Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Логичность речи различных функциональных стилей




Логичность как общее коммуникативное качество свойственна любому типу речи, ибо она опирается на связь “язык-мышление”, а законы мышления одинаковы для всех людей и для всех коммуникативных ситуаций.

Однако логичность как речевое качество своеобразно проявляется в тех структурно-функциональных вариантах языка, которые называются его функциональными стилями.

Требования, предъявляемые речи со стороны логичности, особенно высоки в научном стиле (научное описание обычно имитирует процесс познания). Научный текст строится по принципу открытой логичности (и в организации плана содержания, и в оформлении плана выражения).

Принцип открытой логичности: научная речь “принципиально бесподтекстна” (Васильева А.Н.). Всякая скрытая логика, иносказание, намёк – запрещены.

Логичность в художественной речи носит весьма специфический характер. Основные законы логики, как законы правильного мышления, должны соблюдаться и здесь, но критерии логичности художественной речи существенно осложняются требованиями выражения художественной мысли. Содержательный план художественного произведения может представлять собой довольно сложную систему содержательных уровней. Во многих видах художественной речи за прямым, непосредственным содержанием усматривается второй содержательный план, наиболее существенный с точки зрения раскрытия художественной идеи (например, “Парус” Лермонтова).

При смысловой многоплановости критерии предметной логичности существенно меняются.

Может своеобразно проявляться и понятийная логичность. Оксюморон (сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление) с точки зрения логики − алогизм, соединение противоречащих друг другу понятий, в художественной речи оксюморон используется как стилистический приём:

Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

Таким образом, в художественной речи логичность имеет 2 аспекта – аспект общей речевой культуры и аспект культуры речи художественной.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных