Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕКЦИЯ 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность




1. Истоки и становление белорусской государственности

2. Формирование белорусской этнической общности

3. Национально-государственное самосознание и национальная идея белорусского народа

1. Истоки и становление белорусской государственности

Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.

Первый период в истории становления белорусской государственности связан с эпохой Киевской Руси (IX-XIII вв.). Прежде всего культурообразующим и консолидирующим фактором для всех восточных славян стало принятие Киевской Русью христианства (988 г.). Истоки белорусской государственности восходят к образованию Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.

Они представляли собой переходную форму от родоплеменного строя к классовому, а значит, к политической организации общества. Центрами этих княжений становились города с соответствующими укреплениями, а сами княжества стали называться по своему главному городу. Другими словами, княжества являлись первоначальной формой территориально-политических образований, которые принято определять как протогосударства. Они характеризуются, с одной стороны, наличием публичной власти, отделенной от основной массы населения (князь, бояре, местная знать), аппарата принуждения (княжеская дружина, тюрьма), налогообложения, а с другой – неразвитостью институтов власти, отсутствием писанного законодательства, внутренней замкнутостью сообщества.

«Белорусские» протогосударства имели восточнославянский этнический характер, а к концу Х в. они уже были объединены и политически под началом славянизированного, к тому времени, варяжского рода Рюриковичей (около 980 г. новгородский князь Владимир из рода Рюриковичей уничтожив мужскую линию самостоятельной полоцкой династии женившись на последней её представительнице Рогнеде, присоединил эти земли к Киевской Руси).

Консолидации данного раннефеодального государственного объединения способствовало и принятие христианства, инициированное всё тем же Владимиром в 988г. Однако это была раннефеодальная федерация земель-княжеств, объединённая схожим княжеско-вечевым политическим строем, кровным родством правящих князей и православной верой. Таким образом, древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе.

Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVI вв.) – полиэтнического государства во главе с балтской славянизированной династией и древнебелорусским государственным языком. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. Великое княжество Литовское, оставаясь в своей основе православным восточнославянским государством, эволюционизировало по пути конституционной парламентской монархии, явив Европе первые попытки создания Конституций – Статуты ВКЛ – последний из которых действовал на территории Беларуси с 1588 по 1840 гг.

Великие князья Литовской Руси берут на себя функцию продолжения традиций разорванного древнерусского геополитического пространства. Великолитовские князья видели свои стратегические цели и интересы полностью тождественными целям и интересам киевских князей. В. Ляскоронский обратил внимание на тождество путей, какими совершал свои походы Витовт, с теми, какие известны по половецким походам князей киевских. На этом основание он и заключил, что «Витовтовы походы – это органическое наследие предыдущей жизни русской земли».

В виде славяно-православного наследия (нынешние белорусы и украинцы) поднималась та сила, которая могла стать не только продолжением Древнерусского государства, но и правопреемницей бывшей мощи Восточно-Римской империи. Но этому геополитическому проекту так и не суждено было воплотиться в жизнь, как впрочем, и тому, что литовские князья не смогли объединить под «знаком Виленской погони» всю восточную Европу. Великий поход на Восток и Юг сменился политикой обороны. «Не белорусское Вильно, а российская Москва объединила под своей властью народы великих просторов восточно-европейской равнины», писал Л. Акиншевич.

Следующий этап развития белорусской государственности связан с историей Речи Посполитой, возникшей в 1569 году в результате подписания Люблинской унии. Новое государство по сути своей представляло федерацию или даже конфедерацию Короны Польской и ВКЛ.

Период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой имел все же исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как славяно-русского этноса, для осознания ими своего общерусского происхождения, для своей цивилизационной самоидентификации и последующего политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего ориентировалось на развитие белорусов в качестве самобытного народа. Более того, оно делало все для того, чтобы стереть из памяти белорусов их славяно-русскую этническую принадлежность. Этот процесс приобрел особенно угрожающий характер после заключения в 1596 году Брестской церковной унии, поставившей своей целью полное ополячивание и окатоличивание коренного населения. Именно в это время большинству белорусов, равно как и малороссов, окончательно становится ясно, что для своего самосохранения как общности, для своего дальнейшего истрического развития необходимо вернуться к своим общерусским корням и воссоединится с русским народом в одном государстве.

Что касается белорусского содержания в Речи Посполитой, то оно, как пишет М. Бич, было утрачено еще во второй половине XVII века. «Это произошло в результате ополячивания национальной аристократии, крупной и средней шляхты, которые в погоне за сословными привилегиями и свободами, за власть в Речи Посполитой отреклись от родного языка, культуры и, в конце концов, слились с польскими феодалами «у адзiны народ шляхетны». Существование белорусского этноса ими не признавалось. Белорусский язык и культуру государство не защищало… Показательно, что вопрос о белорусской государственности ни в какой форме не ставился в ходе восстания против царизма в 1794 году».

Исключительно важный период в развитии белорусской общности связан с вождением территории ее проживания в состав Российского государства. Это произошло в результате трех разделов Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг. Для белорусов это было поистине судьбоносное событие. К концу XVIII столетия та культура, которая бурно развивалась на белорусских землях во времена Киевской Руси и Великого княжества Литовского, едва теплилась, а старобелорусский язык после его запрета в 1696 году польскими властями и вовсе был уже мертв. Под угрозой исчезновения оказался и сам белорусский этнос.

Поэтому воссоединение белорусов с родственным русским народом в одном государстве стало актом спасения самой белорусской общности и последовавшего затем возрождения ее самобытной, славянорусской в своей сущности, культуры.

Вместе с тем трансформация белорусского геополитического пространства и включение его в российский организм носила сложный, во многом неоднозначный, противоречивый характер. В конце XVIII – начале XIX Россия значительно расширяет свои территории, как в результате военных действий, так и за счет мирных договоров. Но в отличие от колониальных государств Европы, где четко разграничивались права и обязанности метрополии и колонии, в российском государстве на новые территории распространялись российские законы и эти земли непосредственно входят в ее состав. Это же касалось и белорусского пространства. Невозможно найти убедительных доказательств, обосновывающих положение белорусских земель в составе Российской империи как объекта колониальной эксплуатации. Наоборот, русификаторство, точнее, располячивание как раз и способствовало формированию и развитию элементов национального духа белорусов. О стремлении уничтожить «все белорусское» речь не шла. «Обрусение Белоруссии» понималось исключительно как очищение территорий от полонизма во всех его формах.

С другой стороны, российское правительство не учло или не захотело учесть тот очевидный факт, что в состав России с Запада влился не просто этнический материал, населявший эту территорию, а народ, являвшийся носителем такой же цивилизационной идентичности, формировавшейся на протяжении предыдущих столетий, как и великорусский.

Как бы то ни было, вхождение Белой Руси в состав Российской империи имело исключительно положительное значение для развития белорусского народа и становления его государственности. Именно в этот период впервые в истории белорусов как особой общности сложились предпосылки не для реставрации Великого княжества Литовского, а для создания собственно белорусской государственности.

Вопрос практического создания белорусской национальной государственности встал в повестку дня для общественно-политической жизни Беларуси одновременно с падением самодержавия и распадом Российской империи.

После Октябрьской социалистической революции ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь).

Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г. Ликвидация массовой неграмотности и превращение республики в интеллектуально развитое государство, преодоление технической отсталости и превращение в индустриальную республику, победа над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации, выход на международную арену в кагорте стран-основателей Организации Объединённых Наций – всё это достижения белорусской социалистической государственности.

Однако по справедливому утверждению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «сформировать идеологические основы суверенного независимого государства в этот период мы не смогли. Мы были частью великого, огромного государства...». Поэтому многие проблемы национально-культурного, экономического и политического порядка, накопившиеся в рамках Советского Союза пришлось разрешать в условиях первого суверенного демократического правового белорусского государства – Республики Беларусь.

Период 1991-1994гг. характеризовался жёсткой борьбой за власть между представителями различных идеологий, которые предусматривали различные варианты развития белорусского государства. В этой борьбе можно выделить как сторонников старого строя, возврат к которому был невозможен, так и сторонников кардинальной ломки системы социализма без сохранения элементарных гарантий прав трудящихся и форсированного создания экономических, политических и социальных основ капиталистического общества, также были сторонники постепенной трансформации социальной и экономической системы Беларуси в рыночных условиях, но без полного отрицания роли государства как гаранта порядка и законности, экономических прав и свобод граждан.

Все эти силы были заинтересованы в введении поста Президента, который мог определить доминирующую линию развития белорусского государства несмотря на кардинальные разногласия, царившие в высшем законодательном органе страны – Верховном Совете. После принятия Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую.

Несмотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. «Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах».

2. Формирование белорусской этнической общности

Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических процессов, происходивших на белорусских землях и смежных с ними территориях на протяжении многих веков.

На территории нынешней Беларуси первые люди появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этническая принадлежность их остается пока невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек, на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III – II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население – предки современных латышей и литовцев.

Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов – массовое передвижение европейских и азиатских племен во II – VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян – носителей своеобразной земледельческой культуры.

Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII – IX вв. К X в. Славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди массивов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время.

Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северозапад, в Прибалтику, где стала участником формирования литовского и латышского этносов; третья часть продолжала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжалась до XII – XIII вв. и даже позже.

В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности – союзы племен. На территории Беларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы.

С X – XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян, когда начали складываться условия образования древнерусской народности. Постоянное укрепление политических и экономических связей между славянскими племенными объединениями и союзами, проживавшими на территории Западной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постоянному сглаживанию ряда отличий и появлению общих черт, способствовавших образованию нового этнического сообщества с единым языком, территорией, культурой и этническим самосознанием. Но народность – это не только этническое, но и историческое сообщество людей, характерное для общества, уже поделенного на классы, и где существует государственность. Именно эти условия имели место в Древнерусском государстве. Однако процесс дальнейшего развития и укрепления древнерусской народности прервался уже в первой половине XII в. в связи с начавшимся распадом Киевской Руси как единого государства на ряд самостоятельных удельных княжеств.

Это во многом предопределило начало формирования белорусского, украинского и русского народов. В частности, в новых условиях на территории нынешней Беларуси дальнейшее развитие получили самостоятельные государственные образования – княжества. Это способствовало еще более прочному объединению, консолидации уже исторически сложившихся устойчивых групп людей, характеризовавшихся единым происхождением, ярко выраженной общностью языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций, обычаев и нравов.

Непосредственное формирование белорусской общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства. В это время на части его территории, а именно северо-западных землях, возникло новое государство – Великое княжество Литовское. На этногенетические процессы в новом государстве стал влиять комплекс разнообразных факторов – политических, экономических, социальных и др.

Первая группа факторов формирования белорусской народности – политические факторы. Необходимость борьбы с агрессией немецких феодалов и татаро-монголов, вхождение белорусских земель в состав ВКЛ содействовали созданию политических условий для усиления связей между разными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами. В границах ВКЛ была ликвидирована система местных княжений и создан институт наместников, организовано единое государственное управление, введено единое законодательство, что свидетельствовало о складывании системы политико-правовой централизации в стране, усилении политических связей между ее различными территориями.

Формированию белорусской народности содействовал и ряд экономических факторов. Экономической основой этногенетических процессов явилось дальнейшее развитие сельского хозяйства, усовершенствование ремесла, расширение торговли на территории от Припяти до Западной Двины и от Немана до Днепра. Увеличивалась роль крупных городов Беларуси – Полоцка, Бреста, Могилева, Гродно и других как центров региональной и транзитной торговли, средств усиления территориально-экономических связей белорусских земель.

С предыдущими этногенетическими факторами тесно связаны социальные факторы. Дальнейшее развитие феодальных отношений, постепенное введение крепостного права содействовали консолидации многочисленных категорий населения белорусских земель в социальные группы с общими правами и обязанностями для каждой из них. Этот процесс содействовал установлению более широких связей в границах каждого сословия и между ними. Так социальные условия влияли на формирование белорусской народности.

Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое стало предпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI – началу XVII вв. трех новых этнических общностей – белорусов, украинцев и русских.

Во второй половине XIX века в регионе нынешней Беларуси, Литвы, части Украины возникла и развилась деятельность интеллигентских групп, которые выстраивали свои проекты создания особых наций на базе специфичных крестьянских культур региона.

Из множества такого рода проектов постепенно развились в нечто реальное лишь несколько: литовцы, латыши, украинцы и белорусы, хотя были и другие варианты: кривичи, ятвяги, черноруссы и т. д.

Победа белорусского культурного проекта объясняется тем, что он формировался на базе проводившейся самой Российской империей идеологии триединого российского народа. Белорусы понимались как одна из ветвей российского народа. Крестьяне в массе своей уже к концу XIX века усвоили эту относительно новую для них идентичность, наполняя ее в основном официально дозволенной интерпретацией – белорусы как ветвь русских, происходящая от кривичей. Эта концепция в Беларуси носила название западнорусизма. Западнорусизм, кстати, не отрицал наличия белорусского языка, но трактовал белорусский язык по-разному: от понимания его как комплекса диалектов русского языка до принятия его в качестве отдельного славянского языка (академик Е. Карский. «Белорусы» и т. д.). Белорусская идентичность пришла на смену более антироссийской вариации идентичности крестьян как литвинов или русинов-униатов.

В конце XIX – начале ХХ столетия белорусскость стала все более трактоваться частью интеллигенции (часто шляхетской по происхождению) как проявление культуры особого восточнославянского народа. Эта версия стала получать распространение по мере кризиса Российской империи. Социальные и межконфессиональные противоречия на территории Беларуси стали все чаще принимать форму межэтнических противоречий. Возникла белорусоязычная литература, и сформировался белорусский литературный язык.

Крах Российской империи привел и сопровождался кризисом российской идентичности и распространением нероссийских вариантов самоидентификации крестьян на территории Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, Украины. Между национальными проектами началась политическая борьба. В ходе этой борьбы белорусы в большей степени, чем другие народы региона, оказались поддержаны советской Москвой.

3. Национально-государственное самосознание и национальная идея белорусского народа

Национальное самосознание формируется на базе мировоззренческих основ, принадлежности к определенному цивилизационному типу. Беларусь, находясь на самом рубеже славяно-православной цивилизации, впитала в себя и особенности католическо-протестанской цивилизации, что привело к сочетанию в белорусском менталитете восточного мистицизма и западного рационализма. Национальное самосознание проявляется в самоидентификации с устойчивой, исторически сложившейся общностью, основанной на единстве языка, культуры, традиций, а также ощущении своей уникальности, самобытности, отличия от других народов: «мы – белорусы».

Помимо названных признаков в структуру национально-государственного самосознания входит наличие государственности. Кристаллизованным выражением национального самосознания является национальная идея, которая проявляется в высоком самосознании народа и осознании им своего особого исторического пути. Наличие национальной идеи характерно для каждого народа. Так, В. Соловьев использовал термин «русская идея» для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности. Впервые русская идея была сформулирована псковским монахом Филофеем в XVI в. для обозначения особой миссии русского народа: «Москва – Третий Рим», в 30-х годах XIX в. граф С. Уваров представил ее в виде формулы «православие – самодержавие – народность». Во Франции в роли национальной идеи выступает лозунг французской революции «Свобода. Равенство. Братство». Национальная идея особенно проявляется в периоды национального возрождения, а также когда существование нации находится под угрозой.

Белорусская национальная идея также имеет глубинные корни, связанные с тем историческим путем, который прошел белорусский народ в его борьбе за свободу, за право «людзьмi звацца». Суть белорусской национальной идеи заключается в стремлении белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию, в любви к своей Родине, особенно к малой родине, желание сохранить белорусский язык и культуру. Приобщение к национальной идее наделяет человека чувством патриотизма, выражающемся в любви и преданности к своей Родине, гордости за ее успехи и горечи за неудачи.

В результате обретения Республикой Беларусь независимости встал вопрос о формировании национально-государственной идеи, которая обозначается на основе консенсуса и интереса всех граждан, проживающих на территории Беларуси. При этом необходимо учитывать интересы не только титульной нации, но и других национальностей, а также различных политических сил. Доминантой такой идеи выступает «построение сильной и процветающей Беларуси».

По мнению С.Г. Паречиной, национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, - независимость, стабильность, благосостояние.

Функциями национально-государственной идеи являются:

1. интегративная, так как она выступает ценностно-нормативным фактором объединения общества;

2. объяснительная, заключающаяся в обосновании существующего политического строя и общественного порядка РБ;

3. целеполагающая, поскольку она формулирует цели, консолидирующие общество, и закрепляет направления общественного развития.

Таким образом, ценностная сердцевина национально-государственной идеи проста и понятна каждому жителю Беларуси – процветание Беларуси и благосостояние её граждан.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных