Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эксплуатация асинхронных двигателей с фазным ротором




 

Пусковые свойства асинхронного двигателя зависят от особенностей его конструкции, в частности от устройства ротора.

Пуск асинхронного двигателя сопровождается переходным процессом машины, связанным с переходом ротора из состояния покоя в состояние равномерного вращения, при котором момент двигателя уравновешивает момент сил сопротивления на валу машины.

При пуске асинхронного двигателя имеет место повышенное потребление электрической энергии из питающей сети, затрачиваемое не только на преодоление приложенного к валу тормозного момента и покрытие потерь в самой асинхронном двигателе, но и на сообщение движущимся звеньям производственного агрегата определенной кинетической энергии. Поэтому при пуске асинхронный двигатель должен развить повышенный вращающий момент.

Для асинхронного двигателя с фазным ротором начальный пусковой момент, соответствующий скольжению sп= 1, зависит от активных сопротивлений регулируемых резисторов, введенных в цепь ротора.

Рис. 4. Пуск трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором: а — графики зависимости вращающего момента двигателя с фазным ротором от скольжения при различных активных сопротивлениях резисторов в цепи ротора, б — схема включения резисторов и замыкающих контактов ускорения в цепь ротора.

Так, при замкнутых контактах ускорения У1, У2, т. е. при пуске асинхронного двигателя с замкнутыми накоротко контактными кольцами, начальный пусковой момент Мп1 = (0,5 -1,0) Мном, а начальный пусковой ток Iп = (4,5 - 7) Iном и более.

Малый начальный пусковой момент асинхронного электродвигателя с фазным ротором может оказаться недостаточным для приведения в действие производственного агрегата и последующего его ускорения, а значительный пусковой ток вызовет повышенный нагрев обмоток двигателя, что ограничивает частоту его включений, а в маломощных сетях приводит к нежелательному для работы других приемников временному понижению напряжения. Эти обстоятельства могут явиться причиной, исключающей использование асинхронных двигателей с фазным ротором с большим пусковым током для привода рабочих механизмов.

Переключение пусковых резисторов обеспечено поочередным включением контакторов ускорения Y1, Y2 соответственно в моменты времени t1, t2 отсчитываемые с момента пуска двигателя, когда в процессе разгона вращающий момент М становится равным моменту переключения М2. Благодаря этому на протяжении всего пуска все пиковые моменты получаются одинаковыми и все моменты переключения равны между собой.

Поскольку вращающий момент и ток асинхронного двигателя с фазным ротором взаимно связаны, то можно при разгоне ротора установить пиковый предел тока I1 = (1,5 - 2,5) Iном и ток переключения I2, который должен обеспечить момент переключения М2 > Мc.

Отключение асинхронных двигателей с фазным ротором от питающей сети всегда выполняют при цепи ротора, замкнутой накоротко, во избежание появления перенапряжений в фазах обмотки статора, которые могут превысить номинальное напряжение этих фаз в 3 - 4 раза, если цепь ротора в момент отключения двигателя окажется разомкнутой.

Рис. 5. Пуск двигателя с фазным ротором: а - схема включения, б - механические характеристики

Операция прямого пуска короткозамкнутых двигателей проста: достаточно подать напряжение на статорную обмотку включением рубильника, магнитного пускателя или контактора.

Существенный недостаток этого способа - большой пусковой ток, он превышает номинальный в 4-7 раз. Большой пусковой ток вызывает большую потерю напряжения в питающей сети. Колебания напряжения в сети отрицательно сказываются на работе других потребителей этой сети; особенно это нежелательно при частых пусках двигателей. Включенные лампы сильно уменьшают свой накал, работающие двигатели уменьшают момент и могут остановиться, их перегрузочная способность уменьшается в зависимости от квадрата снижения напряжения. Кроме того, пускаемый двигатель при тяжелых условиях может "не развернуться". В связи с увеличением мощности источников питания и улучшением сетей прямой пуск короткозамкнутых асинхронных двигателей в настоящее время самый распространенный.

Для уменьшения пускового тока короткозамкнутых асинхронных электродвигателей применяются еще специальные способы пуска: реостатный, автотрансформаторный, пуск переключением обметок статора со звезды на треугольник и другие. При этих методах уменьшение пускового тока достигается уменьшением напряжения на фазе статорной обмотки электродвигателя.

