Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ассесмент Центры (Центры Оценки Персонала)




Центры Оценки Персонала (ЦО) – хорошо разработанная в последнее время идеология и технология комплексной диагностики специалистов (20). С точки зрения организмической концепции организации, ЦО представляет собой организационный организм в минимасштабе, в котором моделируются и деятельностные, и полевые процессы, которые происходят в организации в целом и которые могут быть оценены и отрефлексированы командой наблюдателей.

Ассесмент Центры могут выполнять функции и набора новых сотрудников, и оценки потенциала имеющегося кадрового состава (для аттестации, увольнения, перемещения кадров), и функции анализа системы обучения сотрудников для реорганизации или профессионального роста кадров.

Мы не будем обсуждать здесь подробности работы ЦО, поскольку имеются достаточно хорошие его описания (20) вплоть до кадрового обеспечения программы ЦО (менеджер проекта, проектировщик, супервизор, психодиагност, организатор групповой работы, интервьюер, эксперт-наблюдатель, оператор первичной обработки данных) и основных методов (специальные упражнения, моделирующие типичные профессиональные ситуации; интервью, направленных на выявление профессиональных ценностей, установок и способностей кандидатов; групповые упражнения, нацеленные на моделирование коллективных аспектов деятельности; психологические тесты; организационно-управленческие игры, в которых моделируются управленческие ситуации).

Приведем для примера лишь упрощенную модель работы Ассессмент Центра в учебной группе для консультантов.

Выделяем микрогруппу, в которую входят участники, выполняющие 4 основные профессиональные позиции ЦО, необходимые для разработки ССФО базовых ситуаций деятельности и оценки кандидата:

Позиция 1. Эксперт по деятельности, хорошо представляющий существенные деятельностные процессы.

Позиция 2. Аналитик-«Фокусировщик», который расспрашивает Эксперта для получения ССФО и фиксирует описание существенных процессов деятельности.

Позиция 3. Проектировщик – разрабатывает модельную ситуацию деятельности.

Позиция 4. Тестолог – определяет, как тестировать в деятельностной пробе, и тестирует (обычно интервьюирует и выставляет балльные оценки).

С точки зрения этих четырех позиций можно обсуждать любую профессию. Выбирают одну базовую деятельностную ситуацию. Создают модельную деятельностную пробу. Берут кандидатов и апробируют их в данной модельной ситуации.

Например, наша микрогруппа обсуждает специалиста-«группового тренера». Выявляют, что для данного специалиста чрезвычайно важно быть стрессоустойчивым в так называемой «антигруппе» (участники антигруппы деструктивно действуют по отношению к целям и задачам самой группы). Микрогруппа создает «антигруппу» – инструктирует ее участников, как вести себя по отношению к кандидату, апробирующемуся на роль «группового тренера».

Затем кандидаты стараются работать с «антигруппой» в течение 10 минут. После этого рефлексивная команда интервьюирует кандидата о том, как он работал в «стресс-группе», о его стратегиях, задачах, трудностях, – и обсуждают положительные и отрицательные стороны деятельности кандидата в «групповые тренеры». После этого выставляют балльные оценки успешности кандидата.

(Пробы на стресс в деятельности имеют давнюю профотборную психотехническую традицию. Я помню свидетельства В.М.Когана, одного из первых российских психотехников, о том, как производилась одна из главных деятельностных проб при профотборе летчиков в 20-30-х годах – в полете инструктор неожиданно сзади бил палкой по голове кандидата-летчика, проверяя, сохраняет ли тот дееспособность при таких экстремальных воздействиях…).

Каково соотношение между ассессмент центром (блок 8) и ролевой модельной экспертизой (блок 7а)? Достаточно простое – программа работы ЦО может включать самые различные пробы, экспертизы и методы сбора информации, в том числе и не только из блока 7, но и блока 6 (интервью, резюме и т.д.) и, естественно, подготовительную работу по созданию описания рабочего места (блок 4).

 

9. Рекрутмент как Потребность Жизненного Поля Организации

Корпоративная Культура (КК), как мы уже обсуждали в метафоре Леса, сильно связана с Рекрутментом. (Соотношение КК с Жизненным Полем организации, напомним, следующее. КК есть коллективно-бессознательная система ценностей, правил и законов, действующих в организации и регулирующих ЖПО. Осознавание этих ценностей, правил и развитие их происходит в тренинге корпоративной культуры в разных его модификациях). Соответствие кандидата КК данного подразделения и КК организации в целом (имплицитная, коллективно-бессознательная КК), а также эксплицированной системой управления Корпоративной Культуре является существенным требованием рекрутмента в идеологии развития Жизненного Поля Организации.

Таким образом, организуется положительная обратная связь саморегуляции: Корпоративная Культура Организации порождает новых членов Организации, Новый персонал укрепляет и развивает Корпоративную Культуру фирмы.

В нашей метафоре про Лес: существование Леса и Речки предполагает наличие Бобров, которые в свою очередь обеспечивают наилучшее существование Речки и Леса в целом. (В традиционном подборе персонала – Медведь хочет Рыбу, наличие Рыбы временно удовлетворяет Медведя).

Данный аспект оценки кандидатов производится либо в рамках работы ассессмент центра, либо с помощью специальных индивидуальных собеседований или групповых взаимодействий в группе, состоящей из внешних экспертов и сотрудников данной организации.

 

10. Триалог «Заказчик-Кандидат-Рекрутер»

Как мы уже отмечали при обозначении основных стадий гештальт-цикла рекрутмента (блок 5), вторая стадия заканчивается подбором наиболее подходящих кандидатов на данную должность в организации. При этом на второй стадии можно сказать, что Рекрутер обладает достаточно высокой активностью и ответственностью за процесс рекрутмента (так называемая в гештальт-методе «эго-функция» в значительной степени принадлежит Рекрутеру).

Третья стадия принципиально отличается по этому признаку – Заказчику необходимо полностью присвоить себе (и организации в целом) ответственность за выбор кандидата.

Как вытекает из нашей идеологии, «Внедрение» кандидата в организацию проходит два главных этапа: «Поиск» и «Вживление». Первый этап заканчивается, когда Заказчик завершает Гештальт по удовлетворению своей потребности в поиске человека, отвечающего главному запросу Руководства-Организации (специально подчеркиваем, что для адекватного отбора кадров необходимы интеграция базовой потребности Организации и руководства – в нашей метафоре, Медведь соглашается с дефицитом Бобров, а не рыбы. В том случае, когда Медведь настаивает на поиске Рыбы, в задачу оргконсультанта входит совместное осознавание с Заказчиком понимания, что это не отвечает базовым потребностям организации).

Потребность в Кандидате, строго говоря, завершается не удовлетворением требований по длинному списку характеристик, хороших с точки зрения рабочего места, а по одному-двум существенным признакам – см. блок 4 (ССФО).

Смысловой вопрос к Начальнику звучит примерно следующим образом: «За что вы простили бы кандидату все другие дефициты профессионально-значимых качеств?».

Таким образом, мы ищем Чрезвычайно Важные Качества (ЧВК), а не просто Профессионально Важные Качества Личности. Умение нащупывать их – искусство Гештальт-рекрутера. Технической процедурой, на первый взгляд, может быть техника Кластеризации – объединение множества признаков в замещающий один признак, и так до тех пор, пока финальные кластеры не могут быть объединены в один-два признака. «Хитрость» заключается в том, что, как правило, с помощью механической рациональной процедуры (например, стандартной компьютерной программы на кластеризацию) такое объединение признаков не завершается успехом.

Финальные ЧВК обнаруживаются, как правило, через бессознательный Инсайт Заказчика: «Вот что на самом деле мне нужно!». Собственно третья стадия – это стадия «вживления» кандидата даже не в организацию в целом – это задача четвертой стадии, стадии адаптации работника к организации и организации к работнику («взаимная притирка») – а в «сознание» Заказчика.. Поскольку мы не сторонники мистики в области гештальт-оргконсультирования, то можем сказать, что при достаточно хорошем качестве Триалога Заказчика, Рекрутера и Кандидата упомянутый Инсайт всегда «неизбежен»!

К навыкам и стратегиям гештальт-работы консультанта-рекрутера в триалоге мы прежде всего бы отнесли аналогичные приемы и цели работы гештальт-терапевта с семей и парой (См. Д Зинкер. В поисках хорошей формы. – М.,1998).

На наш взгляд, главные положения гештальт-работы с любой парой следующие:

▪ консультант занимает доброжелательно-нейтральную позицию по отношению к каждому участнику пары и в равной степени поддерживает их обоих в диалоге между собой;

▪ консультант передает ответственность за решения самой паре, а не берет на себя решения о способах взаимодействия;

▪ консультант только в случае невозможности прямого диалога между партнерами в паре осуществляет диалог с каждым из партнеров, помогая им осознавать их затруднения в прямом диалоге или являясь медиатором их диалога между собой;

▪ консультант принимает и оценивает положительно любые совместные решения, которые принимает пара, – в том числе и о прекращении отношений – если оба участника пары осознают полностью основания, на которых они принимают решения (и предъявляют их консультанту).

Принципиальное отличие триалога консультанта с организационной парой от семейной в том, что семейная пара является «коллективным заказчиком», а в ситуации рекрутмента изначально Руководитель является Заказчиком, и в данной организационной паре объективно существует «организационное неравенство»: «Начальник»-»Подчиненный». Поэтому требуется специальное согласование с руководителем такой позиции гештальт-рекрутера, обсуждение полезности данной позиции, условий ее безопасности для руководителя, напоминание о безусловной лояльности Рекрутера Заказчику и выявление дополнительных условий триалога, которые требуются Заказчику.

Итак, третья гештальт-стадия рекрутмента: С помощью Триалога «Консультант-Заказчик-Кандидат» Гештальт «Поиска» кандидата завершается через «Вживление» кандидата в «Сознание» Руководителя-Заказчика.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных