ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УТОЧНЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
Слова - «сорняки»
Прослушать стихотворение:
Слова бывают разные, бывают неотвязные. Вот, например, к Володе пристало слово «вроде». Он «да» не скажет никогда. - Обедать будешь? - Вроде да. Спросите у Володи: - Ты пионер? — «Да вроде...» Работал в огороде? А он опять: «Да вроде» Слова бывают разные: хорошие, простые, Слова бывают праздные, ненужные, пустые. (А Барто.)
В последующей беседе выяснить, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям. Рекомендовать отучиться от навязчиво повторяющихся слов (ну, это, вот, значит и т.п.).
Слова - «приятели» (синонимы)
1. Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу: а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твёрдый, раньше, льётся; б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь, жёсткий, прежде, течёт. 2. Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением): § грустный, печальный, унылый, глубокий; § храбрый, звонкий, смелый, отважный; § слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; § понять, разобраться, запомнить, уразуметь; § думать, ехать, размышлять, соображать. 3. В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова: § свежая пища, запас корма, вкусная еда; § наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя; § неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт; § быстрый конь, скорый поезд, стремительная река, поспешный отъезд; § неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладынй подросток, угловатая походка; § ценный груз, тяжелая ноша, ручная кладь, громоздкий багаж. 4. Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое - в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок: § приехал, прибыл, прикатил; § пришел, пожаловал, заявился; § бросился, ринулся, накинулся; § ворвался, вторгся, вломился; § отскочил, отпрянул, шарахнулся. 4. Прослушать сказку «Тигр-лев и лев-тигр»:
Тигр-лев — это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная, желтая. Лев-тигр — наоборот. Сначала желтая, потом черная. И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот какой тигр-лев. Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе — левой, правой, левой, правой и зарычал, как большой: ррры! Лев-тигр, назло ему, сперва был не большим, а потом стал не маленьким и зарычал по-своему: ыррр! — и пошел правой, левой, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, а не вертел, как тигр-лев. И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса. Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробежаться. Тигр-лев побежал пройтись. А откуда они взялись? Лев-тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы. (Е. Измайлов.) Выяснить, как дети поняли смысл сказки. При повторном чтении рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.
Слова - «неприятели» (антонимы)
1. Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение: Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно! (По Н. Сладкову.) 2. Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький: ... пенёк опрокинул... воз.... дело лучше... безделья. Даже самое... дерево выросло из... семени. В... лодку... груз не кладут.... крючком... рыбу не выудишь. 3. Подобрать антонимы к выделенным словам: Летний день — за... неделю. У короткого ума... язык. Ради нового дружка... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а... к небу тянется. Знай больше, а говори.... 4. Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный. Прослушать стишок: Карандашик, что грустишь? «Был большой, а стал малыш». Что ж, зато хозяин твой был малыш, а стал большой. 5. Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала — потом, был — стал и ДР-) 6. Прочитать (прослушать сказку). Указать в тексте слова: а) близкие по значению словам грустить, грустный; б) противоположные им по значению.
«ПОГРУСТИЛИ» Жил-был очень грустный человек. Ну, а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошёл он поискать кого-нибудь, чтобы вместе погрустить. Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает: - Ты, ива, грустишь или печалишься? - Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже. - Пойдем со мной вместе попечалимся. Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил. - Почему, аист, клюв повесил? - Потому, что я не весел. - И мы невесёлые. Пойдём с нами! - Пошли. Шли-шли, видят, унылый дождик идёт. - Иди, унылый, к нам в компанию. - Не всё ли равно, куда идти, — отвечает дождик и за ними пошёл. Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке. - Ого, — кричат, — сколько нас! Ну, теперь погрустим как следует! Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невесёлые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели — чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели — за животы схватились. Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно! (Е. Измайлов.)
6. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч): день — утро — восход— весна — зима — завтра - рано - близко - низко — редко -медленно — просторно — радостно — темно - сел — взял — нашел — забыл — уронил — насорил — выпрямил — легкий — высокий — больной — чистый - частый — жесткий -.... 8. Указать слова-антонимы в пословицах: Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жестко спать. 9. Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению: Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я …, а деревьям.... (Дятел.) (Б. Тимофеев.) 10. Подобрать антонимы к выделенным словам: На пляже песок сухой, а у воды.... Переходя улицу, смотри налево, а потом.... В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через.... В поезде дудушка спал на нижней полке, а я на... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он… У берега озеро мелкое, а дальше.... 11. Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания: «... поучусь, а... погуляю», — говорит ленивый. «... погуляю, а... поучусь», — говорит прилежный». (К. Д. Ушинский) 12. Прослушать (прочитать) текст: Мороз весной особенный. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце — горит. С зелёных осин — капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне стволов блестит вода, теневая затянута коркой льда. Днём плавятся и горят снега, ночью пощёлкивает мороз. (По Н. Сладкову.) 13. К данным ниже словам подобрать из предыдущего текста слова с противоположным значением: в тени — (на солнце). Мёрзнет —.... Капельки —.... Солнечная —.... Вода —.... Днём —....
Слова-«близнецы» (омонимы)
1. Прослушать стихотворение: Шел я с сумкой за плечом, вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В. Лифшиц.) Какие два слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения? 2. Из данных словосочетаний составить предложения: § прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ; § острая коса, длинная коса, песчаная коса; § острые ноготки, душистые ноготки; § меткий лук, зелёный лук; § хвойные леса, строительные леса; § неглубокая норка, пушистая норка. 3. Выделенные слова заменить другими, близкими по смыслу:
Дождь пошёл и не проходит. Дождь идёт, хотя не ходит. Он будет лить часы подряд на крыши, на дорогу. Об этом тучи говорят, хоть говорить не могут. (А. Барто)
4. Какими словами описывает автор дождь? Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк. (Н. Сладкое.) Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, крапает, стучит,...). 5. Заменить глагол бежит близким по смыслу: время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли. Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю? 6. Объяснить значение выделенных слов:
Говорят: часы стоят, говорят: часы спешат, говорят: часы идут, но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, а часы висят на месте. (В. Орлов.)
7. В каких из данных ниже словосочетаний слово земля употреблено в значении планета, суша, территория, почва, край? Земля отцов, вращение Земли, песчаная земля, увидели землю, земля заповедника. 7. Придумать предложения со следующими словосочетаниями: § дружный класс, чистый класс; § родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола. 8. Прослушать загадку:
Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём. Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам, вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице шагаем... Но чуть вечер на порог, остаёмся мы без ног. А безногим - вот беда! — ни туда и ни сюда. Что ж, полезем под кровать, будем там тихонько спать. А когда вернутся ноги, вновь поскачем по дороге! (Детские ботинки.) (К. Чуковский.)
Выделить в тексте слова, обозначающие движение. В каком значении (буквальном или переносном) употреблено выражение Остаёмся мы без ног. Употребите то же выражение во втором значении. 9. Объясните прямой и переносный смысл выражений: намылить шею, прикусить язык, развязать руки, поджать хвост; развесить уши, хлопать глазами, опустить руки, ставить подножку, сесть на весла, засучить рукава.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|