Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вторник, 10.30 утра




Подъехав к одному из крупнейших российских информационно-аналитических агентств - корпорации "РосБизнесИнформация", сокращенно - РБИ, Пол и Степан Воронов, один из лучших специалистов Братства по компьютерной технике, решили, что до встречи с первым вице-президентом Егором Ларионовым они еще вполне успеют заскочить пообедать. За столиком в местной столовой друзья продолжили начатый еще в машине разговор.

- Скорее всего, приглашение Егора связано с моим недавним отчетом, - сказал Степан. - В РБИ уже почти полгода ведутся работы по созданию новых интерфейсов для телевизионщиков. Там было много сбоев, и месяца полтора назад меня отрядили помочь. В Братстве-то технологии КВР уже давно внедрены. И, знаешь, анализируя эти сбои, я нашел странную закономерность. Тогда еще подумал: что-то тут не то... Частота возникновения сбоев устойчиво превышала среднестатистические величины. Причем везде, и для самых разных процессов. На первый взгляд вроде бы случайные сбои, возникавшие в последние три-четыре месяца в сети РБИ. Только вот случайные ли? Очень уж было похоже, что все они связаны некоей закономерностью...

- Ну и что ты хочешь сказать? - спросил Пол. - Что кто-то взломал их сеть?

- Да не похоже...

- Ну а в чем тогда дело?

Продолжить разговор они не успели, поскольку в дверях столовой появился помощник Ларионова, подал знак, что шеф ждет, и оба, на ходу допивая компот, поспешили к выходу.

В кабинете, кроме самого Ларионова, присутствовали еще двое: ведущий системный программист РБИ Петр Астахов, и еще какой-то внешне ничем особо не примечательный парень лет 25. После обмена приветствиями президент представил его Полу и Степану:

- Господа, а это наш гость, Павел Скоков. Возможно, его ник в сети скажет больше, чем имя - "Зигзаг".

- Ого! Лучший хакер России! - воскликнул, не сумев сдержать удивления, Воронов.

- Вы, смотрю, хорошо осведомлены, - усмехнулся Скоков. - Хотя насчет того, что я лучший, могли бы поспорить как минимум еще пятеро.

- Ну, это как водится, - заметил Воронов и добавил, обращаясь уже к Ларионову. - Егор, если не секрет, как вам удалось отыскать господина Скокова?

- Никакого секрета нет. Павел сам вышел на меня и попросил о личной встрече.

- Честно признаюсь, - заметил Скоков, - я давненько "точил зубы" на РБИ. Иногда делал наскоки, примерялся. И понял, что с этой конторой не все чисто. Ваша система защиты просто не могла успеть выловить мои попытки проникновения! Ей на это потребовалось бы гораздо больше времени, я в этом абсолютно уверен. И все-таки каждый раз меня обнаруживали, причем весьма быстро.

- Ну и как же вы это объяснили? - поинтересовался Ларионов.

- Появлением ИИ, - будничным голосом ответил хакер.

- Что? - не удержался от возгласа Ларионов. - Вы хотите сказать, если я правильно понял, что в нашей сети завелся искусственный интеллект?!

- Именно. Причем он сам защищает себя от обнаружения. Тогда становится понятно, откуда взялась такая скорость локализации моего вторжения: ему ведь не нужен интерфейс.

- Вы уверены, что не ошибаетесь, Павел? - после секундной паузы уже спокойнее, и даже с иронией произнес Ларионов. - Наша компьютерная сеть далеко не самая крупная в мире. Зачем электронному разуму понадобились именно мы?

- А я не сказал, что он появился только у вас. Я пошарил и в других крупных корпоративных и военных сетях. И тоже нашел там некие странности, которых раньше не было.

- Вы так уверены, что не было? - подал голос Астахов.

- Уверен, ведь некоторые из этих сетей я сам инспектирую, как говорится, на вшивость.

- Подождите, давайте разберемся, - сказал Степан. - Значит, вы утверждаете, что в "паутине" сам собой зародился ИИ?

- Ну, сам или не сам, этого я не знаю, и ответить не могу.

- Хорошо, - снова вмешался Ларионов. - Но все же вы пришли именно к нам. Это означает, как я понимаю, что признаков появления искусственного интеллекта больше всего именно в сети РБИ? И чем же мы такому "подарку" обязаны, по вашему мнению?

- Используемым у вас технологиям. В РБИ очень удачно, не сочтите за лесть, сочетаются самые современные достижения информационных технологий и методы обработки информации. Ясно, что ИИ у вас в РБИ, чувствует себя, как бы это сказать... Комфортно. Условия для него хорошие. Я бы сказал - родной "улей".

- Почему улей? - с интересом переспросил Пол.

- По аналогии. Если ИИ распределен по всей Сети, то он словно рой пчел или семья муравьев, в наличии у которых коллективного разума никто уже и не сомневается. Ну а тогда очаги "сгущений" ИИ в крупных локальных сетях - это и впрямь как ульи для пчел или муравейники. Но улей звучит короче.

- А что, удачное название. И суть дела вполне отражает, - согласился Астахов. - А другие "ульи" есть?

- С уверенностью я пока могу сказать только про РБИ, - продолжил Скоков. Предлагаю поискать вместе. Чтобы научиться отслеживать и контролировать действия этого ИИ. И в случае чего успеть их ограничить!

- О каких действиях вы говорите? - спросил Ларионов, и в голосе его звучала уже плохо скрываемая тревога. - Может быть, вы предполагаете... что искусственный интеллект может начать какие-то деструктивные действия в отношении человечества? Плохо верится, что можно серьезно этого опасаться.

- Я, конечно, далек от мысли, что произойдет нечто типа "Матрицы" или "Терминатора", - спокойно, как о чем-то будничном и обыденном, рассуждал "Зигзаг". - Но... Но последствия "шалостей" ИИ, если он действительно появился, будут непредсказуемы. Это я вам точно скажу. И не обязательно потому, что он имеет что-то против нас. Здесь, так сказать, ничего личного. Просто он может иметь совсем другую логику. Ну, к примеру, сколько мальчишек в детстве обрывали крылья у бабочек безо всякого злого умысла - из любопытства. А теперь представьте человечество в виде такой бабочки, а ИИ - в качестве ребенка.

На несколько мгновений повисла тишина. Первым нарушил молчание Ларионов:

- Да уж, Павел. Ну и ужасов вы наговорили. Но давайте-ка сначала еще докажем, что этот самый ваш ИИ вообще существует.

- Легко. Только скажите, где я могу подключиться к вашей сети.

- Да прямо здесь. Вот компьютер. Усаживайтесь. Только сначала оговорим некоторые организационные вопросы. Надеюсь, вы не против подписать с РБИ конфиденциальный договор?

Скоков ответил, что вообще-то обычно он работает через посредников, но поскольку сюда пришел сам, по собственной инициативе, то договор подпишет.

Пол и Степан, стоявшие в стороне, давно уже понимающе переглядывались. Воронов, успевший разобраться, что к чему, вмешался в разговор, обращаясь к Ларионову:

- Теперь, Егор, я понял, зачем вы меня пригласили. Есть вероятность, что та обнаруженная мною закономерность в возникновении локальных сбоев в сетях РБИ может быть связана с присутствием этого самого ИИ?

- Да, Степан, такая вероятность есть. Во всяком случае, исключать ее нельзя. А еще я думаю, что если тебе предоставить побольше данных, то ты сможешь выявить тип этой закономерности и описать ее основные свойства. Что косвенно, от обратного, определит и свойства возникшего ИИ.

Сковов - "Зигзаг" тем временем заполнил договор и был готов приступить к работе.

- Да, кстати, Павел, еще вопрос к вам, - обратился к нему Ларионов, - а могут ли странности в локальных отклонениях работы нашей сети быть связаны с вашей гипотезой "улья"?

- Ну, в принципе в сетях "улей" может маскировать свою деятельность под видом исполнения разного рода системных сбоев, вирусной активности и тому подобного. При этом ИИ, естественно, будет стараться, чтобы все эти события выглядели как максимально случайные. Но если большой массив таких явлений анализировать целенаправленно, то отличие от случайностей выявить можно.

- Но я пока все же не совсем понимаю: как же мы сможем отследить деятельность этого гипотетически существующего ИИ? Может, можно его как-то специально активизировать? Спровоцировать, так сказать, на "подвиги"?

- Именно на этот счет есть у меня задумка, - заявил Скоков. - Если мы начнем "сдирать" с него "маскировку" или зацепим какие-то элементы сети, обеспечивающие его функционирование, то ИИ вынужден будет начать активироваться. Если мы своим воздействием зацепим функцию, важную для его, хм, "жизнедеятельности", то есть вероятность, что ИИ "не вытерпит" и сам, без участия людей, начнет противодействовать такому вмешательству. И тогда мы сумеем его выследить.

- Как думаешь, это не опасно? - тихо спросил Пол Степана.

Тот только неопределенно пожал плечами.

Всеобщее волнение уже явственно нарастало в атмосфере кабинета. И Пол понял, что его это почему-то беспокоит.

- Интересно, интересно..., - задумчиво приговаривал Астахов, что-то рисуя левой рукой на лежащем перед ним листом бумаги. - Интересно, как это будет выглядеть на практике!

- Вот и поглядим, - произнес Ларионов, кажущийся, по крайней мере внешне, спокойным. И добавил, обращаясь к Скокову: - Ну что, Павел, можете начинать осваиваться с нашей корпоративной системой за моим терминалом.

Ларионов оказался не только чинушей-администратором, но и неплохим программистом. Это Павел Скоков понял сразу, как только сел за компьютер и "пробежался" по установленным на рабочем месте вице-президента РБИ программам и "железу". Ведь постоянно поддерживать в порядке и синхронизировать такую сложную конфигурацию системы мог только специалист высокого класса.

Ларионов же тем временем, отдав начальнику хозслужбы распоряжения о доставке в свой кабинет оборудования для создания еще трех дополнительных рабочих мест, снова обратился к Воронову:

- Ну что, сможешь быстро "сваять" программу, оперативно фильтрующую возникающие нестандартные отклики и способную выявлять скрытые закономерности?

Степан потер рукой подбородок:

- Думаю, за два-три часа смогу собрать прототип из готовых модулей. Только оптимизировать ее для внедрения мне сложно. Я "примат", а не хакер. Да и от вычислительной мощности много зависит.

- Об этом не беспокойся, у нас есть прототип квантового компьютера. Работающий прототип! Кстати, это большой секрет, - сказал Ларионов. И добавил. - Да и хакер, как видишь, из лучших. Так что давай, настраивай свои программы. Как только оборудуют твое рабочее место, можешь сразу и начинать. Слушай, а сколько времени потребуется, чтобы выявить в чужих сетях закономерности в сбоях и ошибках за последние, скажем, месяцев шесть?

- Ну, если будем искать эти данные агрессивно, не боясь обнаружения, быстро их скачивать к нам, а потом анализировать уже здесь, то думаю, к завтрашнему вечеру будем иметь программу-анализатор, уточненную уже с учетом этих данных.

- Хорошо.

Потянулось время ожидания. Воронов что-то самозабвенно "кропал" на компе, Ларионов разбирал какие-то документы. Пол читал журнал. А временно бездельничающие Астахов и Скоков завели обстоятельный разговор о проникновении "Зигзага" в закрытую базу данных министерства энергетики США. Беседа, изобилующая специальными терминами типа 139-ые порты, "файерволы", криптостойкость, proxy-сервера, "отстрел", "скрипты", "демон команд", "дракон" и даже "вешалка" и "энурез", была прервана только после того, как в кабинет вкатили тележки с мониторами, системными блоками, разобранными столами для компов и кучей других необходимых "прибамбасов". И уже спустя полчаса Петр, Павел и Степан смогли начать работу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных