Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приклеить — отклеить




Внести — вынести

Принести —...

Вложить —...

Привязать —

Впустить —

Привыкнуть —

Влезть —

Пристегнуть —

Вкатить —

Привезти —

Влететь —

Пригнуть —

Вползти —

Составить с некоторыми из них словосочетания.

2. Сходны или различны по значению приставки в следующих словах:

придвинул - пододвинул, искупал — выкупал, вымазал — измазал, построил — выстроил,

выгладил — отгладил, напугал — испугал.

3. Какими приставками можно выразить начало, а какими — конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за-, по-, от-, пере-, на-).

гремел, сиял, волновался, шумел,стучал, цвел, смеялся, точил, стучал.

4. Выписать в два столбца слова с приставкой пере-:

а) в значении повторное действия;

б) в значении чрезмерного действия:

перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.

5. Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-):

— бежать в комнату, — ставить стул, —писать письмо, —брать грибов, —вязать рану, —колоть орех, —бить гвоздь, — кутать куклу, — качаться на качелях, — путать буквы.

6. Записать, выбрав подходящее по смыслу слово:

Машина... мимо дома.

К нам в гости... бабушка. (приехала, проехала)

В Москве пассажиры сделают... (посадку, пересадку)

С деревьев... листья.

Птицы... на юг (улетают, слетают)

7. Под карточками со словами «крепко» и «насквозь» расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:

пробил — прибил

промёрз — примёрз

прошил — пришил

проколол — приколол

Устно составить предложения с этими словосочетаниями.

8. Выписать в две колонки слова с приставками: пои под-

подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подрался, подавился, поддакивать, подавать.

9. Чем различаются слова:

оклик — отклик

опечатки — отпечатки

поделка — подделка

оговорка — отговорка

поставка — подставка

подсказка — присказка

Составить с ними словосочетания.

10. Выборочный диктант (записать глаголы, имеющие приставки):

Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах. (По Г. Маркову.)

 

Суффикс

 

1. Прослушать отрывок:

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (Н. Сладкое.)

Как изменится текст, если из подчеркнутых слов убрать суффиксы?

2. Какое из слов является «лишним»:

избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца.

3.Какие из слоз не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины:

лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост?

4. Используя суффиксы, образовать от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой.

Образец: человек - человечек - человечище.

Кулак —... —

нос —... —

рука —... —

сапог — … —

плечи —... —

усы —... —

голос —... —

нога —... —

глаза —... —

волосы —... —

клюв —... —

хвост —... —

5. Составить словосочетания из слов:

§ оглянулся, огляделся (кругом, назад);

§ раскинул, раскидал (игрушки, руки);

§ непонятная, непонятливая (ученица, задача);

§ волнующая, волнистая, взволнованная (линия, музыка, сестра).

 

Закрепление темы: «Состав слова»

 

1. К данным ниже схемам подобрать из книг слова соответствующей структуры по образцу:

 

2. Самостоятельная работа.

Данные на доске (на карточке) предложения записать графически, отражая состав слов.

Образец:

 

Солнышко растопило тонкий ледок. Небо затянули осенние тучи. Голоса птиц наполнили весенний лес. Сосульки свисают с крыш. Распугали птиц утренние заморозки. Старик починил рыболовную сеть. Вяз озяб, и дуб замёрз, насквозь продрогли ёлки.

3. В данной ниже юмореске выделить сложные слова (имеющие два корня):

 

О ПОГОДЕ

По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидаются зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара — землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелеты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав...

Среднегодовая температура в пределах нормы.

(По материалам «Клуба ДС» Литературной газеты.)

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных