Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реализация правоотношений - это претворение в жизнь содержания субъективных прав и юридических обязанностей.




Содержание субъективных прав и юридических обязанностей может претворяться в жизнь через следующие формы: использование, исполнение, соблюдение, применение.

Использование - форма реализации права, выражающаяся в удовлетворении его носителем своего интереса по своему усмотрению (поступать на работу, на учебу, обращаться в суд и т.д.).

Исполнение - форма реализации юридических обязанностей, требующая от обязанной стороны правоотношения совершать действия, соответствующие объему требований носителя субъективных прав (возвращать долг, платить квартплату, алименты и т.д.).

Соблюдение - форм реализации юридических обязанностей, требующая от обязанной стороны во избежание неблагоприятных для нее же последствий воздерживаться от совершения каких-то поступков (соблюдать правила дорожного движения, не нарушать общественный порядок и т.д.).

Применение - форма реализации обязанностей посредством деятельности компетентных органов. Например, право на пенсию реализуется решением о ее назначении, невозвращенный долг взыскивается через суд и т.д. Применение - это особая форма реализации правоотношений. Здесь всегда присутствует тот или иной государственный орган.

В юридической литературе обычно пишут о применении права. Действительно, такое словосочетание более удобно и привычно, нежели применение правоотношений. Со словосочетанием применение права можно согласится, если иметь в виду, что речь, в конечном счете, идет о реализации содержания субъективных прав и юридических обязанностей. Если будем считать, что право в целом не может реализовываться помимо правоотношений (в литературе есть утверждения о том, что право может реализовываться и помимо правоотношений, с чем нельзя согласиться), то, в конечном счете, выражения применение права и применение правоотношений, несмотря на непривычность второго выражения, означают одно и то же.

Механизм правового регулирования нельзя представлять без мер возможного государственного принуждения, когда в этом наступает необходимость. Поэтому завершающим элементом механизма правового регулирования выступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственность - это претерпевание лицом, нарушившим требования правовых норм, определенных неблагоприятных последствий. Без ответственности нет и права. Право как раз и отличается от других социальных норм тем, что оно опирается на государственное принуждение. Каждое правовое требование должно быть сопровождено теми мерами, которые наступают, если эти требования будут нарушаться, не соблюдаться.

Как бы мы ни старались упрощать, из изложенного видно, что механизм правового регулирования (МПР) весьма сложен. Но понять его нужно. Да и суть необходимости обществу государства и права в конечном счете упирается в этот механизм.

Правотворчество

Правотворчество представляет собой особую форму деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

В понимании данного понятия основной акцент делается на то, что правотворчество - это творчество права, то есть создание системы юридических норм. Оно представляет собой деятельность государства. Если не терять из виду этих основных моментов в понятии правотворчества, то вряд ли можно согласиться с утверждением В.В.Лазарева в учебнике «Общая теория права и государства», что «изначально право формируется естественно исторически, до и независимо от деятельности законодателя». Такое утверждение, на наш взгляд, представляет собой продолжение его же заблуждений относительно понятия права. То право, которое формируется естественно исторически, и право, создаваемое в результате правотворческой деятельности государства, суть не одно и то же. Формируемое естественно-исторически - не юридическое право и к деятельности юристов прямого отношения не имеет. Некоторые формы так называемого естественного права уже давно забыты (например, калым), а некоторые, войдя в систему прав человека, выступают оценочными по отношению к юридическому праву. Короче говоря, правотворчество - это изначальная и естественная деятельность государства по созданию правовых (юридических) норм, и этой деятельности ничего больше не предшествует: нет государства - нет и юридического пра­ва, появилось государство - оно создает определенные правила поведения и соответствующую правоохранительную и правоприменительную надстройку.

Различают цели, формы, виды, способы, субъекты, объекты и стадии правотворчества:

1. Целью правотворчества является создание и упрочение правовой (юридической) базы общества, совершенствование текущего законодательства и его систематизация в форме кодификации, инкорпорации и консолидации.

Кодификация - это творческая, внутренняя, содержательная переработка имеющихся нормативно-правовых актов и создание на их основе нового, единого, укрупненного нормативно-правого акта, называемого кодексом. Кодификация представляет собой нормативно-правовое обобщение различных, порой многочисленных источников права: она облегчает нахождение нужной нормы, устраняет пробелы, систематизирует многочисленные разрозненные нормы права.

Инкорпорация - не затрагивающая сути норм права внешняя обработка нормативно-правовых актов для создания сборников, собраний законодательства и т.д. Последние бывают хронологическими и систематическими (по видам отношений, регулируемых законодательством).

Консолидация - укрупнение правовых актов. В нашей стране применяется редко.

2. Формы правотворчества. Выделяют три формы правотворчества:

а) непосредственное правотворчество, то есть правотворчество государствообразующего народа (референдум) и некоторых других субъектов (сходы, собрания трудового коллектива и т.д.);

б) правотворчество государственных органов (органов законодательной, исполнительной власти);

в) правотворчество общественных объединений (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

3. Виды правотворчества. Различают три вида правотворчества:

а) непосредственное правотворчество государствообразующего народа, органов государственной власти;

б) делегирование правотворчества - предоставление государством права принятия каких-то нормативных актов другим, негосударственным субъектам (например, право профсоюзов в регулировании трудовых отношений);

в) санкционированное правотворчество. Так называется факт регистрации в государственном органе нормативного акта, принятого негосударственной структурой, и придания ему таким путем юридической силы'. Имеет место в случаях, когда, например, принятый устав акционерного общества, зарегистрированный в соответствующих государственных органах, приобретает силу нормативно-правового акта.

4. Способы правотворчества. Выделяются два способа правотворчества:

- прямое установление норм нрава (референдумом, государственным органом, делегированным органом);

- санкционирование, то есть придание юридической силы правилам поведения непрямого установления (например, придание юридической силы некоторым обычаям, нормам, установленными общественными объединениями и т.д.).

§. Субъекты правотворчества. Ими являются все государственные органы, общественные организации, которым законодательством предоставлено право издавать нормативно-правовые акты (парламент, правительство, профсоюзы в лице определенных органов и т.д.).

6. Объекты правотворчества - конкретные письменные документы, обладающие качеством нормативно-правового акта (кодексы, законы, указы, постановления, уставы, решения и т.д.).

7. Стадии правотворчества. Поскольку правотворчество яв­ляется важнейшим видом государственной деятельности, то осущест­вление его подразделяется на несколько стадий:

а) законодательная инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых других важнейших нормативно-правовых актов. Статья 104 Конституции Российской Федерации перечисляет официальных лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодателем к обсуждению. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц, заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы;

б) решение компетентного органа о необходимости принятия нормативно-правового акта. На этой стадии определяется потребность в нормативно-правовом акте и принимается решение приступить к его разработке;

в) разработка нормативно-правового акта, согласование его с заинтересованными учреждениями, организациями;

г) рассмотрение проекта соответствующим органом;

д) принятие нормативно-правового акта;

с) доведение принятого нормативно-правового акта до адресатов, опубликование его.

В зависимости от сложности и объема нормативно-правового акта могут быть образованы рабочие комиссии, проведено обсуждение проекта и т.д. Принятие акта может быть осуществлено с помощью нескольких чтений, что определяется регламентом правотворческого органа.

Источники права

Необходимо уяснить само понятие «источник права», поскольку под словом источник представители разных наук подразумевают различные явления. В обычном разговоре под источником права можно понять его социальные предпосылки - то, чем обусловливается право, где его исходные начала. Ведя разговор об источнике, иногда имеют в виду субъект правотворчества, то есть орган, который принимает, порождает право. Некоторые авторы предлагают разрешить это затруднение, заменив понятие источник права понятием форма права. Но понятие форма тоже многозначно: различают внутреннюю форму и внешнюю. К тому же некоторые правила поведения, возведенные в ранг юридических, вообще могут быть никак не оформленными, например, обычаи, деловые обыкновения. Они существуют как бы в неписаном виде, а законодательство их иногда признает в качестве источника права. Получается, что понятие источник права шире понятия форма права.

После таких рассуждений нельзя не прийти к выводу о том, что источник права - это специальная юридическая категория, которая используется для обозначения формы внешнего выражении правовых норм, формы их бытия, объективирования.

Источник права, действительно, есть специальная юридическая категория. Другие науки этой категорией не руководствуются, им она неизвестна. Намеренно обращаем внимание на то, что практи­кующие юристы однозначно употребляют это понятие именно в его специальном значении. Например, спрашивают друг друга: «Каким источником при этом Вы руководствовались?» - имея в виду именно местонахождение той или иной правовой нормы.

С точки зрения науки теории юриспруденции выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы международного права.

1. Самые распространенные источники права - нормативно-правовые акты. Под ними понимаются письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы.

Субъектами правотворчества выступают различные государственные органы, общественные объединения, собрания (сходы) граждан, непосредственно государствообразующий народ и т.д.

Главное в нормативно-правовом акте составляют правовые нормы. Если в акте государственного органа не устанавливается, не изменяется или не отменяется правовая норма, то этот акт не является нормативно-правовым. Он может быть актом применения права (например, указ президента о награждении), распорядительным или контрольным, но только не нормативно-правовым. Основное отличие нормативно-правового акта от актов ненормативного характера сводится к тому, что он содержит правовые нормы, которые рассчитаны на заранее неопределенное число адресатов и могут применяться неоднократно.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам.

По юридической силе выделяются законы и подзаконные акты. Законы, в свою очередь, бывают различных форм и видов. Так, по форме выделяются: основной закон (конституция) страны, законы-поправки к конституции, конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации.

По видам законы можно выделить: законы-основы, законы кодексы, обычные законы.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются нормативные указы, постановления правительства, различные положения, инструкции и т.д.

По субъектам издания нормативно-правовые акты подразделяются на акты: органов государственной власти, непосредственного народного волеизъявления (акты, принятые референдумом), органов местного самоуправления, общественных организаций и коллективов трудящихся.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по отраслям права. К ним относится деление актов на акты гражданского права, административного, экологического и т.д.

Принято различать действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц:

а) действие нормативно-правового акта в пространстве означает территориальные пределы его распространения. Как правило, нормативно-правовые акты действуют на всей территории государства, если иное не сказано в самом акте;

б) действие нормативно-правового акта во времени связано с проблемой вступления его в силу и возможностями его обратной силы. Нормативные акты вступают в силу, как правило, с момента опубликования, если иное не предусмотрено в самом акте. Что касается обратной силы закона здесь действует правило: «Закон обратной силы не имеет». Однако из этого правила также бывают исключения: «Закон имеет обратную силу, если он смягчает наказание или вообще его отменяет». Обратную силу закон может иметь и тогда, когда это прямо предусмотрено в самом законе;

в) действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает пределы лиц, на кого распространяет свое действие акт. По общему правилу он распространяется на лиц на всей территории. Однако из этого правила есть опять же некоторые исключения. Действия нормативно-правового акта, как правило, не распространяется на иностранцев или лиц без гражданства, если об этом непосредственно не сказано в самом законодательстве. Имеются особенности действий нормативно-правовых актов на работников дипломатических и консульских представительств. В отдельных актах прямо указывается круг лиц, на которых только распространяется их действие (например, на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и т.д.).

Большое значение имеет систематизация нормативно-правовых актов. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, она осуществляется в форме кодификации, инкорпорации и консолидации.

2. Санкционированные обычаи и деловые обыкновения. Эти источники в российской правовой системе используются в очень редких случаях. О них упоминает лишь Гражданский кодекс Российской Федерации; обычно они используются лишь в случаях, прямо предусмотренных в самом законодательстве.

3. Судебный и административный прецеденты как источники права широко используются в странах с англосаксонской правовой системой. В российском праве в качестве источника они не признаются (см. §5 настоящей главы).

4. Нормы международного права. Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что «общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Практическое применение этого положения Конституции еще явно незначительное, но то обстоятельство, что общепризнанные нормы международного права образуют источник и российского права, - весьма позитивное явление на пути к демократизации российского общества.

Нормы права

Понятие нормы права в юридической литераторе также весьма запутано. Некоторые представители теории государства и права считают, что правовую норму нужно отличать от юридической[57]. На наш взгляд, понятия норма права, правовая норма, юридическая норма являются синонимами. Нельзя также признать научными словосочетания социалистическая норма права, буржуазная норма права.

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Если иметь в виду, что правила поведения в обществе устанавливаются не только государством, но и некоторыми другими организациями (например, общественными, религиозными, корпоративными и т.д.), то установленное или санкционированное государством правило поведения становится правовой нормой. Это означает, что за соблюдением требований правовой нормы следят правоохранительные органы, и за ее нарушение могут быть применены меры государственного принуждения.

Правовая норма является первичной клеточкой права как системы норм. Систему национального и международного права образуют внутренне согласованные между собой миллионы норм.

Норма содержит в себе государственное веление, она рассчитана на регулирование не какого-то отдельного, единоличного отношения, а на неоднократное применение к заранее не определенным лицам, вступающим в определенные виды общественных отношений.

Любая логически завершенная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это та часть нормы, где речь идет о том, когда, при каких обстоятельствах данная норма действует. Она не всегда излагается словесно, но всегда просматривается, понимается, иначе норму можно применить не к тем казусам.

Диспозиция - часть нормы, где излагается ее требование, то есть что запрещается, что дозволяется и т.д.

Санкция - часть нормы, где речь идет о неблагоприятных последствиях, которые наступят в отношении нарушителя требований этой нормы.

В литературе можно встретить утверждение о том, что не всякая правовая норма имеет три элемента, бывают нормы и с двумя элементами. На этот счет скажем, что на практике все может быть. Из-за недостатков законодательной техники или по другим причинам на свет могут появиться одночленные, двучленные и иные неполноценные реальные нормы права. Но если рассуждать логично, то идеальная норма не может не быть трехчленной, то есть не отвечать на три возникающих вопроса: когда она действует, при каких обстоятельствах (гипотеза)? каково требование этой нормы (диспозиция)? что будет, если ее требование не будет выполнено (санкция)? Поэтому с точки зрения науки правовая норма может быть только трехчленной.

В теории государства и права большое распространение получила классификация норм и их элементов по различным видам. Так, например, говорят, что гипотезы бывают определенные, относительно определенные, простые и сложные, абстрактные и казуистические и др. В литературе можно встретить многие разновидности классификации диспозиции и санкции. Сами же нормы классифицируются по отраслям права: по юридической силе; по способам воздействия на поведение участников общественных отношений; по характеру содержащихся предписаний и т.п.

Представляется, что многое из нагроможденного относительно классификации правовых норм и их элементов мало влияет на практику. Практикующие юристы этих классификаций не знают, не испытывают потребности знать. Что, например, может дать распространенная в учебной литературе классификация норм на регулятивные и охранительнные? Если разобраться по существу, то любая норма одновременно и регулирует и охраняет, поэтому надобность такой классификации трудно обосновать. Или возьмем утверждение некоторых- представителей теории государства и права о том, что нормы делятся на дефинитивные и описательные. Возникает резонный вопрос: что из себя представляют дефинитивные нормы? Можно ли содержащиеся в законах различные понятия отнести к самим нормам права? Представляется, что дефинитивных норм не может быть. В законах дефиниции используются, но не все, что включается в закон, является правовой нормой. Несовпадение статьи закона с нормой известно давно. Но думается, следует избегать и отождествления любой статьи закона, содержащей дефиницию, с формой выражения норм. Статья закона может просто что-то объяснять, определять и при этом не быть формой выражения какой-либо части правовой нормы.

В целом норма права представляет собой важнейший (основной) элемент механизма правого регулирования. Ради ее требований осуществляется правотворчество, она определят права и обязанности участников общественных отношений. На страже нормы права формируется и функционирует целая система правоохранительных органов государства.

Толкование права

Толкованием права называется специальная юридическая категория, которая означает деятельность компетентных органов по уяснению и разъяснению содержания требований правовых норм в целях упорядочения правоприменения.

В таком определении важно выделить следующие моменты:

Толкование права - это специальное понятие, которое предполагает не только уяснение. Одно лишь уяснение содержания требований норм не образует толкования права: это именно уяснение и разъяснение содержания требований правовых норм, а не нормативно-правовых актов, как иногда пишут в учебной литературе. Поскольку любая правовая норма функционирует не изолированно, то содержание ее требований непосредственно связано со всей системой права. Поэтому нужно вести речь о толковании права, хотя по сути субъект толкования всегда акцентирует свое внимание на содержании требований правовых норм. Наконец, толкование права - это не бесцельное и не увеселительное занятие, а деятельность специальных органов и лиц в целях упорядочения правоприменения. Результатом этой деятельности являются акты толкования или иные документы, имеющие большое значение для правоприменения. Поэтому невозможно принять всерьез встречающиеся в юридической литературе утверждения об обыденном (считайте обывательском) толковании права. Обыденного толкования, на наш взгляд, просто не бывает, так как рассуждения обывателя и дилетанта о правовых нормах никак не объективируются и никакого практического значения не имеют.

Очень важно разобраться в субъектах толкования права. Таковые определяются законодательством. К ним относятся конституционный, верховный, высший арбитражный суды, Генеральная прокуратура Российской Федерации и некоторые другие органы. По субъектам толкование права различают на официальное, официозное и доктринальное.

Официальное толкованиеисходит от органа, издавшего нормативно-правовой акт. Так, Государственная дума может принять постановление о том, как нужно понимать то или иное правило поведения, содержащееся в принятом ею законе. Такое толкование еще называют аутентичным толкованием.

Официальное толкование осуществляется тем органом государства, которому толкование права поручается законодательством. Например, Конституционный суд Российской Федерации имеет право разъяснять порядок применения тех или иных положений Конституций Российской Федерации, если на практике обнаруживаются разночтения, противоречивые суждения по поводу их применения. Официозное толкование еще называют делегированным.

Доктринальное (или же, что одно и то же, научное) толкование осуществляется известными специалистами, учеными занимающимися исследовательской работой в этой области. Было время, когда интерпретация законов, сделанная глоссаторами, приравнивалась к правовым нормам и подлежала обязательному исполнению. В современной практике правоведения ученые привлекаются в качестве экспертов для уяснения содержания требований норм, и их письменные заключения служат основанием для юридической квалификации оригинального казуса.

Выделяются способы толкования. К ним относятся: языковой (или грамматический), исторический (исходя из периода принятия того или иного закона, содержащего нормы, которые нуждаются в толковании); систематический (правовая норма в системе норм); логический.

Уясняя понятие толкование права, следует иметь в виду, что толкование не входит в механизм правового регулирования. Более того, оно вызывается к жизни, когда-то или иное требование нормы выражено неоднозначно, нечетко и на практике вызывает различные суждения, мешающие единообразному применению нормы. Поэтому толкование права - это издержки правотворчества, результат недостаточно квалифицированной работы нормотворителей, последствия игнорирования требований законодательной техники. Иными словами, можно утверждать, что там, где развито толкование права, «хромает» правотворчество.

Уже отмечалось, что толкование имеет большое практическое значение. Акты толкования, если увлечься ими, могут вытеснять правотворческие акты, что ведет не только к подмене первых вторыми, но и к подмене заложенной в нормативно-правовых актах воли законодателя. Короче говоря, нужно стремиться к созданию четких и качественных нормативно-правовых актов, а не рассчитывать на возможности их толкования.

В результате толкования права рождается акт толкования, например, заключение или постановление конституционного суда, руководящие разъяснения пленума верховного суда и т.д. В связи с этим возникает вопрос о соотношении нормативно-правовых актов и актов толкования права. К тому же в литературе по теории государства и права на этот счет имеются разные, порою противоположные суждения. Так, например, акты судебной власти в упомянутом учебнике «Общая теория права и государства» (С. 129-132) приравнены к актам правотворчества. В других же учебниках они не признаются источниками права. В.К.Самигуллин предлагает положения, содержащиеся в актах толкования, называть «интерпретационными нормами»[58]. С.С.Алексеев и некоторые другие авторы называют их право-положениями[59].

Хотелось бы высказать по этому поводу следующие мысли:

во-первых, акты толкования в принципе нельзя отнести к разновидностям нормативно-правовых актов и приравнивать к источникам права. Таким способом мы не только смешаем все ветви власти и положим конец ее разделению, но станем на путь подмены нормативно-правовых актов актами толкования, что, в конечном счете, может привести к власти судебных органов, а не государствообразующего народа. В правовом государстве суд не может выступать творителем норм права, он должен, быть бесстрастным его защитником в соответствии с принципами разделения власти;

во-вторых, для обозначения положений, содержащихся в актах толкования и имеющих обязательную силу для юрисдикционных органов, вряд ли следует изобретать сомнительные названия типа «интерпретационная норма». Ведь можно продолжить в том же духе и спросить, а почему не консультационная норма, не комментированная и т.п. норма? Любая норма есть правило поведения, которое возникает в результате нормотворчества. Правовая же норма, в отличие от всех иных норм, нуждается еще в определенной государственной защите. Судебные органы - это специальные органы, создаваемые государством для разрешения конкретных дел на основе права. Подчеркиваем: суд создается не для правотворчества, а для осуществления правосудия. Поэтому он не создает никаких норм - ни правовых, ни интерпретационных и т.п. Подобно тому, как акты толкования никак не превращаются в нормативно-правовые акты, содержащиеся в них правоположения никак не являются нормами права. Они являются именно правоположениями, как их и следует называть.

Правоположения - это суждения общего характера, складывающиеся в процессе обобщения практики применения норм права.

Если в нормативно-правовых актах мы находим нормы права, то в актах толкования - правоположения. Отличаются также друг от друга процедуры правотворчества и формирования актов толкования. Акт толкования отталкивается от правовой нормы, практики ее применения. В нем не устанавливается новая норма, а разъясняется положение, которое вытекает из уяснения уже принятой нормы

Иногда можно слышать, что верховный суд в своем руководящем разъяснении установил новую норму, следовательно, он создает источник права. Ничего подобного. Если уж верховный суд в процессе толкования правовой нормы создает новую норму (что, кстати, вполне может быть в российской действительности), то он явно выходит за пределы своей компетенции. К сожалению, у нас ошибается не только Президент, издавая указы, выводящие за пределы конституционных полномочий, вполне может ошибиться и Верховный или же Конституционный суд. Однако на этом основании нельзя поощрять деятельность по созданию новых норм права в актах толкования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных