![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 6. Теория аргументацииСеминарские занятия – 1 (2) Вопросы семинарского занятия
1. Аргументация и убеждение. 2. Структура демонстрационного рассуждения. 3. Виды доказательств и их правила.. 4. Понятия убеждения. Убеждение и вера. Аргументация как логическая основа формирования убеждения. Проблемные вопросы для самостоятельного изучения 1. Логические виды аргументации: доказательство, опровержение, объяснение, подтверждение, интерпретация, оправдание. 2.Понятие научной аргументации. Правила аргументации. 3. Спор и дискуссия как разновидности аргументации. 4.Уловки споров и способы их нейтрализации Темы рефератов
Доказательство и опровержение. Роль аргументации в принятии научных положений. Аргументация как логико-коммуникативный процесс Структура и виды аргументации Виды споров. Эмпирическая аргументация, теоретическая аргументация. Контекстуальная аргументация. Объяснение и понимание в аргументации. Литература основная
Алексеев А.П. Аргументация, познание, общение. М., 1990. Асмус В.Ф. Учение логики Брутян Г.А. Аргументации. Ереван, 1984. Буш Г.А. Диалогика и творчество. Рига, 1985. Батофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. Загадка человеческого понимания. М., 1991. Ивин Л.А. Основы теории аргументации. М., 1997. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967. Об искусстве полемики. М., 1982. Осипова В.Г. О природе софистики. Ереван. 1984. Основные понятия: аргументация, опровержение, доказательство, тезис, антитезис, спор, дискуссия, формы доказательства. Виды демонстрации, спор, объяснение, подтверждение, интерпретация, оправдание.
III КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УМК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА» Вопросы к зачету 1. Предмет логики. Понятие логической формы. 2. Понятие логического закона. 3. Язык как знаково-информационная система. Виды языков. 4. Основные законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания). 5. Имя и понятие. 6. Объем и содержание имени. Закон обратногоотношения между объемом и содержанием имен. 7. Виды имен. 8. Отношения между объемами имен. 9. Обобщение и ограничение имен. 10. Определение и его виды. 11. Правила определения и ошибки при их нарушении. 12. Деление и его виды. Классификацияи типология. 13. Правила деления и ошибки при их нарушении. 14. Атрибутивные высказывания, их структура и виды. 15. Распределенность терминов в атрибутивном высказывании. 16. Отношения между атрибутивными высказываниями. Логический квадрат. 17 Понятие силлогистики. 18. Простой категорический силлогизм, его фигуры и модусы. 19. Правильные и неправильные силлогизмы. Круги Эйлера как способ определения правильности силлогизмов. 20. Основные правила простого категорического силлогизма. 22. Фигуры категорического силлогизма, их правила. 23. Энтимема. 24. Понятие дедуктивного и недедуктивного вывода. 25. Аналогия. 26. Индукция, ее виды. 27. Условия повышения вероятности недедуктивных выводов, их роль в познании. 28. Понятие аргументации, ее структура. 29. Виды аргументации. 30. Правила аргументации.
3.2 Контрольные упражнения по учебной дисциплине «логика»
3.2.1 Контрольные упражнения по теме «Логическая теория имен» Упражнение 1. Укажите единичные, общие и пустые понятия; выделите собирательные понятия: 1. Гекатомба (в Древней Греции – жертвоприношение ста быков). 2. Ватикан (античное божество одного из римских холмов). 3. Организация Объединенных Наций. 4. Вода. 5. Мир. «Слово мир есть имя... обнимающее собою так называемые страсти» (св. Исаак Сирин). 6. Страсть к собиранию каких-либо вещей. 7. Томизм. 8. Часть целого. 9. Меридиан. 10. Вороньё.
Упражнение 2. Укажите, в каком смысле – собирательном или несобирательном – употребляются выделенные понятия: 1. Болельщики дружно скандировали. 2. Солдаты построились. 3. Саранча опустошает поля. 4. Саранча – насекомое. 5. Люди насытились пятью хлебами. 6. Не всегда солдаты козыряют.
Упражнение 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия:
1. Аккуратность 2. Ширина. 3. Песня. 4. Сходство. 5. Графика. 6. Симпатия. 7. Прогулка. 8. Новое «.. Новым обыкновенно называется или необычайное, или недавно пришедшее в бытие» (св. Василий Великий). 9. Выправка (статная осанка, манера держаться подтянуто, прямо). 10. Истина.
Упражнение 4. Укажите положительные и отрицательные понятия:
1. Аноним. 2. Анонс. 3. Антиквар. 4. Дистанция. 5. Диспропорция. 6. Слепота. 7. Профанация. 8. Пустыня (тип ландшафта). 9. Тезис. «Тезис есть отклоняющееся от общепринятого мнения утверждение какого-либо известного философа, необычная мысль, как учение Парменида, что сущее едино, а равно и учение Гераклита, что все движжется» (св. Иоанн Дамаскин). 10. Посылка. «Посылка есть речь, выражающая или отсутствие у известного предмета какого-либо признака, каково, напр., отрицание: Сократ не смеется, или присутствие этого признака, каково, напр., утверждение: Сократ смеется» (св. Иоанн Дамаскин).
Упражнение 5. Укажите безотносительные и соотносительные понятия:
1. Город. 2. Причина. 3. Сын. 4. Начало 5. Человек. 6. Здание. 7. Копия. 8. Верх. 9. Анафема. 10. Искусство.
Упражнение 6. 1. Можно ли пустые понятия подразделять на собирательные и несобирательные? Обоснуйте ваш ответ. 2. Можно ли считать пустым понятие инопланетянин, если не найдется достаточных оснований считать фактическое существование инопланетян невозможным? 3. В логике давно борются реалистическая и номиналистическая тенденции. Последняя отчетливо проявляется у Ф.Э. Уэтерли в его характеристике конкретных и абстрактных терминов. Конкретными он полагает термины, означающие (1) предметы или группы предметов и (2) свойства или группы свойств. Абстрактные термины означают свойства, рассматриваемые отдельно от предметов, которым они могут принадлежать. Уэтерли поясняет: «Говоря «человек», мы имеем в виду самый предмет; говоря «красный», «добродетельный», мы предполагаем, что существуют предметы, о которых можно сказать: «этот предмет красен, добродетелен». «Человек», «красный», «добродетельный» суть поэтому термины конкретные. Но на свете нет предмета, о котором можно было бы сказать: «Это - краснота, добродетель». Говоря так, мы выражаемся неточно и желаем сказать: «этот предмет красен», «этот характер добродетелен». Таким образом, согласно Уэтерли, абстрактные термины суть неправильные выражения, «издержки» сложившихся языков и способов рассуждения. Исходя из определений конкретного и абстрактного понятий, представленных в начале главы, рассудите, можно ли среди абстрактных понятий выделять пустые, единичные и общие, собирательные и несобирательные? Дайте логическую характеристику понятия «добродетель», учитывая, что добродетелью называют (1) какой-либо ее вид или (2) совокупность добродетелей. 4. У Н. Рождественского читаем следующее – «....Понятие можно рассматривать или в отвлечении (in abstracto), или в соединении с предметом, посредством сего понятия нами познаваемом (in concreto); например, тяжесть (в умозрительной физике) рассматривается отвлеченно, или как сия тяжесть является в определенном каком-либо теле (in concreto), например, при падении куска золота, пера и проч. в пустом пространстве». Согласуется ли данная концепция конкретного и абстрактного понятий с той, которая представлена в нашем пособии? Дайте логическую характеристику понятий «тяжесть» и «тяжесть падающего куска золота».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|