Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Успокоение подвижного разума




 

Свежий ветерок развевал флажок на куполе храма, и два монаха, наблюдавшие за этим, вступили в спор. Один говорил, что движется флаг, другой твердил, что в движении пребывает только ветер. Они спорили очень долго, но так и не смогли прийти к согласию. Наконец перед ними появился учитель, который сказал: «Движется не ветер и не флаг — подвижен только ваш разум».

 

Включается будильник — и вы просыпаетесь; звонит телефон — и вы снимаете трубку; вы задерживаетесь на перекрестке — и водитель машины позади начинает сигналить. Весь день нас подгоняют звонки, сирены и клаксоны, они заставляют нас непрерывно двигаться к своевременному исполнению любой работы и задачи. Даже в мгновения относительной тишины наш разум продолжает нестись вперед, проверять список предстоящих дел и планировать занятия на остаток дня, дробить его на часы, а иногда даже на четверти часа, выделяя особое место важнейшим обязательствам, которые даже не было нужды записывать, потому что они непрестанно изводили ваш разум с самого утра.

Нет ничего удивительного в том, что восточные учителя Дзэн, приезжающие в Соединенные Штаты для преподавания, сетуют на то, что у них не хватает времени на ежедневные медитации. Средний день среднего американца оставляет слишком мало времени на занятия, не связанные непосредственно с работой, поддержанием жизни и бытовыми заботами.

Предлагать американцам замедлить такой темп совершенно тщетно: сбросить скорость означает остаться позади, опоздать и, возможно, упустить единственную в жизни возможность. Одним из самых очаровательных признаков прошлого, каким оно описывается в книгах и фильмах, является существование досуга, во время которого люди могли присесть, чтобы подумать или поговорить. Казалось, у людей прошлого было намного больше времени на действительно важные дела — на родительскую доброту и внимательность, на создание крепких дружеских отношении и подлинное наслаждение прелестями любви, на развитие личности путем обучения и созерцания.

Ситуации, описываемые в некоторых дзэнских коанах, явно показывают, что древним последователям Дзэн хватало времени на то, чтобы уединиться для совершенствования своих методов и созерцания. Фразы вроде «через несколько лет» или «много лет спустя» встречаются в этих историях на каждом шагу — в рассказах о лучнике, изучающем свое искусство, или фехтовальщике, который становится мастером владения мечом в течение периодов времени, кажущихся нам невероятно долгими.

Нам очень трудно увидеть все это со стороны — именно из-за сложности задержки, необходимой для того, чтобы оглядеться по сторонам. Где на самом деле происходит движение? Что является подлинным источником спешки? Внимательное наблюдение покажет, что движение и суета относятся ко всему городу, офису или скоростному шоссе; напряжение и постоянное давление исходит от телефонов, часов и компьютеров. Оно исходит не изнутри. Как только вы попадаете в сферу действия источника движения, позволяете своему разуму двигаться с той же скоростью, с какой движется весь город, если вы даете свое согласие откликаться на каждый внешний толчок, тогда вы тоже становитесь частью этого напряжения. Но ничто не обязывает вас поступать именно так.

Невозможно заставить приостановиться весь город, но каждый способен управлять своей собственной жизнью и контролировать скорость своего движения. Такой контроль начинается с себя, с мелочей, с самых обычных обстоятельств повседневной жизни. Если вы сможете управлять собой в мелочах, вам наверняка удастся контролировать и даже целиком овладеть крупными и важными событиями, которые могут встретиться на вашем пути и привнести напряжение в вашу жизнь.

Проводить время наедине с самим собой чрезвычайно важно для каждого человека, даже для ребенка. Мастера Дзэн поняли это очень давно, и именно на основе этого понимания возникла медитация, позволяющая человеку внести в хаос жизни упорядоченность и спокойствие. Важность медитации несомненна и очевидна, ибо без медитации, или размышления, то, чему мы учимся, нередко может пониматься неверно или вообще забываться. Спокойный разум представляет собой подлинный секрет успешных действий в стрессовых ситуациях, поскольку возбужденный ум теряет способность правильного восприятия. В спокойном состоянии вы можете отслеживать и оценивать свои страхи и чувства.

Однако с практикой индивидуальным храмом может стать любое место. Мне вспоминается случившийся несколько лет назад эпизод: рано утром я приехал на условленную встречу в дом одного последователя Дзэн и услышал исходящую из его кабинета громкую музыку «Би Джиз». Я был несколько смущен таким выбором музыки и заколебался, раздумывая, стоит ли беспокоить мастера. Я присел на крыльце и подождал, пока музыка не стихнет. В назначенное время мастер выглянул из дверей; он выглядел таким же спокойным и внимательным, как всегда.

— Почему ты не постучал? — спросил он.

— Услышал музыку и решил, что вы чем-то заняты, — ответил я.

— Я медитировал.

— Во всем этом грохоте?! Мастер улыбнулся:

— Когда я медитирую, я не слышу музыки, — сказал он.

Заметив озадаченное выражение моего лица, он улыбнулся еще шире и добавил:

— Иногда я проверяю силу своей концентрации. То, что ты слышал, было всего лишь проверкой.

— И что она показала? — поинтересовался я.

— Я никогда не слышу музыки, — признался он. — Во время медитации даже шум гоночного автомобиля подобен чириканью воробья.

Я медитирую, как только у меня появляется возможность, но в течение загруженного дня не всегда выдаются свободные минуты, позволяющие войти в расслабленное состояние на достаточно продолжительное время. Поэтому я разработал свой собственный ускоренный способ успокоения разума — такой контроль можно начать с дыхания. Я заметил, что иногда достаточно сделать два глубоких вдоха, прежде чем взять трубку звонящего телефона, поскольку даже за это короткое время тело успевает расслабиться, а разум — вернуться к управляемому состоянию, вместо того чтобы оставаться чем-то вроде разорванного флажка, трепещущего под порывами ветра.

Время наедине с собой не обязательно должно проходить в отдельной комнате, за закрытой дверью. Посвятить несколько минут раздумьям, размышлениям и перезарядке внутренних батареек можно в любой обстановке, пока в ваши мысли не вмешиваются внешние раздражители.

 

Воин-тень

 

Стратегия является ремеслом воина. Вот правила для тех, кто хотел бы изучить мою стратегию.

Не допускайте бесчестных мыслей. Узнавайте подробности любого профессионального

мастерства.

Отличайте обретения и потери от мирских забот. Развивайте интуитивное суждение и понимание любых вещей. Воспринимайте незримое. Уделяйте внимание даже мелочам. Не делайте ничего бесполезного.

Миямото Мусаси

 

 

Среди преданий боевых искусств существует очень много историй о воине-тени, который неизменно является зловещим персонажем. Самыми известными из воинов-теней были ниндзя — мастера нин-дзюцу, что часто переводится как «искусство невидимости». Считается, что ниндзя могли исчезать в облаках дыма, превращаться в небольших животных, птиц или неодушевленные предметы и находиться в двух местах одновременно. Они были также искусными мастерами маскировки, специалистами в искусстве убийства и подрывной деятельности и обычно не оставляли после себя никаких следов, которые позволили бы связать такие акты с их личностью.

Сегодня ниндзя стали излюбленными злодеями в фильмах о боевых искусствах. Они превратились в почти шутливые персонажи, шныряющие тут и там в своем черном с ног до головы наряде, с лицом, скрытым за черной маской.

Но воины-тени — не шутка, особенно когда они принимают облик адвокатов, друзей и советчиков одной или обеих конфликтующих сторон. Подобно легендарным ниндзя, воины-тени чаще всего исполняют свои роли незаметно, но приносят невероятные и вполне реальные разрушения.

Одной из проблем, связанных с воином-тенью, является то, что вы можете не осознавать их присутствия. К примеру, двое моих знакомых, которые долго и тяжело создавали свой бизнес, решили расторгнуть свои соглашения, потому что один из партнеров пожелал уйти на покой. Они заручились помощью своего бухгалтера, который многие годы управлял их делами и выплатой налогов. Поскольку эти двое когда-то были большими друзьями, они решили, что лучше всего, если это возможно, обойтись без адвокатов, тем более что гонорары юристов уменьшили бы долю обоих.

Бухгалтер был старательным и толковым. Он подготовил подробные отчеты по всем вопросам бизнеса и беспристрастно представил их обеим сторонам. Но с течением времени в этот вопрос были вовлечены другие люди, которые — возможно, из самых добрых побуждений — начали становиться на ту или иную сторону и давать советы. Судя по всему, справедлива истина о том, что каждый, у кого попросят совета по какому-либо вопросу, — независимо от того, насколько объективным этот человек пытается быть, — скорее всего, попытается обернуть дело в пользу того, кто попросил этого совета.

У обоих партнеров неожиданно появились новые темы для обсуждений; оба начали предлагать новые условия. Воины-тени, часто скрывающиеся под маской участливых друзей, посеяли семена разногласий, и дружеская территория очень быстро превратилась в сцену военных действий. Через какое-то время каждый из моих друзей уже чувствовал, что его партнер пытается его обмануть. Очень скоро оба оказались в патовом положении, и дело было передано адвокатам, после чего попало в суд. К тому времени, как дым рассеялся, два человека, которые были хорошими друзьями, стали врагами.

С не менее распространенной и всеобщей проблемой столкнулась недавно одна супружеская пара, которую я хорошо знаю. Они были женаты почти двадцать лет, но вдруг решили развестись. У них не было детей, которые могли бы стать серьезной проблемой, и причиной такого решения стала не «третья сторона», а просто взаимное осознание того, что их отношения уже лишились страсти, и ощущение, что жизнь может предложить им намного больше, чем то, что ожидает обоих в продолжении этого брака. Их имущество включало довольно значительные ценности, чудесный домик и общий банковский счет.

После дружелюбных обсуждений они договорились продать дом и мебель с аукциона, а полученные деньги и сумму, лежащую в банке, разделить строго пополам. «И нам не нужен адвокат, — рассказывал мне муж. — Как здорово, что мы смогли остаться друзьями, несмотря на то, что разводимся».

«Пусть даже мы разводимся, но я всегда готова помочь ему в трудную минуту», — в его присутствии говорила мне жена.

«И я всегда буду рядом, если понадоблюсь тебе», — отвечал муж.

Несколько дней спустя, за обедом, жена гордо сообщила своей подруге, что они с мужем достигли практически невозможного — Дружеского бракоразводного соглашения. Подруга, которая сама была разведена, выслушала краткие подробности договора, а затем спросила, как они поступят с обстановкой дома.

«Мы выставим все, кроме личных вещей, на аукцион, а вырученные деньги разделим пополам», — ответила жена.

«Как, и ваш Хэввилэнд?» — спросила подруга, имея в виду большую коллекцию китайского фарфора, которую супружеская пара собрала во время отпускных путешествий. «Как жаль, — продолжала подруга, — вряд ли вы получите за него столько, сколько он стоит».

Вечером, когда жена вернулась домой, она упомянула в разговоре с мужем о китайском фарфоре и сказала, что с удовольствием оставила бы его. «Я не против, — с готовностью откликнулся муж. — А я бы хотел взять дедушкины часы работы Сета Томаса».

На том они и порешили, и все было спокойно до следующего дня, пока жена не сообщила об их решении подруге, которая немедленно заявила, что часы стоят дороже китайского фарфора: «Если бы я была на твоем месте, я бы пригласила эксперта, который оценил бы и то, и другое, чтобы ты не оказалась в проигрыше. Муж пытается надуть тебя».

Жена принялась защищать своего мужа, утверждая, что он совсем не пытается обмануть ее. Однако она все-таки пригласила в дом оценщика. Часы действительно стоили на несколько сот долларов дороже китайской коллекции. Когда эксперт ушел, жена позвонила подруге и сказала: «Ты была права. Он пытался меня надуть».

По совету подруги, жена обратилась к адвокату, чтобы составить четкое соглашение о том, как разделить их имущество. Адвокат, работавший по часовому тарифу оплаты, сказал, что составление такого договора будет стоить всего лишь несколько сотен долларов.

Муж ответил на этот шаг тем, что нанял собственного адвоката, чтобы тот проверил составленный договор. Последний выявил несколько проблем. Очень скоро муж называл свою жену не иначе, как «эта стерва».

