Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности лепки в детском саду




Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него фор­мируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространствен­ного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское твор­чество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребе­нок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразитель­ные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объем­ному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их мож­но использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован. По-разному воспринимается детьми, например, еловый лес с грибами нарисованный и вылепленный.

Основным выразительным средством лепки является пластич­ность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Глядя на прекрасную по форме декора­тивную вазу, мы говорим: «Какая пластичная форма!» Выразитель­ное слово при характеристике художественной вещи помогает фор­мированию ее восприятия, рождению яркого образа, у ребенка раз­вивается очень важная способность - умение выразить словом эсте­тическое чувство. Поэтому, характеризуя форму вазы, мы употреб­ляем эпитеты «пластичная», «музыкальная линия», «струящаяся ли­ния контура», подчеркивая ими плавность линии и соразмерность частей вазы. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пла­стичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет передавать движение в рисунке. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь более точного и выразительного изображения движения. Поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. Только в процессе конструирования из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выра­зительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову ле­пить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кащея Бес­смертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для лепки кукол они выбирают приятные для глаза цвета и находят выразительные детали (яркий бантик, декоративные элементы). Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке.

Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.

Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в доизобразительном периоде развития, в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с 3 лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки, у него появляются навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руково­дства взрослых. Два основных условия развития способностей: ре­бенок с близкого расстояния, без торопливости увидел, что проис­ходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого; этот материал всегда должен находиться в доступном для ребенка месте. К 5 годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появилось умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребе­нок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.

Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда фантастическим переосмыслением реальной действительности. Например, девочка, получив в подарок кусочек коричневого пластилина, вылепила из него пингвина и могильную плиту и объяснила, что у пингвина умерла жена и он сидит на ее могиле. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий дол­жен быть очень чутким, чтобы не превратить живое творчество в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое от­ношение к образу, который он создает в лепке. Игровой мотив леп­ки - один из ведущих в деятельности дошкольника, и нужно под­держивать его, чтобы не прекратился процесс творчества. Без мо­тивации лепка превратится в неинтересное для ребенка изготовле­ние статуэток из пластилина. Воспитателю нужно находить инте­ресные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке.

 

Вопросы для закрепления

1. Какие способности развиваются у детей на занятиях лепкой?

2. Что является основным изобразительным средством в лепке?

3. Дайте характеристику основных видов лепки.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных