Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Надзор и уход за двигателями




При необходимости наблюдения за пуском и работой асинхронных электродвигателей механизмов, регулирование технологических процессов которых осуществляется по току, на панели управления должен быть установлен амперметр, измеряющий ток в цепи статора двигателя. На шкале этого прибора должен быть отмечен красной чертой ток, на 5% превышающий номинальный ток двигателя. Для контроля наличия напряжения на групповых щитках должны быть установлены вольтметры или сигнальные лампы.

На электродвигателях и приводимых ими механизмах должны быть нанесены стрелки, указывающие направление их вращения. На пускорегулирующих аппаратах должны быть отмечены положения «пуск» и «стоп», «включено» и «выключено».

Постоянный надзор за работой асинхронного двигателя: контроль нагрузки, температуры подшипников, вибраций, температуры охлаждающего воздуха — при замкнутой системе вентиляции осуществляется оперативным персоналом цеха, обслуживающим соответствующие производственные механизмы. Обслуживающий персонал должен следить за чистотой двигателя, периодически стирать с него пыль, следить за недопустимым попаданием воды или пара внутрь двигателя и т. д.

Асинхронные двигатели, длительное время находящиеся в резерве, должны осматриваться и периодически опробоваться по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство данного предприятия.

Температуру подшипников можно проверять на ощупь или с помощью термометров.

В подшипниках скольжения необходимо проверять уровень масла и его чистоту. При низком уровне производится доливка масла, марка которого указывается в инструкции по эксплуатации. Чтобы масло не попадало на обмотки, не следует допускать перелива его. Доливка масла производится, как правило, не чаще 1 раза в месяц, а его смена не реже 1 раза в год, а также в случае загрязнения масла или сильного нагрева подшипника.

В подшипниках качения, кроме того, необходимо следить за возможностью возникновения ненормального шума, который указывает на отсутствие смазки или появление дефектов на поверхностях качения. В подшипниках качения используются консистентные, мазеподобные смазки, замена которых должна производиться не реже 1 раза в год.

Значения испытательных напряжений указаны в табл.4.

Таблица 8 - Значения испытательных напряжений

Характеристика электродвигателя или его части Испытательное напряжение
1. Мощность менее 1 кВт (или 1 кВ∙А), напряжение ниже 100 В 500 В плюс двукратное номи­нальное напряжение
2. Мощность более 1 кВт (или 1 кВ∙А), напряжение ниже 100 В 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение
3. Мощность до 1000 кВт (или 1000 кВ∙А) за исключением пп. 1, 2 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение, но не менее 1500 В
4. Обмотки ротора, не находящиеся непрерывно в короткозамкнутом состоянии:  
для двигателей, допускающих торможение противовключением 1000 В плюс четырехкратное номинальное напряжение обмоток ротора
для двигателей, не предназначенных для торможения противовключением 1000 В плюс двукратное напряжение обмоток ротора

 

 

Персонал электроцеха должен периодически проверять электрическую прочность изоляции обмоток двигателя. Изоляция обмоток относительно корпуса и между обмотками должна выдерживать практически синусоидальное напряжение частотой 50 Гц в течение 1 мин.

Испытания электрической прочности изоляции проводятся после замера сопротивления изоляции и только при удовлетворительных результатах замера. Если у двигателя не выведены отдельно концы и начала фаз обмоток, испытываются сразу все обмотки (отсоединенные от схемы питания) по отношению к корпусу. При этом один полюс источника испытательного напряжения соединяется с заземленным корпусом двигателя. Испытания, как правило, осуществляются с помощью специального трансформатора, снабженного устройством для регулировки напряжения и измерительной аппаратурой.

Испытания необходимо начинать при напряжении, равном примерно 1/3 испытательного, а затем плавно в течение не менее 10 с увеличить его до полного испытательного напряжения. Это напряжение выдерживается в течение 1 мин, затем плавно снижается до 1/3 и отключается. После чего испытываемую обмотку или обмотки соединяют с корпусом двигателя для снятия электрического заряда.

Электрическая прочность междувитковой изоляции обмоток должна выдерживать в течение 5 мин напряжение, превышающее номинальное на 30%. Испытания проводятся для асинхронных короткозамкнутых двигателей в режиме холостого хода, для двигателей с фазным ротором — при разомкнутой обмотке ротора.

Для некоторых двигателей с фазным ротором при малом числе полюсов

испытания могут проводиться: 1) для обмотки статора при замкнутом накоротко и вращающемся роторе; 2) для обмотки ротора и вращении с номинальной частотой посторонним двигателем против направления вращения поля статора с подведением к статору напряжения, равного 65% номинального. В этом случае в роторе наводится напряжение, близкое к 130% номинального. С применяемой аппаратурой и методикой испытания более подробно можно ознакомиться в [Л. 9].

Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками (МОм) определяют по проходящему через нее току при приложении постоянного напряжения при рабочей температуре двигателя:

r ≥ U н  
1000 + 0,01P н

где U н — номинальное напряжение, В; Р н — номинальная мощность двигателя, кВт.

Сопротивление r должно быть не менее 0,5 МОм. Необходимо отметить сильную зависимость сопротивления изоляции от температуры. Если испытания проводились при температуре ниже рабочей, то полученные r из приведенной выше формулы необходимо удваивать при разнице между температурами испытаний и рабочей на каждые 20°С (полные или неполные).

Измерение сопротивления изоляции производится с помощью мегаомметра с ручным или электрическим приводом, а также методом вольтметра-амперметра [Л. 9]. Перед измерением проверяют упрощенно правильность работы прибора. Кроме того, обмотки кратковременно на 1—2 мин заземляют, а затем, отсоединив от земли, проверяют их сопротивление. Показания прибора фиксируют при установившейся стрелке через 15—60 с после начала измерений (вначале возможен бросок стрелки).

Во время измерений сопротивления изоляции одной из обмоток все остальные обмотки, если они не соединены с первой, следует соединить с корпусом двигателя. После измерений обмотки необходимо разрядить на корпус.

Сроки измерения сопротивления изоляции задаются в инструкции по эксплуатации двигателей в зависимо­сти от конкретных местных условий. В нормальных условиях сопротивление изоляции сохраняется в требуемых пределах довольно длительное время (месяцами), поэтому замеры следует производить не чаще чем через месяц. Это лучше всего производить при остановках основного агрегата. Сопротивление изоляции необходимо измерять также после ремонтов.

При работе в нормальных условиях двигатели периодически в соответствии с действующей системой планово-предупредительных ремонтов (ППР) подвергаются текущим и капитальным ремонтам. Как правило, текущий ремонт и обдувки двигателей производятся одновременно с ремонтом приводимых механизмов в зависимости от условий данного технологического производства.

Капитальный ремонт (с выемкой ротора) асинхронных двигателей ответственных механизмов, работающих в тяжелых температурных условиях, повышенной влажности и при загрязненности окружающей среды, должен проводиться, как правило, не реже 1 раза в 2 года. Для двигателей, работающих в нормальных условиях, сроки капитального ремонта устанавливаются ответственным за электрохозяйство.

Уход за щетками и замену их на работающем электродвигателе, отключение и подключение двигателя, а также его ремонт необходимо производить в строгом соответствии с правилами техники безопасности [Л. 11].

Для обеспечения нормальной работы электродвигателей предусматриваются различные виды испытаний:

межремонтные испытания, т. е. профилактические испытания, не связанные с выводом двигателей в ремонт;

испытания при текущих ремонтах двигателей;

испытания при капитальных ремонтах двигателей.

Сроки проведения испытаний устанавливаются ответственным за электрохозяйство предприятия в соответствии со сроками ремонтов электродвигателей.

 

Техника безопасности при обслуживании электродвигателей.

При обслуживании электродвигателей должны соблюдаться следующие правила:

1. Женщины при обслуживании электродвигателей должны надевать головной убор и спецодежду. Обслуживание агрегатов с электроприводом в женском платье не допускается.

2. При работе электродвигателя запрещается снимать ограждения и проникать за них.

3. Изолирование колец ротора допускается производить лишь при помощи колодок из изолированного материала.

4. Запрещается проводить какие-либо работы в цепях работающих (вращающихся) электродвигателей и их пускорегулирующей аппаратуре, за исключением работ в цепи реостата и испытательных работ, проводимых по специальным утвержденным программам, в которых предусматриваются необходимые меры безопасности.

5. Открывать пусковые устройства (шкафы, ящики и т.п.), находящиеся под напряжением для производства их осмотра, разрешается только оперативному персоналу с группой по электробезопасности не ниже III.

6. Работа в пусковых устройствах может производиться при полном мнятии напряжения.

7. Подготовка к ремонту электродвигателя и допуску к работе ремонтного персонала должны производиться в строгом соответствии с правилами безопасности, при этом следует обращать внимание на исключение возможности вращения вала (статора) электродвигателя со стороны приводимого механизма.

8. При ремонте приводного механизма, электродвигатель должен быть отключен от сети, схема его полностью разбирается, питающий кабель отключается от электродвигателя и на его концах устанавливается переносное заземление. При невозможности установки переносного заземления на концах кабеля, все его токоведущие части соединяются вместе при помощи болта и изолируются. На всех приводах, ключах, кнопках, которыми может быть подано напряжение на двигатель ремонтируемого механизма, должны быть поставлены запоры и вывешены плакаты в соответствии с правилами безопасности.

9. Ремонт электродвигателей и испытание изоляции их обмоток производится в сроки, предусмотренные графиком ППР. Ремонт электродвигателей и их пускорегулирующей аппаратуры производится, как правило, с ремонтом приводного механизма.

 

 

Заключение

 

Асинхронные электрические двигатели трехфазного типа с короткозамкнутым ротором широко используют в народном хозяйстве, однако такие двигатели обладают рядом недостатков: отсутствует плавное регулирование частоты вращения, большой пусковой ток и др. Но все это можно обойти, если же вместо ротора воспользоваться фазным ротором.

Подобающим образом устроен фазный ротор: трехфазная обмотка размещена в пазах ротора, (обмотка подобная обмотке статора); звездой соединены фазы обмотки ротора; начала фаз соединены с изготовленными из латуни или меди тремя контактными кольцами, которые в свою очередь укреплены на одном валу с ротором. Соответственно контактные кольца изолированы друг от друга и от вала. К контактным кольцам хорошо прижаты металло-графитные или угольные щётки, установленные на щёткодержателе, укрепленном на подшипниковом щите.

Для запуска двигателя с фазным ротором щётки соединяют с регулировочными или пусковыми реостатами. Эти самые реостаты дают возможность понизить пусковой ток, так как из-за них усиливается всеобщее сопротивление обмотки ротора.

Реостаты применяют для плавного регулирования частоты вращения двигателя, а также в изменении других рабочих характеристик.

 

Список использованной литературы

 

1. «Проектирование электрических машин». Кн. 1, 2. Под редакцией И. П. Копылова, - М., Энергоатомиздат, 1993 г.

2. «Электрические машины». И. П. Копылов, - М., Логос, 2000 г.

3. «Общая электротехника с основами электроники». И. А. Данилов, П. М. Иванов, - М., Высшая школа, 2000 г.

4. Электротехнический справочник. Т. 1. Под редакцией П. Г. Грудинского и др., - М., Энергия, 1974.

5. Методические указания к курсовому проекту. М. В. Хиврин, - М., МГГУ, 2002 г.

6. Асинхронные двигатели серии 4А. Справочник. А. Э. Кравчик, М. М. Шлаф, В. И. Афонин, Е. А. Соболенская, - М., Энергоиздат, 1982 г.

7. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. - М.: СПО ОРГРЭС, 2003.

8. СО 153-34.03.150-2003. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

9. СО 34.03.201-97 (РД 34.03.201-97). Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.

10. СО 34.03.301-00 (РД 153-34.0-03.301-00). Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий. - М.: ЗАО «Энергетические технологии», 2000.

11. СО 34.04.181-2003. Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей М., 2004.

12. СО 34.45-51.300-97 (РД 34.45-51.300-97). Объем и нормы испытаний электрооборудования. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 1998.

13. СО 153-34.45.509-91 (РД 34.45.509-91). Типовая инструкция по эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электростанций М.: СПО ОРГРЭС, 1991.

14. СО 153-34.45.507 (РД 34.45.507). Типовая инструкция по эксплуатации крупных электродвигателей с водяным охлаждением ротора для привода питательных насосов. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1989.

15. ТИ 34-70-023-86. Типовая инструкция по эксплуатации синхронных электродвигателей шаровых мельниц Ш-50. М.: СПО Союзтехэнерго, 1986

16. Сборник директивных материалов но эксплуатации энергосистем. Электротехническая часть. – м.: Энергоиздат, 1981.

17. ГОСТ 183 74. Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

18. ГОСТ 8865-93. Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация.

19. ГОСТ 9630-80. Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000В. Общие технические условия.

20. ГОСТ Р 51757-2001. Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000В для механизмов собственных нужд тепловых электростанций. Общие технические условия.

21. ГОСТ 17494-87. Машины электрические вращающиеся. Классификация степеней защиты, обеспечиваемых оболочками вращающихся электрических машин. Обозначения. Методы испытания.

22. ГОСТ 12969-67. Таблички для машин и приборов. Технические требования.

23. ГОСТ 12971-67. Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры.

 

Приложение

Таблица 4 - Состав работ и последовательность их выполнения при техническом обслуживании

 

ОПЕРАЦИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
   
1. Внешний осмотр Тщательно осмотреть электродвигатель
2. Оценка технического состояния Измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса. У электродвигателей с фазным ротором измерить сопро­тивление изоляции обмотки ротора относительно вала. Измерить значения потребляемых электродвигателем из сети токов и убедиться в отсутствии периодических колебаний стрелки прибора, измеряюще­го силу тока. Проверить степень нагрева корпуса и подшипниковых щитов в зоне подшипников.
3. Очистка поверхности Очистить поверхность электродвигателя стальной или щетинной щеткой. У электродвигателей закрытого исполнения отвернуть болты или винты крепления кожуха вентилятора. Снять кожух, очистить под­шипниковый щит, кожух вентилятора и вентилятор от пыли щетинной щеткой. Удалить следы масла на поверхности электродвигателя обти­рочным материалом, смоченным в керосине, и протереть очищенную поверхность насухо. Убедиться в отсутствии трещин в станине и в подшипниковых щитах.
4. Проверка крепления Проверить затяжку болтов или гаек крепления электродвигателя к фундаменту или рабочей машине. Проверить затяжку болтов или гаек крепления подшипниковых щитов. У электродвигателей закрытого испол­нения проверить затяжку болтового соединения крепления вентилятора. У электродвигателей серии 4А с высотой оси вращения 56;63; 160-355 мм пошатыванием рукой проверить плотность посадки вентилятора на валу электродвигателя. Ослабленные болты, винты и гайки подтянуть. Болты и гайки с сорванной резьбой заменить. У электродвигателей закрытого исполнения установить кожух вентилятора и закрепить его болтами или винтами, заменить изношенные или деформированные резиновые втул­ки. При наличии стопорного винта проверить его затяжку. Ослабленный стопорный винт подтянуть. Шкив, полумуфта или звездочка должны быть плотно насажены на валу и не иметь осевых перемещений.
5. Проверка посадки шкива, полумуфты или звездочки на валу Проверить состояние контакта заземления корпуса электродвига­теля. Контакт со следами коррозии разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазе­лином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контакта заземления. Ослабленный контакт подтянуть.
6. Проверка исправности заземления Проверить техническое состояние шкива, звездочки, состояние резиновых втулок, пальцев муфты.
7. Проверка изоляции выходных концов Отвернуть болты или гайки крепления крышки коробки выводов элект­родвигателя и снять крышку. Убедиться в целости изоляционного покрытия выводных концов обмоток электродвигателя и проводов, подводящих пита­ние. При наличии отслоений, подгораний, обугливании или механических повреждении изоляции изолировать поврежденные участки.
8. Проверка контактных соединений в коробке выводов У электродвигателей, имеющих доску зажимов, проверить состояние доски и электрических контактов. Доску зажимов, имеющую сколы, трещи­ны или обугленную поверхность, заменить. Окислившиеся, подгоревшие или потемневшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контактных винтов или гаек. Ослабленные контакты подтянуть. У электродвигателей без доски зажимов осмотром проверить состояние изоляции мест соединения проводов.
9. Проверка состояния щеточного механизма электродвигателей с фазным ротором Раскрыть замки и снять защитный кожух щеточного механизма. Очистить щеточный механизм и контактные кольца сухим обтирочным материалом. Проверить состояние контактных колец, щеток, траверсы, изолирующих звеньев траверсы. У электродвигателей АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов вынуть щетки из обойм щеткодержателя. Проверить состояние контактных колец. Поверхность контактных колец должна быть покрыта политурой (коричневого цвета с синеватым оттенком). Если контактная поверхность колец загрязнена или потемнела, протереть ее обтирочным материалом, смоченным в ацетоне. Если на поверхности контактных колец появился нагар, прошлифовать ее мелкой шкуркой, натянутой на деревянную колодку, имеющую вогнутую цилиндрическую поверхность по форме контактных колец. Проверить состояние щеток и измерить их высоту. Сколы и трещины на рабочей поверхности не допускаются. Высота ще­ток должна быть не менее 25 мм у двигателей 4-го и 5-го габаритов. Износившиеся или выкрошившиеся щетки заменить новыми, выполнив следующие операции: а) отсоединить токопроводящий провод щетки от клеммы; б) вставить новую щетку в обойму щеткодержателя и проверить легкость перемещения щетки (для электродвигателей АК всех габаритов и А0К2 4-го и 5-го габаритов); в) отвернуть винт крепления щетки, установить новую щетку в гнездо щеткодержателя и закрепить винтом (для электродвигателей А0К2 6-го и 7-го габаритов); г) присоединить токопроводящий провод щетки к клемме. Притереть щетки. Для притирки щеток на поверхность контактного кольца по всей окружности наложить мелкозернистую стеклянную бумагу рабочей по­верхности к щетке и прижать щетку курком или пружиной. У электро­двигателей А0К2 6-го и 7-го габаритов установить щеткодержатель со щеткой в рабочее положение и закрепить его пружиной. Поворачивая вал электродвигателя вперед и назад на пол-оборота, притереть щетку. Удалить шлифовальную шкурку. После притирки щетки и шлифования контактных колец удалить образовавшуюся пыль. Вставить остальные пригодные к дальнейшей эксплуатации щетки в обоймы щеткодержате­лей, опустить курки или пружины (электродвигатели АК всех габаритов и А0К2 4-го и 5-го габаритов), установить щеткодержатели в рабочее положение и вставить крючки пружин в отверстия щеткодержателей (электродвигатели А0К2 6-го, 7-го габаритов). Проверить контакты соединения щеточного механизма с выводными проводами. Окислившиеся, потемневшие или подгоревшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блес­ка, собрать контакты и затянуть. Надеть защитный кожух щеточного механизма.
10. Проверка работы электродвигателя Проворачивая вручную ротор электродвигателя, убедиться в отсутствии заедания в подшипниках, задевания ротора за статор и вентилятора за кожух. Ротор должен проворачиваться легко (без задеваний и заеда­ний) в подшипниках. Включить электродвигатель в сеть без загрузки рабочей машины. Убедиться в отсутствии посторонних шумов, стуков и повышенной вибрации. Включить нагрузку и убедиться в нормальной работе электродвигателя под нагрузкой.

 

Таблица 5 - Характерные неисправности электродвигателей и их устранение

№ п.п. Признаки ненормального явления Вероятные причины Рекомендуемые методы устранения  
  При пуске электродвигатель г удит и не разворачивается Обрыв одной фазы в цепи статора (сгорел предохранитель, плохой контакт в выключателе и пр.). Обрыв или плохой контакт в цепи ротора (излом или выгорание стержней в районе коротко замыкающих колец). Посредством мегаомметра выявить нарушение цепи и устранить.  
Выявить трещины или обрывы стержней путем измерения магнитного потока рассеяния По окружности ротора с помощью ВАФ-85 (методику см. в ЭЦ №Э-11/61 или § 6.60 СДМЭ-81) или иным способом.  
Неправильно собрана схема обмотки статора («звезда» вместо «треугольника», вывернута одна фаза и пр.). Механическое заедание в приводном механизме или двигателе Проверить полярность выводов (определить начала и концы каждой фазы) и собрать схему обмотки статора согласно указаниям завода-изготовителя. Вывести агрегат в ремонт и устранить заедание  
  При пуске или во время работы из двигателя появились искры и дым Задевание ротора за статор из-за попадания в воздушный зазор постороннего предмета, чрезмерного износа подшипников.. Вывести агрегат в ремонт для устранения дефекта.  
Произошел излом стержня короткозамкнутой обмотки ротора. Вывести двигатель в ремонт.  
Межвитковое замыкание в обмотке статор Устранить неисправность обмотки  
  При пуске работает максимальная токовая защита Короткое замыкание в цепи статора (в кабеле, в обмотке статора, коробке выводов). Произвести осмотр всей цепи до коммутационного аппарата, измерить сопротивление изоляции элементов схемы. При обнаружении места КЗ вывести присоединение в ремонт. Изменить уставки защиты в соответствии с условиями отстройки от пускового режима электродвигателя. Вывести в ремонт приводной механизм  
 
 
 
Мал ток срабатывания защиты или мала выдержка времени МТЗ от перегрузки. Неисправен приводной механизм  
 
 
 
 
 
 
  Повышенная вибрация подшипников Нарушена центровка двигателя с приводным механизмом. Отцентровать двигатель с приводным механизмом.  
 
 
Нарушена балансировка ротора, дисбаланс муфты. Отбалансировать ротор. Муфту снять и отбалансировать отдельно от ротора. Выполнить фундамент в соответствии с заводскими требованиями по монтажу.  
 
 
Недостаточная жесткость фундамента.  
Между лапами двигателя и фундаментом имеются зазоры Устранить зазоры прокладками.  
Незаштифтованы лапы двигателя со стороны Привода и не установлены тарельчатые пружины на фундаментные болты со стороны противоположной приводу. Установить штифты и тарельчатые пружины.  
Неисправна соединительная муфта, имеются дефекты в зубчатой муфте вследствие неправильного зацепления, несоответствующей обработки зубьев. Между полумуфтами, насаженными на валы, имеется перекос, одна или обе полумуфты бьют, пальцы упруго-пальцевой муфты установлены неправильно или изношены. Отремонтировать или заменить зубчатую муфту. Проверить правильность насадки и биение обеих полумуфт, проверить установку пальцев в полумуфтах. В случае необходимости устранить повышенное биение полумуфт, исправить установку пальцев или заменить их новыми.  
Слишком низкая температура масла, входящего в подшипники с принудительной смазкой Во время работы двигателя входящее масло должно иметь температуру 25-45°С  
  При работе двигателя наблюдаются ритмичные колебания статора Нарушение контакта или витковое замыкание в обмотке ротора Произвести осмотр и необходимый ремонт ротора  
  Течь воды из воздухоохладителя, срабатывает датчик контроля наличия воды в двигателе Возможны трещины охлаждающей трубки в месте развальцовки или ослабление вальцовки Удалить воду из двигателя. Провести гидравлические испытания воздухоохладителя для определения места течи. Допускается заглушить с обеих сторон пробками одну дефектную трубку. При большем числе поврежденных трубок заменить воздухоохладитель  
  Течь воды в электродвигателе АВ(2АВ)-8000/6000 в сварном шве или в соединении «штуцер стержень» ротора Образование свища или трещины Вырубить место течи на глубину 4 мм. Подпаять припоем ПСр45 с флюсом ПВ209Х. После заполнения вырубки припоем поддерживать в течение 1 мин. нагрев шейки стержня для снижения напряжений в соединении «штуцер-стержень».  
в соединении «стержень-короткозамыкающее кольцо» ротора То же Разрубить и снять технологическую стальную втулку, вырубить канавку глубиной 5 мм вокруг стержня. Запаять припоем ПСр45 с флюсом ПВ209Х, поддерживая при остывании нагрев шейки стержня.  
по трубкам внутри сегмента сердечника статора Трещины, свищи Исключить сегмент из схемы перемычкой. Допускается исключать до двух параллельных ветвей, расстоянием между которыми должно быть не менее трех пакетов. В двух крайних ветвях с каждого торца сердечника сегменты исключать не разрешается.  
в коллекторе статора Ослабление крепления штуцеров. Подтянуть гайки, застопорить.  
Ослабление крепления по резиновым уплотнениям в торцевых заглушках. Подтянуть фланцы или заменить резиновые уплотнения  
Повреждение сварных швов на коллекторе. Подварить сварные швы  
Загрязнение сопрягаемых уплотнительных поверхностей Тщательно зачистить уплотнительные поверхности  
  Увеличение утечки охлаждающей воды через ротор АВ (2АВ)-8000/6000 Износ фторопластового уплотнения Заменить втулку  
  Перегрев всей обмотки статора и активной стали. Повышенная температура охлаждающего воздуха на выходе из охладителя Увеличение нагрузки более допустимой. Уменьшить нагрузку до номинальной и ниже.  
Увеличение температуры охлаждающей воды выше нормальной Увеличить расход воды выше нормального, но не более чем в два раза (при этом давление в охладителе не должно превышать предельно допустимое).  
Уменьшение расхода воды Прочистить охладитель, сняв с него обе крышки. Трубки промыть 5% раствором соляной кислоты и прочистить специальными щетками («ершами»).  
Засорение межтрубного пространства охладителя Выполнить ревизию фильтров, тщательно продуть межтрубное пространство сжатым воздухом  
  Повышение температуры воды на выходе из ротора, статора АВ (2АВ)-8000/6000 Засорение тракта охлаждения ротора или статора Провести промывку обратным ходом воды температурой 80-90°С. При малом эффекте указанного способа использовать химические реактивы (5% раствор соляной кислоты и 5% раствор хромового ангидрида)  
  Отсутствуют показания одного из термопреобразователей сопротивления Обрыв датчика или измерительной проводки Заменить дефектный преобразователь, устранить обрыв или ввести в работу резервную жилу кабеля  
  Чрезмерный нагрев подшипников Недостаточная подача масла в подшипники (заедает смазочное кольцо). Избыток или недостаток смазки в подшипниках качения. Увеличить подачу масла в подшипники, устранить неисправность кольца. Проверить количество и качество смазки. При необходимости промыть и заполнить подшипник нужным количеством смазки.  
Смазка или масло загрязнено Очистить масляные камеры подшипников, заменить масло.  
Использовано масло несоответствующей марки. Заменить масло на рекомендуемое заводской инструкцией..  
Осевое воздействие на ротор двигателя со стороны приводимого механизма. Проверить центровку и соединение двигателя с приводимым механизмом  
Нет разбега ротора Проверить наличие регулировочных прокладок между корпусом подшипника и щитом со стороны рабочего конца вала.  
Повышенная вибрация ротора См. пункт 4 настоящей таблицы  
 
  Вытекание масла из подшипников Повышенный расход масла через подшипники. Отрегулировать расход масла.  
Засорен сливноймаслопровод. Недостаточное уплотнение стыков между лабиринтными уплотнениями и корпусом подшипника Прочистить сливной маслопровод. Заменить прокладки между лабиринтными уплотнениями и корпусом подшипника  
  Пониженное сопротивление изоляции обмотки статора Загрязнена или отсырела обмотка Разобрать электродвигатель, продуть сухим сжатым воздухом, протереть обмотку салфеткой, смоченной моющим средством, выполнить сушку изоляции  
  Повышенное искрение щеток Недостаточное усилие прижатия щеток к контактным кольцам. Отрегулировать усилие прижатия щеток.  
Загрязнение или неровности рабочих поверхностей контактных колец. Выполнить подшлифовку рабочей поверхности колец мелкой шкуркой, убрать загрязнения и нагары салфеткой, смоченной спиртом. При необходимости кольца проточить и отшлифовать.  
Щетки плохо прилегают к контактным кольцам Более тщательно притереть и пришлифовать щетки к кольцам  

 

 

Графическая часть

 

Рис. 7 - Принципиальная схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором

 

Рис. 8. Схема соединения обмоток двигателя с фазным ротором: а - к питающей сети, б - ротора, в - на доске зажимов.

 


Рис. 9. - Электрическая схема асинхронного двигателя с фазным ротором (а) и его условное графическое изображение (б): 1 – статор; 2 – ротор; 3 – контактные кольца со щетками; 4 – пусковой реостат

Рис. 10 - Основные конструктивные узлы асинхронного двигателя с фазным ротором: 1 – приспособление для подъема щеток; 2, 12 – подшипниковые щиты; 3 – щеткодержатели; 4 – траверса; 5 – обмотка статора; 6 – остов; 7 – сердечник статора; 8 – коробка с выводами; 9 – сердечник ротора; 10 – обмотка ротора; 11 – контактные кольца

 

 

Корпус реостата заземляется. В реостат с масляным охлаждением заливается трансформаторное масло до установленного уровня. Электрическая прочность заливаемого масла не нормируется, но обычно используется, сухое масло.

Рис. 11 – Устройство асинхронного двигателя с фазным ротором - 1,7 – подшипники; 2,6 – подшипниковые щиты; 3 – корпус; 4 – сердечник статора с обмоткой; 5 – сердечник ротора; 8 – вал; 9 – коробка выводов; 10 – лапы; 11 – контактные кольца.

В более крупных асинхронных электродвигателях на валу ротора устанавливают алюминиевый вентилятор 14 для забора воздуха из окружающей среды и подачи его к наружным поверхностям двигателя. В некоторых сериях электродвигателей (например, А02) установлен второй вентилятор для перемещения воздуха внутри станины и отвода теплоты от ее внутренних частей. Для защиты лопастей вентилятора установлен кожух 12. Вал соединяется с полумуфтой шпонкой 3. Для балансировки ротора применяют грузики 15, установленные на короткозамыкающем кольце 7. Подсоединение вводных проводов от электросети производят с помощью зажимов, установленных в коробке выводов 16, к которым подводят концы обмоток статора.


Рис. 12- Асинхронный двигатель с фазным ротором в защищенном исполнении:
1 — стопорное кольцо; 2 — жалюзи; 3 — бандаж обмотки ротора; 4 — сердечник статора; 5 — сердечник ротора: 6 — фиксирующая скоба; 7 — нажимная шайба; 8 — опорное кольцо; 9 — аксиальный вентилятор; 10 — подшипник; 11 — щеткодержатель; 12 — контактное кольцо; 13 — изоляционная втулка; 14 — соединительная перемычка; 15 — паз ротора; 16 — паз статора.

Асинхронный двигатель с фазным ротором (рис. 12) отличается от двигателя с короткозамкнутым ротором наличием обмотки в роторе и контактных колец 12, к которым подсоединены концы роторной обмотки. Контактные кольца изолированы от вала и друг друга. В пазы сердечника ротора 5 вложены стержни обмотки, которые удерживаются в пазах клиньями из дерева или текстолита. Лобовые части стержней не выгибаются под действием центробежных сил благодаря бандажам 3.

Фазные обмотки ротора выполняют по тем же схемам, что и обмотки статора. Число витков в катушках обмоток статора и ротора асинхронной машины не зависят друг от друга, так как обмотки ротора к сети не присоединяются и их напряжение может изменяться в широких пределах. В этой связи стержневые обмотки ротора крупных машин выполняют с одновитковыми катушками. Высокая жесткость стержневой обмотки в этом случае обеспечивает необходимую прочность лобовых частей. Роторные обмотки двигателей до 3 кВт делают мягкими всыпными из провода круглого сечения, при мощности 3 — 10 кВт — жесткими катушечными из провода прямоугольного сечения или стержневыми из голой шинной меди. При мощности выше 100 кВт роторные обмотки делают только стержневыми.

Три фазные обмотки концами соединяются между собой, образуют звезду, а начала обмоток сквозь полый конец вала выводятся к контактным кольцам. На контактные кольца наложены щетки, позволяющие присоединить к фазным обмоткам провода от пускового реостата для управления. Пуск двигателей с фазным ротором (серии АК2) проводят с помощью реостата. Тем самым достигается плавный запуск и увеличивается пусковой момент электродвигателя.

Другие части электродвигателя с фазным ротором конструктивно аналогичны соответствующим частям электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

 

Рис. 13 - Схема соединения обмоток и включения в сеть асинхронного электродвигателя с фазным ротором

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных