ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приклеить — отклеитьВнести — вынести Принести —... Вложить —... Привязать — Впустить — Привыкнуть — Влезть — Пристегнуть — Вкатить — Привезти — Влететь — Пригнуть — Вползти — Составить с некоторыми из них словосочетания. 2. Сходны или различны по значению приставки в следующих словах: придвинул - пододвинул, искупал — выкупал, вымазал — измазал, построил — выстроил, выгладил — отгладил, напугал — испугал. 3. Какими приставками можно выразить начало, а какими — конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за-, по-, от-, пере-, на-). гремел, сиял, волновался, шумел,стучал, цвел, смеялся, точил, стучал. 4. Выписать в два столбца слова с приставкой пере-: а) в значении повторное действия; б) в значении чрезмерного действия: перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул. 5. Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-): — бежать в комнату, — ставить стул, —писать письмо, —брать грибов, —вязать рану, —колоть орех, —бить гвоздь, — кутать куклу, — качаться на качелях, — путать буквы. 6. Записать, выбрав подходящее по смыслу слово: Машина... мимо дома. К нам в гости... бабушка. (приехала, проехала) В Москве пассажиры сделают... (посадку, пересадку) С деревьев... листья. Птицы... на юг (улетают, слетают) 7. Под карточками со словами «крепко» и «насквозь» расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже: пробил — прибил промёрз — примёрз прошил — пришил проколол — приколол Устно составить предложения с этими словосочетаниями. 8. Выписать в две колонки слова с приставками: пои под- подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подрался, подавился, поддакивать, подавать. 9. Чем различаются слова: оклик — отклик опечатки — отпечатки поделка — подделка оговорка — отговорка поставка — подставка подсказка — присказка Составить с ними словосочетания. 10. Выборочный диктант (записать глаголы, имеющие приставки): Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах. (По Г. Маркову.)
Суффикс
1. Прослушать отрывок: Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (Н. Сладкое.) Как изменится текст, если из подчеркнутых слов убрать суффиксы? 2. Какое из слов является «лишним»: избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца. 3.Какие из слоз не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины: лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост? 4. Используя суффиксы, образовать от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой. Образец: человек - человечек - человечище. Кулак —... — нос —... — рука —... — сапог — … — плечи —... — усы —... — голос —... — нога —... — глаза —... — волосы —... — клюв —... — хвост —... — 5. Составить словосочетания из слов: § оглянулся, огляделся (кругом, назад); § раскинул, раскидал (игрушки, руки); § непонятная, непонятливая (ученица, задача); § волнующая, волнистая, взволнованная (линия, музыка, сестра).
Закрепление темы: «Состав слова»
1. К данным ниже схемам подобрать из книг слова соответствующей структуры по образцу:
2. Самостоятельная работа. Данные на доске (на карточке) предложения записать графически, отражая состав слов. Образец:
Солнышко растопило тонкий ледок. Небо затянули осенние тучи. Голоса птиц наполнили весенний лес. Сосульки свисают с крыш. Распугали птиц утренние заморозки. Старик починил рыболовную сеть. Вяз озяб, и дуб замёрз, насквозь продрогли ёлки. 3. В данной ниже юмореске выделить сложные слова (имеющие два корня):
О ПОГОДЕ По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидаются зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара — землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелеты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав... Среднегодовая температура в пределах нормы. (По материалам «Клуба ДС» Литературной газеты.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|