ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задачОсновные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. Доходы федерального бюджета. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: 1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; 3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации; К неналоговым доходам федерального бюджета относятся: 1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации; 2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации; 3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; 4) прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами; 5) доходы от внешнеэкономической деятельности; 6) доходы от реализации государственных запасов и резервов. Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные табл. 5.1.
Таблица 5.1 Федеральный бюджет Российской Федерации за 1999 г. (млн. руб.)
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (83%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 35% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — более 14%, среди них основное место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые доходы — 7%, в их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности. Третья группа — поступления от целевых бюджетных фондов — 9% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.). Расходы федерального бюджета. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества); национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет и др. Средства федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Состав и структуру расходов федерального бюджета за 1999 г. представляет табл. 5.2. Таблица 5.2 Расходы федерального бюджета Российской Федерации за 1999 г. (млн. руб.)
Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% — на фундаментальные научные исследования, 76% — на правоохранительную деятельность, 89% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов. Второе место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 24%). Третье место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство — более 20%. Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 4% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство — свыше 30%. Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции. В 1999 г. в виде трансфертов, дотаций и субвенций, средств, перечисленных по взаимным расчетам, регионы получили около 70 трлн. руб. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|