - ис
Ис - иш 7. Аша - аса 8. Аса - аша 9. Ста - шта
Оша - оса
Оса - оша
Сто - што
Уша - уса
Уса - уша
Сту - шту
Иша - иса
Иса - иша
Сты - шты 10. Шва - сва Ела - шла 12. Шка - ска
Шво - сво
Ело - шло
Шко - ско
Шву - сву
Слу - шлу
Шку - ску
Швы - свы
Слы - шлы
Шки - ски 13. Шас 14. Саш 15. Аш-ся - не сдашься
Шос
Сош
ош-ся - добьёшься
Шус
Суш
Иш-ся - гордишься
Шис
Сеш
Еш-ся - наешься Работа со слогами предполагает следующие упражнения: § восприятие на слух; § отраженное воспроизведение; § чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку; § запись слогов под диктовку. Примечание: при составлении слоговых таблиц следует учитывать особенности конкретных звуков. Так, для звонких согласных исключаются обратные слоги (типа аж). Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом — по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей. Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии. Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных Д - Ги Д' - Т'. Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма — что помечено в конкретных упражнениях). На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|