ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Прогонные и генеральные репетицииЧерновые и чистовые прогоны — самые трудоемкие и тяжелые репетиции выпускного периода. Прогон спектакля — это своеобразная монтировка, на которой все его компоненты — актеры, музыка, декорации, свет — согласуются между собой в определенном взаимодействии и строгой последовательности. Недаром иногда первый прогон называют «монтировочной с актерами». По ходу прогона уточняется техника перестановок, световая партитура, способы зарядки декораций и мебели, рациональное использование закулисного пространства, невидимость верхних и боковых частей сцены из зрительного зала, рабочие пути актеров и работников сценических цехов, реплики, по которым открывается и закрывается занавес, начинаются музыка, шумы, происходят перемены декораций и света. Особое внимание при этом обращается на соблюдение правил техники безопасности. Все, что было найдено и закреплено на предыдущих этапах работы, здесь сводится в единое целое, и этот процесс требует от всех участников репетиции предельного напряжения сил, внимания и собранности. На прогонах несколько раз может повториться одна и та же перестановка, одно и то же переключение света или движение декорации: то не вовремя вступит оркестр, то актер перепутает реплику или не успеет изменить мизансцену, то запоздают монтировщики или мебельщики, а то и вовсе окажется, что на перемену не хватает музыки или осветители не успевают в отведенное время перестроить свет. На этих репетициях возникает еще много разных неожиданностей. К началу прогонных репетиций все элементы оформления должны быть распределены между сценическими цехами. Иногда вопрос принадлежности того или иного предмета оформления к тому или иному цеху вырастает в большую проблему, разрешить которую бывает совсем не просто. Особенно часто споры возникают между монтировщиками, мебельщиками и осветителями. Для разрешения подобных ситуаций рекомендуется пользоваться определенным принципом или правилами, установленными раз и навсегда. Одним из вариантов таких правил служит, во-первых, принцип неразрушения, сохранения целостности и функциональности предмета при его перемещении, а во-вторых, наличие в этом предмете даже самых простейших электротехнических устройств. Все вещи, которые при перемещении сохраняют свою сущность, относятся к мебельному цеху. А те, которые при попытке перемещения разрушаются, перестают быть таковыми, — к монтировочной бригаде. Так, печка-буржуйка принадлежит мебельщикам, потому что ее можно переносить куда угодно. А вот камин или кафельная печь — отдаются монтировщикам. Тканый ковер, по той же схеме, эксплуатируют мебельщики, а половик, изображающий паркет, землю и т.п. — монтировщики. То же самое можно сказать о наручных и напольных часах и часах башенного типа. Но вот если в тех же часах имеется электропроводка и механизм движения стрелок, то эти часы принадлежат уже электроосве- тительскому цеху. К этому же цеху относятся и различные бутафорские предметы, внутри которых имеются электролампочки и другие электрические устройства. Если же какие-либо электроосветительные устройства находятся в крупных частях декорации, то их следует делать съемными. Силами осветителей эти устройства монтируются в декорацию перед каждым спектаклем. В любом случае важно, чтобы за этими устройствами было бы профессиональное наблюдение, не допускающее нарушений правил эксплуатации. Как и во всяких правилах, здесь могут быть исключения, но в подавляющем большинстве случаев эти принципы являются универсальными в распределении постановочного имущества. Во время прогонов начинается просмотр костюмов и гримов. Как правило, они назначаются во время, отведенное до начала репетиции. Одетые и загримированные актеры по очереди появляются на обставленной декорациями и освещенной сцене. В этом просмотре участвует режиссер, художник, заведующий постановочной частью и ответственные лица костюмерного цеха. Во время просмотра все костюмеры-одевальщики, портные и закройщики находятся на своих местах, готовые в любую минуту прийти на помощь актеру, переодеть его, найти в запасном гардеробе деталь или часть костюма для пробы, быстро подшить или подпороть, сделать наметку и т.п. По результатам просмотра составляется протокол или запись, в которой отмечаются недостатки, способы их устранения, указываются замены, переделки и пр. После просмотра начинается репетиция в костюмах. Первая репетиция в костюмах имеет важное значение. Отдельный костюм, показанный в отрыве от остальных, смотрится иначе, чем в ансамбле. Бывает, что отдельный костюм вызывает аплодисменты участников спектакля, а, когда на сцене появляются другие актеры, обнаруживается, что костюмы затмили актеров, или выясняются колористические ошибки в общем ансамбле костюмов, декораций, освещения. Просмотр гримов тоже производится по групповому методу, чтобы проследить за соблюдением единого приема, единого стиля гримирования. Итоги прогонных репетиций подводятся на рабочем совещании руководителей всех звеньев постановочной части с режис- сером и художником. На этом совещании рассматривается главный вопрос — готовность цехов к предстоящим генеральным репетициям. На генеральную репетицию вызывается весь персонал монтировочной части, лучшая бригада монтировщиков. Генеральная репетиция также требует от всех занятых максимальной внимательности в работе и четкого знания своих обязанностей во время проведения спектакля. Всеми работами на сцене руководит главный машинист. Он должен организовать сборку декораций так, чтобы работники одного цеха не мешали работе других и не создавали условий повышенной опасности, возникающих при беспорядочном движении людей, не приводили к сутолоке. Нельзя, к примеру, проводить одновременную сборку декораций и установку мебели. Мебельщики могут начать обстановку мебелью только тогда, когда все основные работы по монтировке декораций закончены. В тех случаях, когда драпировки и другие предметы бутафории или осветительные устройства монтируются к подвесным декорациям, машинист сцены согласовывает с руководителями соответствующих цехов вызов отдельных работников для передачи этих предметов монтировщикам. Представители цехов обязаны проследить за правильностью монтировки и проверять работу принадлежащих им предметов оформления. Порядок сборки всех декораций для генеральных репетиций ничем не отличается от правил, установленных для подготовки очередного спектакля. А именно: сначала к штанкетам крепится вся подвесная декорация, после этого декорации последующих картин разносятся по сторонам сцены или собираются в карманах. Затем производится монтировка фурок, накладных кругов и других движущихся приспособлений. По окончании этих работ планшет сцены застилается половиком. При натяжке половиков необходимо следить за тем, чтобы не перекрыть случайно открытые люки, щели в планшете сцены. Все металлические части, попавшие под половик (крышки осветительских лючков и пр.) должны пробиваться гвоздями по их контуру, во избежание скольжения ткани по металлу. В последнюю очередь собираются декорации первой картины. Установка падуг и проверка заправки кулис проверяется машинистом из первого ряда партера. Если какие-то декорации изготовлены на круге или фурках, машинист дает команду на повороты и выкат фурок, чтобы убедиться в правильности марок и произведенной сборки. После окончания установки декораций сцена отдается осветителям для установки света. Время, необходимое для этого, определяется сложностью световой партитуры и монтировки световых устройств. Но в любом случае на это требуется не менее получаса. По существующим правилам, сцена сдается помощнику режиссера за полчаса до начала спектакля. Помощник режиссера осматривает сцену, проверяет прочность креплений, особенно тех декораций, которые обыгрываются актерами, работу сигналов радиосвязи и сигнальных ламп (так называемые «повестки»). Подготавливает актеров к началу спектакля. На генеральные репетиции подается игровой реквизит. Согласно выписке он раскладывается в нужных местах и разносится по актерским уборным. К приходу актеров вычищенные и выглаженные костюмы развешиваются в гримуборных. Белье приготавливается у гримировального стола, на полу выставляется обувь. Помогая актеру одеться, костюмер должен тщательно осмотреть костюм, проверить наличие костюмного и игрового реквизита. На сдачу спектакля приглашается пожарно-техническая комиссия. Она осуществляет приемку спектакля с точки зрения соблюдения театром норм и правил трудовой и пожарной безопасности. В состав этой комиссии входят представители районной пожарной инспекции, технические инспекторы управления или Комитета по культуре, профсоюзного органа. Представители госпожнадзора осматривают светотехнические устройства, прокладку по сцене кабелей и соответствие их конструкции техническим нормам и фактической нагрузке, чистоту проходов, соблюдение правил безопасного обращения с огнем актерами, курящими по ходу действия, факт пропитки мягких декораций огнезащитным составом и т.д. и т.п. Техническая инспекция проверяет наличие ограждений на игровых станках и лестницах, надежность декорационных конструкций и способ их крепления, тормозные устройства грузо- подъемных механизмов, наличие технических паспортов на них, освещенность закулисного пространства, применяемое по ходу действия оружие и т.д. Во время спектакля члены комиссии следят за всеми мизансценами, способами обыгрывания декораций, мебели и других предметов сценической обстановки, постановкой «боев», то есть всего того, что может угрожать здоровью работающих на сцене людей. К сдаче спектакля и принятию комиссией руководитель постановочной части готовит паспорт спектакля. В число документов, составляющих паспорт, входят: 1. Планировка декораций всех картин спектакля. 2. Световая планировка всех картин спектакля с указанием нагрузки на токопроводящие сети в киловаттах. 3. Акт о пропитке декораций огнезащитным составом. (Акт составляется теми лицами или организациями, которые осуществили пропитку. В акте обязательна подпись начальника пожарной охраны театра, удостоверяющего качество пропитки.) 4. Расчет несущих конструкций на жесткость и прочность. 5. Справка о соблюдении условий технической эксплуатации и исправности всех световых и светоэффектных приборов (дается руководителем световой службы театра). 6. Акт о соответствии декорационного и конструктивного оформления нормам техники безопасности. (Подписывает заведующий художественно-постановочной частью и главный машинист сцены.) 7. Справка об актерах, курящих на сцене во время действия. (Дает помощник режиссера. В справке указываются действующие лица и их исполнители, номера картин, в которых происходит курение.) 8. Справка о соблюдении безопасных правил актерами, участвующими в сцене боя или драки. (Дает постановщик этой сцены.) 9. Фотографии макета или декораций. 10. Чертежи, шаблоны и прочая проектная документация спектакля. По окончании генеральной репетиции комиссия собирается на обсуждение технической стороны, в результате которого составляется акт о приемке спектакля. Главным лицом, отвеча- ющим за соблюдение всех установленных норм, является заведующий художественно-постановочной частью. К нему комиссия и обращает все вопросы и заявляет свои претензии. Но и другие лица также участвуют в этом обсуждении. Это: старший художник по свету, начальник пожарной охраны, ответственный за технику безопасности, а в отдельных случаях и художник спектакля, поскольку все они отвечают за создание безопасных условий труда. Если комиссия выносит решение о каком-то запрещении, что выходит за рамки компетенции руководства постановочной частью, например, выстроенных режиссером мизансцену или какие-то действия актеров, то заведующий постановочной частью составляет по этому поводу докладную дирекции театра. Этим действием он как бы снимает с себя ответственность за данное нарушение и за ликвидацию этого нарушения. Паспорт спектакля нужен не только для предъявления технической комиссии, но и для дальнейшей практики и истории театра. Составление паспорта служит одним из способов фиксации изобразительной стороны спектакля, по которому можно восстановить либо какой-то утраченный элемент, либо, спустя годы, весь спектакль. С другой стороны — паспорт является инструментом контроля за сохранением спектакля на уровне премьеры. Вот почему, помимо перечисленных документов, в паспорт спектакля вводится распределение подвесной декорации по штанкетам, инструкция по сборке и проведению спектакля и технологическое описание и прочие документы. Этой же цели служат фотографии макета и рабочие чертежи. Подписанный пожарно-технической комиссией акт о приемке спектакля разрешает эксплуатацию оформления. Перед премьерой режиссер, художник, руководство постановочной частью еще раз проверяют сделанные ими записи замечаний и недоделок. Обычно в день премьеры сцена целиком отдается постановочной части. Это позволяет не только с наибольшей тщательностью собрать оформление, но лишний раз проверить его завершенность, работу сценической техники, устранить мелкие недочеты. И когда вечером публика заполняет зрительный зал, на сцене царит полная тишина: все проверено и готово к началу. Спектакль может начать свою сценическую жизнь.
Вадим Васильевич Базанов Работа над выпуском нового спектакля
Редактор Е. Таранова Набор и корректура Л. Алаевой Верстка Д. Королева Сдано в набор 10.10.96. Подписано к печати 17,12.96 Бумага офсетная. Гарнитура Kudriashov. Заказ № 4.. Ризограф СПбГАТИ. Объем 3 п. л. Тираж 200 экз. Лицензия >Jb 020893 от 15 июня 1994 г. Санкт-Петербургская государственная Академия театрального искусства 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., 34 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|