ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ СЕМЬИСоциально-функциональными механизмами интеграции семьи Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий(1990) называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов (то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее), которые способствуют снятию отрицательных, фрустрирующих переживаний — тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность. При эффективном же действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют два механизма семейной интеграции: механизм «общности судьбы» и «эмоциональной идентификации с семьей». Социально-психологический механизм «общности судьбы» Функционирование этого механизма обеспечивается следующими отношениями. 1. У членов семьи формируется представление, навык, привычка именно семейного (а не индивидуального) удовлетворения своих потребностей. В сознании членов семьи семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным, привычным способом удовлетворения жизненных потребностей: материально-бытовых, сексуальных, в понимании, общении и уважении. 2. Укрепление семьи воспринимается членами такой семьи как са- мый удобный путь удовлетворения собственных потребностей. Забота о семье в целом воспринимается как забота о себе. 3. Развитие «семейного доверия». Оно проявляется в том, что в та- кой семье противоречия смягчаются или перерабатываются за счет взаимных уступок, либо добровольной уступки одной из сторон. В основе уступки — не самопожертвование, а доверие. Уступающий уверен, что, во-первых, его уступки будут в конечном счете в более длительной перспективе полезны и ему самому; во-вторых, что в иное время и в другой ситуации аналогичным образом поступят и другие члены семьи; в-третьих, что его уступчивостью не злоупотребят и она будет воспринята с чувством благодарности. Система взаимоотношений в таких семьях в определенной мере напоминает взаимоотношения хорошего экипажа находящегося в дальнем плавании судна. Каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе. Члены таких семей сами выросли в дружных семьях. 4. Высокий уровень взаимной эмпатии. Высоко развита способность хорошо представлять внутренний мир друг друга. Члены семьи, как правило, легко и правильно могут предсказать поступки друг друга в самых различных ситуациях. Семьи, в которых описанный механизм интеграции не развит или, нарушен (семьи с взаимонезависимыми отношениями) отличаются следующими характеристиками: 1. Выражена тенденция удовлетворять широкий круг потребнос 2. Члены семьи весьма сдержанны в создании и осуществлении 3. В семье с взаимонезависимыми отношениями в значительно Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей» Ведущую роль в функционировании данного механизма семейной интеграции играют эмоциональные отношения симпатии между членами семьи. Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятельности семьи. Во-первых, они удовлетворяют чрезвычайно важную потребность членов семьи в эмоциональном общении, симпатии. Во-вторых, эти отношения играют основную роль в усилении просемейных мотивов и ослаблении антисемейных. Отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, который симпатичен, а особенно которого любят, многое прощается. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям его характера. Возникает эффект «растворения фрустрации». Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустраци-онные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990, с. 69-78). РОЖДЕНИЕ ПЕРВЕНЦА Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженно-, стью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка (Крайг Г., 2002). Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы. Некоторые авторы отмечают, что появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре забот одного или обоих родителей (Кота-rovskiM., 1964). К интересным выводам в результате своего исследования пришла Ю. Е. Алешина (1985). Когда в семье появляется ребенок, уход и забота о нем сразу же ложатся на плечи матери, способствуя тому, что семейные роли начинают распределяться в соответствии с полом супругов. Муж при этом больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна, а жена отвечает за все происходящее внутри дома, исполняя традиционно женскую экспрессивную роль. Таким образом, после рождения первого ребенка происходит усиление поло-ролевой дифференциации. Рождение ребенка сопровождается не только изменением структуры социальных потребностей супругов, но и переориентацией профессиональных потребностей. Как отмечает И. Ф. Дементьева (1991), потребность профессиональной деятельности у работающей женщины оттесняется на второй план, уступая место реализуемой потребности в материнстве. Определенные качественные изменения наблюдаются с рождением ребенка и в структуре профессиональных потребностей отца. Прежде всего это относится к потребностям профессионально-статусного характера: актуализируется потребность в повышении рабочей квалификации как фактора увеличения заработной платы. Рождение ребенка может служить также косвенной причиной изменения профессиональных планов молодого отца. Подобные же изменения приоритетов наблюдались и в американских семьях. Женщины после рождения ребенка, как правило, изменяют свой образ жизни, отдавая приоритет родительским и семейным ролям. Большинство же мужчин начинает больше работать, чтобы лучше обеспечить семью (Крайг Г., 2002). Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей, причем, как указывает Росси, изменение ролей происходит довольно внезапно (Rossi A. S., 1979). Представления о распределении ролей в семье, свидетельствующие о принятии-непринятии своей семейной роли, также со временем меняются. Наше исследование представлений о распределении обязан- < ностей в семье молодых незамужних женщин-студенток двух петербургских вузов показало, что практически все бытовые обязанности в семье студентки хотели бы выполнять совместно (кроме ремонта, который они предписывают мужу). Переход к замужеству и материнству приводит к изменению взглядов на семейно-бытовые обязанности. Изучение проблем молодых матерей-петербурженок (с детьми от рождения до 7 лет) показало, что часть функций молодые женщины-матери соглашаются взять полностью на себя. Опрошенные терпимы к выполнению внутрисемейных чисто хозяйственно-бытовых обязанностей, в особенности это касается ухода за ребенком, — подавляющее большинство женщин занимается этим сами, и 70% из них согласны и дальше продолжать выполнять эти функции, не привлекая к данным обязанностям мужа. Около половины молодых матерей рассматривает и как чисто женскую обязанность некоторые домашние бытовые функции (уборку и т. п.), а реально выполняют их без помощи мужей около 80% опрошенных. Не претендуют на то, чтобы муж сопровождал их в походах в поликлиники с ребенком 25% матерей, однако большинство опрошенных женщин хотели бы совместно с мужем выполнять функции, касающиеся общения с детьми и взаимодействия с внешним миром по поводу детей (посещение поликлиник, детского сада и т. д.). Весьма незначительная часть замужних женщин (от 0 до 12% в зависимости от функции) хотели бы, чтобы та или иная семейная обязанность выполнялась только мужем. В целом удовлетворенность браком молодых матерей высокая, несмотря на то что идеальные представления о распределении бытовых и родительских обязанностей и их реальное выполнение сильно расходятся (по некоторым пунктам, таким, например, как общение с детьми — в два и более раза) (Андреева Т. В., Кононова А. В., 2002). Опрос севастопольских супругов обоего пола, имеющих ребенка-первенца дошкольного возраста, показал, что лишь в части семей представления о распределении ролей приближаются к эгалитарному типу. Так, 36% молодых отцов (и 33% матерей) считают, что воспитанием детей супругам следует заниматься совместно. Большинство же — 56% мужчин и 50% женщин отводят воспитательные функции женщине-матери. Только 6% мужчин и 16% женщин отводят исполнение этой роли мужчине. Мужчины предпочитают заниматься материальным обеспечением семьи (56%), 30% и мужей и жен хо- тели бы обеспечивать семью совместно, а 10% мужчин и 16% женщин считают, что материальным обеспечением семьи должна заниматься женщина. Более половины женщин считает себя ответственной не только за выполнение роли воспитателя детей, но и «психотерапевта», хозяйки. Лидерство в сексуальных отношениях женщины отводят мужчине (73%), в то время как среди мужчин с этим согласны лишь 33%. Треть (36%) мужчин полагает, что хозяйственные функции в семье супруги должны выполнять совместно, а еще 30% согласны взять на себя эту роль полностью. Таким образом, в представлениях семейных мужчин и женщин наблюдается некоторая тенденция к совместному выполнению ролей, однако по-прежнему доминирует общая установка на то, что семейные обязанности, включая воспитание детей, — удел женщин, мужчины в своем большинстве чувствуют себя ответственными только за одну роль — материального обеспечения. Приближается к половине (около 40%) число мужей и жен, полагающих, что каждую из семейных ролей супруги должны делить поровну (Андреева ТВ., Бакулина Ю. А., 1996). А. Я. Варга (1989) отмечает еще одну особенность функционирования семьи в этот период — уменьшение свободного времени, в особенности проводимого супругами совместно. Если раньше муж и жена, как правило, проводили досуг вместе, то теперь это часто приходится делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком, особенно если нет родителей или родственников, способных на время их подменить. Кроме того, ухудшается качество межличностного общения в семье, на него отводится меньше времени, оно осложняется различными обязанностями, связанными с детьми. На сокращение времени, которое супруги уделяют друг другу и своим увлечениям, а также на проблемы коммуникативного и сексуального характера, на учащение конфликтов указывают и американские авторы (Osofski J. D., Osofski H. J., 1984, Крайг Г., 2002). Итак, можно заключить, что рождение ребенка действительно ведет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями — отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного времени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая дифференциация, переориентируются профессиональные потребности молодых родителей. Семья неминуемо должна перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям. Литература Лбалакина М. А. Межличностное взаимодействие и динамика предбрачных отношений. Дис.... канд. психол. наук. М., 1987. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Дис.... канд. психол. наук. М., 1985. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. Андреева Т. В. Сельская семья. Материалы III съезда Общества психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы. Тез. конф. СПб., 1996. Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье / Психология и политика. Тез. научно-практ. конф. Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002. Варга А. Я. Изменения отношений в семье // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1989. Гребенников И. Ф. Основы семейной жизни. М., 1991. Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности. Дис.... канд. филос. наук. М., 1983. Дементьева И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М., 1991. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. Леей Д. А. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989. ХарчевА. Г., Марковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А.Реана СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА- Пресс, 2001. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. Rossi A. S. Transition to parenthood. In P. Rossi (Ed), Socialization and the life cycle. New York: St. Martins Press. Тема VI СЕМЬЯ И БРАК (основные понятия) В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезникова Т. М., 1987). Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г., 1979, с. 66). Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. (Голод С. И., 1984). В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной ихдетей, атакже других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (Харчев А. Г., 1979, с. 66). По определению А. И. Антонова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством). Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством (Антонова. И., Медков В. М., 1996). ФУНКЦИИ СЕМЬИ Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются: ■ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение де ■ экономическая (общественное производство средств к жизни, ■ воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на ■ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Медков В. М., 1996). В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство. Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности (там же, с. 6—7). СТРУКТУРА СЕМЬИ Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: ■ «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены if их детей; ■ «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: ■ «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная ■ «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу: ■ нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра); ■ расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье. В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.) Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классификацию семей: 1. Структурный состав: ■ полная семья (есть мать и отец); ■ неполная семья (есть только мать или отец); ■ искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). 2. Функциональные особенности: ■ гармоничная семья; Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей: ■ централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, ■ автономный —муж и жена распределяют роли и не вмешивают ■ демократический — управление семьей лежит на плечах обоих Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на: ■ партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец, ■ матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием ■ эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|