Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации преподавателю по дисциплине




Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, науч­но обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы преподавания психологии имеют свою специфику:

1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответство­вал современным научным достижениям, не проти­воречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Соблюдение принципа научности при обучении означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказа­тельна.

2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в опре­деленной последовательности и логике, которые дают системное представле­ние об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизирова­ны. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем уста­навливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал за­нятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемст­венность и межпредметная связь.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда сту­денты осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В соответствии с данным принципом непра­вильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые заня­тия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса только ин­тересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

4. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. В соответствии с этим принципом в преподавании предмета должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпириче­ские факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их ил­люстрируют.

5. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответст­вии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от лег­кого к трудному, от известного к неизвестному.

6. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинесте­тической) также может повысить эффективность обучения. Единство нагляд­ного (образного) и вербального содержания — важнейшая психологическая основа понимания.

7. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвое­ние знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности студентов в знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения.

Важным аспектом в преподавании является обращение студентов к самостоятельной работе дома.

Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию за­ключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она чита­лась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточ­ников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:

♦ повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;

♦ расширение и углубление знаний по теме занятия.

Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются тео­ретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполне­ния практического задания.

В этой связи встает еще один актуальный вопрос: каким должен быть объем за­даний для подготовки? Как уже отмечалось выше, некоторые преподаватели исхо­дят из принципа: чем больше, тем лучше. При этом не учитывается фактор воз­можной перегрузки студентов. Кроме того, необходимость читать больше приводит к тому, что снижается глубина осмысления каждого раздела. Может быть, более целесообразно читать меньше, но критически осмысливая прочитанное, чем боль­ше, но ограничиваясь лишь поверхностным пониманием?

Соотношение учебного времени, отводимого на аудиторные и самостоятель­ные занятия по учебной дисциплине, определяется в рабочих учебных планах со­ответствующих образовательных программ. Чаще всего доля обоих видов учебной работы определяется в соотношении 50 <: 50 (возможно и несколько иное соотноше­ние). Таким образом, длительность подготовки студента к семинару должна при­мерно соответствовать длительности самого семинара, т. е. составлять два акаде­мических часа (или в отдельных случаях чуть больше). При средней скорости чтения студента 20 страниц в час получается, что подготовка к семинару должна состоять в изучении не более чем 40-50 страниц первоисточников. Конечно, раз­ные студенты читают и конспектируют в разном темпе. Эти индивидуальные осо­бенности учесть довольно трудно.

Содержанием подготовки студентов к семинару или практическому занятию может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративно­го материала по определенным вопросам. Это может способствовать продуктивной организации аудиторного занятия преподавателем.

Напомним, что наибольшую трудность для студентов представляет чтение научных монографий и статей. В отличие от учеб­ных пособий они не адаптированы для учебных целей и для соответствующей кате­гории студентов. Сталкиваясь со сложным для восприятия стилем на­учного текста, некоторые студенты испытывают значительные трудности в его по­нимании и поэтому ограничиваются механическим заучиванием формулировок.

В этой связи важной задачей преподавателя является использование заданий, способствующих развитию у студентов соответствующих умений чтения. Это мо­гут быть, например:

♦ задания по составлению подробного структурированного плана раздела;

♦ задания по свободному (без опоры на конспект) пересказу раздела текста;

♦ поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;

♦ ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление пони­мания основных понятий, умения сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;

♦ задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистиче­ской и синтаксической форме;

♦ составление краткого конспекта текста;

♦ составление опорной графической схемы раздела с текстовыми пояснениями;

♦ составление резюме прочитанного текста.

Написание конспекта статьи, раздела книги, как отмечалось выше, — довольно типичное задание, которое преподаватель дает студентам при подготовке к семи­нару, практическому занятию, уроку. Предполагается, что конспектирование по­могает продумыванию первоисточника. Конечно, это так, но не всегда. Во многих случаях студенты просто переписывают большие фрагменты текста, ограничива­ясь его поверхностной переработкой, например, опуская вводные слова и фразы с общими рассуждениями. Ответы студентов на семинарах по таким конспектам порой выявляют слабое понимание ими сущности понятий, теоретических поло­жений и их связи с эмпирическими фактами.

Другим основанием для заданий по конспектированию является желание пре­подавателя убедиться в том, что студент читал текст. Однако часто встречающие­ся случаи переписывания конспектов у товарищей приводят к тому, что смысл текста при этом теряется.

Для того чтобы конспектирование первоисточников выполняло познаватель­ную функцию, студентов нужно обучать соответствующим умениям, в том числе:

♦ отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;

♦ лексической и синтаксической переработке текста;

♦ схематизации и структурированию прочитанного материала;

♦ формулировке резюме по прочитанному материалу.

В этом случае конспектирование будет способствовать осмысленному усвое­нию знаний.

Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения. Поэтому преподавательская практика выставления зачетов и экзаменов «автоматом» нецелесообразна, по­скольку лишает студентов возможности повторить, обобщить и систематизиро­вать свои знания по разделу курса или дисциплине в целом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных