ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сложные формы звукового анализа
Тема. Звуковой анализ односложных слов. Цель. Упражнение в определении количества и последовательности звуков в слове. Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки: 1. Девочка уронила чашку и ахнула. 2. Мальчик ушиб колено — и охнул; «услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!» 1. Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой 10+1 и составим слово из разрезной азбуки. (То же - со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова).
НАОБОРОТ Слово ОХ и слово АХ заблудились в трёх соснах. И сказало ОХ со вздохом: - Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово АХ: - Ах, как страшно в трёх соснах! И заохали, и заахали, и зажмурились и заплакали: - Ох-ох! Ах-ах! Что за ужас! Что за страх! Прибежало слово ЭЙ! Закричало слово Эй! - Эй, друзья, повеселей! Эй, ребята, посмелей! С плачем дело не пойдет! Надо бы наоборот: Коль беда случилась с вами, станьте бодрыми словами! Переставьте буквы – улыбнётесь вдруг вы!
Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается стихотворение.
И сказало ОХ: «Хо-хо! В самом деле, как легко! И сказало Ах: «Ха-ха! В самом деле, чепуха! Заблудиться в трех соснах Можно только лишь со сна!» И по лесу далеко побежало: «Хо-хо-хо!» А потом издалека доносилось: «Ха-ха-ха!» И когда их голос стих, тут окончился мой стих
Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах. 2. Расставить по местам перепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов.
ЕРАЛАШ Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот. В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Это что за ералаш? Заточите карандаш. Я приказываю вам Всех расставить По местам!
3. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь полученных слов. «8: 0» Если штангой сделать эМ, Если штангой сделать эЛ, И забить в ворота Е-будет МЕЛ.
Если О забить, как гол, Будет МОЛ. У забьём: вратарь уснул! Будет - МУЛ. И - МИЛ, Ы - МЫЛ, А - МАЛ, Я - МЯЛ, Ё - МЁЛ, Восемь — ноль! (И. Токмакова.) 4. Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом. Образец: дом — дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым. Сон, бак, сок, пил, вал, мел. 5. Из данных ниже слов получить другие путем замены а) начальной согласной буквы: точка, балка, лук, лак, ком, день, педаль, макет б) конечной согласной буквы: сыр, сон, кот, сук, мак, стоп Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом. 6. Рассмотреть рисунок, посчитать, сколько названий предметов начинается на звук К, а заканчивается звуком А.
7. Написать в клетках слева слова, которые оканчиваются буквой Т, а справа — слова, которые с этой буквы начинаются.
8. Тема: «Работа с текстом стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась». Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа. Ход занятия Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и исправить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу. БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась: заскочила в чей-то дом и — хозяйничает в нём! Но едва туда вошла буква-озорница, очень странные дела начали твориться...
Закричал охотник: — «Ой! Двери гонятся за мной!»
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зелёный лук с длинными усами!.. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки, на головах у нас — щенки.
Синеет море перед нами, летают майки над волнами. Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке! Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом.
Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.
На виду у детворы крысу красят маляры. Миша дров не напилил, печку кепками топил.
Жучка будку не доела: - не охота, надоело…
— На болоте нет дорог, Я по кошкам скок да скок (А. Шибаев.) Задания по тексту: § чтение стихотворения по фрагментам; § восстановление текста; § показ «буквы-хозяйки» (из кассы букв); § запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например: двери -...? лук -...? будка -...? 9. Дать ответ на «Загадку».
Они, как я заметила, везде и всюду есть: в руке их только четверо, зато в кармане — шесть. Я шесть их вижу в радуге и, если сосчитать, то сразу сами скажете, что их в арбузе — пять! (Н. Разговоров.)
Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз. Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд 10. Перед каждым учеником ряд цифр (1–9). Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука». Уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби, малыш, грузовик...
Позиционный анализ звуков в слове 1. Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий. В качестве речевого материала используются любые из ранее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением. 2. Вписать по образцу буквы, обозначающие: третий звук в словах: кусты, скорый, белка; четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т.п.
Устно указывают предыдущий и последующий звуки. 3. Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда): четвертую букву слова машина, объяснить написание; пятую ««пружина; пятую ««стучал и т.д. — с повторением правил: кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|