ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оглушение звонких согласных
Тема. Оглушение звонких согласных в середине слова. Цель. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных. 1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно): а) чашка — ложка
б) ветка – лодка
В каждой паре слов выделить третий звук: а) в обоих словах слышится (произносится) ш; б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов. Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство,' звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о). Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный (см.табл.):
2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):
3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка. 4. Проверить сомнительные согласные в словах: …-Лавка …-полоска Шубка …-селедка …-Матрешка …-обложка …-Тетрадка …-сказка …-Плитка …-крышка 5. Прочитать; подобрать проверочные слова; записать, вставляя пропущенные согласные: Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.) 6. Вставить после проверки пропущенные согласные: Ры-ка мелка, да уха сла-ка. Садись ря-ком да поговори ла-ком. На мы-ку и ко-ка зверь. По у-кой доро-ке гусиным ша-ком гусиное войско шагает гу-ьком. Явился в жёлтой шу-ке прощайте, две скорлу-ки! (Цыплёнок.) Падают с ве-ки золотые моне-ки. (Листья.) Похлопочет над цве-ком и поделится ме-ком. (Пчела.) (А. Рождественская.) 7. Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов: - - шка (чашка, кошка, вышка, мышка, кашка,сушка, пышка) - - - шка (клюшка, плошка, брошка, плюшка, крошка, крышка) - - - - шка (рубашка, катушка, подушка, лягушка, окрошка, засушка) - - - - - шка (братишка, покрышка, верхушка, картошка, старушка) - -жка (ножка, ложка) - - - жка (пряжка, стёжка, кружка) - - - - жка (стрижка, фуражка, стружка, сережка, варежка, обложка) - - - - -жка (сыроежка, застёжка, подножка) - -дка (лодка, кадка, будка, дедка) - - - дка (грядка, грудка, сводка, прядка) - - - - дка (загадка, соседка, отгадка, посадка, беседка) - - - - -дка (разведка, проводка) - -тка (нитка, сетка, ветка, ватка, детка) - - - тка (клетка, плитка, глотка, плётка) - - - - тка (пилотка, палатка, попытка) - - - - - тка (таблетка, конфетка, кроватка) - - - ска (краска, сноска, описка) - - - - ска (коляска, записка, полоска, вывеска) - - - - - ска (прописка, колбаска, подвеска, подписка) - - зка (вязка) - - - зка (указка, смазка, слёзка, сказка, связка) - - - -зка (берёзка, завязка, вырезка, замазка) - - - - - зка (погрузка, подрезка) 8. Наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов проводится аналогично изложенному ранее рассмотрению случаев оглушения в середине слов. Проверить сомнительный согласный в конце слова: а) устно — с перекидыванием мяча либо с подниманием соответствующей согласной буквы; б) письменно (выборочно). Образец: лёд - ледок (д). п — б — суп, краб, зуб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб; д — т — сад, завод, крот, мёд, народ, невод, лёд, труд, пилот; ш — ж — малыш, шалаш, рожь, ландыш, нож, ёрш, ёж; с — з — мороз, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус; ф — в — клюв, шкаф, обувь, шарф, морковь, посев, жираф, бровь; к — г — стук, утюг, овраг, флаг, берег, шаг, друг, фартук. 9. Прочитать и записать слова, вставляя подходящие буквы. Устно проверить последний согласный в слове. Л - в Г - з Р - д С -д С - г Г - б В - г Д - г Слова для справок: лев, лов; рад, род, ряд; снег, стог, слёг, слог; враг, визг; глаз, груз, грыз; след, стыд, свод; горб, гриб, герб, груб, грёб; друг, долг. 10. Прочитать пары слов, сравнить по смыслу, звучанию, написанию. Подобрать проверочные слова, составить предложения (словосочетания). Образец: цветущий луг (луга), горький лук (луковица). Пруд — прут, плод — плот, молод — молот, лёд — лёт, рот — род, сток — стог, серб — серп, гриб — грипп. 11. Прочитать загадки, пословицы, вставляя пропущенные согласные. Подобрать проверочные слова: Кто любит тру-, того люди чтут. Бро-ь да гларя-ком живут. На языке мё-, а под языком лё-. Спасибо, моро-, что снегу нанё-. Без ру-, без но-, а рисовать умеет. Пей, ешь, а правду ре-ь. Какокорень, такои пло-.
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Бу-ь попрочнее старый та-, длиннее был бы мой расска-. (С. Маршак.)
Восемь но-, как восемь ру-, вышивают шёлком кру-. Мастер в шёлке знает тол-. Покупайте, мухи, шёл-! (Паук.) (В. Фетисов.)
12. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки по наличию звонкого или глухого согласного: а) кни-ка, кры-ка, ча-ка, ко-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, пря-ка, теле-ка, покры-ка, серё-ка, доро-ка, опу-ка, кру-ка, стру-ка; б) була-ка, кно-ка, коро-ка, попра-ка, су-ки, мо-ки, клу-ки, про-ка, лоша-ка, ве-ка, коля-ка, ре-кий, ни-кий, ре-кий, сле-ки, шка-чик, рука-чик, бли-ко, гла-кий; в) но-, гла-, страу-, голо-, докла-, сапо-, кру-, вол-, вра-, стол-, мое-, тор-, малы-, бага-, похо-, камы-, гара-, солда-, шар-, уло-, прили-, рука-, рыболо-.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|