Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как избавиться от институционализма?




Это, опять же, хороший вопрос, на который можно дать много ответов. Вот несколько простых предложений по этому поводу. Мои наблюдения подсказывают мне, что один из способов избежать привычной косности, которая появляется вместе с годами работы в одной организации, - это далать что-то за ее пределами. Эту работу необязательно выполнять в роли религиозного человека или духовного лидера. Это помогает преодолеть социальные и психологические преграды, которые порождают косность. Конечно, это нужно делать осторожно, не поступаясь своими духовными принципами.

Здесь можно привести пример Бхакти Тиртха Свами. Он работал совместно с ООН, а сейчас проводит семинары по менеджменту и самосовершенствованию в мирских кругах. Другой пример – Е.С. Смита Кришна Свами, который сопровождал одного из своих учеников на занятиях «Двенадцати ступенчатой» терапии, чтобы морально поддержать его и посмотреть, как взаимодействуют люди в группе. Он развил рабочие отношения с людьми, которые ничего не знали о духовной жизни или о его почтенном положении свами. Другой старший проповедник в Европе прошел курс по искусству публичных выступлений, что благотворно сказалось как на его личном развитии, так и на его лекциях.

Более традиционный способ избежать институционализации – это проповедовать на передовой линии. Когда преданный проповедует, собеседники не признают его почтенного положения в организации, так как не знают ни ее иерархии, ни ее знаменитостей. Это одна из причин, по которым начальный этап любого религиозного движения свободен от окостенелости – все погружены в живую проповедь первопроходцев, решительно убеждая и обращая других на свой горячо любимый путь, не задумываясь о престиже, ни о положении.

Как следует из выше приведенного анализа развития любой организации, косность не проявляется раньше третьего этапа, этапа формализации. По существу, преклонение перед безличной организацией и не может возникнуть на первых двух этапах, так как на них еще нет «организации» как таковой. Всем ли организациям раньше или позже грозит опасность косности? Она угрожает многим, но вся хитрость заключается в том, чтобы свести ее на нет или избежать ее при помощи следующих методов:

1) Четко уясните цели и основополагающие принипы организации. Всегда проясняйте видение и цели.

2) Будьте открыты идеям, предложениям и отзывам (даже если вам бросают вызов или не соглашаются с вами). Принимайте их от всех членов организации, включая самых незначительных из них и даже тех, кто не является членом. Чанакья Пандит писал: «Никем нельзя пренебрегать. Нужно прислушиваться к мнению каждого человека. Мудрый должен принимать во внимание даже разумные слова ребенка».

3) Четко понимайте разницу между сущностью и формой.

4) Старательно корректируйте детали (не принципы) в соответствии со временем, местом и обстоятельствами, чтобы достичь цели.

5) Заботьтесь о людях, особенно о тех, кто не может принести вам никакой выгоды.

6) Поощряйте в других находчивость и личные достижения.

7) Делайте что-то из ряда вон выходящее в преданном служении! Постучитесь к кому-то в дом и попросите его повторять святое имя. Обнимите пьяницу и провозгласите, что Бог любит его. В «Шримад-Бхагаватам» Господь Кришна советует Уддхаве кланяться собаке, корове или ослу.

8) Улучшайте качество и количество своей садханы.

9) Поднимитесь на высокий духовный уровень. Это важнее всего, но и сложнее всего.

 

Шрила Прабхупада

Из поведения Шрилы Прабхупады видно, что он был далек косности. Он относился к людям как к людям или, лучше сказать, как к душам. В обычных обстоятельствах он не был погружен в свою формальную роль основателя-ачарьи, и был свободен от постоянных размышлений о ней. Иногда он принимал во внимание свою роль в организации: он настаивал на том, чтобы мы писали его титул основателя-ачарьи на официальных документах и на зданиях организации. Однако в обыденной обстановке он проявлял отрешенность от этой роли. Следующие истории иллюстрируют этот момент.

Как-то Шрила Прабхупада приехал в Амстердам, чтобы установить в храме Божество Господа Джаганнатхи. Он заметил много недостатков. Местные преданные не подготовили должным образом алтарь, не было ни зерна, ни фруктов, ни цветов для огненного жертвоприношения. Съехались репортеры газет и телевизионщики, храм был заполнен гостями.

Когда Шрила Прабхупада пришел проводить жертвоприношение, он сердито спросил: “Почему нет цветов? Где фрукты и зерно? Вы не принесли Господу Джаганнатхе фруктов? Кто за это отвечает?”

Преданный убежал куда-то и вернулся с большим блюдом фруктового салата.

Прабхупада разгневался пуще прежнего: “Ты принес фруктовый салат для огненного жертвоприношения?” Прямо перед телекамерами Прабхупада наорал на местного руководителя: “Ты достоин не быть президентом храма. Вы игнорируете Господа Джаганнатху! Позвали Его, чтобы Он пришел, а теперь игнорируете Его!”

Рядом сидел обычный гость, хиппи, которому преданные иногда советовали: “Просто повторяй Харе Кришна”. Поэтому, увидев, что Шрила Прабхупада гневается, он простосердечно сказал: “Не сердитесь, просто повторяйте Харе Кришна”.

Прабхупада посмотрел на него широко раскрытыми глазами и сказал: “О, ты дал мне прекрасный совет. Это лучшее, что сегодня произошло”. Прабхупада немедленно достал свой мешочек с четками и начал повторять джапу. Он был мудр и настолько смиренен, что мог принять совет даже обычного хиппи.

Есть другая история о Шриле Прабхупаде, произошедшая в аэропорту Нью-Йорка, которая тоже показывает, насколько он был отрешен от своего положения в иерархии. Когда Прабхупада ждал посадки в зале ожидания и вокруг него собралось множество преданных. Там были сотни преданных из разных храмов, и все они стремились получить возможность поближе пообщаться с Его Божественной Милостью. Обезумевший служащий аэропорта попросил преданных освободить зал, так как они не давали пассажирам войти.

Рупануга Даса запрыгнул на кресло и громко объявил: “Харе Кришна! Все преданные должны немедленно освободить зал. Все преданные должны немедленно выйти”.

Все замешкались, не зная, что делать, но Шрила Прабхупада быстро встал и направился было к выходу, пока Рупануга не сказал: “О, это не для вас, Шрила Прабхупада”. Это непроизвольная реакция Шрилы Прабхупады многое показала. Шрила Прабхупада продемонстрировал свое глукое смирение и скромность.

В Хайдерабаде преданные наняли повара. Когда Прабхупада узнал об этом, он разгневался. Он сказал, что они наняли обычного дворника, который переоделся брахманом, чтобы подзаработать. Прабхупада сказал также, что еда была приготовлена с такими плохими мыслями, что осквернила невинных крестьян, которые съели ее. Затем он посмотрел на учеников и сказал: “Почему вы не попросили готовить меня?” Он сказал, что мог бы готовить для них, и преданным стало стыдно. Шрила Прабхупада был готов к тому, что ученики могут попросить его готовить, если не найдется другого подходящего человека. Он хотел служить им в любом качестве. Он не считал, что стоит выше служения преданным.

“Прабхупада вел себя, как равноправный член дикуссии. Он не размахивал флагом основателя-ачарьи и не диктовал все правила. Он поощрял нас, предоставляя возможность открыто, без стеснения, выразить свое мнение, и воспитывал из нас своих людей, способных самостоятельно мыслить» (Е.С. Локанатха Свами в книге «Фестивали» стр. 219).

Эти истории иллюстрируют тот факт, что Шрила Прабхупада считал себя не только основателем-ачарьей ИСККОН, сколько смиренным слугой Господа. Он не ожидал ни от кого почтения только за то, что был основателем движения. Более того, он почти всегда был готов поучиться у собственных учеников или даже у людей, которые не были преданными.

Такое поведение кажется простым, но следовать ему не так легко, потому что слишком сильна склонность отождествлять себя со своим положением, полагаться на него, стремиться к нему, злоупотреблять им и выпячивать его. Эта склонность настолько сильна, что мало кто может полностью освободиться от нее. Это справедливо даже по отношению к честным, смиренным преданным, имеющим наилучшие намерения.

