ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Меры пресечения в уголовном судопроизводстве
Меры пресечения - особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой способы и средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях - подозреваемого. Специфика мер пресечения состоит в том, что: 1) они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; 2) специфичны цели их применения, заключающиеся в пресечении действий, препятствующих поступательному производству по делу; 3) они обладают особыми, предусмотренными уголовно-процессуальным законом условиями, основаниями и порядком их применения; 4) они имеют личный характер. Целями применения мер пресечения является предупреждение попыток обвиняемого, подозреваемого: 1) скрыться от органов предварительного расследования и суда; 2) воспрепятствовать установлению ими объективной истины по уголовному делу; 3) продолжать преступную деятельность; 4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора. Основания их применения составляют достаточные данные полагать (предполагать), что лицо будет стремиться противодействовать производству по делу с помощью указанных выше способов. К мерам пресечения действующий процессуальный закон относит: 1) подписку о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу (ст. 98 УПК). Перечисленные меры пресечения классифицируются в теории уголовного процесса по различным основаниям. В зависимости от распространенности действия мер пресечения они подразделяются на общие и специальные. К общим мерам пресечения относятся: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) домашний арест; 4) залог; 5) заключение под стражу. Специальными мерами пресечения считаются: 1) наблюдение командования воинской части, применяемое только к военнослужащим или лицам, проходящим военные сборы; 2) присмотр за поведением несовершеннолетних лиц гражданами и должностными лицами, указанными в уголовно-процессуальном законодательстве. В зависимости от места содержания обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения выделяют меры, связанные с помещением этих лиц в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением их в специальные учреждения. В первой группе мер пресечения находится лишь заключение под стражу. Вторую группу составляют все иные меры пресечения. По степени нарастания строгости правоограничений меры пресечения подразделяются на подгруппы в соответствии со ст. 98 УПК <1>. -------------------------------- <1> В принципе строгость первых пяти мер пресечения условна, поскольку они предусматривают практически одни и те же правоограничения законных интересов личности.
При решении вопросов о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида должны быть учтены их основания, тяжесть преступления, сведения о личности: возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий, а также иные данные (ст. 99 УПК). Меры пресечения в отношении подозреваемых могут быть избраны в исключительных случаях. При этом обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента фактического ограничения свободы. В противном случае мера пресечения подлежит отмене. Из этого общего правила имеется исключение. При подозрении в совершении лицом преступлений террористической направленности, указанных в ст. 100 УПК, например ст. 205 УК (террористический акт), закон допускает предъявление обвинения не позднее 30 суток с момента фактического ограничения свободы. Если в этот срок обвинение подозреваемому не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется немедленно (ст. 100 УПК). Согласно ст. 101 УПК об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносят мотивированное постановление, а суд - определение. В этих документах отражаются данные о преступлении, в котором подозревается или обвиняется лицо, основания для избрания этой меры пресечения и учтенные при принятии решения соответствующие объективные обстоятельства и субъективные характеристики личности. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе. Одновременно лицу разъясняют порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный процессуальным законом (ст. 123 - 127 УПК). Кроме того, при применении мер пресечения в зависимости от их вида в соответствии с требованиями закона могут быть составлены подписка, письменные обязательства или протокол. Мера пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого отменяется тогда, когда в ее применении отпадает необходимость. Она изменяется на более строгую или более мягкую тогда, когда изменяются: 1) основания ее применения (ст. 97 УПК); 2) фактические обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения (ст. 99 УПК). Отмена или изменение меры пресечения производится по мотивированному постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда. Мера пресечения, избранная следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц (ст. 110 УПК). Специфические условия избрания мер пресечения обусловлены характером и содержанием конкретных видов мер пресечения. Подписка о невыезде и надлежащем поведении - принятие лично подозреваемым, обвиняемым письменного обязательства: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) являться в назначенный срок по вызовам должностных лиц; 3) иным путем (способами, средствами) не препятствовать производству по уголовному делу (ст. 102 УПК). Личное поручительство - принятие на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязанностей, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 102 УПК. Применение этой меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия подозреваемого или обвиняемого. При этом поручителю разъясняют существо подозрения или обвинения, а также его обязанности и ответственность, связанные с выполнением принятых на себя обязательств. В случае невыполнения им соответствующих обязанностей он может быть подвергнут денежному взысканию в размере до 10 000 руб. (ст. 103 УПК). Наблюдение командования воинской части - принятие командованием воинской части мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, к подозреваемому или обвиняемому, для того, чтобы обеспечить выполнение этими лицами обязательств, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 102 УПК. Избрание рассматриваемой меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого. Постановление об избрании рассматриваемой меры пресечения направляется командованию части, которому разъясняют существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения. Командование воинской части обязано немедленно сообщать должностному лицу, избравшему эту меру пресечения, обо всех случаях совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения (ст. 104 УПК). Присмотр за несовершеннолетними подозреваемым или обвиняемым - принятие на себя родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором эти лица находятся, письменного обязательства о том, что они обеспечат надлежащее поведение несовершеннолетних согласно требованиям ст. 102 УПК. При избрании данной меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому дознаватель, следователь или суд разъясняют поручителям существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру. В случае невыполнения этими лицами принятого на себя обязательства на них может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 000 руб. в порядке, установленном ст. 118 УПК (ст. 105 УПК). Залог - внесение подозреваемым, обвиняемым либо другими физическими или юридическими лицами на депозитный счет государственного органа, избравшего эту меру пресечения, денежных средств, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения: 1) явки к дознавателю, следователю или в суд подозреваемого, обвиняемого или подсудимого; 2) предупреждения совершения ими новых преступлений. Вид и размер залога определяются судом. О принятии залога должен быть составлен протокол, копия которого вручается залогодателю. При этом залогодателю должностные лица разъясняют существо подозрения, обвинения, его обязательства и ответственность за их невыполнение. При нарушении обязательств, зафиксированных в протоколе, составляемом дознавателем или следователем, залог обращается в доход государства в соответствии со ст. 118 УПК. В остальных случаях залог должен быть возвращен залогодателю. Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого, обвиняемого по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК. Он может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остаются под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога (ст. 106 УПК). Домашний арест - наложение ограничений на подозреваемого, обвиняемого, связанных со свободой их передвижения, и запретов им: 1) общаться с определенными лицами; 2) получать и отправлять корреспонденцию; 3) вести переговоры с использованием любых средств современной связи. Перечисленные ограничения и запреты носят исчерпывающий характер. В то же время суд вправе в своем решении об избрании этой меры пресечения указать на применение нескольких запретов. Домашний арест избирается в отношении подозреваемого, обвиняемого при наличии оснований и в порядке, которые установлены ст. 108 УПК. В решении суда об избрании домашнего ареста должны быть указаны конкретные ограничения, а также государственный орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за их соблюдением (ст. 107 УПК). Заключение под стражу - ограничение личной свободы лица с помещением его в специальное учреждение, именуемое следственным изолятором (СИ, СИЗО), в связи с подозрением или обвинением в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. При этом в решении судье необходимо указать на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в судебном заседании, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований ст. 89 УПК. В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, эта мера пресечения может быть применена к совершеннолетним подозреваемому, обвиняемому, если: 1) они не имеют постоянного места жительства на территории РФ; 2) не установлены их личности; 3) ими нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) они скрылись от органов расследования, а обвиняемый или подсудимый - от суда. Перечень этих обстоятельств является исчерпывающим (закрытым). К несовершеннолетнему лицу заключение под стражу может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена к несовершеннолетним подозреваемому, обвиняемому в совершении преступления средней тяжести. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании этой меры пресечения под стражу путем составления постановления. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания необходимости избрания этой меры пресечения и сведения о невозможности применения менее строгой меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие законность и обоснованность ходатайства. В частности, к ходатайству надлежит прилагать копии постановления о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, протокола задержания, допроса подозреваемого или обвиняемого, иные документы, указывающие на необходимость избрания данной меры пресечения. При отсутствии защитника в судебном заседании в представленных документах должен находиться письменный отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника <1>. -------------------------------- <1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5.
Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения предельного срока задержания. При этом подозреваемый обязательно доставляется в суд. При недоставлении подозреваемого в суд судья принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении его под стражу, если истек 48-часовой срок задержания <1>. -------------------------------- <1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5.
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего звена. Ходатайство рассматривается судьей суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение восьми часов с момента поступления материалов в суд. В рассмотрении ходатайства принимают обязательное участие подозреваемый или обвиняемый, прокурор и защитник, если он участвует в уголовном деле. В заседании вправе также участвовать руководитель следственного органа, следователь, дознаватель и законные представители несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого. Принятие решения в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск. Это положение указывает на то, что закон запретил практически заочное рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В начале судебного заседания судья открывает заседание, объявляет о подлежащем рассмотрению ходатайстве, разъясняет участникам уголовного процесса их права и обязанности, разрешает заявленные ходатайства. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывают его, после чего заслушиваются мнения по данному вопросу других явившихся в судебное заседание участников уголовного процесса. Судья по результатам обсуждения ходатайства стороны обвинения выносит одно из следующих решений: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства стороны обвинения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) о продлении срока задержания подозреваемого. Принятие последнего решения допускается при условии признания судом задержания подозреваемого законным и обоснованным и продления его на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания подозреваемого судья должен указать на дату и время, до наступления которых продлевает срок задержания и представление дополнительных доказательств. При непоступлении в установленный срок дополнительных доказательств судья проводит повторное заседание и принимает решение на основе ранее представленных доказательств <1>. -------------------------------- <1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5.
При отказе в удовлетворении ходатайства стороны обвинения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии указанных в законе условий, оснований и обстоятельств применить к лицу меру пресечения в виде: 1) залога; 2) домашнего ареста. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению. Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица, по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения допускается лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения этого лица под стражу. Если вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу возникает в судебном разбирательстве, то решение по этому вопросу принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем он выносит постановление или определение. Постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в удовлетворении ходатайства об этом могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня их вынесения. Суд кассационной инстанции принимает соответствующее решение не позднее чем через трое суток со дня поступления к нему жалобы или представления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. В то же время решение данного суда может быть обжаловано в порядке судебного надзора. Лицо, в производстве которого находится дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из родственников подозреваемого, обвиняемого, а при заключении под стражу военнослужащего - командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей. Закон не допускает возложения процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 108 УПК, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда согласно принципам распределения дел для их рассмотрения по существу. На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования ст. 95 УПК. Одним из важных институтов процессуального закона являются нормы, регулирующие продление срока содержания обвиняемого под стражей. В соответствии со ст. 109 УПК содержание обвиняемого под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться по общему правилу более двух месяцев. Данное положение соответствует требованию ст. 162 УПК, в соответствии с которым предварительное следствие должно быть завершено в течение двух месяцев. Сроки предварительного следствия по уголовному делу и, следовательно, содержания обвиняемого под стражей подлежат продлению в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом. Буквальное толкование содержания ст. 109 УПК свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел три уровня и порядка продления сроков содержания под стражей. Первый уровень предполагает продление срока содержания обвиняемого под стражей до шести месяцев судьей районного или гарнизонного военного суда в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Продление срока допускается в случаях невозможности окончания предварительного следствия в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу. Этот уровень предполагает содержание под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести. Ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей направляется в суд с согласия руководителя следственного органа, а ходатайство дознавателя - с согласия прокурора, надзирающего за соблюдением законов органами дознания. Второй уровень допускает продление срока содержания обвиняемого под стражей судьей районного суда до 12 месяцев: 1) по ходатайству следователя, внесенному в суд с согласия: а) руководителя следственного органа по субъекту РФ; б) иного приравненного к нему руководителя следственного органа; 2) по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора. Это продление срока содержания обвиняемого под стражей возможно, как и в первом случае: а) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений; б) лишь в случаях особой сложности уголовного дела; в) при наличии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Третий уровень позволяет продлевать срок содержания обвиняемого под стражей до 18 месяцев судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия: а) Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо б) руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти. Это продление срока содержания обвиняемого под стражей допускается: а) в исключительных случаях, связанных с особой сложностью уголовного дела (наличием в нем многих преступных эпизодов или большим количеством обвиняемых и т.п.); б) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей не допускается, и он подлежит немедленному освобождению. Однако это позитивное положение закона дезавуировано законодателем последующими правилами ст. 109 УПК. Материалы оконченного следствием дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока нахождения под стражей, определенного процессуальным законом в зависимости от степени тяжести преступления. Если после окончания следствия материалы уголовного дела были предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания обвиняемого под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Если после окончания предварительного следствия 30-суточный срок предъявления материалов дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления соблюден, но этот срок оказался им недостаточным, то следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за семь суток до истечения предельного срока содержания обвиняемого под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда по месту производства расследования либо по месту содержания обвиняемого под стражей. При участии в деле нескольких обвиняемых, содержащихся под стражей, и если хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами дела, следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока содержания под стражей в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним этой меры пресечения и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения. Судья суда областного звена или окружного (флотского) военного суда не позднее чем через пять суток со дня получения ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК, одно из следующих решений: 1) о продлении срока содержания обвиняемого (или обвиняемых) под стражей до момента окончания ознакомления его (или их) и защитника (или защитников) с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая несвоевременного предъявления обвиняемому и его защитнику материалов дела для ознакомления; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей и освобождении обвиняемого или обвиняемых из-под стражи. Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. Закон требует, чтобы в срок содержания обвиняемого под стражей включалось также время: 1) задержания лица в качестве подозреваемого; 2) нахождения подозреваемого, обвиняемого под домашним арестом; 3) принудительного нахождения этих лиц в судебно-медицинском или судебно-психиатрическом стационарах по решению суда; 4) содержания лица под стражей на территории иностранного государства в связи с запросом Российской Федерации об оказании правовой помощи или о выдаче его России в порядке экстрадиции (ст. 13 УК и 460 УПК). В последнем случае по истечении предельного срока содержания лица под стражей на территории иностранного государства и при необходимости производства расследования на отечественной территории суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном ст. 109 УПК, но не более чем на шесть месяцев. В случае повторного заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного ими под стражей. Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и наличия иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. "Иными обстоятельствами" могут быть болезнь обвиняемого, стихийное бедствие, плохие метеоусловия для доставления в суд обвиняемого, карантин в месте содержания под стражей и т.п. <1>. При этом участие в судебном заседании защитника этого обвиняемого обязательно. -------------------------------- <1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5.
В перечисленных случаях судья выносит постановление о рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием на причины, по которым присутствие обвиняемого в судебном заседании невозможно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|