ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чтение слов со слогами типа СГС, ССГ, ССГС, СГСС, ГС и т.п.
Для обучения чтению слогов этого типа надо приготовить карточки с написанными на них согласными. Их оптимальный размер — 2x3 см. Для контраста они располагаются вертикально. Над каждой буквой ставится достаточно заметная точка. Объясняем, что эти буквы (следовало бы сказать звуки) надо произносить отрывисто, без призвука. К этим карточкам присоединяются нужные карточки, используемые на I этапе. Предлагаемые серии слов.
1. МАК, БАК, РАК, ЛАК, СУК, БЫК, СОК, КАТОК, КУСОК, КУЛАК, ВЕНИК, ЧЕЛОВЕК, МЕШОК, ЁЖИК; КРЫША, КРОЛИК, КРЮЧОК; КЛЯКСА.
2. ДУШ, КАМЫШ, ШАЛАШ, МЫШКА, КОШКА, ФИШКА, ВИШНЯ, БУКАШКА, ДЕДУШКА; ШПАГА; ШКУРА, ШПАЛЫ; КЛЮШКА, КРОШКА.
3. СУП, СИРОП, ТУЛУП, ШАПКА, КЕПКА, ЩЕПКА, ЦАПЛЯ, ЦЫПЛЯТА; АПТЕКА; ПЛИТА, ПРЯНИК, ПТИЦА, ПЧЕЛА.
4. НОС, ЛЕС, ПЁС, РИС, ПАРУС, ФОКУС, ПЫЛЕСОС, МИСКА, ЛЕСКА, ПАСТА, КАПУСТА, РЕДИСКА, ВЕСНА; КВАС, КРАСКИ, КРЕСЛО, КИОСК.
5. КОТ, РОТ, КИТ, БИЛЕТ, БУКЕТ, ВЕТКА, МЕТРО, УЛИТКА, ТАБУРЕТ, КАЛИТКА; ТРАВА, ТРУБА; КУСТ, АИСТ, МОСТ, СЕСТРА, КАСТРЮЛЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
6. ЛУЧ, МЯЧ, КАЛАЧ, ПОЧТА, МАЧТА, БАБОЧКА, КИСТОЧКА, СПИЧКИ.
7. МОХ, ПУХ, КУХНЯ, ПЕТУХ, ШАХМАТЫ, ХВОСТ.
8. РАНЕЦ, ТАНЕЦ; ЗАЯЦ, ЦВЕТЫ.
9. ЖИРАФ, КОФТА, ТУФЛИ, ФЛАГИ, ЛИФТ, ШКАФ, ФРУКТЫ.
10. ЛЕЩ, ХИЩНИК, ПЛАЩ.
11. ПАР, ШАР, СЫР, САХАР, ЗАГАР, ЗАБОР, ВЕТЕР, ПОВАР, ТЕЛЕВИЗОР, ПАРТА, МАРКА, ФОРМА, ЗЕРНО, КАРТИНА, ЗЕРКАЛО, ЧЕРНИЛА, ФАРТУК, ПЕРСИК, ЧЕРВЯК, ПЕЧАТКИ, АРБУЗЫ, УРНА, ШАРФ, ТОРТ, КУРТКА, ЗООПАРК, ЛЕКАРСТВО, НАПЁРСТОК. 12. ДОМ, ДЫМ, СУМКА, ЛАМПА, КОМНАТА, КЛУМБА, АКВАРИУМ.
13. ПОЛ, ГОЛ, МЕЛ, ПЕНАЛ, ЩЕГОЛ, ВИЛКА, БЕЛКА, ПОЛКА, БУЛКА, БУТЫЛКА, ЗАКОЛКА, ВЕШАЛКА, ФУТБОЛ, САЛФЕТКА, ЖУРНАЛ; ЁЛКА; СТОЛ, СТУЛ, СКАЛКА, СКАКАЛКА.
14. СЫН, ЛИМОН, БАТОН, БИДОН, ВАГОН, ДИВАН, ЧЕМОДАН, МАГАЗИН, ТЕЛЕФОН, ФАНТИК, БАЛКОН, ВАЛЕНКИ, КАРАНДАШ, КЕНГУРУ, УЖИН; СЛОН, СТАКАН, ПЛАСТИЛИН, ПЛАСТИНКА, БИНТ, БАНК, БАНТ.
15. ЧАЙ, САРАЙ, МУЗЕЙ, МУРАВЕЙ, РАБОЧИЙ, МАЙКА, ЧАЙНИК, ЛЕЙКА, ЗАЙЧИК, ТРОЙКА, ТРАМВАЙ, СКАМЕЙКА. (Желательно «завитушку» над буквой Й выделить более ярко, чем это делается обычно, и читать эту букву так же отрывисто, как и все согласные.)
16. БРАТ, БРЮКИ, БРАВО, АБРИКОС, ЯБЛОКО, САБЛЯ, ВЕРБЛЮДЫ, КЛУБНИКА.
17. ВРАЧ, ВНУК, ВНУЧКА, ПАВЛИН.
18. ГРАЧИ, ГРУША, ГЛАЗА, ГРИБЫ, ГРАДУСНИК, ГРУЗОВИК, ГЛОБУС, ГНОМ, ТИГР.
19. ВЕДРО, ПИДЖАК, МЕДВЕЖОНОК, ДВОР, ДРАКОН.
20. ДРУЖБА, ЛЫЖНИК, ХУДОЖНИК, НОЖНИЦЫ.
21. ЗВЕРИ, ЗДАНИЕ, ЗВЕЗДА, ГНЕЗДО. 22. Слоги, оканчивающиеся мягким согласным. Согласная и мягкий знак подчеркиваются волнистой линией. Читается также отрывисто. Серии слов: СОЛЬ, КИСЕЛЬ, РУЛЬ, ФАСОЛЬ, КАРУСЕЛЬ, КРЕМЛЬ, БИНОКЛЬ, КАЛЕНДАРЬ, ДВЕРЬ, СНЕГИРЬ, ВРАТАРЬ, КОНЬ, ОКУНЬ, ПЕНЬ, ГУСЬ, КАРАСЬ, СЕМЬЯ, ОБЕЗЬЯНА, ПЕЧЕНЬЕ.
23. При обучении чтению слов, включающих слоги, оканчивающиеся твердым знаком (ПОДЪЕЗД, ПОДЪЁМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ), предлагается сначала вычеркивать его простым карандашом и говорить ребенку, что эту букву можно не называть. По мере того как ребенок осваивает чтение слов и коротких фраз по слоговым карточкам, можно предложить ему читать эти же слова и фразы, но уже написанные на больших листах бумаги достаточно крупным шрифтом. Желательно каждый слог писать другим цветом и на том фоне, на котором он был представлен на слоговой карточке.
Сколько времени требуется на освоение того или иного этапа обучения послоговому чтению? На этот вопрос трудно ответить. Во многом это зависит от степени тяжести речевого нарушения, от участия родителей в процессе обучения и др. Чтение слов, состоящих из слогов типа СГ, где гласная — А, обычно не вызывает затруднений. Самый трудный — второй этап. Даже когда ребенок неплохо называет все слоги типа СГ как с гласной А, так и с гласной У, при чтении слов он их нередко путает. До тех пор пока ребенок не перестанет путать эти слоги, каждый раз при чтении: • напоминайте: «Это желтая карточка»; •спрашивайте: «Что написано на желтой карточке?»; • просите: «Прочти, что написано на желтой карточке». Представленные приемы оказались эффективными не только при работе с заикающимися детьми, но и при общем недоразвитии речи (в том числе заикание, осложненное общим недоразвитием речи). Умение читать по слогам улучшает общее и речевое внимание, фонематический слух; способствует преодолению смешения звуков, близких по месту и способу артикуляции; облегчает произнесение слов со сложной слоговой структурой; приучает к более четкому произнесению окончаний, которые дети часто опускают; формирует звукобуквенный анализ. У детей расширяется словарный запас, уточняется смысловое значение многих слов. Успех использования методов обучения чтению детей, страдающих заиканием и общим недоразвитием речи, побудил меня применить его в работе с неговорящими детьми. Оказалось, что возможно стимулировать появление речи путем обучения чтению, как послоговому, так и глобальному. Выяснилось также, что способность к усвоению навыков чтения, скорость выполнения заданий определяют уровень обучаемости ребенка. Многолетний опыт использования обучения чтению при работе с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, позволяет мне рекомендовать некоторые методические приемы для занятий в детском саду. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|