Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи /Под ред. проф. П. П. Шубы. Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2001. Глава 7 ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

 

Дайте определение логичности речи.

Укажите экстра- и интралингвистические условия логич­ности речи.

Расскажите о логичности научной речи. В чем ее специ­фика?

 

Проанализируйте данные ниже предложения и определи­те, что привело к искажению или затемнению смысла, к неразли­чению понятий (употребление слова не в соответствии с его зна­чением, неудачное использование слов-омонимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, неоправданный пропуск слова или незнание реальной действительности). Внесите необходимые исправления.

1. На столе лежали отобранные книги. 2. Речь героев Шукшина отличается от героев других произведений. 3. Имя Анны Ивановны пользуется большим авторитетом у студентов. 4. По улице двигалась кавалькада машин, нагруженных овощами. 5. Сравните данные последнего анализа с предыдущим. 6. Для языка Дикого, как и для других представителей "темного царства", характерны грубые выражения. 7. Михаил быстрым шагом брел по ухоженным тропинкам парка. 8. Дети с нетерпением ждали приближения Нового года. 9. Напечатанная ру­копись вызвала огромный отклик в прессе. 10. "Книга Ф. Абрамова "Пряслины", ¾ сказала Екатерина Петров­на, ¾ похожа на мою судьбу". 11. Самые высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной. 12. Использование бранных слов в речи действующих лиц подчеркивает их отрицательные стороны. 13. В представ­ленных хозяйствами мероприятиях нечетко разработаны конкретные меры по рациональному использованию зе­мель. 14. Основная функция обращения заключается в назывании адресата речи. Кроме того, обращения выра­жают отношение говорящего к собеседнику. 15. Упо­требленное в контексте словосочетание "попировать на дармовщину" сатирически высмеивает, обличает рас­хитителей государственного имущества, любителей по­жить за чужой счет. 16. Данное словосочетание создает иронию в контексте, вызывает отвращение у читателя к хулиганству. 17. Удачно найденными сравнениями пи­сатель доносит до своего читателя содержание этой ме­лодичной песни "без слов".

 

Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами (объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое поня­тие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые по­нятия; нарушение требования единого основания деления поня­тий; неправильный выбор союза; неправильное попарное соеди­нение однородных членов; нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др.). Устраните алогизмы.

1. В клетке сидели три тигра и дрессировщик. 2. В го­роде не хватало не только топлива, но и других продук­тов. 3. На заводах, фабриках и промышленных предпри­ятиях испытывают новые машины. 4. В магазин завезли лук, картофель, грейпфруты, чеснок и другие овощи. 5. Цех нашего завода получил 20 новых станков, 2 сва­рочных аппарата и восемь кубометров леса, два крана и другие машины и механизмы. 6. Брошюра посвящена во­просам музыки, живописи, графики, культуры. 7. Нас со всех сторон обступили липы, дубы, осины, пихты, строй­ные березы и другие лиственные деревья. 8. На стадионах и спортивных площадках ребята занимались различными видами легкой атлетики: бегом на разные дистанции, прыжками в длину и высоту, теннисом, футболом. 9. На лесной поляне пышным цветом расцвели полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины, незабудки. 10. В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты. 11. Он читал все, что ему попадалось под руку: рассказы, повести, романы, научно-популярную литературу, фантастику. 12. Рыба водится в ре­ках, озерах, оросительных каналах, внутренних водоемах, водохранилищах. 13. Хочу выразить искреннюю благо­дарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. 14. По "анкетным" данным ¾ возрасту, роду за­нятий, семейному положению, образованию, интеллек­ту, ¾ они [герои произведения] ничуть не схожи.

 

Проанализируйте предложения, содержащие обороты с предлогами кроме, несмотря на, вместо, помимо, наряду с и др. Исправьте предложения, в которых нарушена логичность в ре­зультате неправильного использования конструкции с указанны­ми предлогами. Сделайте вывод о том, в каких случаях синтакси­ческая связь при оборотах с указанными предлогами нарушается.

1. Кроме исконной лексики в словарный состав русского языка входит большое количество слов, заимство­ванных из славянских и неславянских языков. 2. Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного челове­ка, лежавшего на песке у моря. 3. Однако следует отме­тить, что наряду с недостатком специалистов на стройке руководители не проявляют должной заботы о них. 4. Наряду с прославленными мастерами фигурного ка­тания, в состязании участвовали и юные спортсмены. 5. Наряду с демократизацией жизни общества и ради­кальной экономической реформой, нарастающими тем­пами должна идти перестройка системы народного об­разования и воспитания масс. 6. Помимо изучения ос­новного материала, у нас стало традицией выступление слушателей с информацией о важных событиях за рубе­жом и в нашей стране. 7. Многие бойцы помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 8. Несмотря на то, что сессию сдали неплохо, на курсе было много недостатков, что затрудняло работу. 9. Кимбалл... на повороте потерял управление автомобилем и врезался в группу подростков, стоявших на тротуаре. Кроме погибших, еще четверо ребят получили серьез­ные повреждения. 10. Кроме специальных орфоэпических упражнений, над правильным произношением не­обходимо работать на материале грамматических тем. 11. Наряду с теоретическим подходом к изучению сино­нимов, их роль и значение можно исследовать на кон­кретном языковом материале языка писателя вообще или его отдельных произведений.

 

Укажите причины возникновения логических ошибок в приведенных ниже предложениях (несоответствие действительно­сти, нарушение порядка слов, неправильное соединение частей предложения или рядом стоящих предложений, неправильное употребление словосочетаний в контексте и др.). Внесите необ­ходимые исправления.

I. 1. Широко распахнув дверь, в комнату вбежала де­вочка лет двенадцати. Но она мне сразу понравилась. 2. День был жаркий, но ярко светило солнце. 3. Народ­ные войска встречали тысячи жителей города. 4. Управ­ляемые определения находим в анализируемых расска­зах, которые выражены формами предложного падежа с предлогами. 5. Материал первой части анкеты показал большую функциональную нагрузку флексии -у, чем второй части анкеты. 6. Грушницкий тщательно целился в лоб, пуля оцарапала колено. 7. К нему стекались теле­граммы и письма с пожеланиями избавления от болезни и долголетней жизни. 8. Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта. 9. Многие студенты стоявше­го как раз на пути потока медучилища обязаны своими жизнями тоже одному из "трудных" ¾ Пете Чичулину, который, спасая попавших в беду, не думал об угрожав­шей ему опасности. 10. Прохоров не только знает воров­ское арго, но оно помогает ему лучше понять психоло­гию преступника, его настроение. 11. Раневская говорит, что любит свою родину, но после продажи сада выезжа­ет за границу, хотя и говорит, что у нее мало денег.

П. 1. Открытый и глубокий ум Базарова ставит значи­тельно выше его либералов Кирсановых. 2. Мы внима­тельно слушали справедливую критику мастера цеха. 3. Много вводных конструкций в предложении опреде­ляют их содержание. 4. Вызов директора школы не обе­щал ничего хорошего. 5. В образе Левинсона мы видим человека небольшого роста, но Левинсон ¾ талантливый военный руководитель, стойкий и преданный делу рево­люции. 6. Каждый рабочий закреплен за определенным станком, который следит за его состоянием. 7. Спроси, как иногда трудно учиться у мамы Любы Королевой. 8. Сидя на диване, Коля читал книгу, задумчиво уста­вившись в потолок. 9. Когда заяц увидел все это, у него волосы на голове встали дыбом.

 

Определите средства выражения логичности в приведен­ных текстах.

1. В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаи­мопонимание. Эти общие соображения вполне подтвер­ждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное ¾ непривычные сочетания букв, непри­вычная орфография слов, непривычные сокращения и т.п. ¾ все это замедляет восприятие, останавливая на се­бе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же време­ни, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку (Л.В. Щерба).

2. Выбор слова и его значения для введения в речь регулируется не нормой, а целесообразностью. Об этом, между прочим, убедительно говорит авторское редактирование текста. Пушкин и Л. Толстой, Чехов и Маяковский в большинстве случаев заменяли одно слово другим, а второе ¾ третьим и четвертым не потому, что первое слово было неправильно: оно было неточно или неуме­стно, не вступая в противоречие с указаниями толковых словарей и грамматическими предписаниями. В исполь­зовании лексики и лексической семантики речевой автоматизм не срабатывает или оказывается недостаточным. Требуется соотнести речь и с языком, и с сознанием, и с действительностью, и с условиями общения для того, чтобы найти единственно нужное размещение единственно нужных слов (по убеждению Л. Толстого) (Б.Н. Головин).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Достоевский и Толстой | ИБ Подбор физических нагрузок.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных