Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ




По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требу­ет лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем разви­тии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в про­цессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла се­мьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.


Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не со­здавшие своей семьи;

1) семья молодоженов;

2) семья с маленькими детьми;

3) семья с подростками;

4) выход повзрослевших детей из семьи;

5) семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

1) совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки — от 5 до 9 лет;

3) средние браки — от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частич­ной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие измене­ний в интенсивности чувств, установление психологической и про­странственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждоднев­ного быта семьи, создание интимности, первичное согласование се­мейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало по­сещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опе­ке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать ре­шенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.


Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходи­мостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к но­вым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья ста­дия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже по­зитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как
безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут
затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую
стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в
семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные се­мейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в се­мье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормаль­ные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации,
которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезап­ны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

■ «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

■ «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

■ изменения под влиянием социальных событий (экономическая
,: депрессия, землетрясение и т. п.);

 

■ биологические изменения (половая зрелость, климактерический
период и т. д.);

■ изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.

д.);

■ «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степе­ни семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, на­сколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.


Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо орга­низованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ

Семейные легенды (мифы) представляют собой совокупность хоро­шо интегрированных, хотя неправдоподобных, убеждений, разделяе­мых всеми членами семьи.

Эти убеждения касаются их взаимоотношений и обычно не под­вергаются сомнениям со стороны тех, кто в них вовлечен, несмотря на наличие искажений, которые они могут в себе содержать. Леген­ды — это своего рода гомеостатический механизм, их цель заклю­чается в поддержании «устойчивого состояния». Семейная легенда служит для обоснования устойчивости взаимоотношений и защи­щает индивидуума от критического взгляда на реальность. Соглас­но В. Сатир, семейные нарушения — это часто следствия существу­ющих мифов, которые удерживают жизнь семьи в определенных границах.

Легенда может иметь четкую связь с культуральными мифами, та­кими как идеализированные представления о браке и семейной жиз­ни, преподносимые по телевидению, в фильмах и литературе.

Некоторые наиболее распространенные мифы (легенды):

■ счастлиныс супруги не спорят, большинство людей находят удов­летворение всех своих потребностей в системе семьи;

• пространственная близость необходима для сплоченности семьи. Этот миф создает огромные проблемы в тех случаях, когда от­сутствие кого-либо из членов семьи является неизбежным в слу­чае вступления в брак, смерти, поступления детей в учебные за­ведения и т. д.;

■ в благополучных браках супруги всегда все рассказывают друг
другу;

■ люди, которые действительно любят друг друга, должны знать о
всех желаниях и потребностях партнера;

■ появление ребенка, любовной связи или получение развода раз­
решит все проблемы.


Более тесно связаны с семейными дисфункциями специфические
фамильные легенды. Например:

■ все наши дети получают великолепные оценки в школе;

■ женщины в нашей семье немножко сумасшедшие;

■ наша семья много работает, а другие люди, вероятно, всегда по­лучают пособия.

Другими примерами семейных мифов могут являться: «Мать — больной человек», «Я хочу для вас только добра», «Джон — просто ре­бенок».

Кратохвилл относит к мифам супружеской жизни представление о том, что если что-то не в порядке, то в этом повинен один из супругов; и, как правило, виновным бывает другой: «Это твоя ошибка» или «Если бы ты изменился, все было бы в порядке» (Кратохвил С, 1991).

А. Я. Варга приводите пример семейные мифы «Мы — герои» (2001).

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА

Семья может быть рассмотрена как система, функционирующая по определенным правилам. Исходя из этого, ее члены ведут себя в соот­ветствии с относительной организационной, повторяющейся моделью взаимоотношений друг с другом. Некоторые семейные правила за­ключаются открыто, например «Дети не должны разговаривать, ког­да говорят взрослые», «Стучи перед тем, как открыть дверь», «Нельзя есть продукты из холодильника без разрешения мамы», «Никогда не повышай голоса», «Нельзя бить девочек» и т. д. Другие правила скры­тые, они обычно выводятся из повторяющихся ситуаций, которые про­исходят в семье. Скрытые правила очень сильны, так как они устанав­ливаются негласно и создают ощущение загадочности: «Не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму», «Девочки должны приучать­ся к обязанностям по домашнему хозяйству, в то время как мальчики должны выполнять мужскую работу».

Скрытые правила могут быть осознаны членами семьи либо в ходе семейной терапии, либо посредством взаимодействия с другой семь­ей, в которой существуют другие правила. Осознание позволяет изме­нить те правила, которые стали причиной семейных неприятностей.

Правила передаются в новую семью — относительно ведения хо­зяйства, конфликтов и способов их разрешения, семейного бюджета


(Ричардсон Р.). Ожидания, предъявляемые к супругу, бывают осознан­ными и неосознанными и также базируются на восприятии ролей в родительской семье.


ключить контракт, найти новую психологическую основу для супру­жеского союза, при этом полезна или даже необходима помощь пси­хотерапевта (Варга А. Я., 2001).


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных