ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА I Классификация нарушений голоса у детей и подростковАлмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. - 151 с. с ил. В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.
ПРЕДИСЛОВИЕ На логопедическом отделении дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина читается курс «Нарушения голоса у детей и подростков» и проводится «Практикум по постановке голоса и выразительности речи». Содержание курса лекций и практикума, как это следует из их названий, определяется теми задачами, которые встают перед специалистами-логопедами в связи с тем, что некоторая часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса. Эти нарушения могут быть следствием самых различных факторов: перенапряжения голоса, закономерного последствия хирургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата и т. д. Разного рода нарушения голоса (органического и функционального характера) оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи. Это и понятно, если учесть то значение, которое имеет голос в процессе общения. Известна, например, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависит от характера и глубины расстройства. Диапазон встречающихся нарушений—от полной потери голоса (больной говорит только шепотом — афония) До незначительных его изменений. В связи со сказанным возникает настоятельная необходимость в преодолении встречающихся у детей и подростков расстройств голоса. Задача эта может быть решена на основе осуществляемой рядом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта. Целесообразность подготовки данного пособия обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-нибудь законченной системы. Усвоение содержания пособия поможет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе. Поэтому основная задача автора пособия состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе логопедической работы. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восстановления голоса у подростков и взрослых при функциональных его нарушениях (Н. Ф. Лебедева, М И Фомичев, Ф А Ивановская, А. Т Рябченко), некоторые приемы вокальной методики (Е, Н Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, Л. Б. Дмитриев), материалы исследований иностранных фониатров и лого-терапевтов (Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М Бери, Д. Эйзенсон, В. Рипер). Под наблюдением находились дети с афонией и дисфонией, возникшими на почве тяжелых органических заболеваний гортани—папилломатоза и рубцового стеноза. Большинство этих детей потеряли голос (афония) в результате хирургического вмешательства на гортани. В ходе восстановительного обучения мы пришли к выводу, что наиболее эффективным и целесообразным методом восстановления голоса у этих больных является комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. В данном пособии освещается сущность этого метода, приемы восстановления голоса и особенности логопедической работы в зависимости от возраста ребенка, степени и характера расстройства голоса. Эффективность излагаемого в книге комплексного ортофонического метода была проверена в ходе многолетней работы по восстановлению голоса у детей и подростков. Учебное пособие состоит из трех глав и списка рекомендуемой литературы. В главе «Классификация нарушений голоса у детей и подростков» подробно описываются причины органических и функциональных нарушений голоса, освещается медицинский, логопедический и психологический аспекты рассматриваемой классификации. Приводятся выписки из истории болезни, которые дают конкретное представление о характере того или иного заболевания и особенностях его логопедического обследования. Особое внимание уделяется характеристике афонии и дисфонии органического характера и дисфонии при дизартрии и ринолалии. В главе «Особенности психического развития детей с органическими заболеваниями гортани» описывается влияние на формирование личности ребенка и на развитие его речевой и голосовой функции тяжелых и длительных заболеваний гортани— папилломатоза и рубцового стеноза. В главе «Методика восстановления и развития голоса у детей» излагается сущность комплексного ортофонического метода. В главе подробно описываются приемы и методы коррекционной работы, используемые на разных этапах логопедических занятий. Приводимые выписки из историй болезни дают возможность судить об эффективности методики, применявшейся при восстановлении голоса. Настоящее пособие предназначается студентам-дефектологам и логопедам-практикам.
ГЛАВА I Классификация нарушений голоса у детей и подростков Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|