ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Технологические методы и средства повышения надежности программы
Разработка больших программных комплексов требует значительных трудозатрат, большого напряжения труда,... Технология существует, но вопросам обеспечения надежности уделяется неоправданно мало времени.
Статистика и опыт показывает, что большинство программ, которые не прошли в эксплуатацию, причиной неудачи имеют неправильное задание требований. С точки зрения технологий, задание требований – наиболее неформализуемая задача. Окончательная формулировка требований существенным образом зависит от сферы применения программы и требования зачастую бывают расплывчатыми. Если требования изначально неправильны, то помочь может только полная переделка программы. К задаче должны привлекаться наиболее квалифицированные программисты. Нужно не просто перечислить перечень функций, но и сформулировать технические условия. Также необходимы не только качественные, но и количественные требования и привязка к временным характеристикам.
Стадия проектирования. Именно на этом этапе закладывается качество продукта. Основой этапа проектирования является четко сформулированная задача и внимание должно уделяться решению задачи, а не её постановке. Обычно, проектировщику не всегда известны особенности задачи, а тому, кто разрабатывает требования на предыдущем этапе не всегда известны условия работы, поэтому эти два этапа зачастую повторяются.
Возможны два различных подхода к составлению программы:
Лучший вариант – это интеграция двух подходов.
К сожалению, при написании программы, ошибки неизбежны.
Методы, которые позволяют работать при наличии ошибок.
Эти методы просто выглядят на бумаге, но их сложно реализовать. Все эти проблемы требуют определенного опыта и искусности, стандартных решений здесь нет.
Отметим методы отладки: Статистические методы – это анализ листинга. Очень полезно бывает распечатать программу и просто проверить листинг. Этим методом нельзя пренебрегать. Это тяжелая рутинная работа. Важен психологический фактор. Когда человек знает, что его будут проверять – он становится внимательнее. Никакие технологии не заменят ручной проверки.
Другой метод – тестирование. Это процесс выполнения программы с целью выявления некорректного функционирования. Результаты тестирования всегда существует неопределенность. При осуществлении тестирования всегда необходим план тестирования. Осуществляется в несколько этапов. Проверка программных блоков, взаимодействие программы с аппаратурой, окончательная проверка удовлетворения всем требованиям. План тестирования должен тщательно составляться, должны были предусмотрены критерии, методы. Должен быть определен состав специалистов, осуществляющих тестирования. Цель – приемо-сдаточные испытания, где разработчик пытается сдать несовершенную программу и преувеличивает её достоинства, чтобы снять с себя ответственность, а заказчик наоборот всегда относится с недоверием. Большое значение имеет протоколирование результатов испытания (в интересах разработчика). До начала испытаний целесообразно совещание разработчика и заказчика, в противном случае возможны недоразумения. Очень важно фиксировать на бумаге все расхождения и несоответствия.
Сопровождение. Отладка не повышает надежности программы. Ошибки, как правило, проявляются уже на этапе эксплуатации. Если ошибки вовремя не возникли, значит они возникнут позже с большими неприятностями – неписаный закон. Сопровождение – это скрытая доработка ПО. При сопровождении внимание уделяется тому, что какие-то части системы заменяются на более совершенные. Самые большие проблемы – в подборе кадров, т.к. большинство программистов считают эту работу неблагодарной и пытаются её избежать. Опытным программистам, как правило, это удается. Сопроводитель также формирует у заказчика мнение о разработчике. Само сопровождение требует немалых денежных затрат. Для владельца системы квалифицированное сопровождение может сэкономить массу средств. Тут важен психологический фактор.
Документация
При разработке информационных систем вопросы, связанные с ИБ должны учитываться на всех этапах жизненного цикла. Параллельно. К сожалению, в реальной практике это мало реализуется, т.к., во-первых, многие системы были созданы давно, во-вторых, многие разработчики не учитывают важности безопасности. Часто систему разрабатывают отдельно, а потом безопасность «пристегивают», но это неверный подход.
Обязательной составной частью проекта является составление технической документации. Эту работу никто не любит, но она неизбежна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|