Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Украденное благословение.




 

[а] Исаак постарел и ослеп. Достигнув ста двадцати трех лет, он почувствовал, что близок его конец и призвал к себе в шатер Исава.

— Сын мой, — сказал Исаак, — возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благо словила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Ревекка же все слышала и сказала младшему сыну, едва Исав исчез с глаз:

— Вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя перед смертью. Теперь, сын мой, послушайся слов моих. Пойди в стадо и возьми мне оттуда двух козлят хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертью своею.

Иаков сказал Ревекке:

— Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий: может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

— На мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

Иаков послушался матери, и Ревекка приготовила кушанье, которое любил отец, а потом одела Иакова в богатые одежды Исава и руки его и шею обложила кожей козлят. Иаков взял кушанье, хлеб и пошел к отцу.

— Отец мой!

— Кто ты, сын мой? — спросил Исаак.

— Я Исав, первенец твой. Я сделал, как ты сказал мне. Встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

— Что так скоро нашел ты, сын мой?

— Потому что Господь Бог твой послал мне на встречу.

— Подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, ты и сын мой Исав, или нет?

Иаков подошел к отцу, и Исаак ощупал его, и сказал:

— Голос, голос Иакова; а руки, руки Исава, брата его, косматые. Ты ли сын мой Исав?

— Я.

— Подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя.

Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Потом он сказал:

— Подойди ко мне, поцелуй меня, сын мой.

Иаков наклонился к отцу, и тот ощутил запах го одежды, и благословил Иакова, сказав:

 

 

Вот, запах от сына моего,

Как запах от поля [полного],

Которое благословил Господь;

 

Да даст тебе Бог

От росы небесной

И от тука земли,

И множество хлеба и вина;

 

Да послужат тебе народы,

И да поклонятся тебе племена;

Будь господином над братьями твоими,

 

И да поклонятся тебе сыны матери твоей;

Проклинающие тебя — прокляты;

Благословляющие тебя — благословенны!

 

 

Едва Исаак кончил говорить, как пришел Исав. Он тоже приготовил кушанье и принес отцу своему, и сказал:

— Встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

Исаак спросил:

— Кто ты?

— Я сын твой, первенец твой, Исав.

Вострепетал Исаак великим трепетом и сказал:

— Кто ж это, который достал мне дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословлен. Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

Исав выслушал отца и поднял громкий и горький вопль:

— Не потому ли дано ему имя Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот теперь взял благословение мое. Неужели ты не оставил и мне благословения, отец?

Исаак ответил:

— Я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы, одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

— Неужели у тебя одно благословение? И Исаак сказал:

 

 

От тука земли

Будет тебе обитание твое

И от росы небесной свыше!

 

И ты будешь жить мечом твоим

И будешь служить брату твоему;

Будет же время,

Когда ты воспротивишься

И свергнешь иго его с выи твоей.

 

 

Исав возненавидел Иакова за благословение, которым благословил его отец, и поклялся в сердце своем: "Приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего".1

[b] Некоторые считают, что Господь задерживал Исава в пустыне, пока Ревекка готовила кушанье и Исаак ел его. Исав поразил оленя, оставил его лежать и сам отправился за другим, но в это время ангел оживил первого оленя. Исав убил птицу, отрезал ей крылья и отправился за другой, но ангел вернул ей крылья. Так что в конце концов Исав принес отцу кушанье из мяса пса. 2

[c] Говорят еще, что, несмотря на покорность Иакова своей матери, следуемой из пятой заповеди, ему совсем не нравилось обманывать отца: слезы текли у него из глаз, мысленно он молился Богу, чтобы Он избавил его от стыда, и двум ангелам пришлось поддерживать его. Однако Ревекка как пророчица знала, что эта судьба была уготована Иакову, и она сказала ему: "Держись, мой сын! Когда Адам согрешил, разве не Земля, его мать, была проклята? Если потребуется, я скажу твоему отцу, что это мое дело, ибо я знаю о злодействах Исава". Однако Иаков не солгал отцу, ведь он сказал ему лишь то, что он его первородный сын, а это была правда, так как он купил у Исава первородство.

Говорят также, что одежды Исава, в которые Ревекка обрядила Иакова, именно те, что были даны Господом Адаму и Еве и потом по праву стали принадлежать Иакову. Исаак узнал их райское благоухание. Однако, узнав о том, как его провели, Исаак разгневался и проклял бы Иакова, если бы Господь не остановил его: "Пусть проклятый будет проклят, а благословленный — благословен!" И Исаак сказал Исаву: "Пока Иаков достоин быть господином, ты должен ему служить! Но если он не будет подчиняться Божьему Закону, восстань и сделай его рабом своим!"3

 

1 Бытие XXVII, 1-41.

2 Tanhuma buber Gen. 131; Tanhuma Toldot ch. 11; Gen Rab. 754; Mid. Legah Tobh Gen. 135; Targum Yer. ad. Gen. XXVII. 31.

3 Gen. Rab. 727, 730, 740–741, 756, 762–763, 765; Mid. Hagadol Gen. 424, 435, 440; Mid Legah Tobh Gen. 132–134, 137–138; Tanhuma Buber Gen. 131–133; Mid. Sekhel Tobh 117; Jubilees XXVI. 13.

 

1). Ссорящиеся во чреве матери младенцы, их мать и умирающий отец разделяли твердую веру в силу последнего благословения, которое утверждало, а не просто предрекало будущее Израиля. Слова, однажды произнесенные, не могли быть взяты назад. Если бы Исав вовремя принес отцу кушанье, его потомки получили бы благословение Исаака и наследовали Ханаан. Значение этого благословения заключалось в распределении наследства. Отдав Иакову тучные земли Западной Палестины, омываемые Райской росой, Исаак мог предложить Исаву из Авраамова царства лишь тощую землю Идумеи, где его полукочевым потомкам приходилось добывать себе пропитание мечом, нападая на караваны и пограничные деревни соседних народов (см. 35. 2). "Будь господином над братьями твоими!" Это относится к периоду едомского порабощения между царствованиями Давида и Иорама (4 Царств VIII, 20–22). Вторая половина благословения Исава, которая отличается и по стилю, и по ритму, была добавлена, чтобы оправдать восстание Едома.

2). Хотя мидрашские комментаторы не отрицают влияние Исаакова благословения, они знают и о том, что пророк Осия (XII, 3-13) грозил Иакову наказанием за его злые дела, напоминая, как он ухватил Исава за пятку при рождении, как неправдою сделался наследником и был вынужден бежать в Сирию от мести Исава. Фраза, осуждающая Иакова за воровское присвоение благословения была, естественно, вымарана редактором, а образовавшаяся дыра заполнена (стихи 4 и 5) хвалой в честь победы над ангелом. Второй Исайя (Исайя XLIII, 27–28) позднее объявил, что грех Иакова был наказан Вавилонским пленением: "Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание".

3). Этот миф, первая глава которого перекликается с греческим мифом ханаанейского происхождения (см. 38. 2), был утвержден в иудейской традиции в те времена, когда быть "хитрым человеком", подобно жестокому предателю Одиссею, все еще считалось благородным. В самом деле, Автолик, греческий плут и вор, дед Одиссея, может быть отождествлен с Иаковом в контексте сюжета о Лаване (см. 46 а, b и 1). Все же ложь и обман были строго запрещены Законом богобоязненным иудеям (Левит XIX, 11: "Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга".), что порождало жестокую дилемму. Они верили, что судьба Вселенной зависит от праведности их предка Иакова, законного наследника Божией Обетованной земли. Надо ли им забыть миф об Иакове — Исаве и принять благословение Исаака? Или им надо согласиться с тем, что отказ в еде голодному, грабеж брата, обман слепого отца — праведные дела, если перед человеком стоит великая цель? Не в состоянии принять то или другое они исправляют сюжет: Иаков был связан, объясняют они, покорностью своей матери; ненавидел то, что она сделала с ним; постарался не лгать напрямую. Поскольку Исав взял в жены хеттеянок, чье идолопоклонничество печалило Ревекку (см. 42 а), иудеи приравняли его к Порочному Царству Рима, чьих чиновников они имели право обманывать. А Иаков, таким образом, стал примером того, как выживать во враждебном мире. Не желая прощать ему обман на том основании, что он жил в домоисеевы времена — для них Закон предшествовал Творению — они могли, по крайней мере, сделать его жертвой послушания матери, которая приняла грех на себя. Иудейский автор "Послания евреям" конца I столетия (XII, 16–17) характерным образом отстаивает правильность того, что Исав, блудник и нечестивец, "за одну снедь" отказавшийся от своего первородства, "желая наследовать благословение, был отвержен" и не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

 

Жены Исава.

 

[a] Когда Исаву исполнилось сорок лет, он привел в Хеврон двух жен-хеттеянок: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, которую некоторые называют Оливемой. Так как их идолопоклонничество пришлось не по вкусу Исааку и Ревекке, то, желая ублажить родителей, он взял еще одну богобоязненную жену Васемафу, или Махалафу, дочь своего дяди Измаила. 1

[b] Говорят, любовь Исава к Исааку и Ревекке обратилась в ненависть, когда они одобрили воровство Иакова. Он подумал: "Я возьму в жены дочь Измаила и заставлю его настоять на том, чтобы нечестная продажа первородства была забыта. Если Исаак откажет, Измаил убьет его. Я же буду мстителем за отца и убью Измаила. Тогда наследство обоих перейдет ко мне". Измаилу же он сказал: "Авраам отдал все свое твоему младшему брату Исааку, а тебя отправил умирать в пустыню. Теперь Исаак хочет так же поступить со мной. Отомсти своему брату, а я отомщу своему". Измаил спросил: "Зачем мне убивать твоего отца Исаака, если он обманул тебя, а не меня?" Исав ответил: "Каин убил своего брата Авеля, но ни один потомок его не убивал своего отца или свою мать". Господь, однако, прочитал злые мысли Исава и сказал: "Явным Я сделаю то, что ты замыслил втайне".2

[c] Измаил умер вскоре после помолвки Васемафы, и его старший сын Наваиоф отдал Васемафу мужу. Тем временем Измаил дал Васемафе другое имя — Махалафа, чтобы отличать ее от другой жены Исава с тем же именем и в надежде, что, благодаря этому браку, будет искуплена нечестивость Исава. У Исава появилась возможность завоевать благоволение Господа, но так как он не отослал своих жен-хеттеянок, то они вскоре сбили с истинного пути и Махалафу. Все ее сыновья взяли себе в жены богопротивных хорреянок и сеиритянок. 3

[d] Едомитянскими племенами были Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ, внуки Ады от ее сына Елифаза; Нахаф, Зерах, Шамма и Миза — внуки Васемафы от ее сына Рагуила; Амалик — сын Фамии, наложницы Елифаза; Иеус, Иеглом и Корей, сыновья Оливемы от Исава. 4

 

1 Бытие XXVI, 34; XXVIII, 8-g; XXXVI, 2.

2 Gen. Rab. 764–765; Agadat Bereshit 6, 95–96; Mid. Tehillim 112; Hadar on Gen. XXVII. 42; Mid. Hagadol Gen. 440.

3 Mid. Hagadol Gen. 440; Seder Olam 2; B. Megillah 173; Nur al-Zulm 87; Gen. Rab. 768–769; Sepher Hayashar 99-100.

4 Бытие XXXVI, 1-14.

 

1). Составители Книги Бытия взяли имена прародительниц Едома из слухов, из молвы. Одной из прародительниц наверняка была Васемафа; но две другие запомнились то ли как Иегудифа и Махалафа, то ли как Ада и Оливема. Васемафа означает "ароматная". Ахоливамафа означает "мой шатер поставлен". Ада — "ассамблея". "Оливема евеянка", возможно, искажение, и должно быть "хорреянка".

2). Книга Бытия XXXVI, 10–14 перечисляет сыновей Исава от его жен подобно тому, как в Книге Бытия перечисляются сыновья Иакова. У сыновей Иакова были четыре матери: Лия, Рахиль, Валла и Зелфа (см. 45 а-с). Возможно, из-за того, что у сыновей Исава были три матери, составитель добавил еще одну Фамию, сестру Лотана (Лота), чтобы подчеркнуть соответствие. Более ранние конфедерации, по-видимому, соотносились с двенадцатью знаками Зодиака (см. 43 d).

3). Генеалогическое древо Едома почти в точности повторяет древо Израиля, как показывают следующие таблицы:

сыновья Израиля.

 

Лия

Рахиль

Вала

Зелфа

Рувим

(Иосиф)

Дан

Гад

Симеон

Ефрем

Неффалим

Асир

Левий

Манассия

Иуда

Вениамин

Иссахар

Зевулон

 

СЫНОВЬЯ ЕДОМА

 

Ада

Васемафа

Фамия

Оливема

(Елифаз)

(Рагуил)

(Елифаз)

Иеус

Феман

Нахаф

Амалик

Иеглом

Омар

Зерах

Корей

Цефо

Шамма

Гафам

Миза

Кеназ

 

4). Шесть из этих едомских племенных имен, то есть Кеназ, Нахаф, Зерах, Шамма, Иеус и Корей, появляются также как имена собственные и израильтянских колен Иуды, Вениамина и Левия, что может служить доказательством близких отношений Иудеи и Едома. Кроме того, Иегудифа ("Хвала Господу"), по сути, женская форма от имени Иуда, а имя Оливема в близкой форме "Оголива" — символическое имя, данное Иезекиилем (XXIII) Иуде (Иерусалиму), когда он клеймит блудодейство и идолопоклонничество. Племя Иуды расширилось за счет присоединения едомских кенезеян (Числа XXXII, 12; Судей I, 13) и кенеян (Судей I, 16), которые включали в себя хавилян, живших на территории Амалика (1 Царств XV, 7).

5). "Сыновья Елифаза", согласно Книге Бытия XXXVI,??12, были внуками Исава и Ады, но о них сказано как о "сыновьях Ады" (стих 16). Внуки Васемафы также названы ее сыновьями в стихах 13 и 17, и в стихе 19 — "сыновьями Исава". Точно так же в Книге Бытия XLVIII, 5–6 внуки Иакова — Ефрем и Манассия — становятся его "сыновьями", таким образом устраняя колено своего отца Иосифа; однако Ефрем, по-видимому, занял свое положение приняв в себя племя Дины (см. 49. 3). Священническое племя Левия, которое не имело собственной территории, похоже, соотносится с честолюбивым и священным тринадцатым племенем. Эти тринадцатые племена имели символом миндальные ветки, находившиеся в Святилище по приказу Моисея, и из них лишь Аарон пустил ростки: таким образом Левий обозначен как Божий избранник для священничества (Числа XVII, 16–24). Миндаль символизирует Божию мудрость, и Семисвечник, или Менора, украшен листьями миндаля (Исход XXV, 31).

6). Книга Бытия особенно подчеркивает постоянную борьбу патриархальных иудеев против соседей, живших по законам матриархата (см. 36. 1). Так как Исав избрал путь компромисса между двумя системами, то мидрашские комментаторы почувствовали себя вправе сделать из его брака с дочерью патриархального клана Измаила возможно худшую модель.

 

Иаков в Вефиле.

 

[а] Ревекка позвала Иакова и сказала ему: "Исав, брат твой, грозит убить тебя, чтобы Измаил потом отомстил за твою смерть. Для чего мне в один день лишиться обоих вас? Беги к моему брату Лавану в Падан-Арам, и, когда утолится ярость Исава, я возьму тебя оттуда". А Исааку она сказала: "Я жизни не рада от дочерей хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей херрейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?" Призвал Исаак к себе Иакова, благословил его и заповедал ему: "Не бери себе жены из дочерей ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей". И он вновь сделал предсказание:

 

 

Бог же Всемогущий

Да благословит тебя,

Да расплодит тебя

И да размножит тебя,

И да будет от тебя

Множество народов;

И да даст тебе

Благословение Авраама (отца моего),

Тебе и потомству твоему с тобою,

Чтобы тебе наследовать

Землю странствия твоего,

Которую Бог дал Аврааму! 1.

 

[b] К этому времени и Иакову, и Исаву исполнилось по шестьдесят три года. Говорят, что Ревекка, жалуясь на жен Исава, не назвала их имен, но в сильной ярости высморкалась в пальцы и стряхнула это на землю. И еще, когда Иаков бежал, Исав послал следом своего сына Елифаза с приказанием убить и ограбить его. Елифаз, знаменитый лучник, возглавил десять братьев своей матери и догнал Иакова в Сихеме. Иаков взмолился: "Возьми все, но сохрани мне жизнь — и Господь не забудет сие благое дело!" Елифаз раздел Иакова догола и принес его одежду домой, однако от милосердия Елифаза его отец Исав пришел в ярость. 2

[c] Опасаясь преследований самого Исава, Иаков свернул с главной дороги в Сихем и на закате оказался в Лузе. Из-за своей наготы он не пошел в город через ворота, а так как у него не было седла, то он использовал камень вместо подушки. Ночью Иаков видел во сне лестницу, которая стояла на Земле и верхом своим касалась Неба, а по ней всходили и нисходили Ангелы Божий. Еще он услышал голос, который сказал ему: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что сказал тебе".

Иаков проснулся и закричал в ужасе: "Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал, как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные!" Утром он поднялся рано, поставил камень памятником и возлил елей на верх его, положив обет: "Если Господь Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим". Поэтому и место то называется Вефиль, то есть "Дом Божий". 3

[d] Говорят, что Луз стоял у подножия горы Мориа, на вершине которой было видение Иакову. И еще, что его подушка была двенадцатью камнями алтаря, поставленного Адамом и восстановленного Авраамом, однако Иаков поначалу облюбовал один камень, и тогда остальные закричали: "Положи, праведник, свою голову на меня!" Чудесным образом они соединились. Господь сказал: "Это знак того, что двенадцать праведных сыновей, которых Я дам тебе, станут единым народом! Разве не двенадцать знаков в Зодиаке, не двенадцать часов в дне, не двенадцать часов в ночи, не двенадцать месяцев в году? Так пусть будет двенадцать колен Израилевых!" 4

[e] Но говорят также, что Господь сначала создал ангелов, которые стали кричать: "Благословен Господь, Бог Израиля во веки веков!" А когда Господь сотворил Адама, они спросили: "Господи, должны ли мы прославить его?" И Бог ответил: "Нет, он вор и съест запретный плод". Когда родился Ной, они опять спросили: "Это он?" Бог ответил: "Нет, он пьяница". Когда родился Авраам, они опять спросили: "Это он?" Но Бог ответил: "Нет, его не обрезали в положенное время". Когда родился Исаак, они спросили: "Это он?" Бог ответил: "Нет, он любит старшего сына, который ненавидит Меня". Но когда родился Иаков и ангелы опять обратились к Господу с тем же вопросом, Он вскричал: "Это он! Его имя Иаков изменится на Израиль, и все его сыновья будут славить его!"

Иаков был выбран как образец для ангела с человеческим лицом в колеснице Божией, которую Иезекииль видел во сне; и его неясное и безволосое изображение отпечатано на Луне. 5

[f] Говорят еще, что ангелы из сна Иакова были царскими хранителями четырех угнетенных народов. Царь Вавилона взошел на семьдесят ступенек и спустился вниз; царь Мидии поднялся на пятьдесят две ступеньки и спустился; царь Греции поднялся на сто восемьдесят ступенек и спустился; но царь Едома шел выше и выше, исчезая из поля зрения Иакова. И Иаков вскричал в страхе: "Он никогда не сойдет вниз?" Но Господь успокоил Иакова: "Не бойся, мой слуга Иаков! Даже если он достигнет последней ступени и усядется рядом со Мной, Я сброшу его вниз. Иди, Иаков, поднимись наверх! Тебя я никогда не прогоню вниз". Иаков, однако, оробел, чем обрек Израиль на подчинение четырем царствам земли. 6

[g] Когда Иаков полил елеем с Небес памятник, Господь спрятал его глубоко под землю, и теперь он называется Краеугольным Камнем, или "пупом земли", на котором стоит Соломонов Храм. 7

 

1 Бытие XXVII, 42; XXVIII, 5.

2 Jubilees XXV. i ff; Gen. Rab. 767; Mid Sekhel Tobh 119; Mid. Hagadol Gen. 437; Sepher Hayashar 96–98.

3 Бытие XXVIII, 10–22.

4 Gen. Rab. 780–782; Bereshit Rabbati 118; PRE, ch.35; Sepher Hayashar 98; Mid. Tehillim 399; B. Hullin gib; Seder Eliahu Rabba 29; Tanhuma Buber Gen. 181.

5 Tanhuma Buber Lev. 72–73; cf. Ginzberg, LJ, V. 275, 291.

6 Lev. Rab. 29. 2; PRE, ch. 35; Pesiqta diR. Kahana 150и- 151a; Mid. Tehillim 347.

7 PRE, ch. 35; Mid. Tehillim 400.

 

1). Вефиль, который был Ханаанейским святилищем задолго до иудейской патриархальной эпохи, располагается в десяти милях к северу от Иерусалима и в миле к востоку от Луза. Его название сохранила арабская деревня Бетин. Археологи свидетельствуют, что с XXI в. до н. э. и по I в. н. э. здесь почти постоянно находилось поселение. Святость Вефиля подтверждается мифом о жертве, принесенной здесь Авраамом по пути в Египет (см. 26 а) и по пути обратно (см. 27 а). В почти доисторические времена Судей Израилевых Божий Шатер Ассамблеи, где находился Ковчег, располагался здесь (Судей XX, 26–27; XXI, 2–4). Религиозное значение Вефиля было первостепенной важности вплоть до воцарения Саула (1 Царств X, 3; XIII, 4), и хотя, когда Соломон построил Храм в Иерусалиме, оно несколько преуменьшилось, потом значение Вефиля опять возросло, когда Реховоам и Иеровоам разделили империю на две части и Северное Царство выбрало Вефиль как место главной святыни (3 Царств XII, 29–33).

2). Миф о Лестнице, утверждающий Вефиль в качестве "Небесных Ворот", которые Господь открыл основателю Израиля, и рассказывающий о помазании елеем знаменитого местного massebah, или священной колонны (см. 27. 5), датируется эпохой Судей Израилевых. Однако версия, отождествляющая Вефиль с горой Морией и каменную подушку Иакова с камнем, на котором Соломон воздвиг Храм, должна датироваться более поздним временем, после того, как царь Иосия разрушил или осквернил (628 г. до н. э.) все "капища высот", посвященные ханаанейским богиням Анате и Ашере, и реформировал Храмовые богослужения в Иерусалиме. Только после этого декорации видения Иакова могут быть по желанию перенесены в Иерусалим из известного святилища Вефиля.

3). Благословение Господа безусловно, однако Иаков считает для себя необходимым обещать Ему свою благодарность, то есть почетное жилище в памятнике-столпе и десятину от всех богатств, полученных Божиим благословением. Его просьба о еде, одежде и безопасном путешествии связана с мидрашским сюжетом об ограблении его Елифазом.

4). Ступени, по которым поднимались ангелы-хранители, представляют годы власти их народов над Израилем: семьдесят лет вавилонского пленения — от падения Первого Храма (586 г. до н. э.) до завершения строительства Второго Храма (516 г. до н. э. или, что более достоверно, 515 г. до н. э.); следующие пятьдесят два года (пятьдесят восемь) — подчинение мидиянам, закончившееся возвращением иудеев из плена во главе с Ездрой, которое произошло во времена Кира Великого (457 г. до н. э.); и сто восемьдесят лет эллинистического правления — от завоевания Палестины Александром Великим (333 г. до н. э.) до восстановления независимого Иудейского царства Маккавеями (153 г. до н. э.). Непрерванное восхождение Едома (см. 40. 4 и 41. 3) показывает, что именно этот мидраш датируется периодом Римской власти в Палестине, который начался с захвата Помпеем Иерусалима в 63 г. до н. э. и продолжался до Персидского завоевания (614–629 гг. н. э.). 5). Греческое слово baetylos обозначает конусообразный столп (колонну), периодически поливаемую елеем, вином или кровью, в котором обитает бог и который, как говорят, упал с неба — подобно белемниту (чертову камню, фульгуриту, громовой стреле), камню бога Термина в Риме или Палладию в Трое. Поскольку греки персонифицировали Baetylus (Бетил), и он стал сыном бога неба Урана и богини земли Геи, и поскольку, согласно свидетельству Санхуниатона, Эл (идентифицированный Филоном из Библа с Кроном) имел то же происхождение, baetylus, похоже, заимствование финикийского или иудейского Бейт-Эла, что означает "Дом Бога Эла". Гесихий также пишет, что камень, подменивший маленького Зевса, проглоченный Ураном и. позже выплюнутый, показывали в Дельфах и называли "Бетилом". Жрецы каждый день поливали его маслом и, если верить Павсанию, в торжественных случаях покрывали шерстью. Фотий, византийский ученый IX столетия, упоминает несколько "бетилов" на горе Ливан, о которых рассказывали замечательные сказки. Это имя может быть приложимо и к женскому божеству: так, в Храмовых записях конца V в. до н. э. об иудейской колонии в Элефантине упоминается богиня по имени Анатбетил. 6). Тому, что двенадцать патриархов были праведниками, самым очевидным образом противоречит Книга Бытия. Все они, кроме маленького Вениамина, вступили в заговор с целью убийства своего брата Иосифа, а потом продали его в рабство и сказали, будто его растерзал дикий зверь. Рувим наставил рога Иакову и получил посмертное проклятие (Бытие XXXV, 22; XLIX, 4. — См. 50 а). Левий и Симеон тоже были прокляты за предательскую резню в Сихеме (Бытие XXXIV, 25–31; XLIX, 5–7. -См. 40 d); а Вениамину была обещана счастливая жизнь, посвященная грабежам (Бытие XLIX, 27. — См. 60 е). Все же апокрифические "Заветы двенадцати патриархов" представляют их всех как источники праведности и мудрости. Иисус цитирует "Завет Иосифа" (XVIII. 2) в Евангелии от Матфея и "Завет Левия" (XIII. 5) в Евангелии от Матфея VI, 19.

 

Жены Иакова.

 

[а] Продолжая путешествие в Падан-Арам, Иаков увидел три стада мелкого скота, лежавшие вокруг колодезя недалеко от города. Пастухи, которых он спросил о своих родичах, сказали, что знают Лавана, сына Нахорова, и еще сказали:

— Вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.

— Почему вы не поите скот? — спросил их Иаков.

— Не можем, пока не соберутся все стада, только тогда отвалят камень от устья колодезя.

Вскоре подошла Рахиль с мелким скотом своего отца Лавана, и Иаков одной рукой отвалил камень от устья колодезя и напоил ее овец. Говорят, что воды чудесным образом поднялись и оставались на одном уровне во все пребывание Иакова. 1 Потом он открылся Рахиль и поцеловал ее, и заплакал. Говорят, он плакал, потому что много лет назад Елиезер привез богатые подарки от Авраама, когда предлагал Ревекке стать женой Исаака; а он, их сын, явился без ничего. Но другие говорят, он плакал, потому что пастухи стали ревниво перешептываться, когда он по-братски поцеловал Рахиль. 2

[b] Рахиль побежала домой сообщить об Иакове, и вскоре к колодезю пришел Лаван, обнял племянника и пригласил его к себе в дом. Лаван рассчитывал на еще более богатые дары, чем те, что привез Елиезер, и, хотя Иаков пришел пешком и даже без узелка, решил, будто он прячет золото в поясе под одеждой. Когда они обнялись, Лаван обшарил Иакова и не нашел пояс. Тогда он поцеловал его в губы, думая, что тот прячет жемчужины во рту. И тут Иаков сказал: "Дядя, ты не найдешь у меня ни каких богатств, потому что Елифаз ограбил меня по дороге, сын моего брата Исава". 3

[c] Лаван подумал: "Иаков пришел ко мне с пустыми руками, ожидая, что я буду кормить и поить его за моим столом, возможно, целый год!" И он решил испросить совет у своего терафима.

Соорудив пророчествующего идола, арамеи из Харрана убивали перворожденного сына и сохраняли его голову в рассоле с вином и специями. Они произносили заклинания, клали под язык золотой диск с выгравированным на нем именем демона, помещали голову в стену, зажигали лампы, простирались ниц на полу и задавали вопросы, на которые голова отвечала шепотом. У них были еще и другие божества: идолы из золота и серебра, составленные кусок за куском в определенные часы и облеченные звездами предсказывать будущее — у Лавана, знаменитого астролога, такие тоже имелись. Он поклонился им и спросил: "Как мне должно поступить с моим гостем, который сейчас находится в моем доме и ест мой хлеб?" И они шепотом ответили ему: "Бойся прогневить этого человека, потому что его звезды находятся в самом счастливом расположении! Ради него Господь благословит тебя за все, что есть у тебя в доме и в поле". Лаван задумался: "А что если я попрошу Иакова послужить мне и он запросит много денег?" Терафим прочитал его мысли и прошептал: "Заплати ему женщиной. Он попросит у тебя женщину. Когда же он пригрозит, что уйдет домой, предложи ему другую женщину, и он останется". 4

[d] Миновал месяц, и Лаван спросил Иакова: "Скажи мне, что заплатить тебе?" Иаков ответил: "Я буду служить тебе семь лет за Рахиль". Лаван воскликнул: "Лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого". И они ударили по рукам. 5

[e] Говорят, что поначалу Рахиль и ее старшая сестра-близнец Лия были одинаково прекрасными, но когда Лия услыхала, как люди говорят, будто сыновья-близнецы Ревекки собираются взять в жены двух дочерей Лавана — старший старшую, и младший младшую — она спросила: "Что люди думают об Исаве, сыне Ревекки?" И услыхала в ответ: "Он злой человек и ведет себя как разбойник". — "А что известно об Иакове?" И ей ответили: "Он праведник и как должно ухаживает за стадами своего отца". Лия расплакалась: "Увы мне! Неужели Господь не убережет меня от брака с разбойным Исавом?" Так как она постоянно плакала, то глаза у нее сделались некрасивыми, зато Рахиль, которая ничего дурного не слышала об Иакове, все хорошела и хорошела. 6

[f] Иаков, хотя и знал, что старшая дочь должна выйти замуж первой, думал: "Исав уже ненавидит меня, потому что я обманом лишил его первородства и благословения, а теперь, если я возьму Лию, он явится сюда и убьет меня. Нет, Рахиль должна быть моей". 7

[g] Рахиль предостерегла Иакова: "Не доверяй моему отцу!" — "Ему меня не провести!" — похвастался Иаков. И она спросила: "А праведникам разве можно обманывать?" Он ответил: "Только если отвечать обманом на обман. Скажи, что замышляет твой отец?" — "Боюсь, — ответила Рахиль, — что он прикажет Лии занять мое место в нашей темной спальне, и это легко сделать здесь, потому что у нас мужчина не спит со своей женой ни при солнечном свете, ни при свете факелов. Я слыхала, что на распутном Западе это по-другому".

"Тогда давай договоримся об условном знаке, — сказал Иаков. — Я приму женщину, которая первым делом коснется большого пальца у меня на правой ноге, потом большого пальца на правой руке, потом мочки на правом ухе". "Я запомню", — пообещала Рахиль.

[h] Иаков сказал Лавану: "Мне известно, что вы, восточные люди, большие мастера на всякие хитрости. Но знай, что я служу тебе семь лет за Рахиль, твою младшую дочь, а не за Лию, твою старшую дочь с некрасивыми глазами, и не за какую-нибудь другую женщину по имени Рахиль, которую ты, возможно, собираешься привести для меня с базара".

"Племянник, мы отлично понимаем друг друга", — ответил Лаван. 9

[i] Иаков служил Лавану семь лет, и эти годы пролетели, словно одна неделя, так сильно Иаков полюбил Рахиль. В самый последний день Иаков отправился к Лавану и сказал: "Ну же, дядюшка, готовь свадебный пир!" Лаван пригласил весь Падан-Арам к себе домой, но в спальню отослал Лию, и Иаков не узнал о подмене до самого утра! Что до Рахили, то как бы она ни любила Иакова, она любила и Лию тоже, поэтому сказала себе: "Как бы из-за наших с Иаковом тайных знаков не опозорить мою сестру! Надо обо всем ей рассказать". Поэтому, когда Иаков окликнул невесту, Лия ответила голосом Рахили: "Это я!" А потом прикоснулась к Иакову в точности так, как он договорился с Рахилью, сначала до большого пальца на правой ноге, потом до большого пальца на правой руке, потом до мочки на правом ухе.

[j] Едва появились первые лучи солнца, как Иаков накинулся на Лию с упреками: "Обманщица и дочь обманщика!" А Лия улыбнулась ему и сказала: "Не может быть ученицы без учителя. Из твоих собственных уст я слышала, как мой слепой дядя Исаак назвал тебя "Исавом" и ты ответил ему голосом Исава. Я хорошо запомнила твой урок". Потом Господь вознаградил Рахиль за ее сестринскую любовь, ибо Самсон, Иисус и царь Саул — ее потомки.

Иаков накинулся с упреками и на Лавана: "Я служил тебе семь лет за Рахиль, а ты обманул меня! Забери свою дочь Лию и отпусти меня. Ты поступил нечестно!"

Лаван кротко ответил ему: "В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет". 11

[k] Иаков согласился, и Лаван, помня о совете терафима, дал ему двух женщин, помимо Лии и Рахили — Зелфу, рабыню Лии, и Валлу, рабыню Рахили. Они тоже были дочерьми Лавана, но от рабынь, и позднее Иаков принял обеих в свою постель. 12

 

1 Бытие XXIX, 1-10; PRE, ch. 36; Gen. Rab. 817; Targum Yer. ad Gen. XXVIII. 22 and XXI. 22.

2 Бытие XXIX, 11–12; Gen. Rab. 811–812.

3 Бытие XXIX, 12–13; Mid. Hagadol Gen. 460461.

4 Yalqut Reubeni ad Gen. XXIX. 15; Tanhuma Wayetse 4ob; PRE, ch. 36; Sepher Hayashar 103.

5 Бытие XXIX, 14–19; Gen. Rab. 813–814.

6 B. Baba Bathra 123a; Tanhuma Buber Gen. 152, 157; Gen Rab. 815–816; 821–822.

7 Tanhuma Buber Gen. 153, 157.

9 Gen. Rab. 816.

10 Бытие XXIX, 20–24; B. Megilla 13b; В. Baba Bathra 1233; Gen. Rab. 819.

11 Бытие XXIX, 25–27; Gen. Rab. 814, 819; Tanhuma Buber Gen. 153; B. Sukka 27b; B. Megilla 13b; В. Baba Bathra 123a; Jubilees XXVIII. 4–9.

12 Бытие XXIX, 28–30; Gen. Rab. 870; PRE, ch. 36; Targum Yer. ad Gen. XXIX. 24; Bereshit Rabbati 119.

 

1). Только любовь Исаака к своему первенцу Исаву могла побудить его не дать Иакову достойных даров для невесты и ее родичей; однако чтобы это не читалось как наказание за ворованное благословение, нам рассказывают о разбойном нападении Елифаза, которым Иаков, как это ни неправдоподобно, объясняет свой приход с пустыми руками. Лаван понимает, что Исаак как наследник Авраама мог купить Иакову самую дорогую невесту в Харране, а вместо этого отослал его из дома без слуг и достойных даров. Однако бедные молодые арабы до сих пор служат своему будущему тестю, платя за невесту трудом, и Иаков подал им достойный пример.

2). Лаван не смолчал в ответ на упреки Иакова: "В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей" (Бытие XXIX, 26). Его ответ подразумевает то, что обычай важнее любого соглашения, если оно противоречит ему. И Иаков принимает это, так как ничего не возражает. Таким образом, миф утверждает "великолепный закон", который "Book of Jubilees" желала распространить на весь Израиль.

3). Полигамия остается законной на Ближнем Востоке и для мусульман и для иудеев, однако теперь ее редко практикуют. К женитьбе на двух сестрах, хотя и запрещенной Книгой Левит XVIII, 18, относились вполне терпимо вплоть до конца VI в. до н. э., поскольку Иеремия (III, 6 ff) и Иезекииль (XXIII, l ff) символически пишут о женитьбе Господа на сестрах Израили и Иудее, или Оголе и Оголиве.

4). "Жители Востока", настаивающие на темноте в спальне, — арреяне, персы и мидиане. Иаков был заподозрен в западной нескромности, какую позволил себе Авессалом, когда вошел в гарем своего отца на глазах всего Израиля (2 Царств XVI, 22).

5). Тайные знаки, о которых договариваются Иаков и Рахиль, являются, согласно Аврааму Азулаю, комментатору Писания XVI столетия, ритуалом, выполняемым женихом и невестой в их первую брачную ночь. Она должна коснуться по очереди большого пальца на правой ноге, большого пальца на правой руке и мочки правого уха; что не только пробуждает желание мужчины честно произвести потомство, но и изгоняет трех демонов, которые находятся поблизости и возбуждают похоть. Если женщине повезет, то она может достичь счастья и дать жизнь обрезанному сыну (см. 19 с и 38 е). Священ-" ник, который мажет кровью священной жертвы в названных местах, избавляет себя от осквернения (Левит XIV. 14, etc).. В ритуале kapparah в канун Дня Искупления кровь петуха также изгоняет демонов похоти.

6). Терафим, подобный тем, что были у Лавана и Давида (1 Царств XIX, 13–16) и Мисы (Судей XVII. 5 ff), хотя и "отставленные", как требует Вторая Заповедь, все же были еще в обычае. Осия (III, 4) пишет в VIII в. до н. э., что сыны Израилевы долгое время будут оставаться без жертвы, без жертвенника, без эфода и терафима. Терафимы — это домашние или деревенские боги, возможно, изображения предков из металла, дерева или терракоты (4 Царств XXIII. 24; Иезекииль XXI, 1: Захария X. 2), с которыми советовались до времен Иуды Маккавея (2 Маккавейская XII, 40), когда мужчины еще носили своих терафимов под туниками. Иуда, подобно Самуилу (1 Царств XV, 33), считал прорицательство занятием богопротивным, и его ужаснуло сделанное им открытие. Мидрашитское описание мумифицированных человеческих голов, используемых в ритуале прорицания в Харране, подтверждается Иаковом из Эдессы и собранием местных сказок Хволсона. "Терафим"(и единственное и множественное число) означает и одно божество, и два, и больше.

Глазная болезнь Лии, возможно, трахома, была довольно распространенной переносимой мухами инфекцией, лекарство от которой нашли совсем недавно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных