Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Живите без бесовской маски!




Немного о Бесах.

Бес – злой дух, то же, что чёрт, Сатана, Диавол – demon, зелёный змий, изверг рода человеческого, общеприменимое ко всей нечистой силе:

1. Быстрый в движениях, юркий, ловкий, хитрый (например, человек).

2. Употребляется как порицающее или бранное слово.

3. Бешенство, гнев, ярость.

4. Распущенность, наглость.

Этимология: Руское слово Бес происходит от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли: старо-славянский – бѣсъ (кириллица); украинский біс; болгарский – бесъ́т, бяс; сербо-хорватский – би̏jес „ярость”; хорвацкий – vrag; словенский – bė̑s „злой дух”; чешский – běs; польский – bies; раньше bias в местном наречии – вiasowice; чешский – běs, dʼas, raraсh; литовский – baisà „страх”; baisùs „отвратительный, мерзкий, ужасный”; латвийский – daemon, foedus „мерзкий” немецкий – teufel, böse, dämon; английский – demon; imp, evil spirit; испанский – demonio, diablo; итальянский – demonio, diavolo; французский – demon, diable; турецкий – cin, ȿeytan; латынь – вeza; греческий – πίθηκος „обезьяна”; древне-греческий – δαίμων, πνεῦμα, δαιμόνιον; по мнению Траутмана, восходит к литовсому – baidýti „пугать” и рускому – „бояться”. Использованы данные словаря М. Фасмера.

Арабское слово Бес (ба*с عفريت – беда, вред).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания:

Бес вселился; взБесился; Бес попутал, – кто-либо поддался соблазну, искушению; рассыпаться мелким Бесом – перед кем-либо угодливо, льстить кому-либо; Бесовская история; Бес его знает; ну его к Бесам; Бес с тобой, Бес с ним, Бес с нами, Бес с вами, Бес с ними; Бес дёрнул; Бес обуял; седина в бороду, Ббес в ребро; Бешеный успех; изгонять Бесов;

Синонимы: лукавый, чёрт, чертыхаться.

Антонимы: ангел (НеБеса обетованные, царствие НеБесное, ср. НеБо – не Бог).

Родственные слова: бесёнок, бесовщина, бесовский, бесить.

Следы верований в Бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжёлым смрадом или дымом. Известны многочисленные сказки разных народов, в которых Бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей. Считалось также, что Бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть. Особенная активность Бесам приписывалась в рождественскую ночь и на Святки, которые традиционно считаются временем разгула нечисти.

Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит „я был взбешён” или „меня это бесит”? Наверное, в большинстве случаев – просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова „Бес”, в наше время это мало кого может смутить. Например, в рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьера прошла „с бешеным успехом”, тинэйджеры пишут в своих сетевых дневниках, как они „классно побесились” на рок-концерте, а ветеринары делают домашним животным прививки „от бешенства”.

Столь безразличное отношение к употребляемым словам легко объясняется простым, но печальным фактом: к сожалению, люди сегодня очень плохо представляют себе, кто же это такие – бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают, и стоит ли отождествлять себя и окружающих с этими существами, пусть даже всего лишь на уровне фигуры речи?

Для людей, не склонных к чтению религиозной или оккультной литературы, едва ли не единственным источником знаний о Бесах становится литература художественная. И тут с некоторым недоумением приходится признать, что даже в произведениях классиков описание нечистых духов весьма противоречиво, неоднозначно и, скорее, сбивает читателя с толку, чем помогает разобраться в сути дела.

Писателями создана целая галерея различных образов, которые весьма непохожи друг на друга. С одного фланга в этом ряду стоят фольклорные изображения беса в произведениях А.С. Пушкина.

Мчатся бесы рой за роем

В бес предельной вышине, (по смыслу здесь для бесов есть предел вышины!

Визгом жалобным и воем но по нашему словарю для бесов нет предела?)

Надрывая сердце мне.

(А.С. Пушкин)

Бес предельный! – по смыслу – бес предельный(!) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – не имеющий видимых пределов, границ; не имеющий ограничений в возможностях, в развитии; не ограниченный в своих проявлениях; очень сильный (о чувствах, переживаниях и т.п.).

Или же, вооружившись куском верёвки и парой незатейливых мошеннических трюков, злого духа запросто обводит вокруг пальца известный пушкинский персонаж с красноречивым именем Балда.

Слушай дядя: дар бес ценный! (если по смыслу и словарю, то ужас берёт, ведь бес ценный!!!

Что другие все дары? но с приставкой без всё встаёт на свои места!)

Но его от всей вселенной я таил до сей поры.

(М.Ю. Лермонтов)

Бес ценный – по смыслу – бес ценный (?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – близкий сердцу; дорогой, милый. Очень ценный; уникальный.

В версии Н.В. Гоголя бес представлен как достаточно нелепое и безтолковое существо с противной наружностью и настолько низким интеллектом, что даже простой деревенский кузнец легко подчиняет его себе, используя в качестве транспортного средства и наказывает его розгами до крови. …Когда нужно чёрта, то и ступай к чёрту! …Расскажи хоть, как примерно сказать, попасть к нему на дорогу?…Тому не нужно далеко ходить у кого чёрт за плечами. Н.В. Гоголь „Ночь перед рождеством”.

„А ты, Порфирка, её бей, когда женой тебе будет; в ней семь бесов от рождения сидит”. Ф.М. Достоевский, „Скверный анекдот”.

На противоположном фланге галереи литературных Бесов – булгаковский Воланд. Это уже едва ли не всемогущий вершитель человеческих судеб, средоточие интеллекта, благородства, справедливости и прочих положительных качеств. Человеку бороться с ним безсмысленно, поскольку, по Булгакову, он практически непобедим, ему можно только с благоговением подчиниться – как Мастер и Маргарита, или погибнуть – как Берлиоз, ну а в лучшем случае – повредиться рассудком, как поэт Иван Бездомный.

Две эти крайности в литературном изображении Бесов, естественно, формируют у читателей такие же крайности и в отношении к изображаемому. От полного пренебрежения пушкинскими бесенятами-недотёпами как, безусловно, сказочными персонажами, до полной уверенности в реальном существовании Воланда-сатаны, суеверного ужаса перед его могуществом, а иногда и прямого поклонения духам тьмы.

Ничего удивительного тут нет, сила художественного произведения в том и заключается, что литературный герой начинает восприниматься нами как настоящий. В Лондоне, например, существует вполне реальный музей, посвящённый вымышленному сыщику Шерлоку Холмсу, а в Советском Союзе настоящие городские улицы называли именем пламенного революционера Павки Корчагина, невзирая на его стопроцентно литературное происхождение.

Но в случае с художественным образом Бесов мы имеем совершенно иную ситуацию. Дело в том, что даже в пространстве литературного произведения духовный мир существует не в рамках человеческой истории, а как бы параллельно ей – его обитатели не стареют, не умирают и не подвержены влиянию времени, они всегда рядом. И если предположить, что у вымышленных персонажей того же Михаила Булгакова существуют реальные прототипы в духовном мире, то следует признать, что читательский восторг и преклонение перед Воландом явно выходят за рамки литературной проблематики. Здесь возникают уже гораздо более серьёзные вопросы – например, в какой степени образ беса, созданный художественным воображением писателя, соответствует духовной реальности? Или – насколько безопасно для человека отношение к Бесам, сформированное их литературными образами? Очевидно, что на эти вопросы литературоведение ответить уже не может. И, поскольку в европейскую литературу Бес перекочевал из христианской религиозной традиции, разумно было бы выяснить – что же говорит об этом существе христианство?

В христианских религиозно-мифологических представлениях: дух зла, вселяющийся в человека или животное, чтобы мучить их. Бес, также нечисть, злой дух – в Ветхом и Новом Заветах – падший ангел, низверженный с Неба, вместе с дьяволом. Словом Бес часто переводят ивритское слово шеддим (Втор. 32:17). Согласно Библии, после того, как один из высших ангелов, Люцифер, возгордился и пожелал стать как Бог, третья часть ангелов была увлечена его грехом (Исх. 14:12). Впоследствии Люцифер и его ангелы за грехопадение были низвержены с НеБес и стали злобными духовными существами, Сатаной и бесами, соответственно.

Согласно концепции христианства, Бесы: ненавидят всё творение Божие, особенно людей (как венец творения, то есть самое лучшее, что сотворил Бог); постоянно вводят людей в заблуждение и обманывают тех, кто доверяет бесам (оккультизм, магия, парапсихология и т.п.); могут вселяться в человека, вследствие чего человек становится одержимым ими (БЕСНОВАТЫМ).

Энциклопедический комментарий: Бесы – антагонисты троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола, невидимые враги человеческого рода. Когда-то бесы были ангелами, но, изменив Богу, стали ангелами Сатаны. Бесы имеют общую с ангелами способность быть невидимыми и являться людям лишь по собственной воле. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора: они могут являться в облике светлого ангела или даже Иисуса Христа.

Немного о Люцифере. Вопреки распространённому заблуждению, Сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы – антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где чёрные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.

В христианской традиции существует понимание чёткой границы между Богом-Творцом и Его творением. И в этом смысле абсолютно все обитатели духовного мира в равной степени относятся к категории творений Божиих. Более того, сама природа Бесов изначально точно такая же, как и у ангелов, и даже Сатана не является каким-то особенным „тёмным богом”, равным по силе Творцу. Это всего лишь ангел, который когда-то был самым прекрасным и сильным творением Бога в созданном мире. Но само имя – Люцифер („светоносный”) – не совсем правильно употреблять по отношению к Сатане, поскольку это имя принадлежит не ему, а тому самому светлому и доброму ангелу, которым Сатана когда-то был.

Церковное предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом ещё до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю (Откр. 12:4).

Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив его силой и свойствами, которых не было больше ни у кого; Люцифер оказался самым совершенным существом в сотворённой вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию – исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром.

Но ангелы не были подобием автоматов, жёстко запрограммированных на послушание. Бог сотворил их с любовью, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Творцу. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора – любить или не любить. И Творец дал ангелам эту возможность выбирать – быть с Богом или быть без Бога…

Невозможно сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем. Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняли третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошёл конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и Сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12:7-9).

Так прекрасный Денница стал Сатаною, а соблазнённые им ангелы – Бесами. Нетрудно заметить, что здесь нет ни малейших оснований говорить о войне Сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение? Потеряв ангельское достоинство и место на НеБесах, падшие духи оказались подобны воинам поверженной армии, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны. При срыве с них погон божьих курьеров никакой служебный устав им более не указ и потому они гадят всем подряд напропалую, согласно своей исконной природе, заложенной богом?..

В древнеегипетской мифологии Бес – бэс, бесу, беза – бог-карлик и весельчак, шут богов, покровитель домашнего очага, божество счастья и везения, а также главный защитник бедных, стариков и детей. Мужской аналог богини кошек баст.

У современных исследователей есть сведения только о почитании Беса в позднейшие эпохи египетской истории – периоды Нового и Позднего царств, однако первые упоминания о Бесе можно обнаружить в источниках Среднего царства. Вероятнее всего, образ уродливого бога-карлика был заимствован египтянами из Нубии или же сложился в конце Древнего царства под впечатлением от находившихся при дворе фараонов VI династии карликов-пигмеев из тропических лесов Центральной Африки. Имена Бес и Баст обычно связывают с нубийским словом беса, означающим кот. Это обстоятельство позволяет предположить, что первоначально культ этот бога был связан с почитанием кота, который считался защитником дома от мышей, крыс и змей (отсюда и роль Беса в качестве покровителя домашнего очага). Окончательное формирование культа Беса связано с отождествлением десяти второстепенных божеств (собственно нубийского Беса, Аха, Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тетену) в едином божестве, которое известно под именем Беса.

Бес не имел никаких храмов или святилищ, зато часто изображался на стенах храмов, и почитался в домах египтян, преимущественно неимущих, рассчитывавших на поддержку своего покровителя. Он изображался в виде уродливого карлика с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой, и короткими толстыми ногами. Очень редко встречаются изображения Беса с головой и хвостом льва (некоторые египтологи считают этот факт доказательством того, что первоначально Бес ассоциировался со львом). Впоследствии культ Беса был воспринят финикийцами и киприотами. Бес покровитель будущих матерей.

В период, когда Египет был римской провинцией, есть сведения что культ бога Беса был популярен в IV веке н.э. в городе Абиде (Абидос). У этого бога был свой оракул, которому посылались вопросительные записки относительно будущего и других тревожащих тем людей.

Бес (Бесс) – единица массы, счётная и денежная единица в Древнем Риме!

По теме можно сказать, что это проявление дуальности (или бинарности) этого мира. Конечно это совсем не по христианским представлениям. Хотя похоже проявляется во всём. Но что мы можем знать о своей неосведомлённости?

Бес конечный! – по смыслу – бес конечный (!) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – вечный, не прекращающийся.

Бес крайний! – по смыслу – бес крайний (?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – не имеющий видимого предела, края; безграничный, бес предельный.

Бес покойный – по смыслу – бес покойный (!) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – находящийся в состоянии неспокойства. Отличающийся неспокойным характером. Живой, неугомонный, деятельный.

Бес путный – по смыслу бес путный (!) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – тот, кто ведёт без порядочный образ жизни, не имеет какой-либо цели.

Бес порядочный – по смыслу – бес порядочный(?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – лишённый упорядоченности, последовательности; бес системный, хаотичный.

Бес системный – по смыслу – бес системный(?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – логически нестройный, непоследовательный, без порядочный.

Бес помощный – по смыслубес помощный (предназначенный для помощи?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – неспособный без посторонней помощи справиться с чем-либо.

Бес денежный – по смыслу – бес денежный (?) Но по словарю так, как бы мы писали с приставкой без – не имеющий деньги, не богатый.

Бес причинный – по смыслу – бес причинный (?) Но по словарю так, как бы мы писали с приставкой без – не имеющий видимой причины, основания.

Бес примерный – по смыслу – бес примерный (?) Но по словарю так, как бы мы писали с приставкой без – не имеющий себе равного, подобного; исключительный, несравнимый ни с кем; необыкновенный

Бес просветный – по смыслу – бес просветный (?) Но по словарю так, как бы мы писали с приставкой без – предельный в своём проявлении; чрезмерный, безудержный, такой, когда ничего нельзя разглядеть; непроглядный (о темноте, мраке).

Бес сильный – по смыслу – бес сильный (?) Но по словарю – такой, который не имеет физической силы сделать, совершить, преодолеть что-либо; очень слабый, такой, который не имеет возможности, способности сделать, совершить, преодолеть что-либо; не достигающий цели, такой, который не обладает нужными для чего-либо качествами, свойствами; беспомощный, не могущий оказать воздействия на кого-либо, не имея или будучи лишенным власти, могущества, влияния; бесполезный.

Бес содержательный – по смыслу – бес содержательный (?) Но по словарю так, как бы мы писали с приставкой без – Не имеющий содержания, смысла, характеризующийся бедным содержанием, лишенный глубины мысли.

Бес совестный – по смыслу – бес совестный (?) Но по словарю так, как бы мы писали с приставкой без – преисполненный беззастенчивости, наглости, тот, кто не имеет совести, кто нечестен.

Бес сердечный – по смыслу – бес сердечный (?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – не имеющий сердца, лишённый чуткости; бездушный, преисполненный жестокости.

Бес корысный – по смыслу – бес корысный (?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – Чуждый, корысти, расчётов на личную выгоду, благородный, великодушный, джентльменский, рыцарский, доблестный.

Бес спорный – по смыслу – бес спорящий (?) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – несомненно, очевидно. Оценка какой-л. ситуации, чьих-л. действий как не вызывающих споров, сомнений, возражений. без сомнения, заведомо, очевидно. Действительно, ясно и истинный.

Бес смертный – по смыслу – бес смертный (!) Но по словарю так, как если бы мы писали с приставкой без – тот, кто живёт вечно, тот, кто сохраняет своё значение, воздействие, влияние на жизнь последующих поколениях, не подверженный смерти, навсегда остающийся в памяти людей; незабываемый.

А сколько ещё таких примеров можно привести?..

Нужно ли называть всех бесиков и бесов? Думаю, нет смысла – Вы знаете их. Знаете все свои „бес” и „без”, от коих пришли избавиться. И не надо искать „козла отпущения” – это Ваши „бесы”.

Живите без бесовской маски!

Это Ваши бесы пляшут пляски,

Дьявол правит Вашим маскарадом…

Живите, люди, без (!) бесовской маски,

Чтоб жизнь Вам не казалась адом.

22 октября 2010 г.

Ваши слабости Вашей души, Ваши собственные соблазны самих себя, и только Вам от них избавляться: ни что иное принесённое в жертву не искупит их. „Принесите животное на алтарь, возложите зверя своего в жертву, дабы очиститься”. Искренне признать факт существования этого зверя в себе, сделать всё для победы над ним – вот первый шаг в Царство Небесное. Можете по прежнему сваливать свою вину за свои слабости на Дьявола, но тогда вы уже в его легионе, потому что через них вы послушны ему; только ведёте себя как его „развязный солдат” пока рядом нет командира. Однако, могу с уверенностью сказать, что Дьявола нет и никогда не было: даже самое лютое Зло, по своей духовной силе, в сравнении с Любовью, словно чадящая лучина – в сравнении с Солнцем. Люди придумали себе этот образ „козла отпущения грехов” для оправданий: я, мол, ни в чём не виноват – тут „дядя злойприходил и напакостил. Так воспитывается безответственность-безнравственность-безчеловечность. А с буквой „С” бес получается человечным!?

Израиль – столица библейской цивилизации. Этого и не хотят менять ни каббалисты, потерявшие свою монополию на предсказания, ни деятели академий наук (теряющие свою монополию на лженаучный прогноз), ни политики из-за океана (теряющие свою монополию на власть), ни финансисты с их ростовщическими процентами (терпящие мировой кризис). Это – не трогайте! Это – святое, как они жить то будут, за чей счёт! РА – с издревле Свет Всевышнего, а по-еврейски называется зло (רע – „Иврит-руский словарь” Максим Анатольевич Шапиро), евреи ждут спасения? Или как? Христос пришёл к иудеям и прямо заявил им: ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти вашего отца. …вы не знаете ни Меня, ни Моего Отца. (Библия. Ио. 8:44).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных