Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права




Существование налогового права обусловлено использованием государством налогов как основного источника формирования финансовой базы для осуществления своих задач и функций.

Налоговое право представляет собой совокупность финансово-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Данное понятие свидетельствует о том, что государство в системе общественных отношений преследует цель аккумулирования доходов общества в бюджетную систему с дальнейшим распределением и перераспределением финансовых средств для регулирования экономической политики страны в целом.

В настоящее время вопрос об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остается открытым. Разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.

В научных трудах, издававшихся в советский период, а также в первой половине 90-х гг. ХХ в., налоговому праву отводилась роль финансово-правового института, хотя и важнейшего [Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М., 1973. С. 3–12; Гуреев В. И. Налоговое право. М., 1995. С. 5; Покачалова Е. В. Налоги, их понятие и роль // Финансовое право. М., 1995. С. 225].

Учитывая тенденции развития налогового права, следует констатировать, что данные взгляды на налоговое право как институт финансового права не соответствуют современным тенденциям развития процессов налогообложения. В последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права, которая выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку [Петрова Г. В. Формирование институтов налогового законодательства: концептуальный аспект // Журнал российского права. 1997. № 7. С. 41; Брызгалин А. В. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения // Финансовое право Российской Федерации. М., 2002. С. 330].

При этом некоторые авторы не исключают возможности формирования в перспективе самостоятельной отрасли налогового права [Витрянский В. В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. М., 1995. С. 7; Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 335; Парыгина В. А., Тедеев А. А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д., 2002. С. 36].

Таким образом, в настоящее время налоговое право следует рассматривать как подотрасль финансового права, обладающей значительной спецификой ее правового регулирования.

 

Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, применения мер ответственности за налоговые правонарушения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.

Налоговые правоотношения имеют двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой – правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.

Налоговые правоотношения имеют следующие особенности:

Ø возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;

Ø формально определены, т. е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;

Ø обеспечены государственным принуждением – в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.

 

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объектов и содержания.

Субъектом налогового правоотношения является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей. Налоговое право, регулируя отношения в налоговой сфере, определяет круг участников этих отношений, предоставляя им права и наделяя обязанностями.

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности представляют собой налоговую правосубъектность.

Налоговая правоспособность определяется как способность физических и юридических лиц иметь права и исполнять обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Налоговая дееспособность – способность налогоплательщиков своими действиями создавать налоговые права и приобретать налоговые обязанности. Данная способность возникает при наступлении определенных условий: у юридических лиц – с момента регистрации, у физических – по достижении определенного возраста (с 18-ти лет – полная налоговая дееспособность).

В статье 4 Налогового кодекса Республики Беларусь установлен исчерпывающий перечень налоговых правоотношений, в который включены:

1) организации и физические лица, являющиеся плательщиками налогов и сборов;

2) организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами;

3) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы);

4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (таможенные органы);

5) республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы (финансовые органы), иные уполномоченные органы при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений возникает правовая связь. Объектами налогообложения могут быть: имущество (движимое и недвижимое); доходы (вознаграждение в денежной и натуральной формах за выполнение трудовых обязанностей, гонорары, дивиденды, прибыль и др.); операции по реализации товаров (работ, услуг) и др. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый специальным налоговым законом.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Важнейшим субъектом налоговых правоотношений является налогоплательщик, которому налоговое законодательство предоставляет права и возлагает на него обязанности.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков. Статья 21 предусматривает следующие основные права налогоплательщика:

1) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных налоговым законодательством;

5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

6) присутствовать при проведении налоговой проверки;

7) получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

8) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

9) требовать соблюдения налоговой тайны;

10) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

11) на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством;

12) иные права, предусмотренные налоговым законодательством.

Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 22) урегулированы и обязанности налогоплательщиков, основными из которых являются:

1) уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2) стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

3) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

4) выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

5) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

6) обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

7) выполнять другие обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджеты различных уровней. Эта задача реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы в соответствии со ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь наделены следующими правами:

Ø получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

Ø вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

Ø заявлять ходатайства: о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей; о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

Ø в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица); об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица); другие иски (заявления), предусмотренные законодательством;

Ø получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

Ø при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

Ø взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

Ø приостанавливать в случаях, установленных налоговым законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

Ø доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в установленном порядке;

Ø назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного липа);

Ø в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

Ø вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

Ø проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств.

Ø изымать при проведении выездной налоговой проверки в установленном порядке документы плательщика (иного обязанного лица);

Ø в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются объектами нарушения налогового законодательства.

Налоговые органы могут иметь также другие права, установленные законодательством.

Правам налоговых органов соответствует набор определенных обязанностей, основные из которых согласно ст. 82 Налогового кодекса Республики Беларусь следующие:

1) действовать в строгом соответствии с законодательством;

2) корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

3) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;

4) вести учет плательщиков (в установленных случаях иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

5) издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков (иных обязанных лиц) по их запросам;

6) в порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки;

7) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в установленном порядке;

8) требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований;

9) в порядке, установленном Налоговым кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

10) передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;

11) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);

12) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

13) передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

14) отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.

Налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами.

 

 

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЕСПУБЛИКАНСКИХ НАЛОГОВ

9.1. Правовое регулирование взимания налога
на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

а) юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет;

б) стороны договора простого товарищества (участники договора о совместной деятельности), которым поручено ведение общих дел, или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения;

в) индивидуальные предприниматели в случае, если их выручка от реализации продукции, работ (услуг) за предшествующий месяц превысила размер, эквивалентный 17000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число месяца, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь (индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь);

г) предприятия и физические лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.

 

Объектом налогообложения являются:

Ø обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь;

Ø обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь;

Ø товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

Ø лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения;

Ø медицинских (ветеринарных) услуг, оказываемых предприятиями, имеющими статус медицинских (ветеринарных) учреждений, врачами и ветеринарами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление частной медицинской или ветеринарной практики, за исключением косметологических услуг нелечебного характера;

Ø услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

Ø услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных и спортивных школах;

Ø продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения;

Ø услуг в сфере образования, связанных с учебным, учебно-производственным и воспитательным процессом, оказываемых предприятием, аккредитованным (аттестованным) в общеустановленном порядке в качестве учебного заведения системы образования;

Ø услуг в сфере культуры и искусства (в том числе реализация билетов и абонементов на театрально-зрелищные, культурно-просветительные мероприятия) по перечню таких услуг, определенному постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 534 от 18.04.2000 г. "Об утверждении Перечня услуг в сфере культуры и искусства (включая реализацию билетов и абонементов на театрально-зрелищные и культурно-просветительные мероприятия), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость";

Ø ритуальных услуг, оказываемых похоронным бюро, кладбищем или крематорием; услуг по изготовлению надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением;

Ø религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (за исключением подакцизных), а также услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

Ø по номинальной цене почтовых марок (за исключением коллекционных), маркированных открыток и конвертов, акцизных марок, марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Ø жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, в том числе через соответствующие предприятия;

Ø объектов жилищного фонда, включая незавершенное строительство, и работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов жилищного фонда;

Ø работ по строительству, реконструкции и реставрации культовых зданий религиозных организаций (объединений), а также по реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

Ø платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подразделениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь и объединением "Охрана" при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь;

Ø услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом пригородного сообщения;

Ø изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных), образцы которых приняты в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

Ø товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг);

Ø драгоценных металлов и драгоценных камней, сдаваемых в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, а также концентратов и других промышленных продуктов, лома и отходов, содержащих драгоценные и цветные металлы и сдаваемых в головные организации по сбору и переработке драгоценных металлов для дальнейшей переработки и аффинирования;

Ø товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

Ø ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка (форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка), за исключением реализации бланков ценных бумаг, бланков дорожных и банковских чеков, бланков именных чековых книжек, бланков расчетных и платежных документов, а также пластиковых (расчетных) карточек;

Ø лотерейных билетов по лотереям, проводимым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

Ø банками и небанковскими финансовыми организациями операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Ø услуг, непосредственно связанных с азартной игрой на предприятиях, занимающихся игорным бизнесом;

Ø долей (в том числе акций) государства на предприятиях;

Ø санаторно-курортных путевок, а также путевок в оздоровительные учреждения по перечню учреждений, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

Ø товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) предприятиями исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

Ø платных услуг, оказываемых подразделениями главного управления военизированной пожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

Ø услуг связи, оказываемых физическим лицам, а также услуг физическим лицам по доставке населению газет и журналов по подписке;

Ø услуг адвокатов и юридических консультаций по оказанию юридической помощи физическим лицам;

Ø научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

Ø услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию;

Ø твердого топлива и сжиженного газа населению и топливоснабжающим организациям Республики Беларусь для продажи физическим лицам.

При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь от налогообложения освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для нормальной эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенных за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

2) товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенные для третьих стран;

3) товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

4) валюта Республики Беларусь, иностранная валюта, в частности банкноты, являющиеся законным средством платежа (за исключением используемых в целях нумизматики), а также акцизные марки, ценные бумаг;

5) технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственных средств, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырье и комплектующие изделия для их производства по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

6) товары (за исключением подакцизных), приобретенные на средства иностранной помощи, оказываемой за счет иностранных государств или международных организаций в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

7) товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной технической помощи для совместных научно-исследовательских работ в соответствии с договорами, заключенными с иностранными образовательными и научными организациями;

8) оборудование и приборы, ввозимые организациями исключительно для научно-исследовательских целей в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

9) специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел;

10) художественные ценностей, передаваемые в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, в качестве дара организациям культуры;

11) все виды печатных изданий, получаемые государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также кино- и видеопроизведения, ввозимые государственными кино- и видеоорганизациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

12) товары, предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

13) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия (части изделий) из них, за исключением ювелирных изделий, а также концентраты и другие промышленные продукты, лом и отходы, содержащие драгоценные и цветные металлы, ввозимые для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, при наличии соответствующего подтверждения департамента по драгоценным металлам при Министерстве финансов Республики Беларусь;

14) сырье для производства хлебобулочных изделий и комбикормов по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

15) иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Принципами определения налоговой базы (облагаемого оборота) являются:

Ø налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг);

Ø при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной, натуральной и иной формах;

Ø при определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту Республики Беларусь по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату фактической реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов в случае, когда расходы признаются объектом налогообложения;

Ø при реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже остаточной стоимости (для основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов), по ценам ниже цены приобретения (для приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) налоговая база определяется соответственно исходя из себестоимости, остаточной стоимости и цены приобретения;

Ø при определении налоговой базы не учитываются полученные налогоплательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

1. 0 % (нулевая ставка) при реализации:

Ø экспортируемых товаров;

Ø работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

Ø экспортируемых строительных работ, транспортных услуг (включая услуги по реализации билетов, на основании которых оказываются экспортные услуги), услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Порядок применения нулевой ставки по указанным выше пунктам определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2000 г. № 213 "Об утверждении порядка применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации работ (услуг)";

Ø работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию Республики Беларусь товаров, перемещаемых транзитом через территорию Республики Беларусь.

 

2. 10 % при условии реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь:

Ø при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

Ø при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

Ø при реализации предприятиями-изготовителями товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий, по перечню, определенному Советом Министров Республики Беларусь.

3. 20%:

Ø при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в перечне товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке и ставке 10 %;

Ø по суммам вознаграждений, сборов и (или) других аналогичных платежей, полученных по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам, за исключением сумм вознаграждений, сборов и (или) других аналогичных платежей, полученных по договорам аренды с выкупом, поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам, предусматривающим реализацию товаров, работ (услуг), освобожденных от налога;

Ø при реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

 

4. 9,09 % или 16,67 %:

Ø при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога на добавленную стоимость;

Ø при поступлении следующих сумм:

– частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги);

– за реализованные товары (работы, услуги) сверх цены их реализации либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

– в виде санкций за нарушение условий договоров за исключением договоров, операции по которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь не подлежат налогообложению.

Налогоплательщики ежемесячно представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.

Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг) производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого налогового периода (каждый календарный месяц) исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если сумма налога, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, составила от 17000 до 27000 евро (включительно) по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, налогоплательщики вносят в бюджет платежи в счет уплаты налога не позднее 15-го и 25-го числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим, в суммах, определенных исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, сложившихся соответственно с 1-го по 10-е, с 11-го по 20-е, с 21-го по последнее число текущего месяца, и среднего процента изъятия, исчисленного по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, либо не позднее 10-го, 20-го и последнего числа текущего месяца в размере одной трети суммы налога, подлежащей уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца.

Если сумма налога, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца составила более 27000 евро по курсу установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, налогоплательщики вносят в бюджет платежи в счет уплаты налога не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим, в суммах, определенных исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, сложившихся соответственно с 1-го по 5-е, с 6-го по 10-е, с 11-го по 15-е, с 16-го по 20-е, с 21-го по 25-е, с 26-го по последнее число текущего месяца, и среднего процента изъятия, исчисленного по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца либо не позднее 5, 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца в размере одной шестой суммы налога, подлежащей уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных