ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общие сведения о передачахПередача энергии от одной машины к другой (например, от машины-двигателя к машине-орудию) или внутри машины от одного звена к другому производится процессе передачи движения с помощью различных передаточных механизмов или передач. Наиболее распространены передачи вращательного движения. Это связанно с таким преимуществом вращательного движения, как возможность обеспечения его непрерывности и равномерности. Другие виды движения, например, возвратно-поступательное, характеризуется наличием потерь времени (и, следовательно, производительности) на холостые ходы (рабочий ход - ход вперед, холостой - ход назад), остановками в момент изменения направления движения, большими динамическими нагрузками, связанными с постоянными изменениями величины и направления скорости. Это обстоятельство ограничивает возможность увеличения рабочих скоростей машин. Передаточные механизмы вращательного движения наиболее просты и компактны. Скорости движения рабочих машин определяются условиями выполняемой ими работы. Например, угловая скорость вращения шпинделя токарного станка обусловлена материалом и диаметром обтачиваемой заготовки, а также свойствами режущего инструмента. Поэтому передаточные механизмы осуществляют передачу движения с определенными, заранее заданным соотношением скоростей. Нецелесообразность, а иногда и невозможность непосредственного соединения выходного вала двигателя с входным валом машины-орудия без промежуточных передаточных механизмов объясняется: • несовпадением их скоростей (двигатели обычно имеют высокие угловые скорости, что позволяет их сделать компактными и легкими, в рабочих же органах машин-орудий часто требуется большой момент при относительно малых скоростях); • необходимостью в большинстве случаев изменять скорость машины, тогда как вал двигателя вращается с постоянной угловой скоростью; • необходимостью преобразования равномерного вращательного движения, получаемого от двигателя, в другие виды движения - возвратно-поступательное, качательное, винтовое и т.п., которые должны иметь рабочие органы машин-орудий; • необходимостью в ряде случаев приводить в движение несколько машин одним двигателем. В современных машинах применяют механические, гидравлические, пневматические и электрические передачи. Рассмотрим только механические передачи. Механические передачи классифицируют по различным признакам: а) по принципу передачи движения: • передачи трением (фрикционные, ременные, канатные); • передачи зацеплением (зубчатые, червячные, цепные, винтовые); б) по относительному положению звеньев: • передачи с непосредственным касанием ведущего и ведомого звеньев, • передачи с промежуточным звеном, связывающим ведущее и ведомое звенья (ременная, канатная, цепная). Вал и закрепленные на нем звенья передачи (колеса или шкивы), передающие вращение, называются ведущими, а звенья, получающие движение от ведущих, называются ведомыми. Отношение угловой скорости ведущего вала к угловой скорости ведомого вала называется передаточным числом и обозначается буквой i. где ω1 – угловая скорость ведущего звена; ω2 – угловая скорость ведомого звена. Таким образом, при уменьшении частоты вращения в передаче i > 1, а при увеличении i < 1. Каждая из передач – ременная, фрикционная, зубчатая, червячная, цепная и др. – имеет свои характерные особенности и область применения. Выбор передачи определяется значениями передаваемой мощности, частоты вращения, окружной и угловой скоростями, передаточным числом, к.п.д. и расстоянием между осями сопрягаемых валов машины. Важную роль играют габариты и вес передаточного механизма, стоимость его изготовления и расходы на эксплуатацию. Основные характеристики некоторых типов передач даны в таблице 2.
Таблица 2. Характеристики основных типов передач
ФРИКЦИОНННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Фрикционная передача состоит из двух гладких катков – ведущего 1 и ведомого 2. Катки прижаты один к другому. Поэтому при вращении ведущего катка между ним и ведущим катком возникает сила трения, заставляющая ведомый каток вращаться. Достоинства фрикционных передач: · простота конструкции; · плавность, бесшумность работы (при условии незначительного износа рабочих тел – катков); · возможность осуществления передач с плавным (бесступенчатым) изменением передаточного числа; · возможность проскальзывания фрикционных катков при перегрузках, что предохраняет детали приводимого в движение механизма от поломок. Недостатки фрикционных передач: · ограниченная величина передаваемой мощности (для цилиндрической фрикционной передачи обычно до 10 кВт); · большая нагрузка на валы и опоры валов; · непостоянство передаточного числа из-за переменной величины взаимного проскальзывания катков, интенсивность которого зависит от нагрузки передачи; · повышенный износ катков, вследствие которого передача начинает работать со значительным шумом; · сравнительно низкий коэффициент полезного действия (для передач обычного типа ). В некоторых типах фрикционных передач можно плавно изменять величину передаточного отношения, такие передачи называются вариаторами. Диск А (рис.), вращаясь вокруг своей оси и находясь в силовом замыкании с диском В, приводит его во вращение. При перемещении диска вдоль его оси вращения изменяется расстояние х между ним и осью I-I и в результате меняется величина передаточного отношения. В самом деле, окружная скорость точки а диска A υA = ω1R1. Окружная скорость точки а диска В υB = ω2x Пренебрегая скольжением, имеем υA = υB или ω1R1= ω2x, откуда Если диск А переместить за ось //—// (в положение, изображенное штриховой линией), то ведомый диск В будет вращаться в противоположную сторону. Фрикционные передачи с постоянными передаточными числами применяют преимущественно в приборах. Фрикционные вариаторы получили широкое распространение в станках, кузнечно-прессовом оборудовании и т.п. Материалы фрикционных катков должны иметь следующие характеристики: - износостойкость и поверхностную прочность; - возможно больший коэффициент трения (чем больше коэффициент трения, тем меньше требуемая сила прижатия). Материалы, применяемые для изготовления катков: 1. Закаленная сталь по закаленной стали. 2. Сталь (чугун) по пластмассе (текстолиту, фибре). 3. Чугун по чугуну (или стали). В настоящее время сравнительно редко применяют (для одного из катков) кожу, дерево, резину вследствие их малой прочности.
РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА Передачу вращательного движения с одного вала на другой при значительных расстояниях между ними можно осуществить гибкой связью, используя силы трения между поверхностью шкива и гибким телом. Гибкой связью служат ремни и канаты. Наиболее распространенный вид передач этого типа — ременные. В зависимости от формы поперечного сечения ремня (рис.) они делятся на плоскоременную, клиноременную и круглоременную передачи. Ременная передача состоит из двух колес (ведущего и ведомого), называемых шкивами, и бесконечного ремня, охватывающего их. Вращающийся ведущий шкив благодаря силе трения увлекает за собой ремень, который по той же причине заставляет вращаться ведомый шкив. Сила трения на поверхностях соприкосновения шкивов и ремня возникает при соответствующем прижатии ремня к ободам шкивов, т. е. при наличии натяжения ремня. Плоские ремни позволяют осуществить передачи с большими межцентровыми расстояниями (до 15 м, а в исключительных случаях даже больше). К достоинствам плоскоременной передачи относятся: - простота и низкая стоимость конструкции; - плавность хода, способность смягчать удары (благодаря эластичности ремня) и предохранять приводимые в движение механизмы от поломок при внезапных перегрузках (за счет пробуксовывания ремня); - возможность передачи мощности при значительных расстояниях между осями ведущего и ведомого валов; - бесшумность работы (по сравнению с зубчатой передачей); - простота ухода и обслуживания; - возможность различных вариантов взаимного расположения валов в пространстве. Недостатки передачи: - непостоянство передаточного числа; - сравнительно большие габариты; - вытягивание ремня, что вызывает необходимость его перешивки при постоянном межцентровом расстоянии или применения натяжного приспособления. Плоские ремни делают кожаными, хлопчатобумажными ткаными, прорезиненными, шерстяными, шелковыми и из синтетического волокна, а клиновые — кордтканевыми и кордшнуровыми. Передачи клиновыми ремнями имеют следующие преимущества по сравнению с плоскоременными: - возможность осуществлять более высокие передаточные отношения (до 7 и даже до 10); - способность работать при малых межцентровых расстояниях; - надежность работать при любом расположении передачи вплоть до вертикального; - компактность передачи и др. Но при этом и недостатки по сравнению с ней: - клиновые ремни менее долговечны, чем плоскоременные; - конструкции шкивов для клиновых ремней сложнее, чем для плоских; - клиноременные передачи могут применяться в меньшем диапазоне мощностей, чем плоскоременные.
ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ Цепная передача относится к числу передач с промежуточным звеном (гибкой связью), которым в данном случае является цепь. Цепная передача (рис.) состоит из бесконечной цепи, охватывающей две или более звездочки — колеса с зубьями специального профиля. Она служит для передачи движения только между параллельными валами. В отличие от ременной, цепная передача работает без проскальзывания, подобно зубчатой. Основные достоинства цепной передачи: - компактность (по сравнению с плоскоременной); - меньшая, чем в ременных передачах, нагрузка на валы; - возможность передачи движения на значительные расстояния (до 5-8м) - возможность передачи движения одной цепью нескольким валам; - сравнительно высокий к. п. д. (до 0,98).
Недостатки цепной передачи: - увеличение шага цепи (цепь вытягивается) вследствие износа шарниров, что требует применения натяжных устройств; - более сложный по сравнению с ременными передачами уход (смазка, регулировка, устранение перекоса валов и ремонт передачи); - некоторая шумность в работе; - большая сложность по сравнению с ременной передачей. Цепные передачи широко применяют в станках для обработки металла и древесины, в транспортных устройствах и др. Современные цепные передачи используются для передаточных чисел i <10, при скоростях цепи до 25 м/с и для передачи мощности до 150 кВт (в отдельных случаях до 3000 кВт). Цепные передачи, как и зубчатые, бывают открытыми и закрытыми.
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ Зубчатые передачи - наиболее распространенный тип передач в современном машино- и приборостроении. В простейшем случае зубчатая передача состоит из двух колес, на поверхности которых имеются зубья. Помимо главной области применения - передачи вращательного движения - зубчатая передача используется и для преобразования вращательного движения в поступательное (передача зубчатое колесо - зубчатая рейка). В зависимости от относительного положения геометрических осей ведущего и ведомого валов различают: · зубчатые передачи цилиндрическими колесами (рис., а - г), применяемые при параллельных осях валов; · зубчатые передачи коническими колесами (рис., д, е), применяемые при пересекающихся осях валов; По расположению зубьев относительно образующей колеса различают зубчатые колеса: · прямозубые (рис., а, г, д, з); · косозубые (рис., б, ж); · шевронные (рис., в); · с криволинейным зубом (рис. 29, е). Цилиндрические колеса могут быть с внешним (см. рис., а, б, в) и с внутренним (см. рис., г) зацеплением.
Основные достоинства зубчатых передач: · высокий к.п.д.; · компактность по сравнению с передачами, в которых используется сила трения; · надежность работы; · простота эксплуатации; · постоянство передаточного числа; · большой диапазон передаваемых мощностей (от тысячных долей до десятков тысяч кВт). Основные недостатки зубчатых передач: · сравнительная сложность изготовления (необходимость в специальном оборудовании и инструменте); · шум вследствие неточного изготовления (или в результате повышенного износа) при высоких скоростях; · громоздкость при больших расстояниях между осями ведущего и ведомого валов. Разнообразие областей применения и условий эксплуатации предопределило создание зубчатых передач, различных по форме элементов. Передаточное число зубчатой передачи можно выразить как отношение числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев ведущего. Материалы для изготовления зубчатых колес выбирают в зависимости от требований, предъявляемых к габаритам и весу передачи, от принятой точности, способа изготовления и от окружной скорости. В основном используют термически обрабатываемые стали, реже чугун.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|