Чтобы включить двигатель в сеть, нужно правильно выбрать схему соединения фаз статорной обмотки. В коробке выводов двигателя обычно шесть концов от трех фаз, что позволяет включать двигатель на два разных напряжения. Выбор схемы соединения ("звездой" или "треугольником") фаз двигателя зависит от номинального напряжения сети и номинального напряжения двигателя.

Схему соединения нужно выбрать такую, чтобы на фазу статорной обмотки приходилось номинальное напряжение. Напряжение на фазе двигателя по схеме "звезда" в 1,73 раза меньше напряжения сети, а по схеме "треугольник" напряжение на фазе двигателя равно напряжению сети. Так, двигатель с напряжением 380/220 В по схеме "звезда" должен включаться в сеть с напряжением 380 В, по схеме "треугольник" - в сеть с напряжением 220 В.

Таким образом, при соединении "звездой" UЛ=1,73UФ, "треугольником" Uл=Uф. Учитывая эти зависимости, при выборе схемы соединения фаз можно пользоваться табл.1 .

Таблица 1 - Таблица для выбора способа соединения фаз электродвигателя

 

UСЕТИ UНДВ
660/380 звездой треугольником -  
380/220 - звездой треугольником  
220/127 - - звездой треугольником
треуголь­ником звездой - - -
треугольником - -
- звездой треугольником -
- звездой треугольником

 

По ГОСТу выводы фаз обозначаются буквами: С1, С2, СЗ - начала фаз; С4, С5, С6 - соответственно концы фаз. Чтобы фазы соединить звездой, нужно концы С4, С5 и С6 соединить в одну точку, а к началам фаз С1, С2 и СЗ подвести напряжение сети. Для соединения фаз обмотки двигателя в треугольник нужно конец одной фазы С4 соединить с началом другой фазы С2, а конец ее С5 соединить с началом третьей фазы СЗ, конец которой С6 соединить с началом первой фазы. В результате получаются три точки (вершины): С1-С6, С2-С4 и СЗ-С5, к которым подводят напряжение сети.

Так как по условию пуска получилось, что двигатель можно подключать как в сеть с UН = 220 В, так и в сеть с UН = 380 В, выберем подключение в сеть с наименьшими потерями напряжения, а это сеть с UН = 380 В.

Выбираем схему подключения – «звезда».

К пусковой низковольтной аппаратуре относятся различные рубильники, переключатели, автоматические выключатели.

Мощность электродвигателей, включаемых или отключаемых рубильниками, не должна превышать 16 кВт, а номинальный ток рубильника должен быть не менее трехкратного номинального тока электродвигателя: IН.РУБ.= 3IНДВ, где IНДВ - номинальный ток электродвигателя (А).

При установке рубильников, переключателей или пакетных выключателей, а также для разрыва цепи в случае возникновения токов короткого замыкания применяют предохранители.

В качестве пусковой аппаратуры для электродвигателей мощностью до 4,5 кВт используют нажимные (ручные) пускатели типа ПНВ-30 (32 или 34), представляющие собой небольшие рубильники закрытого типа, ножи которых включаются и выключаются нажатием соответствующей кнопки.

Автоматические выключатели служат для автоматического размыкания перегруженных электрических цепей и в случае других ненормальностей, а также для включений и отключений в нормальных условиях. Промышленно­стью выпускаются автоматические выключатели типа АО-15, АБ-25, АП-50 и др.

Автоматические выключатели АО-15 и АБ-25 применяются в однофазных внутренних электрических сетях напряжением 220 В.

Автоматические выключатели типа АП-50 в различных исполнениях выпускают двух- и трехполюсными на номинальные токи: 1,6; 2,5; 6,4; 10; 25; 40 и 50 А. Тепловой расцепитель не срабатывает в течение часа при нагрузке 1,1 (номинальной) и срабатывает при нагрузке 1,35 (номинальной ) не более чем за 30 мин., а при шестикратной нагрузке - не более чем за 10 сек.

Кроме этого, для пуска и защиты электродвигателей широко применяются установочные автоматы типов А-3000, АЕ-1000, АЕ-2000, АК-50 и др. В прил.4 приведены технические данные воздушных выключателей серий А-3000 и АЕ-2000.

Для защиты проводов и кабелей электрических сетей напряжением до 1000 В от токов короткого замыкания устанавливают предохранители. Защитным элементом предохранителя является плавкая вставка, включаемая последовательно в цепь тока. При увеличении тока линии выше определенной величи­ны плавкая вставка расплавляется, цепь тока разрывается, предохраняя провод от недопустимого перегрева.

Наряду с аппаратами ручного управления широкое применение получила релейно-контактная аппаратура, позволяющая управлять электродвигателями и другими электроустановками дистанционно, т. е. на расстоянии, с помощью кнопок управления. К этой аппаратуре, прежде всего, относятся магнитные пускатели и контакторы.

Магнитным пускателем называют аппарат, замыкающий контакты в силовой электрической цепи путей втягивания электромагнита, обмотка которого включена во вспомогательную цепь управления и соединена с кнопками "Пуск" и "Стоп».

Контактором называют аппарат для включения и отключения силовой цепи электродвигателя (до 1200 раз в час), приводимый в действие электромагнитом постоянного или переменного тока.

В практике наибольшее распространение получили магнитные пускатели серии ПМЕ, ПМА, ПА, ПВН и электромагнитные контакторы переменного тока типа ТСТ-6000, КТ-700, КТПВ-6000 и некоторые другие.

Магнитные пускатели выбирают с учетом мощности управляемого электродвигателя и номинального напряжения катушки (прил.6,7).

Зная заданную номинальную мощность или номинальную силу тока элек­тродвигателя, линейное или фазовое напряжение питающей сети, из прил.6 или 7 выбирают соответствующий тип магнитного пускателя. Если магнитные пускатели не отвечают условиям пуска и управления электродвигателями (недостаточен ток главной цепи), то выбирают контакторы.

При выборе электромагнитного контактора можно руководствоваться номинальным током электродвигателя и заданным напряжением электрической сети.

Контакторы, в отличие от магнитных пускателей, не имеют встроенной защиты (тепловых реле) от электрических перегрузок, но рассчитаны на большую силу тока (от 20 до 1000 А) с количеством полюсов от 1 до 5, большим числом срабатывания в час и одновременным магнитным и дионным гашением дуги.

Включение, отключение магнитных пускателей или контакторов производится кнопками управления, размещаемыми на пульте управления, электродвигателем или другими электроустановками.

Для повышения коэффициента мощности применяют специальные компенсирующие устройства: косинусные конденсаторы (батареи), синхронные компенсаторы и перевозбужденные синхронные двигатели, которые вырабатывают реактивную мощность, потребляемую некоторыми приемниками. При включении в сеть компенсирующие устройства разгружают энергосистему от реактивной мощности и соответственно повышают коэффициент мощности си­ловых трансформаторов.

Обмотку фазного ротора обычно соединяют «звездой». Концы ее присоединяют к трем контактным кольцам, к которым посредством щеток подключают трехфазный пусковой реостат, т.е. в каждую фазу ротора в момент пуска вводят дополнительное активное сопротивление.

Принцип работы асинхронной машины основан на использовании вращающегося магнитного поля. При подключении к сети трехфазной обмотки статора создается вращающееся магнитное поле, угловая скорость которого определяется частотой сети f и числом пар полюсов обмотки p, т.е.

 

j1=2рf/p (1)

 

Пересекая проводники обмотки статора и ротора, это поле индуктирует в обмотках ЭДС (согласно закону электромагнитной индукции). При замкнутой обмотке ротора ее ЭДС наводит в цепи ротора ток. В результате взаимодействия тока с результирующим магнитным полем создается электромагнитный момент. Если этот момент превышает момент сопротивления на валу двигателя, вал начинает вращаться и приводить в движение рабочий механизм. Обычно угловая скорость ротора j2 не равна угловой скорости магнитного поля j1, называемой синхронной. Отсюда и название двигателя асинхронный, т.е. несинхронный.

Работа асинхронной машины характеризуется скольжением s, которое представляет собой относительную разность угловых скоростей поля j1 и ротора j2: s=(j1-j2)/ j1

Рис. 6 – Принцип работы асинхронной машины

Значение и знак скольжения, зависящие от угловой скорости ротора относительно магнитного поля, определяют режим работы асинхронной машины. Так, в режиме идеального холостого хода ротор и магнитное поле вращаются с одинаковой частотой в одном направлении, скольжение s=0, ротор неподвижен относительно вращающегося магнитного пол, ЭДС в его обмотке не индуктируется, ток ротора и электромагнитный момент машины равны нулю. При пуске ротор в первый момент времени неподвижен: j2=0, s=1. В общем случае скольжение в двигательном режиме изменяется от s=1 при пуске до s=0 в режиме идеального холостого хода.

При вращении ротора со скоростью j2>j1 в направлении вращения магнитного поля скольжение становится отрицательным. Машина переходит в генераторный режим и развивает тормозной момент. При вращении ротора в направлении, противоположном направлению вращения магнитного поли (s>1), асинхронная машина переходит в режим противовключения и также развивает тормозной момент. Таким образом, в зависимости от скольжения различают двигательный (s=1÷0), генераторный (s=0÷-∞) режимы и режим противовключення (s=1÷+∞). Режимы генераторный и противовключения используют для торможения асинхронных двигателей.

Перед установкой двигателя на рабочую машину необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

Очистить корпус двигателя от пыли. Тряпкой, смоченной в керосине или бензине, снять антикоррозийную смазку со свободного конца вала. Проверить крепёжные детали двигателя. Убедиться в свободном вращение ротора в обе стороны. Проверить наличие смазки в подшипниковых узлах. Измерить сопротивление изоляции между фазами и корпусом мегомметром на напряжение 500В. Если сопротивление изоляции окажется менее 0,5 Мом, обмотку двигателя необходимо подсушить.

Сушить обмотку можно токовым способом (с разборкой двигателя или без неё), в сушильном шкафу или лампами накаливания. Во время сушки температура обмоток не должна превышать 100 градусов по Цельсию. В процессе сушки токовым образом необходимо контролировать температуру обмотки.

Измерить температуру обмотки двигателя в любой части можно термопарой или термометром, шарик которого обёртывают алюминиевой фольгой, а наружную часть покрывают теплоизоляцией (войлоком, ватой и т.д.). Температура в пазовой части обмотки на 10 – 15 градусов выше, чем в лобовой.

Температуру обмоток можно определить и по изменению её сопротивления (в Омах) в период нагрева. Сопротивление обмотки можно измерить вольтметром – амперметром или мостом постоянного тока.

Сушат обмотки до тех пор, пока, сопротивление изоляции не достигнет значения 0,5 Мом. Если сопротивление изоляции не поднимается до указанной величины (обмотка сильно отсырела), сушку продолжают.

Необходимо произвести установку двигателя на рабочую машину в соответствии с правилами монтажа и подключить к питающей сети. Если маркировки выводных концов нет, можно определить начала и концы фаз опытным путём. Для этой цели можно использовать два простых способа.

В первом случае, определив контрольной лампой или мегомметром начала и концы фаз, соединяют между собой два проводника различных фаз. На эти две последовательно соединенные фазы подают переменное напряжение. К третьей фазе подключают вольтметр или контрольную лампу. Если фазы подключены одноимёнными выводами, например «началами» или «концами», напряжение на третьей фазе будет отсутствовать. Подключённую ранее к вольтметру или лампочке фазу меняют местами с одной из двух последовательно соединённых фаз и аналогично маркируют третью фазу.

Во втором случае найденные концы фаз соединяют по три вместе и к полученным точкам подсоединяют миллиамперметр постоянного тока или прибор Ц-435, используя его как амперметр постоянного тока. Если при вращении ротора двигателя от руки стрелка прибора отклоняется, нужно поменять местами выводы одной из фаз. Если после переключения одной фазы стрелка будет отклоняться, следует восстановить первоначальное положение переключённой фазы и поменять местами выводы другой фазы. В одном из трёх вариантов отклонение стрелки прибора прекратится, этим указывая на то, что все фазы соединены одноимёнными выходами. Вращать ротор при переключении выводов фаз нужно в одну сторону.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Асинхронные двигатели нормального исполнения предназначены для работы в определенных режимах. Номинальные данные двигателей, указанные в паспорте или на заводском щитке машины (мощность, ток, напряжение, частота вращения и др.) характеризуют номинальный режим работы. Причем термин «номинальный» применяется ко всем параметрам, относящимся к номинальному режиму.

Однако на практике двигатели работают не только в номинальном режиме: допустимые отклонения от номинального режима работы строго регламентируются.

Отклонения напряжений питающей сети от номинального допускаются при длительной работе с номинальной нагрузкой в пределах от +10 до —5%.

 

При понижении напряжения в пределах 5°/о и номинальной нагрузке на валу двигателя соответственно возрастает ток статора электродвигателя свыше номинального. Увеличиваются тепловые потери в меди статора. Однако одновременно понижается магнитная индукция за счет уменьшения напряжения. Это приводит к снижению потерь в активной стали статора. Суммарные потери в статоре (в меди и стали) мало изменяются по сравнению с режимом при номинальном напряжении. Благодаря этому температура обмотки статора сохраняется в допустимых пределах.

При снижении напряжения питающей сети более чем на 5% потери в меди обмотки статора уже не могут быть скомпенсированы, возрастают ток и потери в роторе. В связи с этим возможно превышение температуры обмотки статора допустимых значений. Для того чтобы этого не произошло, необходимо снизить нагрузку на валу двигателя ниже номинальной в соответствии с ха­рактеристиками машины при изменении напряжения питания.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что вращающий момент двигателя пропорционален квадрату напряжения. При значительных снижениях напряжения сети вращающий момент может стать меньше момента сопротивления на валу электродвигателя, что приведет к его торможению.

При превышении напряжения питания над номинальным в пределах до 10% наблюдается некоторое допу­стимое увеличение температуры активной стали за счет роста магнитной индукции. Однако в результате уменьшения тока статора снижается нагрев обмотки. Такое повышение напряжения не опасно и для изоляции обмотки. Повышение напряжения более чем на 10% не рекомендуется из-за возможностей повышенного нагрева активной стали статора.

Отклонения частоты в питающей сети от номинальной допускаются длительно в пределах ±5%. При увеличении частоты будет возрастать ток статора, и тем больше, чем меньше ток холостого хода данного типа асинхронного электродвигателя.

При снижении частоты у нагруженного двигателя при небольшом токе холостого хода ток статора уменьшается за счет снижения нагрузки на валу. В дальнейшем ток статора возрастает, несмотря на продолжающееся снижение нагрузки. При большом токе холостого хода рост тока статора наблюдается с начала снижения частоты.

Практически допускается кратковременное (не более 2 мин) повышение частоты на 20% сверх наибольшей, указанной на щитке электродвигателя.

Это не приводит к повреждениям или остаточным деформациям в двигателях. При одновременном отклонении напряжения и частоты в питающей сети от номинальных значений двигатели должны обеспечивать номинальную мощность, если сумма абсолютных значений этих отклонений не превосходит 10%.

Предельно допустимая температура подшипников скольжения не должна превышать 80°С (температура масла не более 65°С), а для подшипников качения 100°С. Более высокие температуры допустимы для специальных подшипников или сортов масла и указываются в техни­ческих условиях для конкретных типов двигателей.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев температура подшипников качения значительно ниже предельно допустимой. Поэтому, если двигатель в течение длительного времени работал в одних и тех же условиях, с одной и той же температурой подшипников, а затем она внезапно увеличилась, это указывает на появление дефектов в подшипниках.

 

Вибрация двигателя не должна превышать следующих значений:

Синхронная частота вращения двигателя, об/мин 750 и ниже
Допустимая амплитуда вибрации подшипника, мм 0,05 0,1 0,13 0,16

 

Повышение вибрации сверх допустимой отрицательно сказывается на подшипниках и обмотках двигателя, увеличивает его износ и расшатывает крепления. В ряде случаев при сильной вибрации возможны задевание ротора за статор, поломка вала, обрывы в обмотках и др.

Кратковременные перегрузки по току статора асинхронных двигателей мощностью более 0,6 кВт, кроме машин с непосредственным охлаждением, допускаются в пределах до 50% в течение 2 мин, а мощностью до 0,6 кВт—в течение 1 мин. Эти перегрузки допускаются при работе двигателей в нагретом состоянии.

Асинхронные короткозамкнутые двигатели с непосредственным охлаждением обмоток допускают перегрузку по току на 50% в течение 1 мин.

Указанные перегрузки по току двигатели должны выдерживать без остаточных деформаций и повреждений, включая распайку соединений обмоток статора и ротора.

Начальный пусковой ток асинхронного короткозамкнутого двигателя может превышать номинальный ток в 5,5—7 раз для мощностей от 0,6 до 1000 кВт. Пусковой ток возникает в обмотке статора двигателя в момент подачи на нее напряжения и практически мало снижается, пока происходит разгон до частоты вращения, равной 85—90% номинальной. При частоте вращения, близкой к номинальной, величина тока снижается до номинальной, а при неполной нагрузке на валу — меньше номинальной.

Наиболее быстро, за время примерно 2—4 с, запускаются насосы, кроме мощных питательных насосов, время разбега которых составляет 7—8 с. Механизмы с большими маховыми массами (дымососы, дробилки и др.) запускаются за время примерно 15—20 с. Минимальный вращающий момент в процессе пуска имеет важное значение, так как от его величины зависит возможность запуска двигателя, особенно при больших начальных моментах сопротивления на валу. Мини­мальный момент вращения, развиваемый в процессе разгона трехфазными асинхронными короткозамкнутыми двигателями 0,1—100 кВт от неподвижного состояния до частоты вращения, соответствующей номинальному моменту, при номинальном напряжении и частоте составляет 0,8—1,5 номинального.

Начальный пусковой вращающий момент, развиваемый трехфазными асинхронными короткозамкнутыми двигателями в указанном диапазоне мощности при неподвижном роторе, установившемся токе, номинальном напряжении и номинальной частоте, должен быть не менее одногодвух номинальных моментов.

Максимальный вращающий момент, развиваемый трехфазными асинхронными двигателями, в установившемся номинальном режиме должен быть равен 1,7—2,2 номинального для мощностей 0,6—100 кВт для короткозамкнутых двигателей защищенного или закрытого обдуваемого исполнения, а также для двигателей с фазным ротором защищенного исполнения.

Выше были приведены значения ряда наиболее важных параметров двигателей, знание которых необходимо при эксплуатации. Более подробные и точные данные по каждому типу двигателей приведены в приложениях 1—4 и [Л. 4, 9].

свою номинальную мощность при колебаниях напряжения в сети 5% от номинальной величины и температуре охлаждения воздуха не выше +35о С.

Асинхронные электродвигатели при температуре охлаждающего воздуха ниже +35оС, после специальных испытаний, могут быть перегружены по току до 5%, при этом температура основных узлов электродвигателя (обмоток, железа, подшипников) не должна превышать значений, указанных ниже.

Перегрузка электродвигателя по току белее, чем на 5% не допустима ни при каких температурных режимах.

На электродвигателях и приводимых ими механизмов, должны быть нанесены стрелки, указывающие направление их вращения, на пусковом устройстве двигателя должен быть обозначен агрегат, к которому он относится.

Конструкция электродвигателя и его пускорегулирующая и измерительная аппаратура по виду исполнения должны соответствовать условиям окружающей среды.

Корпус электродвигателей и пусковой аппаратуры должны быть надежно заземлены.

Вращающиеся части электродвигателей и части, соединяющие электродвигатели с механизмами (муфты, шкивы) должны иметь ограждения от случайных прикосновений.

Корпусы электродвигателей, изготовленные из материалов, подверженных коррозии и не имеющие специальных покрытий (эмаль, оксидирование и т.п.) должны бать окрашены.

Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей механизмов, регулирование технологического процесса, которых ведется по величине тока, на пусковом щите или панели должен быть установлен амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя.

Кабельная муфта или труба с проложенными в ней кабелем должна подходить непосредственно к коробке контактных зажимов электродвигателя, либо кабели или провода на незащищенном участке должны иметь дополнительную изоляцию и защиту от механических повреждений (гибкие металлические провода, ограждения).

Эксплуатация электродвигателей.

1. Включение электродвигателей напряжением до 1000 В производится лицом, обслуживающим приводимый в движение механизм.

2. Сборка и разборка электрической схемы электродвигателей для подготовки к пуску или ремонту производится дежурным электромонтером цеха по указанию начальника смены (мастера смены) или лица, ответственного за обслуживание приводимого механизма.

3. Перед включением электродвигателя в работу необходимо проверить: чистоту электродвигателя, отсутствие на нем или вблизи от него посторонних предметов, надежность крепления ограждений, исправность заземления, наличие и затяжку креплений.

4. После включения электродвигателя и во время его работы необходимо проверить:

а) температуру корпуса электродвигателя – нагрев, который не должен превышать 90оС;

б) температуру нагрева подшипников, которая должна быть не более 90оС для подшипников качения и 70оС для подшипников скольжения;

в) смазку подшипников скольжения;

г) вибрацию подшипников электродвигателя, которая при всех допустимых режимах не должна превышать 0,1 мм для электродвигателей 1500 об/мин, 0,05 мм для электродвигателей 3000 об/мин, 0,13 мм для 1000 об/мин, 0,17 мм для электродвигателей 750 об/мин и ниже;

д) осевой разбег роторов электродвигателей должен быть не более 2-4 мм для подшипников скольжения;

е) отсутствие стуков и посторонних шумов в подшипниках и двигателе;

ж) нагрузку электродвигателей (по амперметрам, если таковые есть);

е) работу контактных колец и щеток на электродвигателях с фазным ротором.

5. Электродвигатели, не обеспечивающие пуск механизмов по нагрузкой, должны включаться после разгрузки приводимых механизмов.

6. Электродвигатели, длительное время находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по утвержденному графику.

7. Проверка состояния и режимов работы двигателей оперативным персоналом (дежурным электромонтером) проводится во время обходов оборудования, но не реже 2-х рах в смену.

8. О всех замеченных дефектах и ненормальной работе электродвигателей должна быть сделана запись в оперативном журнале и журнале дефектов оборудования, поставлен в известность начальник смены, а в дневное время энергетик цеха.

9. Малые дефекты и неисправности устраняются дежурным электромонтеров с соблюдением соответствующих правил безопасности.

10. Электродвигатель аварийно (немедленно) отключается от сети в случаях:

а) появления дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;

б) несчастного случая с человеком;

в) вибрации сверх допустимых норм, угрожающей целостности электродвигателя;

г) поломки приводимого механизма;

д) сильного снижения оборотов, сопровождаемое сильным нагревом электродвигателя.

В остальных случаях электродвигатель отключается от сети после пуска резервного агрегата или по разрешению начальника смены.

11. Защита электродвигателя должна быть выполнена в соответствии с «Правилами устройства электроустановок». Плавкие вставки предохранителей, защищающие силовые и цепи управления, должны быть калиброванными с указанием номинального тока. Применять некалиброванные плавкие вставки без маркировки величины номинального тока запрещается.

12. Перед включением в работу электродвигателей, ответственных позиций или длительное время находящихся в резерве (от месяца и более), необходимо проверять сопротивление изоляции обмоток двигателей мегомметром в соответствии с «Правилами эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП). Сопротивление должно быть не менее 1 МОм, для горячих машин не менее 0,5 МОм. У электродвигателей мощность выше 100 кВт замеряется коэффициент абсорбции, величина которых составляет не менее 1,3.

Пуск в ход электродвигателя с фазным ротором производится в следующей последовательности:

1. проверяется и устанавливается в положение "пуск" рукоятка пускового реостата, при этом реостат полностью введен (движок находится на контактах, соответствующих наибольшему сопротивлению),

2. проверяется наложение щеток на кольца и положение "пуск" механизма для закорачивания колец,

3. включается пускатель цепи статора и по мере разворачивания ротора электродвигателя медленно передвигается ручка пускового реостата до крайнего положения, соответствующего наименьшему сопротивлению,

4. проверяется работа щеток, которые не должны сильно искрить,

5. поворотом рукоятки механизма закорачиваются кольца и поднимаются щетки. При чрезмерном искрении необходимо протереть кольца чистой тряпкой без ворса или отшлифовать их стеклянной шкуркой.

Если искрение остается значительным, электродвигатель останавливают и производят протирку щеток, протягивая при этом полоски стеклянной бумаги между кольцами и щетками. У правильно притертых щеток вся поверхность плотно прилегает к кольцу.

После каждой остановки электродвигателя с фазным ротором ручка пускового реостата устанавливается в положение "пуск". При опробовании вхолостую и под нагрузкой проверяется направление вращения, вибрация, нагрев подшипников и обмоток.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных