ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессиональная этика менеджераЭтика (греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. В латинском языке синонимом слова «этика» является слово «мораль». Русским синонимом является «нравственность». Предмет изучения этики — принципы и нормы поведения людей по отношению к окружающим и к обществу. Профессиональная этика — учение о нормах поведения профессиональной группы в обществе. Задачи профессиональной этики: · определение нравственных норм, оценок, понятий, характерных для представителей определенной профессии; · привитие моральных принципов и представлений о долге и чести, воспитание работников; · обучение правилам поведения и общения в производственном коллективе. Каждая профессия имеет свой набор личностных качеств, которыми должны обладать ее представители. Менеджер, как представитель профессии руководителей, должен обладать определенным набором этических норм и принципов делового общения. Специфика делового общения (о чем говорилось в предыдущей теме) определяет содержание этики делового общения - формирование норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе различных видов производственной деятельности (общения), соответствующих также общим нравственным принципам поведения людей. Этика делового общения имеет различные проявления в отношениях между: · предприятием и социальной средой; · предприятиями; · руководителем и подчиненными; · подчиненным и руководителем; · людьми равного статуса. Общим нравственным принципом делового общения во всех проявлениях можно считать общечеловеческий принцип делового общения, сформулированный И. Кантом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства», т. е. поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. Отношения с сослуживцами должны быть взаимно предупредительными с тем, чтобы не обидеть и не унизить партнера. Необходимо выработать у себя стремление к эмпатии и уважению по отношению к личности другого человека. Г. Флобер так говорит об уважении, перефразируя известный императив Канта: «Чтобы вас уважали те, кто ниже вас, уважайте сами то, что вас выше!» Особенно сложной является моральная сторона взаимоотношений руководителя и подчиненных с точки зрения последних. Как подчиняться, сохранив при этом чувство собственного достоинства? В этом случае подчиненные должны быть не механическими исполнителями, а мыслящими, творческими сотрудниками, сознательно поддерживающими деятельность руководителя, добросовестно и неукоснительно выполняющими его поручения. Подчиненные должны с пониманием и вниманием относиться к замечаниям руководителя, не воспринимая их как оскорбление или ущемление. Но в то же время и подчиненные должны иметь моральное право в открытой или конфиденциальной обстановке высказывать критические замечания в адрес руководителя и своих коллег. Важная роль в практике повседневных нравственных отношений принадлежит доброй, искренней улыбке. Вспомните слова из детской песенки: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!» В.М. Шепель в книге «Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология», говоря о глубокой душевности и стойкости «русского характера», сформулировал следующие основополагающие нравственные устои российских менеджеров: · стремление к власти в целях масштабного проявления своей полезности людям; · активное привлечение людей к соучастию в управленческой деятельности; · открытость к конструктивной критике, уважительное отношение к общественному (коллективному) мнению; · склонность к доверительным отношениям с подчиненными, стремление видеть в них своих единомышленников. Изучая классификацию психотипов личностей в рабочей группе (см. тему «Социально-психологический климат в коллективе»), мы говорили, что в зависимости от социальных установок выделяют конформистские и девиантные психотипы. Багаж профессиональной этики менеджера, в соответствии с этой классификацией, должен содержать сведения об особенностях типов деловых собеседников с целью их применения в профессиональном общении (см. табл. 8.1). Таблица 8.1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|