Так, благодаря воину-тени, началась настоящая война. Адвокаты, один из которых работал за гонорар, а второй — за проценты от полученной клиентом суммы, в конце концов, забрали большую часть состояния супругов в качестве оплаты. А что же сама супружеская пара? После жесткого бракоразводного процесса они уже не разговаривали друг с другом, и даже если упоминали о своем бывшем супруге, то только в презрительных выражениях.

Когда я вспоминаю подобные случаи, то у меня рождается один-единственный вывод: какими бы дружескими ни были отношения между людьми — коллегами, друзьями, деловыми партнерами или супругами, — но, когда они решают прекратить свои отношения, ни одна из сторон не обходится без вмешательства друзей и советчиков.

 

* * *

 

Как можно избежать несчастий, которые приносят «воины-тени»? Прежде всего, необходимо быть осмотрительным, когда вы имеете дело с людьми, подверженными резким изменениям настроения. Мудрым решением является создание вокруг себя хорошего оборонительного рубежа на все время подобной битвы — не стоит недооценивать ущерба, который способны принести «воины-тени».

Не менее важно никогда самому не становиться воином-тенью. Я заметил, что во многих языках существуют пословицы, смысл которых сводится к тому, что человеку ни в коем случае не стоит оказываться между спорящими супругами. Тот факт, что такой совет можно обнаружить почти у всех народов, особенно у достаточно древних и зрелых, доказывает его правильность. Конечно, каждый должен всеми силами помогать своим друзьям, но это следует делать, не принимая одну сторону и не причиняя неприятности другой стороне.

Во-вторых, не стоит слишком волноваться о том, что окружающие вас люди делают или собираются делать. Такое беспокойство лишь путает ваши чувства и не позволяет вам ясно рассмотреть ситуацию. Самым важным является то, что собираетесь делать вы сами; возвращайте любого потенциального воина-тень в тот полумрак, из которого он появляется.

В-третьих, если вам кажется, что ваш близкий друг занимает позицию вашего противника, не торопитесь делать вывод о том, что вы больше не можете считать его своим другом. Постарайтесь вспомнить лучшие времена прошлого и те добрые чувства, которые связаны у вас с этим человеком. Если вы останетесь стойким, верным своей дружбе, все неприятности непременно рано иди поздно закончатся.

Помните, что независимо от того, как много других людей — партнеры, друзья и даже ваш спутник жизни — участвуют в ситуации, только вы сами способны свести к минимуму все возможные конфликты, если будете действовать трезво, контролируя как свое поведение, так и свои слова. Наконец, задайтесь вопросом о том, каким может оказаться худший исход дела. Вполне вероятно, что даже самый скверный вариант — например, необходимость начать все с самого начала — на самом деле не так уж страшен, как вам представляется. Оглянувшись вокруг, вы можете заметить, что со всех сторон вас окружают люди с такими проблемами, по сравнению с которыми ваши собственные кажутся незначительными.

И если вы обнаружите, что столкнулись в своей жизни с реальными воинами-тенями в черных одеждах, вспомните слова Сунь-цзы: «Двигайтесь навстречу тем, кто первым атакует вас. Ожидание идет во вред… Наблюдайте за приемами их атаки и контратакуйте в ответ».

 

Стать большим

 

В Японии девятнадцатого века царило невысокое мнение о торговцах; в частности, считалось, что им не хватает смелости и присутствия духа. Разумеется, некоторые из них обижались на подобное отношение и стремились доказать самим себе, что это не так. Один купец даже поступил в школу боевых искусств и занялся тем, что тогда называли торитэ, — этот стиль представлял собой, в основном, приемы обезоруживания и задержания нападающих преступников. Купец добился замечательных успехов и, наконец, получил статус тюдан, означавший виртуозное мастерство в этом искусстве.

Одной ночью в дом этого купца забрался грабитель и, размахивая ножом, потребовал денег. Купец отказался. Грабитель, который был разорившимся самураем, пришел в ярость и выкрикнул: «Что?! Да ты просто торговая крыса! Я тебе кишки выпущу!»

После слов «торговая крыса» купца бросило в холодный пот. Он, дрожа, упал на колени и был готов молить о пощаде.

Но его жена сказала ему: «Ты не торговец — ты тюдан в торитэ!»

Внезапно купец почувствовал, как его тело напряглось, а ноги наполнились энергией. Он прыгнул на грабителя, обезоружил его и вышвырнул из своего дома.

 

Насилие является реальностью нашей жизни, ощущаем мы это непосредственно или всего лишь боимся его угрозы. Каждый день случаются какие-нибудь ужасные вещи, и не только в других странах, но и здесь, в Соединенных Штатах, а иногда — прямо за углом.

Большинство американцев хотят сделать нечто, что положило бы конец подобным проблемам, — я знаю это, потому что сам хочу этого. Несколько лет назад кто-то шутливо сказал мне, что все было бы в порядке, если бы я согласился научить каждого американца каратэ. Конечно, это была шутка, но в ней кроется доля истины. Вряд ли дела обстояли бы лучше, если бы даже я смог научить всех до единого приемам каратэ — таким способом можно решить лишь незначительную часть проблем; но наша жизнь действительно могла бы намного улучшиться, если бы каждый усвоил хоть малую часть той дисциплины и уважения, на которых основаны боевые искусства.

Возможно, столь частые вопросы о том, как бы я поступил, если бы банда грабителей потребовала у меня кошелек, просто неизбежны. Этот вопрос основан на безукоризненной логике: боевые искусства представляют собой средства самозащиты, а владение боевыми искусствами во всем мире считается существенным элементом подготовки солдат, служащих правоохранительных органов и телохранителей. Хорошо подготовленный мастер боевых искусств, вроде меня, является, в буквальном смысле слова, смертельным оружием. Так или иначе, но я всегда отвечаю на этот вопрос таким образом: «Если я столкнусь с бандой грабителей, я отдам им свой кошелек».

Конечно, ответ будет иным, если дело касается спасения жизни — в том числе и моей. В этом случае я сделаю все что угодно. Однако не стоит рисковать своей жизнью, равно как своим здоровьем или здоровьем других людей, ради содержимого кошелька.

На самом деле, настоящие мастера боевых искусств проходят многолетнее обучение и тренировки совсем не для того, чтобы превратить себя в смертельное оружие. Первоначально я окунулся в каратэ потому, что оно предлагало мне такие вещи, которые не могло дать ничто иное — чувство свершения и правильную самооценку. Но по мере обучения я становился все более уверенным в себе и коммуникабельным, все лучше себя чувствовал — как в физическом, так и в эмоциональном смысле.

Если что-то и изменило мою жизнь, то это было получение черного пояса. Это был первый случай, когда я решил какую-то трудную задачу своими собственными силами, и этот первый успех заставил меня стремиться к новым достижениям. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый человек мог испытать то чувство удовлетворения и уважения к себе, которые возникают после того, как вы ставите перед собой большие цели и добиваетесь их — потому что одна цель делает возможной следующую и убеждает вас в возможности успеха. Как только вы по настоящему преуспели в достижении одной цели, вы обретаете страстное желание двигаться вперед, к новым свершениям.

Боевые искусства как физическая подготовка и философское мировоззрение помогли мне достичь успеха, и благодаря этому успеху я смог сделать карьеру в кино. Конечно, своими фильмами я пытаюсь кое-что выразить — и я надеюсь, эта идея понятна тем, кто их смотрит, — а именно то, что насилие представляет собой самое последнее средство и что настоящий герой всегда старается ограничиться другими методами. В этом смысле я пытаюсь сделать героев своих фильмов символами Соединенных Штатов, образцами для всех нас.

Мне очень часто удается поговорить с имеющими немного прав подростками — я ценю любую такую возможность, потому что это мой шанс говорить с ними непосредственно и рассказать о том, во что я верю. Независимо от того, смотрят они на меня как на Чака Норриса, мастера боевых искусств и актера, или видят во мне ожившего героя — Джеймса Мак-Куэйда, полковника Джеймса Брэддока или Уокера, Техасского Рэйнджера, — они прислушиваются ко мне. И поэтому я говорю им только правду, которая заключается в том, что все они могут добиться успеха, все они способны достичь своих целей, если только уверены в каждом своем действии.

Когда у меня появляется возможность встретиться лицом к лицу с молодыми ребятами, я всегда подчеркиваю важность правильного положения, под которым я понимаю не только подтянутую физическую позу, но и твердое состояние ума — умение становиться большим внутри. Я пытаюсь научить их тому, как можно избегать конфликтов — эта основная цель кроется за всеми боевыми искусствами. И еще я пытаюсь научить их контролю, тому внутреннему управлению собой, которое необходимо для физической и психологической уравновешенности.

Кто знает? Если бы мне удалось сказать все это достаточному числу учеников, насилие могло бы сохраниться только на мате — там, где оно помогает нам усваивать уроки и развивать свое мастерство. В своих фильмах и телевизионных шоу я стараюсь продемонстрировать такую мораль: человек с правильным состоянием разума способен постоять за себя и никогда не оскорбляет права других.

 

Сжатый кулак

 

Однажды вечером, когда мастер Тайган читал книгу, в его комнату забрался грабитель с огромным мечом. Посмотрев на вора, Тайган спросил: «Чего ты хочешь — денег или моей жизни?» «Я пришел за деньгами», — ответил вор. Тайган вынул кошелек и протянул его этому человеку со словами: «Возьми». Затем Тайган, как ни в чем не бывало, вернулся к чтению. Грабителю стало не по себе, и он в благоговейном страхе повернулся к дверям. «Эй! Погоди-ка», — крикнул ему вслед Тайган. Вор замер на месте, что-то в голосе Тайгана заставило его содрогнуться. «Почему бы тебе не прикрыть за собой дверь?» — спросил Тайган. Несколько дней спустя вор был пойман полицией и на допросе признался. «Я грабил дома долгие годы, но никогда мне не было так страшно, как в тот миг, когда тот буддистский монах окликнул меня: «Эй, погоди-ка».

* * *

Так называемое прошлое есть вершина сердца, настоящее — сжатый кулак, а будущее — задворки разума.

Дзэнское изречение

 

 

Жизнь приходит к нам с каждым новым днем. Благодаря вращению Земли, каждые двадцать четыре часа приходит новый рассвет, новое начало жизни, совершенно новый день, в котором нам вновь предстоит стать собой и открыть то, что несет нам жизнь.

Эта истина — каждый день является новым началом — проста, но ее применение, жизнь в согласии с ней далеко не так просты. Каждое утро, как только вы открываете глаза, на вас вновь наваливается невероятный груз, иногда в форме воспоминаний о том, что оставил вам день вчерашний, — проблемы на работе, последний срок для какой-нибудь важной встречи, множество мест, в которых предстоит побывать, — а иногда и в самом убедительном образе исполненного энтузиазма и шумного ребенка.

Я никогда не забуду то утро, когда проснулся после поединка каратэ с сильной головной болью и сломанным носом, — мой сын Эрик, которому тогда было три года, начал подпрыгивать на кровати и, разумеется, приземлился прямо на мой нос, вновь раздробив его.

Каждое утро начинается новая гонка всех проблем и ответственных дел, суета нашей памяти. Очень долгое время после гибели моего брата Уилэнда во Вьетнаме воспоминание об этом было моей первой мыслью по утрам, и эти мысли мгновенно выбивало меня из колеи. Я продолжаю думать о нем каждый день, и он остается во мне, когда я просыпаюсь.

Кроме того, в эти дни я часто просыпаюсь, считая, что я снова в Техасе и снимаюсь в «Уокере, Техасском Рэйнджере». Это происходит потому, что я актер. В то далекое утро я лежал со сломанным носом, потому что занимаюсь боевыми искусствами. Эрик появился в этом мире, потому что я муж и отец. Уилэнд и Аарон остаются со мной, потому что я брат. А еще я — писатель, режиссер, любитель гонок по бездорожью и так далее.

Есть поговорка о ношении множества шляп, и действительно — у каждого из нас есть целый шкаф, забитый разнообразными головными уборами. Каждому из нас приходится в течение дня «играть» самые разные персонажи — отца, брата, бизнесмена и друга, — в зависимости от того, что мы делаем и кто находится рядом с нами. Иногда довольно удобно называть все эти роли «шляпами»; это помогает нам осознать, что каждый человек надевает и снимает все эти шляпы и что сам по себе человек представляет собой нечто большее, чем те роли, которые он играет, — он являет собой соединение всех этих ролей, смешанное с воспоминаниями прошлого и надеждами и мечтаниями о будущем. Конечно, иногда те роли, которые нам приходится играть, нам неприятны или, по меньшей мере, не относятся к тем, какие мы выбрали бы для себя сами; в таких случаях лучше всего вспоминать о добрых временах и верить в то, что лучшие времена еще наступят, если мы сможем их сотворить.

Я никогда не забуду 1970 год — год смерти Уилэнда и одновременно тот год, когда мои дела неожиданно пошли вверх. Мне было ровно тридцать, и у меня был новый дом и новая машина — золотистый кадиллак Купе де Вилль, — большой кабинет в здании Унион Банк Билдинг в Торренсе, штат Калифорния, и руководящая работа в крупной компании. Все это появилось у меня благодаря тому, что корпорация в Торренсе купила школы каратэ, которые я основал со своим другом Бобом Уоллом. В категориях движения по лестнице жизни я поднимался вверх и каждое утро просыпался с нетерпеливым ожиданием событий нового дня.

Падение началось лишь три года спустя, когда эта крупная корпорация испытывала финансовые затруднения и продала наши школы другой компании, которая, в свою очередь, перепродала их кому-то, кто искусно умудрился свести их деятельность на нет. Я выкупил школы назад, но после этого внезапно обнаружил, что оказался по уши в долгах. Я проконсультировался с одним бизнесменом, объяснил ему свою ситуацию, и он прошелся по всем числам моей бухгалтерии, проверяя все варианты и возможности, после чего заявил, что поправить положение невозможно. Он сказал, что мне следует объявить о своем банкротстве — другого пути нет.

Это было как раз тем, чего я никак не мог сделать. Подобное заявление шло вразрез с чем-то, сидящим глубоко во мне, чем-то еще более важным, чем моя личная гордость. Я начал сопротивляться. Вскоре был продан кадиллак, и я чуть не потерял дом. Наступил момент, когда я почувствовал, что сдаюсь. Это были трудные времена, и тогда, просыпаясь по утрам, я совсем не был счастлив, вспоминая о дне грядущем.

Но я все равно не допускал негативных мыслей, а когда мне приходилось по-настоящему туго, я обнаруживал, что рядом со мной — мои друзья, которые делали все, что было в их силах. В конце концов, я все-таки добился успеха. И когда я вновь начал карабкаться вверх, я осознал, что преуспел в нескольких смыслах. Я выплатил все свои долги до последнего цента и сохранил свои школы, и это было самым явным и крупным успехом; к тому же мне помогали мои друзья — я получил очевидные доказательства того, что это настоящая дружба, — и я сам лучше познал самого себя, ибо борьба с трудностями четко освещает характер человека.

Возможно, величайшим моим успехом стало то, что я на практике осознал: что если человек стремится к чему-то всем своим сердцем, он обязательно сумеет добиться того, чего хочет, даже если это кажется невозможным, даже если все окружающие открыто заявляют ему, что это невозможно.

Помнил ли я о Дзэн в те трудные дни? Пожалуй, нет, но когда я удерживал свой взгляд сосредоточенным на том, что было прямо передо мной, и не позволял себе погрузиться в негативные мысли, это определенно можно отнести к дзэнскому учению. Хотя многие люди не осознают этого, Дзэн заключается не столько в монашеских медитациях, сколько в деятельности, в решительных действиях в текущее мгновение.

У людей существует определенное нетерпение в отношении Дзэн, боязнь заблудиться в его извилистых рассуждениях, желание быстро перейти к самому существенному, «докопаться до сути». Но если эта суть вам не по душе, помните, что сегодняшний день — лишь один из многих, и независимо от того, насколько трудным он выдался, обязательно наступит завтра: уж это несомненно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных