ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ 28 страницаПодобный парадоксальный образ поведения объясняется желанием уклониться от давления, вызванного неравновесием системных энергий, так как это давление всегда огромно! Я понял, что многие проблемы возникают в семьях из-за этой инстинктивной потребности в уравновешивании и могут быть устранены только при помощи другого типа уравновешивания — уравновешивания энергии путем позитивных действий, уважения по отношению к другим членам семьи, а также с помощью любви. Определенный импульс к развитию идеи о том, что между индивидами существует инстинктивная потребность в уравновешивании сил, я получил от книги Бозормени-Наги «Невидимые связи» (Boszormenyi- Nagy «Unsichtbare Bindungen»). Но я присмотрелся к этой проблеме пристальнее, чтобы узнать, какие силы действуют в семьях, и самостоятельно открыл закон, согласно которому решение проблемы неравновесия находится только путем уравновешивания на более высоком уровне, чем чисто инстинктивный. При терапевтической работе, связанной с системными переплетениями, я считаю особенно важным, чтобы психотерапевт словно «вступил» в определенное движение сил, благодаря которому утраченные связи между энергетическими полями системы восстанавливаются. Для этого необходимо отдавать себе отчет в том, что самый важный учреждающий семью закон является законом принадлежности, т. е. тем принципом, устанавливающим, что все члены семьи, как живые, так и умершие, обладают равным правом принадлежать к собственной семейной системе. Реакции души человека на лишение или непризнание этого права показывают, что мы имеем дело с основным семейным законом вообще, то есть с таким законом, который в глубине души признается всеми. Следовательно, когда кого-то исключили или вытеснили из семейной системы или просто забыли о нем, вся семья реагирует так, как если бы совершилась огромная несправедливость, которую приходится искупать кому-то из оставшихся членов семейной системы. Подобная ситуация возникает, например, тогда, когда исходя из нравственных соображений остальные члены семьи решают, что один из них недостоин права принадлежать к семье; или когда кто-то из членов семейной системы занимает или даже захватывает место другого, словно обладает правом вытеснить его; или когда один из членов семьи больше не интересен для семьи в целом, потому что все остальные боятся его судьбы; или когда о нем просто забывают, например, об умершем во время родов ребенке. Для души недопустимо, чтобы один из членов семьи считался более или менее значительным, чем другие. Непозволительно исключать кого-либо из семейной системы. Только убийцу не только позволительно, но и необходимо (!) из нее исключить. Несправедливость исключения в семьях искупается тем, что другой член системы, часто не замечая причину своего поведения, перенимает судьбу исключенного или забытого индивида. Такое замещение ради искупления несправедливости является самой важной причиной системных переплетений и проистекающих из них проблем не только для того, кто непосредственно вовлечен в переплетение, но и для всей его системы. Основное право на принадлежность к собственной семейной системе не может быть навязано извне, но действует как априорная сила, управляющая нашим поведением, какими бы ни были наши рациональные оправдания, размышления или продиктованные ими поступки. Иначе говоря, в семьях царит закон равенства всех членов системы, и каждый должен вести себя так, словно он всегда к услугам своей семьи, в соответствии со своими индивидуальными способностями и согласно собственному месту в системе. Никто не является лишним и никого не позволено забыть. Самые роковые проблемы, с которыми я сталкивался в психотерапевтической работе, всегда происходили из-за нарушения закона равноценности. Психотерапевту приходится возвращать исключенного из системы, для того чтобы и он мог играть свою системную роль. Действительно, как только исключенного признают и принимают другие члены семьи, вся система успокаивается и вовлеченный в переплетение индивид становится свободным. Признание равноценности всех членов семьи ведет к тому, что все отношения, которые были до этого разрушены, — то есть отношения между мужем и женой, детьми и их родителями, здоровыми и больными, присутствующими в системе и исключенными из нее, живыми и умершими — снова становятся гармоничными. Как психотерапевт я в первую очередь и от всего сердца стараюсь служить примирению между людьми. Важно понять, что не только психические расстройства, но и такие тяжелые заболевания, как, например, рак, могут быть результатом семей-но-системных переплетений. В подобных случаях основой болезни является внутренняя фраза: «Я последую за тобой!» — то есть член семьи, живущий согласно этой фразе, намерен последовать за кем-то из больных или умерших членов своей семьи в болезнь или в смерть. Возможно также, что один из детей, видя, что кто-то, принадлежащий к его семье, намерен последовать за заболевшим или умершим лицом, внутренне говорит себе: «Лучше я, чем ты!» Кроме того, ребенок подчиняется системному требованию искупления и уравновешивания негативного негативным. Психотерапевт, которому известна эта динамика, может лишить ее силы и освободить пациента и его семью от большого страдания. Другие физические симптомы связаны с прерванным движением любви ребенка к своим родителям. Боли в области сердца и головы часто представляют собой просто накопленную энергию любви, а боль в спине часто возникает, когда индивид отказывается глубоко поклониться матери или отцу. Расстановки семьи дают возможность излечить подобные расстройства и недуги. Как правило, я начинаю сеанс расстановки семьи, предоставляя пациенту возможность самому расставить участников, играющих роли членов его семьи. Но когда нужно искать решение проблемы, измененяя констелляции, я уже больше не позволяю ему искать или выбирать место, на котором он чувствует себя хорошо. Опыт и собственное восприятие «сцены» помогает мне быстро оценить общую картину действующих сил, расстройства системного порядка и найти констелляцию, позволяющую достичь исцеляющей динамики. Имея в виду все эти аспекты, я сам провожу не только предварительные констелляции, но и окончатель- ную, решающую проблему картину, не прекращая при этом диалог с пациентом. На каждом этапе расстановки я проверяю, соответствует ли картина действующим энергиям или нет и нужны ли еще дополнительные этапы. Таким образом я постоянно проверяю правильность ментальной картины, которая сформировалась у меня в самом начале расстановки. Нет необходимости, чтобы клиент проверял правильность моих высказываний или проведенных мною изменений. Дело в том, что без меня он никогда не смог бы найти решение своей проблемы. Только в конце, когда я приглашаю клиента занять его собственное место в констелляции, он может лично проверить правильность найденного решения. Иногда я сразу же показываю пациенту экстремальное решение его проблемы, например, что один из его детей умрет, если он осуществит свое намерение покинуть семью. После такого первого шага я показываю клиенту, какие шаги необходимы для того, чтобы развязать системный узел. Например, он должен глубоко поклониться перед отцом, выразив ему уважение... или он «проиграл» (то есть утратил) свои системные права. Такое может случиться, например, тогда, когда женщина отдает своего ребенка постороннему лицу (или лицам). Таким образом она отказывается от своих прав матери и, следовательно, от права на этого ребенка. Она должна выйти из системы и оставить ребенка у отца. Подобная развязка является весьма существенной психотерапевтической операцией, и психотерапевт должен понимать, что, выполняя ее, он принимает на себя большую ответственность. Но исцеление достигается только тогда, когда мы полностью принимаем неизбежные последствия наших действий и условия, при которых решение проблем становится возможным. Это показал мне Фрэнк Фаррелли своей провокативной терапией, в соответствии с которой психотерапевту приходиться «идти до самых границ», до экстремальной точки; и я ему за это очень благодарен. Некоторых шокирует этот тип психотерапии, но я уверен, что психотерапевт обязан сопровождать клиента до границы, за которой он уже больше не сможет избегать реальности своего положения — положения, которое ему и без того уже было известно. Испытывают шок, конечно, только те, кто не хочет видеть существующую реальность! В одном из моих семинаров принимала участие женщина, заболевшая неизлечимой болезнью. Ей очень хотелось расставить свою семью, но я ей предложил расставить только саму себя и Смерть. Это сильно шокировало некоторых участников, но не саму пациентку. Ведь она уже знала, что умирает. Она выбрала маленькую женщину на роль самой себя и большую женщину, олицетворявшую Смерть. Пациентка поставила обеих женщин друг напротив друга так близко, что они едва не соприкасались грудью. Маленькая женщина взглянула вверх на Смерть и сказала: «У меня возникло теплое чувство к ней, и я чувствую теплое дыхание смерти на своем лице». У Смерти тоже возникло теплое чувство к этой женщине. Тогда я попросил участницу, игравшую роль клиентки, сказать, что она ее уважает. После этого Смерть и маленькая женщина нежно взялись за руки и продолжали смотреть друг на друга, не двигаясь... Так выглядит реальность, когда она стоит перед нашими глазами. И только из-за того, что она больше не скрыта, она в состоянии воздействовать и исцелять. Когда психотерапевт всерьез позволяет реальности проявиться, клиент не возражает против достигнутого результата операции. Когда присутствующие посторонние лица боятся этой проявляющейся реальности и начинают протестовать и противоречить, утверждая, что болезнь не такая серьезная и, вероятно, существует какая-то альтернатива приготовлениям к Смерти, они только передвигают проблему из сферы реальности на уровень дискурсивных мнений. Но я им этого не позволяю. Эффективность моей работы в рамках расстановок семьи объясняется не только этой прямотой, но и тем, что я не допускаю, чтобы проблему клиента превратили во что-то относительное. Делая вид, будто проблема не является серьезной, клиента только лишают сил. Но истина, которую признают, делает его свободным и сильным. Следовательно, я прежде всего считаю себя тем, кто помогает проявиться истинной реальности пациента, потому что только эта реальность может лечить его. Клиента лечу не я, а узнавание и признание его истинной реальности. Исцеление осуществляется отсутствием иллюзии. Когда человек отказывается от всех иллюзий, способ его восприятия и действия обретает новую силу. Даже если клиент вынужден действовать вопреки своим прежним убеждениям, в тот момент, когда он видит свою истинную реальность, он узнает, на чем основываются все его действия, знает, в чем дело, и больше не будет подгоняться какими-то бессознательными инстинктами. Именно этим отличается его новая, исцеляющая позиция от предыдущей. Многие участники моих семинаров не понимают, почему я не позволяю клиентам подробно рассказывать о своих проблемах. Дело в том, что обычно из описания клиентом своей ситуации всегда можно заключить, что ему не известно, в чем состоит его проблема. Если бы он смог описать свою проблему правильно, ее не существовало бы вообще. Из того, что пациент рассказывает о своем положении, почти ничего не соответствует реальности. Значит, если бы я позволил ему рассказать подробности, я предоставил бы ему дополнительную возможность оправдать и зафиксировать его проблему своим описанием. Я же этого не допускаю и прошу сообщить мне только об основных событиях, происшедших в его семье. (Например, состоял ли один из его родителей в браке с кем-то другим до брака друг с другом; сколько у него братьев и сестер, умирал ли кто-нибудь из них... или о каких-то других событиях, происходивших в его детстве или в детстве другого члена его семьи.) При этом я не допускаю интерпретации этих событий. Только факты сообщают мне о существующей в его душе ситуации, о корнях его трудностей и его системных переплетениях. Больше мне ничего не нужно. Все события заряжены энергией. Когда клиент сообщает об определенном событии, произошедшем в его семье, сразу можно почувствовать потенциал энергии, содержащейся в этом событии. Кроме первоначальных ощущений констелляции, нередко проявляются и другие дополнительные детали, но моя работа, как правило, начинается с того, что клиент упоминает какого-то важного члена своей семейной системы. Все остальное я получаю в ходе самой расстановки семьи. Кроме того, мой собственный опыт научил меня отказываться от чрезмерной детализации и работать только с минимумом информации. Иначе энергия уходит в любопытство и дискурсивное размышление о деталях, и ее не хватает для эффективной работы с клиентом. Важно прекратить расстановку, когда пациент проявляет признаки растерянности, потому что в это мгновение достигается наивысший уровень психической энергии. Прекращением работы я препятствую утечке энергии в чисто спекулятивные дискуссии. В соответствии с этим принципом я не допускаю и подробных повторных обсуждений в конце сеанса. Такие разговоры только ослабляют растерянность пациента и предоставляют другим участникам возможность отвлечь энергию на самих себя и свои проблемы. В тех случаях, когда невозможно найти решение проблемы, я также прекращаю расстановку и не допускаю никаких дискуссий по этому поводу. Конечно, это серьезное вмешательство в процесс терапии. Но, с другой стороны, такой ход событий может способствовать тому, что клиент сам находит решение своих трудностей день или два спустя. Дело в том, что благодаря прекращению расстановки у пациента накапливается энергия, необходимая для принятия решения, которой он иначе не овладел бы. Иными словами, прекращение расстановки тоже оказывает на пациента полезное терапевтическое воздействие. Подобное наблюдается и в тех случаях, когда расстановка заканчивается неуспешно. Иногда расстановка семьи клиента ни к чему не ведет, и я не могу продолжать работу. Несмотря на то, что это очень больно для клиента, я все же не очень беспокоюсь о нем. Опыт показал, что у какого-то другого участника семинара в это время возникает мыслительная операция, в результате чего он произносит некое освобождающее слово, благодаря которому работа может продолжаться. Психотерапевту не всегда заранее известен каждый следующий шаг текущего процесса констелляции, и это не обязательно. Он просто должен отдаться потоку происходящего. Остальные участники семинара тоже отдаются этому потоку, и в результате обмена энергии между всеми нами все двигается в направлении благополучного исхода. Между мной и участниками семинаров всегда происходит какой-то обмен, который не обязательно является обменом позитивных энергий. Некоторые люди задают мне двусмысленные или провокационные вопросы, желая испытать меня. Я тоже отвечаю им двусмысленностью, шуткой или провокацией. На серьезные вопросы я отвечаю серьезно. Иногда скрытой целью заданного мне вопроса является простое удовлетворение любопытства. Любопытство является признаком неуважения к другому человеку. Я никогда не проявляю любопытство к людям и не позволяю, чтобы они обращались ко мне с любопытством. Один из самых важных аспектов моей психотерапевтической работы состоит в том, что я не навожу справки об успешности результатов терапии после расстановок. Успех перестройки энергии становится заметным уже в ходе расстановки, когда на лице пациента проявляются признаки смушения, свидетельствующие о том, что проявляющаяся истина его системной ситуации глубоко тронула и изумляет его. Но я никогда не ориентируюсь только на симптомы и их изменения. Я не базирую свою работу на такой ограниченной основе и не стараюсь, даже по прошествии многих месяцев и лет, осведомляться об исчезновении симптомов у того или иного клиента. Целью моей психотерапии является не исчезновение симптомов, а создание внутренней картины, позволяющей клиенту вернуться в свою семейную систему, как возвращаются домой. Почувствовав себя дома, он обретает способность укорениться в новой динамике своего существования и установить связь со всеми исцеляющими энергиями, которые там действуют. Только это я считаю психотерапевтическим успехом и источником новой энергии для пациента. До какой степени эта новая динамика воздействует на симптомы — другое дело... Это дело в первую очередь врачей и психиатров. Поэтому пациентов с очень серьезными симптомами я всегда отправляю к врачу или психиатру. Психотерапевтический смысл решения не осведомляться о дальнейшем развитии симптомов состоит в следующем: конечно, я рад, когда мне кто-то сообщает, что мой пациент чувствует себя хорошо, однако я не хочу стоять ни между клиентом и его душой, ни между индивидом и его судьбой, ни между ним и тем, что я называю «Большой Душой». В процессе психотерапии я как психотерапевт чувствую себя в согласии не только с его судьбой, но и с его душой, также как и с Большой Душой. Этим <же объясняется и тот факт, что, окончив психотерапию, я могу отказаться от дальнейшего контакта с пациентом или попыток разузнать дополнительные детали о развитии его симптомов. Когда психотерапевт позволяет любопытству вести его и старается узнать о пациенте больше, чем проявляется во время самой расстановки, он показывает своим поведением, что у него самого нет веры в эти благотворные силы. Это всегда вредно как для него самого, так и для пациента, так как благотворные силы тогда покидают их обоих. Иногда пациент с радостью сообщает мне о том, что наша психотерапевтическая работа оказалась успешной, но в подобных случаях я стараюсь защищаться от возможного чувства удовлетворения как от искушения властью. Если я позволяю такому эйфорическому сообщению вызвать у меня удовольствие, то словно теряю почву под ногами и тем самым свою способность ясно размышлять. Более того, я теряю силу и свободу. Что касается моей внутренней позиции по отношению к используемому мной типу семейно-системной психотерапии, то я считаю, что психотерапевт более сосредоточен и теряет меньше сил, когда ему известно как можно меньше деталей. Именно из-за того, что я хочу сохранить весь потенциал своих сил и способности сосредоточиться, я не хочу знать, к каким способам лечения пациент прибегал до работы со мной. Часто люди спрашивают: «Откуда Хеллингер все это знает?» или: «Как он достиг такого образа мышления?» Ответ простой: я этому учился у множества людей. Кроме того, большая часть элементов, необходимых для решения проблемы клиента, возникает передо мной в то самое мгновение, как я воспринимаю его реальную ситуацию. Я просто открываюсь перед проявляющейся системной ситуацией и перед лицами, играющими важную роль в этой системе, в первую очередь перед исключенными членами семьи. И когда я вижу их всех и смотрю на них с уважением и любовью, внезапно в моем уме возникает ответ, идея, показывающая мне решение проблемы... И об этом я потом и сообщаю пациенту. Поскольку проблематика повторяется, появляется возможность через какое-то время выяснить, что действуют определенные правила. Значит, и опыт играет большую роль. Например, так проявилось правило, согласно которому предыдущие партнеры, с которыми родители состояли в сексуальных отношениях, в настоящей системе всегда замещены одним из детей. Иногда ко мне приходит постижение довольно редко действующих законов, например, о том, что «жена должна последовать за мужем» и что «мужчина должен служить женщине». Когда такие ключевые фразы появляются перед моим мысленным взором во время расстановки, сначала я, как правило, стараюсь защититься от них, но в конце концов принимаю. Высказав эти фразы, я жду их воздействия на динамику расставленной системы, но при этом не проявляю инициативы для того, чтобы и пациент активно принимал их, поскольку не считаю, что должен их отстаивать. Я знаю только, что это правило мне как будто «передано» и я должен передать его другим. Признают ли клиенты правило или нет, для меня не играет никакой роли. Часто меня спрашивают, откуда у меня эта «самоуверенность», благодаря которой я могу сообщать эти правила таким образом, словно они являются «аподиктическими истинами». Я отвечаю, что такие «истины» — просто то, что я воспринимаю в данное мгновение, и каждый из нас может воспринять их, если сконцентрирует внимание на том, что происходит «вот сейчас», в этот самый момент. На мой взгляд, «истина» — это всегда то, что проявляется сейчас же, и этим «самопроявлением» показывает направление следующего шага. Когда такие правила проявляются передо мной с неожиданной ясностью, я могу высказать их с абсолютной уверенностью. Их последующее воздействие на динамику событий показывает потом, прав я или нет. Когда во время расстановки другого пациента проявляется проблематика, идентичная той, которая наблюдалась в тот момент, когда я узнал правило, я не ссылаюсь на прежний случай и познание, достигнутое тогда... Ведь я не возвещаю какую-то вечную истину. Я просто смотрю на новую, хотя и подобную прежней, ситуацию словно новым взглядом, и когда она мне показывает какое-то отличие от того, что проявилось в предыдущей ситуации, я высказываю это новое познание с той же уверенностью — даже тогда, когда оно как будто противоречит прежнему, понимая, что настоящее мгновение этого требует. Значит, я не составляю никакого кодекса вечных законов. Когда кто-то упрекает меня в том, что я противоречу самому себе, я считаю, что он относится ко мне несправедливо, оценивает меня неправильно. Почему? Потому что такой упрек подразумевает, что я не воспринял настоящего мгновения. В самом деле, истина одного мгновения не идентична истине предыдущего мгновения. Она новая и занимает место предыдущей. Следовательно, каждое отдельное мое высказывание относится исключительно к тому случаю, которым я занимаюсь сейчас. Эту внутреннюю ориентацию наблюдения я называю «феноменологической терапией». Вы скажете, что все, что я сказал, противоречит тому, что я говорил о законах, действующих в семейных системах. Дело в том, что надо учитывать и эти законы и правила, и возможность какой-то новой истины, возникающей в контексте настоящего мгновения. Проблема правильного восприятия реальности — всеобщая проблема. В своей книге «Наставления Дона Хуана» Карлос Кастанеда говорит о разных врагах познания. Первым врагом он считает страх. Только те, кто преодолевает страх, могут ясно воспринимать происходящее. Преодолеть страх способен лишь тот, кто согласуется с миром, таким, какой он есть, со всеми его феноменами, какими бы они ни были. Такое согласие является огромным шагом вперед. Тот, кто согласуется с реальностью смерти, болезни и судьбы, своей и других, кому по силам согласиться с тем фактом, что все имеет конец и является непостоянным, — преодолел страх и достигает ясности. Внимание! Производится предварительная запись в долгосрочную обучающую группу по системной терапии Б. Хеллингера. Начало программы планируется в 2002 году. тел.: (095) 474-2541, 474-1101. ОБУЧАЮЩИЙ ВИДЕОФИЛЬМ: СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Б.ХЕЛЛИНГЕРА. Запись семинара проходившего 19-21 июля 2001 г. в г. Москве. Ведущий Гунтхард Вебер (Германия), ведущий специалист по семейным и организационным расстановкам, автор книги «Кризисы любви: Системная психотерапия Б. Хеллингера», директор Института системных решений. тел.: (095) 474-2541, 474-1101 Берт Хеллингер ПОРЯДКИ ЛЮБВИ РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ Директор издательства М.Г. Бурняшев Редактор И.В. Тепикина Компьютерная верстка и техническое редактирование О.Ю. Протасова Художник А. П. Куцин Корректор М.В. Зыкова Сдано в набор 10.06.2001. Подписано в печать 15.08.2001. Формат 60x90 Vie- Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 25. Тираж 5000 экз. Заказ № 3099. Лицензия ЛР № 065485 от 31.10.97 г. ЗАО «ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ» 123336, Москва, ул. Таежная, 1. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|