На Западе ИСККОН раньше был единственной Гаудия-вайшнавской организацией и поныне остается самой распространенной из всех. однако это порождило своего рода чувство монополии, по крайней мере, на Западе, ведь единственный путь к Шри Кришне проходил через ИСККОН. Это, в каком-то смыле естественно или, по крайней мере, логично. Подобное чувство монополии открыло дверь для элитизма и авторитарности.

Когда я жил в Великобритании, я на себе испытал, что значит монополия, когда пытался установить у себя в квартире телефон. В то время единственной телефонной компанией в стране был «Бритиш Телеком». Взнос за установку составлял около двухсот долларов и не прилагалось никаких дополнительных льгот или услуг. Но как тольк остали появляться кабельные компании, предлагая бесплатную установку со множеством льгот таких, как, например, бесплатные звонки по выходным, «Бритиш Телеком» неожиданно резко снизил свои расценки и начал предлагать много удивительных дополнительных услуг – бесплатный возвратный звонок, и автоответчик, и удивительно дешевые междугородние звонки. Хотя они потеряли несколько миллионов клиентов, но все же сумели остаться на рынке.

Мы тоже во многих отношениях обошли вниманием своих клиентов-преданных. Одна из сфер, в которых проявилось наше невнимание, - это образование и подготовка. До недавнего времени преданным почти никто не помогал развивать свои личные навыки ни в преданном служении, ни в профессиональной жизни. Преданные испытывали недостаток в компетентных советах и психологической помощи или просто в дружеских, вдохновляющих отношениях. Сейчас в некоторых местах мы предлагаем своим членам эти услуги и становимся чуточку приветливее. В каком-то смысле конкуренция может пойти на пользу, но суть – в том, что мы позволили достигнутым успехам и завоеванному положению вскружить нам голову.

Лично я всегда старался избежать любых постов и титулов, чтобы избежать упомянутых тенденций, но даже быть старшим проповедником – тоже своего рода ярлык. К тому же разряду часто относят и положение «ученика Прабхупады». Это видно уже по тому, как преданные спрашивают: «Вы ученик Прабхупады?», - будто это особый ярлык. Я ловлю себя на том, что повинен в том же грехе, ожидая от других уважения и услуг. Все это относится не только к «этим большим лидерам», но и ко мне лично.

Мы должны отвергнуть не только все ярлыки, но и ожидания определенного отношения к нам. Ждать служения от подчиненных и настаивать на этом – результат врожденной склонности обусловленной души наслаждаться и повелевать другими. Это склонность присуща всем без исключения обусловленным душам, поэтому не стоит удивляться, когда мы обнаруживаем ее в себе. Если уж чего-то ожидать, так это того, что раньше или позже в нас даст о себе знать эта склонность.

Однако, чем больше мы развиваемся в духовной жизни, тем ближе мы подходим к необходимости целиком отвергнуть ложное «я» вместе со всем букетом присущих нам склонностей. Это одна из сторон самоосознания: муктир хитва аньята рупам («Освобождение означает отвержение ложный представлений о себе») и сарвопадхи-винирмуктам («Бхакти освобождает от ложных обозначений») в конечном счете, это препятствия на пути духовной жизни.

Однажды во время одного фестиваля мимо меня проходил мой духовный брат, которого я не видел несколько лет. Когда мы поравнялись, он спросил: «Ты не видел моего ученика?» Удивленный тем, что он не поздоровался, я стал думать, откуда я могу знать его ученика – я о нем даже не слышал. Он пошел дальше, не узнав о моем разочаровании. Хотя это одаренный во многих отношениях вайшнав, он, похоже, был поглощен своим положением. Более того, выражение «мой ученик» несколько неверно, и его следовало бы избегать, хотя бы для того, чтобы уменьшить возможность развития неправильного умонастроения. Иными словами, нам было бы полезнее не предполагать, что мы обрели духовную непогрешимость просто за счет формального положения в организации.

Каждый лидер должен напоминать себе об истинной цели, к которой нужно направлять все свои мысли. Слушание о чистых преданных, таких как Шрила Прабхупада, - действенное лекарство, помогающее увидеть духовную действительность и вырваться из оков институционализма.

 

«Слава непрестанному потоку игр Шрилы Прабхупады в этом мире! Слава непоколебимости Шрилы Прабхупады, более постоянной, чем неизменная орбита солнца! Слава его трансцендентному разуму проповедника, который направляет его устремления согласно воле Кришны, чтобы как можно лучше представить сознание Кришны незаинтересованным обусловленным душам. Да пребудут и далее в его движении сознания Кришны эти две сильные стороны – умение меняться и умение терпеливо продолжать».

Сатсварупа даса Госвами

“Нектар Прабхупады”, т.4, стр. 260

Содержание и форма

 

Что такое содержание и форма, можно понять на примере чашки молока. Чашка – это форма, а молоко – содержание. Содержание, то есть молоко, вкусно и полезно. Однако ни существование, ни употребление молока не зависят от чашки, ведь его можно пить и прямо из-под коровы.

Содержание не зависит от формы, но обратного утверждать нельзя. Форма от содержания зависит. По существу, форма не имеет смысла, ни применения без содержания. Без содержания форма увядает и отмирает, так же как засыхает рисовая шелуха, когда из нее извлекут рис. Однако форма приносит пользу, если сопровождает содержание, и обычно помогает его сохранять, перемещать и распределять. Не все пьют молоко прямо от коровы, поэтому соответствующая посуда бывает очень кстати.

Мы встречаем суть и форму практически на каждом шагу. Например, на свою свадебную церемонию мужчина и женщина наряжаются и приглашают друзей и родственников. Суть данной церемонии – отношения любви между молодоженами. Церемония предназначена лишь для усиленния отношений.

То же можно сказать и о церемонии посвящения, которое гуру дает ученику. Благо от этой трансцендентной церемонии может быть сведено к минимуму, если внимание ученика поглощено внешними деталями и он полагает, что получив, новое санскритское имя, получает приемлемый социальный статус или даже начинает превосходить других. Так же если гуру чувствует, что достигает чего-то, просто наградив ученика четками и именем, а не просвещает его в сиддханте и не обучает садхане, то он тоже снижает содержание и ценность священного ритуала.

Упанийа ту йах шишийа

веда-мадхйапайед двиджах

санкалпа са-рахасйа

ча там ачарйа прачакшате

 

«Ачарья – это не тот, кто просто дарует священный шнур. Он обучает учеников жертвоприношению и раскрывает им сокровенный смысл Вед. Именно такого духовного учителя священные авторитеты называют ачарьей» («Ману-самхиита» 2.140).

Чтобы отличать второстепенные детали от главного, нужен разум. Недостаток разума иллюстрирует следующая история. Когда-то, во время тщательно подготовленной свадьбы одной девушки, в гущу гостей прокралась кошка. Мать невесты всплеснула руками и подумала: «Что делать с этой проказницей?» На глаза ей попалась корзина, и она, схватив ее, накрыла ею кошку. Церемония продолжалась дальше без проблем. Прошли годы, у дочери появилась своя семья, и наконец пришло время выдавать замуж уже ее дочь. Опять были сделаны все приготовления к пышной свадьбе, но дочери казалось, что чего-то не хватает. И тут она вспомнила: «Ах да, на моей свадьбе матушка спрятала кошку в корзине». Она немедленно разыскала кошку, накрыла ее корзиной и празднование пошло своим чередом. С того времени в ее роду все следовали этой традиции.

Люди всегда склонны следовать форме, но не истинному содержанию, так как действовать по шаблону легче, чем использовать разум и применять принципы согласно ситуации.

Многие из нас естественно опасаются что-либо менять, потому что Шрила Прабхупада, заметив, что мы склонны к новшествам и скоры на выдумку, велел ничего не менять. То, что ввел Шрила Прабхупада, менять не нужно – этому нужно следовать. Однако необходимо применять его наставления в жизни, используя разум для того, чтобы учитывать все частные детали, основываясь на системе ценностей и общем подходе, который он нам дал. Вдумчивые, старшие члены нашего Общества могут показывать такой пример. Обстоятельства требуют перемен особенно тогда, когда возникают раздоры, разброд и отчуждение. Мы должны честно взглянуть на нашу организацию и на самих себя и внести разумные коррективы, устраняющие препятствия с пути дальнейшего развития.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных