ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛЕКЦИЯ 4. Традиционные идеалы и ценности белорусского народа1. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусского народа. 2. Духовные ценности и традиции белорусского народа 3. Особенности социокультурного пространства Беларуси 4. Сохранение историко-культурного и духовного наследия Беларуси 1. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусского народа. Социокультурная самобытность каждого народа является результатом процесса его собственного становления и развития (этногенеза) и его взаимодействия с другими окружающими его общностями. Близкие по своей пространственной локализации и чертам культуры этнические общности образуют более широкие человеческие сообщества – цивилизации, которые со своей стороны становятся средой жизнедеятельности составляющих их групп людей. Поэтому постижение традиционных идеалов и ценностей определённого народа предполагает предварительное рассмотрение его цивилизационной принадлежности, а значит, и его родовых социокультурных черт. Термин «цивилизация» (от лат. Civilis – гражданский, государственно-правовой) ввели в научный оборот просветители XVIII в. Они использовали его для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, а значит, на разумных и справедливых началах. В последующем это понятие, сохраняя своё первоначальное содержание, стало вместе с тем приобретать различные интерпретации. Так, в XVIII в. была предложена следующая периодизация процесса общественного развития: 1. Стадия дикости (собирание и потребление людьми готовых продуктов природы, незнакомство с собственностью; 2. Стадия варварства (возникновение примитивных орудий труда и собственности); 3. Стадия цивилизации (развитие производственного хозяйства, возникновение государства и законодательное закрепление собственности). В конце ХХ в. утвердилось понимание цивилизаций как локализованных в пространстве и во времени сообществ людей, характеризующихся специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием их материальной и духовной культуры. Предпосылкой возникновения цивилизаций является наличие в сообществе феномена, который называется культурой, т.е. создаваемых народом, оберегаемых им и передаваемых им от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания. Определяющей характеристикой цивилизации является религия, в силу чего ряд исследователей именуют цивилизации по господствующим в них религиям. Как заметил американский исследователь К.Доусон, «великие религии – это основание, на которых покоятся великие цивилизации. Цивилизация может включать несколько государственно-организованных сообществ либо одно. Движение цивилизации есть процесс её перехода от одного качественного состояния в другое. Цивилизации есть явление историческое: они зарождаются, формируются, развиваются, достигают своей зрелости, деградируют и погибают. Источником динамизма цивилизаций могут выступать как внешние, так и внутренние факторы их существования; любая цивилизация может быть разрушена извне, но она может изжить себя и вследствие внутренней эволюции. Американский исследователь Самюэль Хангтингтон предложил и обосновал существование следующих крупных цивилизаций: 1. Западная цивилизация, в которую входит Европа (в рамках распространения западного христианства), Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия; 2. Китайская или конфуцианская, которая не ограничивается Китаем, а включает в себя страны с родственной культурой вне Китая (Вьетнам, Корея); 3. Японская цивилизация; 4. Индуистская; 5. Исламская; 6. Православная или славяно-православная (с центром в России); 7. Латиноамериканская; 8. Африканская. Главными осями международной политики и, следовательно, линий цивилизационных столкновений, по Хантингтону, станут отношения между Западом и остальным миром. По своему географическому расположению Беларусь находится в Европе, точнее – в самом её центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы иденцифицируют Беларусь с европейской, или христианской, цивилизацией. Другие исследователи, с учётом нахождения длительного времени белорусского народа в зоне влияния византийского православия – относят Беларусь к славяно-православной цивилизации. Социокультурное своеобразие, самобытность белорусского народа носит сложный характер. Будучи географически расположенной в центре Европы, Беларусь оказалась на границе соприкосновения между двумя цивилизациями, между двумя направлениями развития европейской культуры – западной и восточной. Этим фактором во многом предопределяется формирование идеалов и ценностей, образа жизни, особенностей национального характера белорусов. 2. Духовные ценности и традиции белорусского народа Любая идеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способна стать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, в какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственным ценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировой социально-культурный контекст, нести в себе единство национального и общечеловеческого содержания. Стержневое положение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике специфических (национальных) и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные этим народом на протяжении веков ценности жизни. Именно в них сконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, что отшлифовано и собрано на протяжении многовекового опыта народа, что выдержало испытание временем, что составляет духовный оплот общественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждого гражданина. Огромная значимость ценностей как существенных элементов идеологической системы определяется тем, что они в концентрированном виде несут в себе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективу будущего, благодаря чему люди видят социальную реальность лучше, четче, глубже, а также дальше, в более или менее отдаленной перспективе. Благодаря этому повышается организованность, активность и эффективность индивидуального и коллективного действия. В структуру духовных ценностей белорусского народа входят: общечеловеческие ценности; общеславянские ценности; ценности восточного славянства; духовные ценности белорусов. Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя: христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (т.е. духовное единение), веру в идеал, стремление к добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, – напористость, прагматизм, расчётливость. Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследований. Русский философ Н.Бердяев в очерке «О власти пространства над русской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивалентность, т.е. двойственность русской души. В русском характере нашли причудливое сочетание славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. Присутствие последнего привнесло в ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и проявляющуюся в бунтах, революциях, деспотизме и безбожии, порой доходящего до откровенного богохульства. Напротив, православная составляющая внесла в русский характер смирение, покорность, святость, аскетизм, отречение от себя и служение обществу, идее, Богу. 1. Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Именно вследствие этого поэтизация «Айчыны», «свайго краю» представляют собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриотическую традицию как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культуры и искусства. Всем гражданам нашей страны памятны и близки строки народного песнера Якуба Коласа: «Мой родны кут, як ты мне мiлы» или слова из песни В. Аловникова «Радзiма мая дарагая, красуйся и вечна жывi». Постижение универсальной значимости Отчизны возникает у человека первоначально как ощущение и чувство личной принадлежности к ней, а затем как все более крепнущее осознанное признание неотрывности от нее. Так совершается понимание индивидом своей родовой сущности, утверждение осознанности своей принадлежности к своему народу. 2. Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма, высочайшей ценности Родины, органично связана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление в повседневной жизни начал общинности, соседской взаимопомощи и коллективизма. Широкое распространение и народное признание в XVI – XX вв. в Беларуси приобрела знаменитая «грамада», являющаяся основным социально-территориальным, социоземельным и социокультурным общинным объединением жителей деревни. С одной стороны, «грамада» была неофициальной демократической организацией, которая складывалась исторически по соседским признакам и вызывалась необходимостью совместного труда, жизни и быта. В этом своем качестве она выполняла функции защиты интересов крестьянина перед государством, землевладельцами, соседними общинами. Особенно рельефно эта функция проявлялась в кооперативно – благотворительной деятельности: содержание школьных помещений, опека над храмами, проведение календарных земледельческих обрядов, организация праздников, социальный контроль за поведением сельчан и т.д. С другой стороны, «грамада» имела статус официально признанной государственными властями организации, существование которой соответствовало интересам правительства и землевладельцев в сборе налогов, осуществлении гражданских повинностей, реализации коллективной ответственности за поведение односельчан перед государством и т.д. 3. Одной из самых отличительных черт белорусского народа является его глубокая приверженность идеалам гуманизма и демократизма. Формирование этих идеалов общественной жизни белорусов были важнейшими достижениями в развитии белорусской культуры периода Великого княжества Литовского. Гуманизм как идеал жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песни о зубре» («Песнь об облике, дикости зубра и охоте на него»). В нём поэт изложил свое гуманистическое кредо: всё его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения Николая Гусовского – гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение. Поэт близок современному читателю своей горячей приверженностью миру, дружбе и единению народов. Произведение Н.Гусовского – это воплощенный в поэтическую форму глубоко гуманистический трактат, пафосом которого является идеи справедливого правления, социального мира и счастья простых людей. Все симпатии поэта на стороне широких народных слоев, причину же их бед он видит в несправедливой политике правителей. Следует также отметить гуманистическое понимание Н.Гусовским своей ответственности как поэта пред народом. Гражданским долгом писателя он считает просвещение и пробуждение самосознания и достоинства народа. На протяжении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам в качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление в следующих строках 2-ой статьи конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». 4. Демократизм – принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всем этим решениям. Приверженность идеи народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция уходит своими корнями вглубь истории древних славян. «Славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща», - пишет византийский историк VI в. Прокопий. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского. Отечественные мыслители периода Великого княжества Литовского много внимания уделяли теоретическому осмыслению идеи народовластия, правильных форм организации государственной жизни. В своих теоретических изысках они опирались как на собственные, так и на западноевропейские духовно-культурные традиции. Им были хорошо известны учение о государстве Аристотеля, политико-правовые идеи Цицерона и других европейских мыслителей. По оценкам исследователей, среди их наследия первенствующая роль принадлежит трем эпохальным произведениям – это: 1) предисловия Франциска Скорины к Библии Русской, 2) Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 г., 3) трактат Андрея Волана «О политической, или гражданской свободе». Главный вклад Скорины в формировании гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры – Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и боговдохновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения. Издание Библии на старобелорусском языке само по себе становилось мощным фактором раскрепощения его сознания и демократизации общественной жизни. Реализовав данную задачу, Скорина стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной, да и в восточнославянской в целом, общественной мысли. Политико-правовые взгляды Андрея Волана также демократичны по своей сути. В главном его труде «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав людей, проблемы свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе. Мыслитель подробно анализирует условия свободы человека и одновременно высказывает положение о возможности превращения свободы в свою противоположность, что и подтвердила история Речи Посполитой, где одним из факторов такого процесса стали чрезмерные шляхетские вольности. Поставленная и разработанная отечественными мыслителями идея демократической организации общественной жизни последовательно воплощалась в политико-правовой практике. Наивысшей своей юридической формы она достигает в Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. С вступлением в действие первого Статута начался новый этап в развитии отечественной и правовой культуры, суть которой – формирование правового государства. Основополагающей идеей Статутов явилась идея верховенства закона. 5. Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т.п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Так, в народе с удовлетворением воспринимают доброжелательную улыбку, доброжелательное отношение, доброжелательную поддержку каких-либо новых начинаний и дел. 6. В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность – такое социальное качество личности или социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнеру. Она предполагает сознательное подавление появляющегося в определенных условиях чувства неприятия, отторжения, вызванного тем, что знаменует в другом человеке, другой культуре или языке что-то существенно отличающееся от того, что свойственно мне и моей культуре. Толерантность включает в себя настроенность на взаимопонимание с другим человеком (другими людьми, другой культурой, религией), на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. В ней синтезирован исторический опыт свойственных белорусскому народу веротерпимости, эмпатии (т.е. дружественных посылов по отношению к другим людям), постижения эмоционального состояния другого человека участливым сопереживанием с ним. Важно подчеркнуть, что понимание и терпимость к чужой точке зрения или к иным политическим, религиозным, научным убеждениям не предполагает отказа от критической оценки или от собственных убеждений и жизненных позиций. Особенно желательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, где отсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взглядов и жизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов, политических предпочтений, моральных убеждений или национальных традиций. Убедительным свидетельством глубокой укоренённости принципов толерантности в самосознании белорусского народа является распространенное среди его большинства убеждение, что каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой родной язык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозных верований. 7. Среди традиционных ценностей, характерных для белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В обычной разговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми. Самоуважение может занимать в модели самосознания и притязаний индивида либо доминирующее положение (личность с высоким самоуважением), либо второстепенное место (личность, которая во взаимодействии с другими людьми готова пойти на унижение собственного достоинства в угоду узко понимаемых интересов, целей и т.п.). В народном менталитете белорусов бесспорным приоритетом обладает первый вариант в трактовке самоуважения. В нем высоко ценится стремление человека к утверждению своей независимости, своего гражданского достоинства. 3. Особенности социокультурного пространства Беларуси Особенность и во многом уникальность социокультурного пространства Беларуси обусловлены её геополитическим расположением. Территория Беларуси стала местом столкновения двух политических дискурсов, обусловивших появление и долговременное существование культурного конфликта на территории Беларуси. И. Кончевский в этой связи в начале ХХ века писал: «Беларусь от 10 века и до сих пор фактически является полем борьбы двух направлений… – западного и восточного… Колебания между Востоком и Западом и искренняя непринадлежность ни к тому, ни к другому является основной чертой белорусского народа». Выработанный в этих условиях тип политической культуры белорусов заключается в стремлении к достижению и сохранению общественного согласия. При этом согласие трактуется как самоценность, некий символ, который не может быть разрушен. Основными признаками этой культуры является неприятие конфликтов и противоречий, стремление к стабильности, неприятие радикализма и открытой оппозиции. Наряду с этим, конфликт двух цивилизационных начал отражает столкновение двух исторических типов политической культуры, определяющих содержание политического пространства, – социо-центристского (восточного) и персоно-центристского (западного), которые одновременно присутствовали в социокультурном контексте Беларуси, определяя его амбивалентность. В этом контексте легко объясняется еще одна черта социокультурного пространства Беларуси. Любая смена режима здесь мгновенно поднимает множество исторически обусловленных вопросов разного масштаба: «О трактовке многих событий местной истории», «О взаимоотношениях между разными культурными группами населения», «О роли государства и права в регуляции тех противоречий», которые могут расколоть регион в случае доминирования какой-либо одной радикальной трактовки его истории и культуры Это в свою очередь обуславливает особенность политической культуры белорусов. Местная политическая традиция, которая в состоянии обеспечивать выживание на этой территории и прогресс, это культура унии, перманентной консолидации региона в контексте более широких объединительных процессов. Белорусская политическая традиция – это традиция региональная: это стремление объединяться на определенных условиях с сохранением каждым субрегионом своих прав, обязанностей и отличий. Политическая культура белорусов – это, прежде всего культура переговоров об очередной унии или уточнении условий для заключенной унии. Такие исторические события и персоналии, как коронация князей Миндовга и Даниила, Кревская и Люблинская уния, вся история правления Ягеллонов и даже сегодняшний курс на интеграцию с Россией без потери самостоятельности Беларуси – абсолютно логичны в политической культуре и традиции белорусов. С точки зрения белорусской политической традиции, совершенно нормально стремиться к объединению, но не к растворению в единой стране. Так были организованы Великое княжество Литовское, Речь Поспалитая и даже отчасти СССР с его союзными республиками. Белорусы умеют видеть себя в контексте большого целого, культура и традиция белорусов позволяет им находить свое место внутри большого политического и культурного организма, не растворяясь в нем. Еще одной чертой, характеризующей социокультурное пространство Беларуси, является конформистский тип национальной культуры. Историческая память о частых воинах и оккупациях, вытекающих из геополитического положения страны, сформировала в белорусском этносе свойство, исключительно выигрышное с точки зрения интересов самосохранения белорусов: умение выживать в самых неблагоприятных внешних условиях. Белорусы научились не оказывать видимого сопротивления агрессивной среде, пассивно игнорировать иновлияния при демонстрации внешней лояльности либо ассимилировать их на национальной культурной основе к собственной выгоде. Готовность пойти на допуск деятельности на своей территории разных миссионеров, готовность пойти на церковную унию и массовую смену конфессиональной принадлежности политическим классом и населением во имя победы над каким-то мощным противником – одна из базовых особенностей духовной и политической культуры региона, где находится Беларусь. Таким образом, социокультурное пространство Беларуси характеризуется столкновением двух разных в цивилизационном отношении политических дискурсов, господством политической культуры унии, конформизма и сохранения общественного согласия как самоценности. 4. Сохранение историко-культурного и духовного наследия Беларуси Историко-культурное наследие народа Беларуси, созданное им за время пребывания в различных государственных образованиях является не только его достоянием, но и неотъемлемой частью достижения всего человечества. Духовные, художественные и документальные ценности Беларуси создают необходимые условия для интеллектуального, духовного и экономического развития белорусского общества. Для любого народа сохранение культурного наследия важно по трем причинам. Во-первых, историко-культурное наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений. Во-вторых, историко-культурное наследие является самым объективным свидетельством прошлого. В-третьих, историко-культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная, сохраненная и переданная современникам как нечто почитаемое и уникальное, как неизменная ценность. Ценность объекта культуры представляет собой его социокультурную значимость. Ценными для человека являются те материальные и духовные предметы, которые способны побуждать его к активной деятельности и придавать ей смысл. Ценности ориентируют человека в мир, направляют его повседневную деятельность. Исходя из ценностей, человек определяет для себя приоритеты собственной жизненной стратегии. Представления человека о ценностях формируются на основе определенных социальных и духовных традиций. Поэтому причастность к культурному наследию обогащает человека, расширяет его возможности и переводит его взаимодействие с миром на качественно иной уровень. Важность культурных ценностей как фактора развития человечества признана международным сообществом. Предоставление всем людям возможности пользоваться культурным наследием стало одной из целей Организации Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО). Благодаря деятельности этой организации определение «культурные ценности» вошло в дипломатическую лексику. Сущностным свойством культурных явлений является их символическое значение. Но, поскольку они могут по-разному восприниматься, переживаться и интерпретироваться, то существующие правовые определения понятия «культурные ценности» носят структурно-описательный характер. Они основаны на перечислении категорий объектов и групп таковых и сформулированы с учетом только формальных критериев. Сохранение и приумножение историко-культурных ценностей имеет исключительно важное значение для развития национальной культуры белорусского народа. Отношения по поводу сохранения историко-культурного и духовного наследия регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и другими нормативными правовыми актами. Согласно ст. 1 указанного закона, историко-культурное наследие – это «совокупность отличительных итогов свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях». Государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и всех национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст. 2 Закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь», под историко-культурными ценностями понимаются «наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном данным законом». Из числа объектов, имеющих культурную ценность в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены Беловежская пуща (1979), комплекс Мирского замка (2000), архитектурный, жилой и культурный комплекс рода Радзивилов в Несвиже (2005) и шесть пунктов геодезической дуги Струве (2005). В перспективе ожидается пополнение этого списка за счет таких объектов как Борисоглебская церковь в Гродно, дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, Спасо-Преображенская церковь в Гомеле, Августовский канал, Сынковичская церковь, Каменецкая башня, Троицкое предместье в Минске. Белорусское законодательство предусматривает гарантии создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранения и передачи культурных традиций; охраны исторических и культурных ценностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|