ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи /Под ред. проф. П. П. Шубы. Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2001. Глава 7 ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
Дайте определение логичности речи. Укажите экстра- и интралингвистические условия логичности речи. Расскажите о логичности научной речи. В чем ее специфика?
Проанализируйте данные ниже предложения и определите, что привело к искажению или затемнению смысла, к неразличению понятий (употребление слова не в соответствии с его значением, неудачное использование слов-омонимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, неоправданный пропуск слова или незнание реальной действительности). Внесите необходимые исправления. 1. На столе лежали отобранные книги. 2. Речь героев Шукшина отличается от героев других произведений. 3. Имя Анны Ивановны пользуется большим авторитетом у студентов. 4. По улице двигалась кавалькада машин, нагруженных овощами. 5. Сравните данные последнего анализа с предыдущим. 6. Для языка Дикого, как и для других представителей "темного царства", характерны грубые выражения. 7. Михаил быстрым шагом брел по ухоженным тропинкам парка. 8. Дети с нетерпением ждали приближения Нового года. 9. Напечатанная рукопись вызвала огромный отклик в прессе. 10. "Книга Ф. Абрамова "Пряслины", ¾ сказала Екатерина Петровна, ¾ похожа на мою судьбу". 11. Самые высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной. 12. Использование бранных слов в речи действующих лиц подчеркивает их отрицательные стороны. 13. В представленных хозяйствами мероприятиях нечетко разработаны конкретные меры по рациональному использованию земель. 14. Основная функция обращения заключается в назывании адресата речи. Кроме того, обращения выражают отношение говорящего к собеседнику. 15. Употребленное в контексте словосочетание "попировать на дармовщину" сатирически высмеивает, обличает расхитителей государственного имущества, любителей пожить за чужой счет. 16. Данное словосочетание создает иронию в контексте, вызывает отвращение у читателя к хулиганству. 17. Удачно найденными сравнениями писатель доносит до своего читателя содержание этой мелодичной песни "без слов".
Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами (объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое понятие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые понятия; нарушение требования единого основания деления понятий; неправильный выбор союза; неправильное попарное соединение однородных членов; нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др.). Устраните алогизмы. 1. В клетке сидели три тигра и дрессировщик. 2. В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов. 3. На заводах, фабриках и промышленных предприятиях испытывают новые машины. 4. В магазин завезли лук, картофель, грейпфруты, чеснок и другие овощи. 5. Цех нашего завода получил 20 новых станков, 2 сварочных аппарата и восемь кубометров леса, два крана и другие машины и механизмы. 6. Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры. 7. Нас со всех сторон обступили липы, дубы, осины, пихты, стройные березы и другие лиственные деревья. 8. На стадионах и спортивных площадках ребята занимались различными видами легкой атлетики: бегом на разные дистанции, прыжками в длину и высоту, теннисом, футболом. 9. На лесной поляне пышным цветом расцвели полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины, незабудки. 10. В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты. 11. Он читал все, что ему попадалось под руку: рассказы, повести, романы, научно-популярную литературу, фантастику. 12. Рыба водится в реках, озерах, оросительных каналах, внутренних водоемах, водохранилищах. 13. Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. 14. По "анкетным" данным ¾ возрасту, роду занятий, семейному положению, образованию, интеллекту, ¾ они [герои произведения] ничуть не схожи.
Проанализируйте предложения, содержащие обороты с предлогами кроме, несмотря на, вместо, помимо, наряду с и др. Исправьте предложения, в которых нарушена логичность в результате неправильного использования конструкции с указанными предлогами. Сделайте вывод о том, в каких случаях синтаксическая связь при оборотах с указанными предлогами нарушается. 1. Кроме исконной лексики в словарный состав русского языка входит большое количество слов, заимствованных из славянских и неславянских языков. 2. Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. 3. Однако следует отметить, что наряду с недостатком специалистов на стройке руководители не проявляют должной заботы о них. 4. Наряду с прославленными мастерами фигурного катания, в состязании участвовали и юные спортсмены. 5. Наряду с демократизацией жизни общества и радикальной экономической реформой, нарастающими темпами должна идти перестройка системы народного образования и воспитания масс. 6. Помимо изучения основного материала, у нас стало традицией выступление слушателей с информацией о важных событиях за рубежом и в нашей стране. 7. Многие бойцы помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 8. Несмотря на то, что сессию сдали неплохо, на курсе было много недостатков, что затрудняло работу. 9. Кимбалл... на повороте потерял управление автомобилем и врезался в группу подростков, стоявших на тротуаре. Кроме погибших, еще четверо ребят получили серьезные повреждения. 10. Кроме специальных орфоэпических упражнений, над правильным произношением необходимо работать на материале грамматических тем. 11. Наряду с теоретическим подходом к изучению синонимов, их роль и значение можно исследовать на конкретном языковом материале языка писателя вообще или его отдельных произведений.
Укажите причины возникновения логических ошибок в приведенных ниже предложениях (несоответствие действительности, нарушение порядка слов, неправильное соединение частей предложения или рядом стоящих предложений, неправильное употребление словосочетаний в контексте и др.). Внесите необходимые исправления. I. 1. Широко распахнув дверь, в комнату вбежала девочка лет двенадцати. Но она мне сразу понравилась. 2. День был жаркий, но ярко светило солнце. 3. Народные войска встречали тысячи жителей города. 4. Управляемые определения находим в анализируемых рассказах, которые выражены формами предложного падежа с предлогами. 5. Материал первой части анкеты показал большую функциональную нагрузку флексии -у, чем второй части анкеты. 6. Грушницкий тщательно целился в лоб, пуля оцарапала колено. 7. К нему стекались телеграммы и письма с пожеланиями избавления от болезни и долголетней жизни. 8. Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта. 9. Многие студенты стоявшего как раз на пути потока медучилища обязаны своими жизнями тоже одному из "трудных" ¾ Пете Чичулину, который, спасая попавших в беду, не думал об угрожавшей ему опасности. 10. Прохоров не только знает воровское арго, но оно помогает ему лучше понять психологию преступника, его настроение. 11. Раневская говорит, что любит свою родину, но после продажи сада выезжает за границу, хотя и говорит, что у нее мало денег. П. 1. Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше его либералов Кирсановых. 2. Мы внимательно слушали справедливую критику мастера цеха. 3. Много вводных конструкций в предложении определяют их содержание. 4. Вызов директора школы не обещал ничего хорошего. 5. В образе Левинсона мы видим человека небольшого роста, но Левинсон ¾ талантливый военный руководитель, стойкий и преданный делу революции. 6. Каждый рабочий закреплен за определенным станком, который следит за его состоянием. 7. Спроси, как иногда трудно учиться у мамы Любы Королевой. 8. Сидя на диване, Коля читал книгу, задумчиво уставившись в потолок. 9. Когда заяц увидел все это, у него волосы на голове встали дыбом.
Определите средства выражения логичности в приведенных текстах. 1. В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное ¾ непривычные сочетания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т.п. ¾ все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку (Л.В. Щерба). 2. Выбор слова и его значения для введения в речь регулируется не нормой, а целесообразностью. Об этом, между прочим, убедительно говорит авторское редактирование текста. Пушкин и Л. Толстой, Чехов и Маяковский в большинстве случаев заменяли одно слово другим, а второе ¾ третьим и четвертым не потому, что первое слово было неправильно: оно было неточно или неуместно, не вступая в противоречие с указаниями толковых словарей и грамматическими предписаниями. В использовании лексики и лексической семантики речевой автоматизм не срабатывает или оказывается недостаточным. Требуется соотнести речь и с языком, и с сознанием, и с действительностью, и с условиями общения для того, чтобы найти единственно нужное размещение единственно нужных слов (по убеждению Л. Толстого) (Б.Н. Головин).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|