ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендации для конструирования пакеров и их расчета.В задании на проектирование пакера обычно даются его главные параметры: 1) внутренний диаметр обсадной колонны, в которую спускают пакер; 2) перепад давления, воспринимаемый им; 3) особенности технологического процесса, для которого предназначен пакер. Надежное уплотнение создаётся при разности диаметров уплотнения пакера до деформации и обсадной колонной до 15—20 мм. Технологические процессы часто требуют наличия в пакере клапана-отсекателя, нескольких каналов, не сообщающихся друг с другом, обратного клапана и пр. К дополнительным исходным данным относятся: температура, агрессивность окружающей среды, длительность работы пакера без подъема. При расчёте пакера определяют: 1) необходимое для герметизации контактное давление, 2) осевую силу, обеспечивающую это давление, 3) высоту уплотняющего элемента, 4) длину хода штока пакера, 5) параметры корда уплотняющего элемента.
Контактное давление между обсадной колонной и уплотняющими элементами типа а и б (рис. 11.3) равно , (11.1) где Ркс, Ркп — контактные давления за счет предварительного сжатия уплотнения и действия перепада давления соответственно. Резина, применяемая в пакерах, имеет коэффициент Пуассона μр = 0,475. Контактное давление рк определяется по формуле . (11.2) Наименьшая величина осевой силы Q, обеспечивающей герметичное разобщение ствола скважины, определяется из выражения при рк = Δр, (11.3) где F — площадь поперечного сечения уплотнительного элемента в деформированном состоянии; G = 5,1 МПа — модуль сдвига резины; Rп и Rс – наружный радиус резины до деформации и после нее (внутренний радиус обсадной колонны); rш — внутренний радиус резины; Δр — перепад давления у пакера. Наименьшая высота одного уплотнительного элемента определяется по формуле , (11.4) где hс — высота элемента в сжатом состоянии. В пакере рекомендуют иметь 2 ÷ 4 таких уплотнений.
Наибольшая высота уплотнительного элемента определяется по формуле , (11.5) где f — коэффициент трения. В конструкции пакера должна быть предусмотрена длина хода его штока, которая обеспечит сжатие уплотняющего элемента до соприкосновения его с обсадной колонной и герметичность уплотнения. Оптимальную длину хода штока рекомендуют определить по следующей формуле: , (11.6) где h — высота свободного, незагруженного уплотняющего элемента; Предельная осевая нагрузка ( при которой обсадная колонна не нарушается) на плашечный захват при полном перекрытии плашками кольцевого зазора определяется по формуле , (11.7) При ограниченном контакте плашек по периметру обсадной колонны участки труб между ними работают на изгиб. Тогда , (11.8) где σт — предел текучести материала труб обсадной колонны; n — число плашек (по радиусу); α — угол конуса плашки; D, d, h — наружный и внутренний диаметры и толщина стенки трубы обсадной колонны; ιпл — высота плашек (длина по вертикали); Lпл— длина хорды плашки; fпл — стрела дуги поверхности плашки. Запасы прочности принимают равными 1,15 для обсадных труб диаметрами 114 ÷ 219 мм и 1,52 — для труб более 219 мм. При расчетах по последней формуле запас прочности берут примерно в два раза большим. При проектировании пакера для использования его в искривленных скважинах надо учитывать возможность деформации пакера при прохождении им изогнутых частей ствола. Длина пакера, при которой он будет касаться обсадной колонны в трех точках (по концам и в середине) при прохождении им изогнутой части скважины, определяется из выражения , (11.9) где R — радиус изгиба ствола скважины; Δs — зазор (диаметральный) между пакером и обсадной колонной. При большей длине пакер, проходя изгиб, или застрянет, или изогнется сам. Последнее может привести к его повреждению. Этот расчет необходим и для всякого другого оборудования, спускаемого в искривленную скважину (скважинные штанговые насосы, центробежные насосы, погружные двигатели и т. д.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|