ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Группка — крупка — хрупко5. Дифференциация звуков в словах: а) устно — поднять буквы г, к, х; б) письменно (выборочно — слова доступные по написанию): прохожий, прыгал, разогреть, приказал, восход, закат, храп, нагибать, пароход, скачки, включил, слагаемое, хохлатый, хохолок, оглобли, оглохли, рубашка, рубаха, застегнул, застежка, тихо, тикал, гречиха, хилый, характер, характеристика, хоккей, хомяк, хохот, горох, орех, грохот, крохотный, нарасхват, недотрога, перекрёсток. 6. Определить место звука х в словах (по цифровому ряду): кухня, глухарь, нахохлился, прохлада, выпорхнул, хихикать, разруха, хрустеть, тихонько, тихохонько, гречиха, черноухий, верховодил, черепаха, грохот, хохотал. 7. Предложения для анализа и записи: Хороши картинки в книге. Мы всем классом ходим на каток. Снежок мягок, как пух. На берегу бухты маяк. Грачи ходят за плугом. Хрупок ледок на реке. На сухом песке грелась гадюка. На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков горох. 8. Слуховой диктант: У Галочки жила кошка Гулька. У Гульки были крохотные котята. Они жили в уголке. Раз на окно взлетел петух. Гулька кинулась на петуха. Началась драка. У кошки глаза сверкали, а от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха. 9. Графический диктант: Зимой нашел я на реке бобровую хатку. На верхушке ее снег подтаял. Кругом следы волков. Видно, приходили голодные бродяги. Хатка сверху обмазана грязью. Грязь от холода закаменела. Только и могли волки когтями хатку поцарапать. Весной захотелось мне взглянуть на хозяйственных бобров. Тихо подхожу к их хатке. Вдруг из хвороста выпорхнула птичка и давай стрекотать. Услыхали ее крик бобры и мгновенно скрылись.
С-Ц
1. Вычленить звуки из слов. 2. Сравнить звуки по артикуляции (обратить внимание учащихся на звуковой состав аффрикаты ц: слитно произносимые компоненты г и с). 3. Дифференцировать их в слогах различных типов (устно; письменно). 4. Дифференциация в словах: а) сопоставить по смыслу и звучанию: свет — цвет сабля — цапля сел — цел свести — цвести; б) поднять соответствующую букву: целина, прислал, сокол, ценить, пальцы, пояс, рельсы, пыльца, сено, пятница, колесо, кольцо, настенный, полотенце, пальтецо, соболь, куница, улица, граница, полоса, триста, двадцать, перец, пересадка, офицер, выставка, оценка, проценты, хвост, отец, овёс, певец. 5. Прочитать слова, вставляя обе пропущенные буквы: с и ц (поднимать буквы в порядке их следования в слове): -ини-а, -толи-а, -епить, -и-терна, -пи-а, -квор-ы, ле-тни-а, -ахарни-а, гу-ени-а, -олн-е, пе-ы, --ена, ре-ни-ы, ме-я-. 6. Изменить слова по образцу. Образец: коса - косица, странник - странница. лиса —... спутник —... сверстник —... сестра —... вестник —... крестник —... 7. Повторить скороговорки: Лошадка с ленцой, лисица с хитрецой. Цветик-семицветик, семицветик-цветик. 8. Предложения для анализа и записи: Над лесом солнце. Расцвела сирень. Уже рассвело. У куста свистит синица. Лисица сцапала цыплёнка. Птица перекликалась со своими птенцами. На сухой скале расцвёл цветок. В садах появились гусеницы. Овца отстала от своего стада. Коню насыпали овса. На рассвете запели скворцы.
Ч – Г
1. Вычленить звуки из слов. 2. Сравнить по артикуляции (рассмотреть звуковой состав аффрикаты ч: слитно произносимые компоненты т'щ'). 3. Дифференцировать в произношении и письме в слогах типа: ти — чи че — те — че тич чать чти 4. Дифференцировать звуки в словах-паронимах (сопоставление слов по смыслу и звучанию, составление устных предложений с ними): Мяч — мять чёлка — тёлка Чашка — тяжко Печь — петь Чесал — тесал Прячь — прядь Вечер — ветер Плети — плечи Речка — редька 5. Дифференцировать звуки в словах (поднять соответствующие буквы): качели, хотели, утёнок, ученье, перочинный, картина, бочонок, котёнок, плетёный, печёный, почётный, круча, крутит, сверчок, потёк. 6. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию звуков ч, т): врач, брать, пятёрка, беречь, новости, метель, четверг, вытер, вечер, плачет, платил, вычитание, стирка, пчела, летел, лечил, водичка, водить. 7. Определить место звука в словах (по цифровому ряду): ч — стучал, чучело, точечки, столичный, тысяча, распечатал, стручок, чемоданчик, торчать, чересчур, находчивый, чистосердечный, течёт; т - терпеть, тетерев, потерять, тяжесть, часть, требовать, чтение, учитель, третий, увеличить, теребить, четверть, тюбетейка, чистить. 8. Изменить глаголы по образцу, следя за чередованием звуков ч — т' в основе глаголов. Образец: вертеть — я верчу — он вертит. лететь – я, он, она… катить – я, он, она… молотить – я, он, она… заметить – я, он, она… но: хотеть - я хочу - он хочет (проспрягать полностью). 9. Проспрягать глагол хотеть в сочетании с глаголами учить, чертить, читать. Образец: Я хочу читать. Мы хотим читать. 10. Составить словосочетания со словами точь-в-точь, чутьчуть. 11. Назвать слова, включающие данные слоги: -чить — учить, поручить, лечить, выручить -чать — печать, молчать, кричать, стучать, поскучать, ворчать -теч — аптечка, местечко, утечка -тич — птичка 12. Четко повторить пословицу, потешку, загадку: Учить — ум точить. Течёт речка, печёт печка. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись все мальчики в тёмные чуланчики — каждый мальчик — в свой чуланчик. (Перчатки.) 13. Предложения для анализа и записи: Белочка прячет орехи в укромное местечко. Надо чинить выключатель. Девочка хочет посидеть в тенёчке. Прогладь наволочку горячим утюгом. Пора топить печи. У ворот мычит чужой телёнок. Славно в зимний вечер лежать на тёплой печке. 14. Данные ниже глаголы выписать в два столбца в соответствии с вопросами: что делать? что сделать? Приучать Приучить Различать, различить, получать, получить, встречать, встретить, приручать, приручить, отмечать, отметить, включать, включить. Логопед должен обратить внимание учеников на различие смысловых оттенков у этих родственных слов. Устно включить их в словосочетания (предложения). Например: Непросто приручать диких животных, но их можно приручить. Мне приходилось зимой встречать зайцев, не ещё не удалось встретить лисицу. Следует ежедневно отмечать отсутствующих в журнале. И сегодня надо отметить их. 15. Прочитать стихотворение, вставляя пропущенные буквы ч и г
Буквы разные писа-ь Тонким перышком в тетрадь у-ат в школе... Вы-ита-ь и умножа-ь, малышей не обижа-ь К -етырём прибави-ь два, по слогам -ита-ь слова у-ат в школе... Книжки добрые люби-ь и отзыв-ивыми бы-ь у-ат в школе, у-ат в школе, у-ат в школе! (М. Пляцковский.)
Ч - Щ
1. Вычленить звуки из слов (в начальной позиции). 2. Сравнить по артикуляции: ч(т'ш') — взрывной, краткий звук. щ (ш'ш') — щелевой, долгий звук. Оба звука мягкие. Имеют общий компонент. 3. Устно и письменно дифференцировать в слогах типа: ча – ща Ща — ча — ща Чащ — щач 4. Дифференцировать слова-паронимы: Челка — щелка щётки — чётки Плач — плащ Мочь — мощь Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|