ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Первый способ обозначения мягкости согласных (посредством гласных 2-го ряда)
Тема. Сходство парных гласных. Цель. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него). 1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков):
Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему? 2. Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): о э —? и т.д. 3. Прочитать данные ниже слова, указать, являются ли гласные в данном слове парными, и затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки: Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар. 4. Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные: Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошел к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры. 4. Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные. Тема. Различие парных гласных. Цель. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. 1. Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный м попарно с гласными первого, затем второго ряда.
При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными я, с и др. 2. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных: а) изолированно — услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча): б - б', в - в', г — г', д и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый; б) в слогах (перекидывая мяч): да-дя, ро-рё, ня-на, до-де, со-сё, вё-во, ду-дю, фы-фи, лю-лу, ды-ди ту-тю, би-бы. 3. Диктант слогов (записать только слоги, содержащие мягкий согласный): а) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла; б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю... 4. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий). Объяснить разницу в написании слов: мал — мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол — вёл. 5. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова: начинать — начинять, потомки - потёмки, поток — потёк, слог — слёг. 6. Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным: Я во двор вола вела. За рога вола вела. Я вела во двор, а вол в огород меня завёл. 7. Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный. Образе ц: ф' - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм... 8. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами: а - я Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчеригр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Нади Д-ша ед-т кашу. Юрбыл р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду. а - е Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з. у - ю Отец послал Петна почт-. Л-ся л-битл-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школЛ-шу. Н-жно полить вишни-. Дифференциация гласных Ы - И 1. Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда): Мы — ми Ни — ны Ди — ды Бы — би Ли — лы Ры — ри Вы — ви Ти — ты 2. При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или и): пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг. 3. Прослушать стихотворение.
ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ - Что глядишь, корова, строго и сурово? - Мишка-лодырь через а написал «карова». Напишите вы «Мишка» через ы. Проучите Мишку - превратите в мышку. Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать. (С. Погореловский.)
4. Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы: нИть, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть. 5. Прочитать и записать слова, вставляя буквы ы, и: Сл-в- К-т- Н-тк- Л-п- Р-б- В-шн- М-ш- П-л- В-лк- Пл-т- Л-ж- Хр-п- Пт-ц- С-льн-й С-т-й Г-р- Х-л-й М-л-й Ж-р- Ш-н- 6. Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча). Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук — ы или и, например: рама - рамы (ы), тетрадь — тетради (и), стена - стены (ы) и т.д. 7. Разложить картинки, изображающие множество предметов, в две группы по наличию в окончании гласного ы или и: столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ... 8. Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и: У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы. 9. Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и: а) Эти в-шн-, эти сл-всаммсажал-. Эти куст-кмал-нсампол-вал-. б) У М-шж-лбел-е м-ш-. УЛюсс-н-е бус-. На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню. Текст для графического диктанта: Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|