Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА III Методика восстановления и развития голоса у детей




Восстановление голоса у детей при органических заболева­ниях гортани — сложный и длительный процесс. Трудности лого­педической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение име­ет нарушение анатомической целостности гортани в результате многократных операций по удалению опухолей, иссечению руб­цов гортани, а также раннее наступление заболевания гортани (чаще до 3 лет) и его неблагоприятное влияние на психофизиче­ское и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы дик­туют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использова­нием основных дидактических принципов советской педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объ­яснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.

Положительный результат логопедической работы достигает­ся благодаря большим компенсаторным возможностям детско­го организма. Как известно, у ребенка компенсаторные возмож­ности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и луч­ше при создании соответствующих благоприятных условий раз­вития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими на­рушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязоч-ный голос.

Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей связаны также с тем, что в специальной литературе это­му вопросу уделяется недостаточно внимания. Многочисленные работы русских и советских педагогов-вокалистов и врачей-фо-ниатров посвящены главным образом постановке и охране пев­ческого голоса у взрослых и детей, а также восстановлению функциональных расстройств голоса у взрослых. Большинство исследователей предлагают ряд ортофонических упражнений главным образом голосовых) при восстановлении голоса у взрослых. Некоторые из этих упражнений использовались в работе со взрослыми больными, страдавшими стенозом гортани на Почве огнестрельных ранений, травм, опухолей гортани[24].

Что касается органических нарушений голоса у детей, то имеются лишь описания единичных наблюдений по поводу этио­логии нарушений голоса, клинической картины гортани у этих детей и отдельные методические приемы восстановления голоса. По наблюдению ряда клиницистов изменение голоса и дыхании являются первыми симптомами заболевания гортани. Хирур­гическое вмешательство на гортани нарушает смыкательную фун­кцию голосовых складок и нормальное звучание голоса. При этом отмечается гиперфункция ложных складок и образование ложносвязочного голоса. Тембр его неприятный, даже «квакающий», монотонный, грубый, хриплый, сдавленный. Современная восстановительная логопедия осуществляет свою задачу восстановления утраченной функции организма, пользу­ясь наиболее гуманными, не травмирующими больного метода­ми. И при восстановлении голоса целесообразно применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода — Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает коли­чество слизи.

Основы ортофонического лечения были заложены в конце XIX в. Так, при лечении фонастении и функциональной афо­нии рекомендовались артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, общая гимнастика тела, вибрация, электрические голосовые вилки. Г. Гутцман обращает особое внимание на рече­вой режим больного—абсолютный покой в течение 8—10 дней. Для получения первого звучания автор предлагает метод «жужжания» или «мычания». Он советует считаться с индивидуаль­ными различиями голоса, в соответствии с этим и выбирать методику работы. Г. Гутцман впервые предложил более или менее стройную систему работы по восстановлению функциональных расстройств голоса.

Комплексный метод лечения — фоническую ортопедию — применяли при функциональных расстройствах голоса[25]. В него входило: 1) психотерапия, 2) воспитание нижнереберного диафрагмального дыхания, 3) артикуляционная гимнастика—сначала без участия голоса, затем больному предлагалось произно­сить слова на шепоте и, наконец, 4) упражнения с громким звуком.

Больной мог регулировать высоту и силу голоса путем изме­нения силы выдыхаемого воздуха.

Некоторые фониатры[26] при восстановлении функциональных расстройств голоса пользовались методом вибрационно-фонической ортопедии:

1. Предварительная беседа.

2. Ручной и вибрационный массаж гортани в сочетании с го­лосовыми упражнениями (м, му, мы).

Сначала проводились упражнения в сопряженной фонации, затем—в отраженной и потом—в спонтанной. Эти упражнения сопровождались ручным или вибрационным массажем.

В дальнейшем метод фонической ортопедии был дополнен за-глушением и ритмическим сотрясением (сейсмотерапия). После проведения режима молчания, артикуляционных и дыхательных упражнений больной встает на дрожательно-шумовую площадку, и в этот момент ему предлагают «мычать». Для получения пер­вой фонации достаточно одного — трех сеансов. Если не удается получить голос в течение первых сеансов, дальнейшее примене­ние терапии бесполезно. Более быстрый эффект дают нелечив­шиеся больные и дети, обладающие большей эмоциональной воз­будимостью.

Для лечения взрослых больных со стенозом гортани применя­лась лечебная физкультура и логопедические занятия. Задача логопедических упражнений не улучшение голоса, а возможность «воздействовать голосовыми упражнениями на воспалительный стенозирующий процесс для более быстрого и совершенного рас­сасывания суживающих гортань инфильтратов»[27].

Логопедические упражнения представлялись как своего рода гимнастика гортанных мышц, улучшающая условия лимфо- и кровообращения в воспаленных тканях. От занятий освобожда­лись только больные с гнойными перихондритами гортани до операции и все больные в течение 10—14 дней после любого хирургического вмешательства на гортани.

Занятия проводились на протяжении всего лечебного процес­са — и с трахеотомической трубкой, и после деканюляции. Важ­но было не получение звучания, а систематическое и ритмическое сокращение гортанной мускулатуры, внутренней и наружной. Обострение воспалительного процесса после занятий ни разу не наблюдалось. Результаты лечения стенозов гортани после введения голосовых упражнений улучшались. По окончании лечения

больные пользовались громким, хриплым голосом. В случае отсутствия истинных голосовых складок вырабатывались компен­сирующие механизмы за счет деятельности ложных складок черпало-надгортанных складок или верхушек черпаловидных хрящей.

Н. Н. Усольцев первый из советских оториноларингологов от­метил важность и целесообразность проведения логопедических занятий при рубцовом стенозе гортани. Но выводы свои автор сделал на основании лечения взрослых больных. В логопедических упражнениях он видел вспомогательный прием пои лечении стенозов гортани, но не способ восстановления голоса у этих больных.

Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали работать совместно логопеды, врачи-оториноларингологи и фониатры. Логопед Ф. А. Ивановская обобщила свой опыт работы в Московской поликлинике слуха и речи с больными, страдающими некоторыми формами расстройства голоса[28].

Ф. А. Ивановская в своих работах обращает внимание на методику восстановления голоса при функциональных его наруше­ниях. Эта методика заключается в проведении психотерапевтической беседы, гимнастики артикуляционного аппарата дыха­тельных и голосовых упражнений.

Курс логопедических занятий - приблизительно 4-5 месяцев при амбулаторном посещении логопедического кабинета три раза в неделю (25—30 минут).

Методика восстановления голоса, используемая Ф А Ива­новской, рассчитана главным образом на функциональные нару­шения голоса у взрослых. Упражнения, приведенные в пособии не могут быть полностью применимы к детям с органическими нарушениями голоса.

Многие зарубежные логотерапевты при лечении функциональных расстройств голосообразования также применяли ортофоническую методику. Прежде всего они давали больному пред­ставление об акустических свойствах голоса. Развивали кине­стетические ощущения больного и его дыхание путем сочетания дыхательных упражнений со звуками (сначала с гласными, за­тем с звонкими взрывными согласными). Добившись хорошего звучания голоса, тренировали голос в самостоятельной речи в клинической обстановке и вне клиники. Особое внимание обра­щалось на снятие напряжения гортани, губ, языка, челюсти при фонации. Некоторую роль отводили фарадизации и психотерапии.

Неоценимый вклад в вокальную педагогику и восстанови­тельную голосовую терапию внес французский фониатр Д. Тарно. Он предлагает артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения при функциональных нарушениях голоса, указывает, что новый голос должен быть вызван на более высо­ких нотах, с помощью гласных е, и. Электротерапия и психоте­рапия облегчает задачу восстановления голоса. В среднем для восстановления голоса нужно от 6 до 15 сеансов, при условии, что больной занимается самостоятельно дома.

Д. Тарно в своих работах отмечает, что и при параличах гор­тани можно восстановить голос путем фониатрического лечения. Но фониатрическое лечение затрудняет атрофия голосовых скла­док, возникающая в связи с замиранием их функций. Сроки вос­становления голоса установить очень трудно. Каждый случай индивидуален.

Вопрос лечения функциональной афонии и дисфонии у взрос­лых наиболее полно освещен врачом-фониатром А. Т. Рябченко. Это лечение включает вступительную беседу (собирание анамне­за), изучение больного, ларингологический осмотр, запись дыха­ния, психотерапию, дыхательные и ортофонические упражнения.

Как указывает А. Т. Рябченко, цель ортофонических упраж­нений — восстановление единой координации деятельности дыха­тельного аппарата, голосовых складок, артикуляционного аппа­рата и речевой функции в целом; выравниваются корково-подкорковые тормозно-возбудительные отношения в центральной нервной системе, восстанавливается единство 1-й и 2-й сигналь­ных систем [29].

По мнению ряда авторов, органические нарушения голоса (афония и дисфония) представляют наибольшую трудность в ле­чении. Восстановление голоса требует от больного упорства, энер­гии. Большое значение имеет психотерапия, прослушивание маг­нитофонных записей, исследование акустических свойств голоса. Восстановление голоса начинается с артикуляционных и дыха­тельных упражнений. Вновь полученный голос укрепляется при пении, жужжании. Даются упражнения для развития высоты, си­лы, тембра голоса. Сроки лечения — от 3 до 5 месяцев.

Английский фониатр В. Рипер дает положительную оценку «жевательному» методу, предложенному Э. Фрешельсом. Этот метод заключается в сочетании жевательных движений и голо­са. Жевательные движения действуют на кортикальные области мозга, связанные с двигательной стороной речи.

На Международном конгрессе логопедов и фониатров в Ба­зеле приводилась история болезни 14-летнего мальчика, стра­давшего афонией на почве рубцового стеноза гортани. В результате многочисленных операций у ребенка отмечалась доформация гортани. Мальчик оставался с трахеотомической трубкой в цие длительного времени (8 лет). В возрасте 5 лет у него появился «пищеводный голос», и он пользовался им в последуюцие 7 лет. Наконец после длительного периода полного отсутствия активности голосовых складок была предпринята попытка восстановить фонацию гортани. Многократные усилия увенчались успехом — ребенок неожиданно издал звук. В последующие годы голос стал громче. В 14 лет мальчик говорил несколько грубо, но вполне удовлетворительным глубоким голосом мужественного тембра.

Данное наблюдение интересно тем, что у ребенка, страдавшего афонией в течение 8 лет, был восстановлен громкий голос. Значительный опыт по восстановлению голоса у детей и подростков при органических заболеваниях гортани накоплен в сурдологопедическом отделении Московской детской больнице имени Ф. Э. Дзержинского. Врачи-отоларингологи неоднократно указывали на важность и целесообразность логопедической ра­боты по восстановлению голоса у этих детей[30]. Заключительный этап лечения рубцового стеноза гортани был назван функциональной терапией. Последняя выражается в логопедических занятиях, дыхательной гимнастике под руководством логопедов и читателей. При таком комплексном лечении достигается большой эффект в восстановлении утраченной голосовой функции ребенка.

Таким образом, доступная нам литература посвящена главным образом проблеме восстановления функциональных расстройств голосообразования у взрослых. Отоларингологи, фониатры и педагоги-вокалисты, занимающиеся реабилитацией этих больных, указывают на необходимость комплексной терапии— медикаментозной, физиотерапевтической и ортофонических упражнений.

Что касается органических нарушений голоса у детей, то еди­ничные клинические наблюдения не исчерпывают сущности проб­лемы и не указывают на наиболее целесообразный и щадящий путь восстановительного обучения. Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности.

Поэтому перед советскими специалистами встала задача разработать методику восстановления голоса у детей при орга­нических заболеваниях гортани, пользуясь наиболее гуманными, не травмирующими ребенка методами.

В процессе педагогического эксперимента специалисты при­шли к выводу, что комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее бла. гоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции. Последний заключа­ется в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

Ортофония — специальный метод лечения расстройств голо. совой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыха­ния и артикуляции. Основы этого метода были заложены еще в конце XIX в. Впоследствии советские фониатры и отоларинголо­ги, логопеды, зарубежные специалисты углубили и расширили содержание этого метода.

Какие же физиологические принципы лежат в основе орто­фонического лечения?

Прежде всего, процесс голосообразования — это функция ком­плекса органов, объединенных регулирующим действием цент­ральной нервной системы. Последняя осуществляет нервнореф-лекторную регуляцию дыхательной, защитной и голосообразова-тельной функции гортани.

Звук голоса возникает в гортани, поэтому для пения и речи прежде всего необходима нормальная функция голосовых скла­док. Многие русские, советские и зарубежные фониатры и отола­рингологи обратили внимание на особенности анатомического ус­тройства голосового аппарата и их влияние на качество разго­ворного и певческого голоса.

Помимо строения и функции голосовых складок, громадную роль в голосообразовании играет надставная трубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система.

Образованный в гортани голос слаб и бескрасочен, свое окон­чательное тембровое звучание, громкость, интенсивность он при­обретает в резонирующих полостях глотки, рта и отчасти носа. В ротоглоточном резонаторе голос не только усиливается, но и дифференцируется на отдельные звуки, что происходит благода­ря непрерывному изменению положения, размера, формы и объе ма ротоглоточной полости. При этом образуются затворы, за­мыкающие или суживающие резонансную полость. Поэтому каж­дый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении,— язы­ка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого нёба, верхней и нижней челюсти, особенно последней. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения ко­жи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора.

Дыхательная система («энергетическая») сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их ко­лебаний, обеспечивая силу голоса.

Согласно миоэластической теории голосообразования подсвя-зочное давление воздуха регулирует не только силу, но и высоту голоса. При этом последняя образуется только в периферической мышечной системе голосовых складок — путем их «прорыва» силой подсвязочного воздушного давления, что и обеспечивает частоту колебаний голосовых складок. Энергия же их колебаний зависит от соотношения давления воздуха с эластичностью и упругостью голосовых связок.

Вопросы дыхания во время речи получили иное объяснение в свете нейрохронаксической теории голосообразования. Согласно этой теории голосовые складки человека колеблются не пассивно под действием проходящего тока воздуха, а активно, под влиянием импульсов из центральной нервной системы. Голосовые складки периодически сокращаются и прерывают воздушный поток, образуя звуковые колебания. Экспериментальные наблюдения Р. Юссона подтверждают это положение. Так, во время операции трахеотомии больному предложили произнести несколько зруков и в этот момент увидели колебания голосовых складок, нестотря на то что воздух к ним не поступал, а через трубку выходил наружу. Но колебания голосовых складок происходили беззвучно, что доказывает необходимость тока воздуха для образования звука голоса. При этом особенно велика роль диафрагмы для образования подсвязочного давления воздуха. При речи диафрагма является основой взаимоотношений между голосовыми складками, давлением воздуха и деятельностью всей грудобрюшной преграды. Советский психолог Н. И. Жинкин[31] обнаружил парадоксальные движения диафрагмы, которая быстро регулирует подсвязочное давление, что выравнивает динамический диапазон (громкость) различных гласных и согласных зву­ков. Такая чуткость диафрагмы к характеру произносимого зву­чка объясняется тем, что диафрагма, гортань и все резонаторы снабжены единой «системой управления», состоящей из чувстви­тельных и двигательных нервов, сходящихся в центрах голов­ного мозга.

Кроме того, формирование голоса в значительной степени оп­ределяет и слуховая сфера. Слуховое восприятие — это первый этап приобретения любого речевого или певческого навыка, ему подчинена в дальнейшем вся работа по налаживанию мышечного тонуса голосового аппарата. Слух поистине «судья и совесть го­лоса». Слуховая сфера коры мозга, получая раздражения в ви­де певческого или речевого звука, способна оказывать обратное влияние на работу мышц, участвующих в голосообразовании, и прежде всего на работу мышц дыхательного аппарата. Такое влияние не может не сказаться на деятельности этих мышц, и они перестраиваются, подчиняясь импульсам со стороны цент­ральной нервной системы. Но эта перестройка оказывает влия­ние и на центральную нервную систему.

Таким образом, голособразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата.

При стенозах гортани нарушается согласованная деятельность голосовой, дыхательной и артикуляторной функции Комплексный метод восстановления голоса помогает наладить координацию этих систем. Важнейшим принципом этого

метода является преемственность логопедической и лечебной работы, проведение функциональной терапии на всех этапах лечения заболевания гортани.

Каждому этапу лечения заболевания гортани соответствует определенный комплекс логопедических упражнений. Они на­правлены на постановку речевого дыхания, артикуляции и голо­са. На каждом последующем этапе лечения логопедические уп­ражнения усложняются, что зависит от общего состояния ребен­ка, течения его заболевания, характера дыхания, артикуляции и голоса, а также возрастных особенностей физического и психи ческого развития.

I этап лечения—пооперационный (подготовительный). Ребе­нок является носителем трахеотомической трубки (хроническим канюляром), что обеспечивает ему жизненное дыхание при ост­ром или хроническом стенозе гортани. Естественные пути дыха­ния (нос и рот) выключены из процесса дыхания, при этом не­сколько атрофируется функция артикуляционного аппарата и звучание голоса. Голос теряет звучность (возникает афония) или образуется так называемая «квакающая» речь — монотонная, неприятная на слух, непонятная окружающим, лишенная ре­чевых интонаций звучной речи. Этот вид речи является специфи­ческим признаком длительного канюленосительства.

На этом этапе лечения целесообразно начинать логопедичес­кие занятия, они ограничиваются психотерапией, артикуляцион­ной, посильной дыхательной гимнастикой и работой по общему речевому развитию ребенка.

Цель логопедических упражнений — вселить уверенность в возможность восстановления голоса, улучшить качество и объем движений артикуляционного аппарата ребенка, дать навыки ды­хания через естественные пути. Учитывая физическую ослаблен-ность ребенка, его астеническое состояние, частые операции на гортани по иссечению рубцово-измененной ткани, удалению папиллом, травмированность ребенка своим состоянием, отсутстви­ем голоса, логопедическиг занятия рекомендуется проводить. определенной дозировке, ограниченно во времени (5—10 мин.) в замедленном темпе и в игровой форме.

Приводим для примера выписки из историй болезни

Галя А., 8 лет.

Диагноз: папилломатоз гортани, афония с 2 лет. В 2 года была трахеотомирована, не деканюлирована.

Девочка в контакт вступает легко. Очень переживает свой дефект, осо бенно отсутствие голоса.

Учится в I классе массовой школы. Уроки отвечает шепотом.

Логопедический статус движения артикуляционного аппарате вялые, неловкие. Дыхание поверхностное, через трахеотомическую трубк\ диафрагмальное дыхание отсутствует, выдох резко укорочен. Звукопроизно шение в пределах нормы.

Голоса нет. В повседневном речевом обращении пользуется громким внятным шепотом.

С девочкой проведено 37 логопедических занятий, которые включали ар тикуляционную и дыхагельную гимнастику. В результате проведения занятий у нее улучшились движения артикуляционного аппарата, появилась точность хорошая координация движений, выдох стал более сильным и продолжительным. В этих условиях стала возможной и громкая фонация. Так, на 20-м за нятии при механическом закрытии трубки (пальцем) был вызван голос, сначала очень слабый, постепенно голос усилился, стал более звонким. Девочка выписана с довольно громким голосом, которым пользуется в повседневном речевом общении.

Галя Ф., 7 лет

Диагноз рубцовый стеноз гортани, афония с 9 месяцев В 9 месяцев была трахеотомирована, не деканюлирована. Девочка вялая, пассивная, заторможенная, печальная. В связи с астеническим состоянием трудно длительное напряжение, слабая память, рассеянное внимание. К дефекту относится некритически, отсутствует желание восстановить голос.

Логопедический статус: движения артикуляционного аппарата вялые, неловкие. Дыхание поверхностное, через трахеотомическую трубку, выдох резко укорочен. Речь «квакающая», гортанная, непонятная окружающим, звучат лишь согласные п, т, к. Словарный запас несколько ниже возрастной нормы, обиходный.

С девочкой проведено 25 логопедических занятий. В результате проведе­ния артикуляционной гимнастики уточнились движения языка, губ, челюстей. Выдох стал более сильным и продолжительным. Появилось критическое отношение к дефекту, желание восстановить голос. Это подготовительная работа в дальнейшем облегчила ребенку переход к восстановительному обучению и сократила сроки обучения.

Таким образом, рекомендуется начинать логопедические занятия тогда, когда ребенок еще носит трахеотомическую трубку. Это нормализует дыха­ние ребенка и облегчает переход к последующим этапам лечения, ускоряя про­цесс восстановления голоса.

II этап лечения — послеоперационный, длительное ношение Т-образной резиновой трубки (3—5 мес.) в целях борьбы с ре­цидивами рубцов и моделирования просвета гортани. При этом дыхание осуществляется главным образом через трубку, голос отсутствует (афония), или ребенок продолжает пользоваться «квакающей» речью.

В этих условиях артикуляционные и дыхательные упражнения усложняются, вводится логопедическая лечебная физкультура, продолжается работа по общему развитию речи, коррекции звукопроизношения. Цель прово­димых упражнении — улуч­шить качество движений арти­куляционного аппарата путеу сочетания чисто артикуляцион­ных движений спроизнесением гласных, согласных, слогов. слов на выдохе, сначала без­звучно, затем шепотом. Подоб­ные упражнения способствуют образованию шепотной речи вместо «квакающей». Продол­жительный выдох можно полу­чить с помощью специального комплекса логопедической ле­чебной физкультуры, куда вхо­дят не только чисто гимнасти­ческие упражнения, но и сочетания дыхательных движений с про­изнесением звуков, слогов на выдохе. Все эти упражнения облег­чают переход к контрольному этапу лечения, физически укрепля­ют организм ребенка, повышают его работоспособность и вынос­ливость[32].

III этап лечения—контрольный (3—5 мес.), постдеканюляционный, во время которого проверяется стойкость восстановле­ния просвета гортани (отсутствие рецидивов).

Дыхание ребенка осуществляется через стому, а при за­клеивании последней пластырем — через естественные пути ды­хания (нос и рот). Голос отсутствует.

На этом этапе лечения к артикуляционной, дыхательной гим­настике, лечебной физкультуре добавляются голосовые упражне­ния. Дыхательная гимнастика усложняется, удлиняется время ее проведения, дыхательные упражнения сочетаются с звучной фо­нацией. Голосовые упражнения преследуют цель вызывания зву­ка голоса (при заклеивании стомы пластырем).

IV этап лечения—пластическое закрытие ларингостомы. Че­рез 14—17 дней после операции возобновляются логопедические занятия и вступают в свою окончательную и завершающую фа­зу—полного восстановления дыхания артикуляции и голосообразования.

V этап лечения — функциональная терапия. В этот период восстанавливается координация в деятельности резонаторной, генераторной и энергетической систем. Вводится сложный ком­плекс голосовых упражнений по развитию высоты, силы, тембра голоса, обогащения мелодико-интонационной стороны речи ребенка[33].

При напряжениимышц гортани и шеи, недостаточном смыкании голосовых складок применяетсяфизиотерапестическое лечение (электрофорез на область рубцов шеи, ионизация с йодистым калием).

Приведем для примера выписки из истории болезни детей.

Станислав Т.. 6 лет.

Диагноз: рубцовый стеноз гортани, афония с 2 лет. В 2 года был трахеотомнрован, не деканюлнрован. Голос отсутствует в течение 4 лет. Мальчик пассивный, заторможен­ный, безучастный, вялый. Физически ослаблен. К своему дефекту относит­ся некритично.

Логопедический статус:

движения артикуляционного аппарата вялые, неловкие. Мускулатура губ, щек паретичная. Дыхание поверхност­ное, через трахеотомическую трубку. Ротовой выдох отсутствует.

Речь «квакающая», непонятная окружающим.

Звукопроизношение: призубный сигматизм свистящих и шипя­щих, параротацизм (х-к), отсутствие озвончения. Словарный запас обиход­ный, фраза бедная, элементарная, но грамматически правильная.

С мальчиком проведено 80 заня­тии. Занятия начались па первом эта­пе лечения, как только была вставле­на трахеотопическая трубка, и закон­чились после пластического закрытия стомы. Проводилась психотерапия, артикуляционная, дыхательная гимнасти­ка, голосовые упражнения, работа по общему речевому развитию, коррекции зрукопроизношения. Преемственность логопедической и лечебной работы значительно сократила продолжительность восстановительного обучения.

В результате занятий получен громкий, несколько хриплый, но достаточно модулированный голос. Исправлено звукопроизношение.

По катамнестическим данным, ребенок обучается в массовой школе и пользуется громким голосом в повседневном речевом обращении, не испытывая затруднений.

Олег Ч., 14 лет.

Диагноз: папилломатоз гортани, афония с года. Трахеотомнрован, деканюляция не была произведена. Голос отсутствует в течение 13 лет.

Мальчик активный, деятельный, живой. Критически относится с своему де­фекту, хочет восстановить голос. Учится в VII классе массовой школы.

Логопедический статус: движения артикуляционного аппарата несколько вялые. Дыхание поверхностное, ключичное, выдох резко укорочен. Голоса чет (афония). Шепот внятный, громкий.

Лексико-грамматическин и фонетический строй речи в пределах возраст­ной нормы.

С мальчиком проведено 45 занятий. Они проводились на всех этапах его лечения — с трахеотомической и Т-образной резиновой трубкой и после деканюляции. Пластическое закрытие ларингостомы не было произведено ввиду недостаточно широкого дыхательного просвета. Тем не менее после декаиюля-ции был получен ложносвязочный голос — сначала слабый, хриплый, грубый, немодулированный; постепенно тембр его улучшился — голос стал более звон­ким и громким, достаточно модулированным и мелодичным. Мальчик сознатель­но, активно относился к логопедическим занятиям, много занимался самостоя­тельно.

Таким образом, экспериментальный материал подтверждает важность и целесообразность проведения логотерапии на всех этапах лечения заболевания гортани, что является существенным звеном в общей цепи оздоровляющих мероприятий и способству­ет восстановлению фонаторной функции гортани (см. табл. 4).

Таблица 4 Содержание комплексного метода восстановления голоса

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОСА

Кypc логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и воестановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. В данном учебном пособии характеризуются артикуляционые, дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Тем не менее упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование—это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных