Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (система работы)




 

Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте — на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следут проводить в полном объеме — в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Ниже мы предлагаем основные варианты слоговых таблиц с тем, чтобы в соответствующем разделе не повторять единообразный материал при рассмотрении каждой пары смешиваемых букв.

 

Варианты слоговых таблиц

1.

Ша - са

2.

Са - ша

3.

Ша - са - ша

 

Шо - со

 

Со - шо

 

Шо - со - шо

 

Шу - су

 

Су - шу

 

Шу - су - шу

 

Ши - сы

 

Сы - ши

 

Ши - сы - ши

4.

Са -ша - са

5.

Аш - ас

6.

Ас - аш

 

Со -шо - шо

 

Ош - ос

 

Ос - ош

 

Су -шу -- су

 

Уш - ус

 

Ус - уш

 

Сы - ши - сы

 

Иш - ис

 

Ис - иш

7.

Аша - аса

8.

Аса - аша

9.

Ста - шта

 

Оша - оса

 

Оса - оша

 

Сто - што

 

Уша - уса

 

Уса - уша

 

Сту - шту

 

Иша - иса

 

Иса - иша

 

Сты - шты

10.

Шва - сва

Ела - шла

12.

Шка - ска

 

Шво - сво

 

Ело - шло

 

Шко - ско

 

Шву - сву

 

Слу - шлу

 

Шку - ску

 

Швы - свы

 

Слы - шлы

 

Шки - ски

13.

Шас

14.

Саш

15.

Аш-ся - не сдашься

 

Шос

 

Сош

 

ош-ся - добьёшься

 

Шус

 

Суш

 

Иш-ся - гордишься

 

Шис

 

Сеш

 

Еш-ся - наешься

Работа со слогами предполагает следующие упражнения:

§ восприятие на слух;

§ отраженное воспроизведение;

§ чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку;

§ запись слогов под диктовку.

Примечание: при составлении слоговых таблиц следует учитывать особенности конкретных звуков. Так, для звонких согласных исключаются обратные слоги (типа аж).

Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом — по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей.

Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии.

Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных Д - Ги Д' - Т'.

Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма — что помечено в конкретных упражнениях).

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных