ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правовое регулирование целевых бюджетных фондовЦелевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости. Под государственным целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению. В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается в Законе о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В соответствии со ст. 2 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" государственными целевыми бюджетными фондами на территории Республики Беларусь являются: Ø Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции продовольствия и аграрной науки; Ø Государственный фонд содействия занятости; Ø Республиканский дорожный фонд; Ø Республиканский фонд охраны природы; Ø Республиканский фонд "Энергосбережение".
В Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривается также образование местных целевых бюджетных фондов. Статья 11 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" предусматривает право областных и местных Советов депутатов образовывать на своей территории местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики и производителей сельскохозяйственной продукции и жилищно-инвестиционные фонды; а также устанавливать целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда. Основным назначением данных фондов является оказание финансовой помощи, субъектам хозяйствования, производящим и реализующим сельскохозяйственную продукцию, а также содержание и ремонт ведомственного жилищного фонда, в том числе предоставление субсидий предприятиям и организациям по возмещению затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению. С 1996 года в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям был образован Республиканский внебюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, который с 1998 г. является государственным целевым бюджетным фондом (Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки). Данный фонд формируется за счет отчислений всеми субъектами хозяйствования в размере 1 % выручки от реализации продукции (работ, услуг). Поступающие в указанный фонд средства направляются на укрепление материально-технической базы производителей сельскохозяйственной продукции и на создание механизированных отрядов. Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения в условиях перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. "О занятости населения Республики Беларусь" был создан Государственный фонд содействия занятости, который с 1998 г. является государственным целевым бюджетным фондом и предназначен для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Средства данного фонда формируются за счет: 1) обязательных отчислений предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и хозяйствования (включая предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателями в размере 1 % от фонда оплаты труда; 2) ассигнований из республиканского и местных бюджетов; 3) добровольных пожертвований и иных поступлений. Средства данного фонда используются на оказание помощи незанятому населению; посредничество в трудоустройстве; организацию и проведение работ по профессиональной ориентации и подготовке; переподготовку высвобождаемых работников и незанятых граждан; выплату пособия по безработице; организацию общественных работ; содержания службы занятости. Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Беларусь осуществляется за счет целевых средств, накапливаемых в дорожных фондах, которые подразделяются на республиканский дорожный фонд и местные дорожные фонды. Указанные фонды образуются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. "О дорожных фондах в Республике Беларусь". Средства дорожных фондов образуются за счет: Ø налога с пользователей автомобильных дорог; Ø налога с продаж автомобильного топлива; Ø налога на приобретение автомобильных транспортных средств; Ø сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; Ø платы за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам; Ø платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.
В дорожные фонды могут направляться также следующие средства: а) полученные от использования объектов, находящихся в собственности организаций государственного дорожного хозяйства, а также от объектов дорожного сервиса и размещения рекламы; б) доходы от реализации древесины, полученной в результате ухода за полосой отвода автомобильных дорог; в) полученные от возмещения вреда, причиненного объектам государственного дорожного хозяйства; г) полученные от размещения целевых займов, продажи акций в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь; д) плата банков за пользование средствами дорожных фондов; е) добровольные взносы юридических и физических лиц; ж) из других источников (включая ассигнования из республиканского и местных бюджетов, кредиты банков). Средства дорожных фондов расходуются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, а также на управление дорожным хозяйством. Республиканский фонд "Энергосбережение" создается в целях оказания адресной поддержки юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Фонд образуется за счет поступлений в виде: Ø платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии против установленных норм (предельных уровней) их потребления; Ø сумм экономических санкций за несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов, использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг), нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией; Ø добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе и в иностранной валюте); Ø других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Средства данного фонда расходуются на финансирование энергосберегающих мероприятий в отраслях народного хозяйства. Расходование средств республиканского фонда "Энергосбережение" на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается. Фонды охраны природы образуются на республиканском и местном уровнях. Бюджетные фонды охраны природы образуются за счет: 1) налогов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; 2) платежей за размещение отходов производства и потребления; 3) средств, полученных за возмещение вреда, причиненного окружающей среде; 4) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства; 5) средств от реализации конфискованных орудий рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции; 6) средств от реализации конфискованных орудий охоты, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции; 7) добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных; 8) средств юридических лиц, других природопользователей при их долевом участии в финансировании природоохранных мероприятий; 9) платежей за выдачу разовых разрешений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; 10) платы за пользование банками денежными средствами бюджетных фондов охраны природы. Расчет платежей и перечисление средств в бюджетные фонды охраны природы осуществляются в порядке, установленном законодательством. Средства бюджетных фондов охраны природы расходуются на: оздоровление окружающей среды; осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов; научные исследования в области охраны окружающей среды; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов природоохранных технологий и техники; сохранение и восстановление водных экологических систем; проведение лабораторных исследований по охране окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; иные нужды, связанные с охраной окружающей среды. Расходование средств бюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, не допускается.
7.3. Правовое регулирование государственных целевых Государственный целевой внебюджетный фонд – составная часть государственных финансовых средств, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Государственные целевые внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета, т. е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней. Внебюджетные фонды создаются двумя путями: Ø выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение; Ø формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
Основным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Основными задачами Фонда социальной защиты населения являются: 1) сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование; 2) финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании; 3) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования; 4) осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования; 5) проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения; 6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимися в компетенции Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Средства Фонда социальной защиты населения образуются за счет: Ø обязательных страховых взносов; Ø ассигнований из республиканского бюджета; Ø добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц; Ø доходов от капитализации средств Фонда социальной защиты населения; Ø средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий; Ø средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов; Ø других поступлений. Средства Фонда направляются на: а) выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; б) выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, на погребение); в) оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня; г) выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь; д) оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам; е) выплату взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением Фонду выплаченных сумм нанимателем; ж) финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление; з) формирование резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь; и) финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов; к) финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. В соответствии с законодательством Республики Беларусь (Закон о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год) с 1996 г. министерствам, другим органам государственного управления, государственным объединениям, облисполкомам и Минскому горисполкому было предоставлено право образовывать инновационные фонды за счет отчислений в размере 0,25 % от себестоимости продукции подведомственных или входящих в их состав предприятий, объединений, организаций с целью финансирования инвестиционных проектов и мероприятий по развитию производства, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и освоение новых видов наукоемкой, конкурентоспособной продукции, новое производственное строительство, техническое перевооружение производства и т. д. В соответствии со ст. 44 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" на территории Республики Беларусь формируется Фонд развития строительной науки за счет средств, выделяемых заказчиками объектов строительства (реконструкции, ремонта) в размере 1 процента от стоимости любых видов строительно-монтажных работ (общие и специализированные строительные, ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы) по всем объектам (кроме объектов, сооружаемых за счет средств жилищно-строительных кооперативов, фермерских хозяйств и жилья, возводимого индивидуальными застройщиками, а также для юридических лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию) независимо от форм собственности, источников финансирования работ и видов их оплаты (в иностранной или национальной валюте). Фонд развития строительной науки создается в целях повышения уровня научных исследований в строительной отрасли, обеспечения условий для технического развития производства, улучшения качества выпускаемой продукции, а также снижения энерго- и ресурсоемкости строительства (реконструкции, ремонта). Средства фонда развития строительной науки расходуются на: выполнение заданий государственных научно-технических программ и инновационных проектов; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая затраты на приобретение необходимого оборудования, материалов и комплектующих изделий для изготовления опытных (головных) образцов новой техники; разработку нормативной и технической документации для постановки ее на серийное производство; финансирование работ, связанных с анализом достижений науки и техники за рубежом; разработку предложений по использованию передового опыта и прогнозов развития научно-технических исследований в строительном комплексе Республики Беларусь; подготовку научных кадров высшей квалификации; создание и совершенствование нормативной и методической базы в области проектирования, строительства и производства строительных материалов; финансирование затрат, связанных с функционированием фонда развития строительной науки, включая приобретение оргтехники, персональных ЭВМ, создание и ведение компьютерного банка данных; иные цели, обозначенные в законодательстве. В целях финансового обеспечения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 "О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей" образован Фонд финансовой поддержки предпринимателей. Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: 1) содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий; 2) участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами; 3) участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности; 4) поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау; 5) содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства; 6) участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства. Средства фонда находятся в собственности Республики Беларусь и формируются за счет: Ø добровольных отчислений юридических и физических лиц; Ø отчислений от прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, учрежденных фондом; Ø иных источников, не запрещенных законодательством. Средства фонда расходуются в порядке, установленном правлением фонда, на осуществление мероприятий, предусмотренных направлениями его деятельности, сметой расходов на содержание исполнительной дирекции фонда и договорами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|