ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО
Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой, для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Последовательность операций такова:
Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно, например:
Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи" между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.
§ Показ предметной картинки. § Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции — звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (губы). § Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. § Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны). § Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б - гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д... § Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.
Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол). Буква вписывается в силуэт дятла. Вывод: запоминаем наши «опоры»: звук Б — «взрываются» губы; буква - хвост белки (вверх); звук Д - язык упирается в десны; буква - хвост дятла (вниз). 1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).
2. Поэлементная запись букв с проговариванием. 3. Выборочный диктант слогов: а) диктовка серии (не более 1-го — 2-х раз); б) отраженное проговаривание хором; в) запись серии. 4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.) 5. На доске записаны слова с пропущенными буквами: — елил -ал про—ел Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шжжжжжжжжжжжжлщзьатруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б и д цветным карандашами. (На доске не должно быть осстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.) 6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12–16 картинок, например: Обезьяна Сундук Булка , барабан Радуга Дедушка Бублики Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях: б, д, б, бб, д, дд, бб... (т.е. все картинки «шифруются»). (Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв, каков темп работы?). Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. 7. ставить все эти картинки в два ряда - по наличию звука Б или Д. 8. Запись под диктовку слов в 2 столбца - по наличию звука Б - Д: дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый (СНОСКА: Слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки:), рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен. 9. От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например: бежал – добежал брёл —... Брал —... Белил — Бил —... Брил —... Устно составить словосочетания: 10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д: а) У Ли-ы голу-ой -ант. Ва-им -ал -ругу -улку. Весь -ень и-ёт -ождь. У -а-уижи наря-ная -лузка. На -иване -елая по-ушка. Завтра -у-ет холо-ная пого-а. б) -о-авка-о-рый-орь-аса-ово-ы-о-рался -оро-а-рига-а-у-ильникпо-ерёзовик-лю-це Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|