Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
II. Абсолютные показатели, единицы их измерения
Абсолютные показатели -выражают размеры (объемы, уровни) социально-экономических явлений в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. Они всегда имеют определенную размерность, определённые единицы измерения.
Натуральные единицы измерения - т, км, л, дал, км2, шт., м3, кВт и др.
Условно-натуральные единицы измерения - используются, когда продукция имеет несколько разновидностей одной и той же потребительской стоимости. Одну из них принимают за эталон (условный измеритель), а другие пересчитывают с помощью специальных коэффициентов в единицы меры этого эталона. Так мыло разных сортов переводится в условное мыло с 40-процентным содержанием жирных кислот, консервы различного объема в условные консервные банки объемом 353,4 см3, в сельском хозяйстве различные виды животные и птицы условно приравниваются к коровам (условные головы).
Трудовые единицы измерения – применяются для измерения затрат труда на производство продукции и трудоемкости операций технологического процесса (человеко-часы, человеко-дни)
Стоимостные единицы измерения - дают денежную оценку социально-экономическим явлениям (руб.)
III. Относительные показатели.
Относительными показателями – называют статистические показатели, определяемые как отношение сравниваемой абсолютной величины к базе сравнений, таким образом две абсолютные величины сопоставляются друг с другом.
Одноименные
1) выражаются в отвлеченных числах:
• в коэффициентах: если база сравнения принята за 1, то относительная величина выражается целым или дробным числом, показывающим, во сколько раз одна величина больше другой или какую часть ее составляет;
• в процентах (%), если база сравнения принимается за 100;
• в промилле (‰), если база сравнения принимается за 1000;
• в продецимилле (о/ооо), если база сравнения принимается за 10 000;
• в просантимилле (о/оооо) – за 100 000
2) выражаются в именованных числах,например: руб. стоимости ОС на 1 руб. продукции и др.
| | Разноименные
наименование (единица измерения) относительных показателей образуется от сравниваемых величин: руб./чел., ц/га, т/руб., чел/км2 и др.
| |
В зависимости от задач, содержания и значения выражаемых количественных соотношений различают:
· относительные показатели планового задания;
· относительные показатели выполнения плана;
· относительные показатели динамики;
· относительные показатели структуры;
· относительные показатели координации;
· относительные показатели сравнения;
· относительные показатели интенсивности
· относительные показатели уровня экономического развития
Относительные
показатели
| Сокр.
| Описание
| Формула для расчета
| Пример
| Показатели планового
задания
| ОППЗ
| характеризуют перспективу развития явления. Представляют собой отношение планируемого уровня показателя к его уровню, достигнутому в предыдущем периоде (или в периоде, рассматриваемом как базисный).
|
| Торговая
организация
| 1 кв.
(факт)
| 2 кв.
(план)
| Относит. величина план. задания, %
| Товарооборот, млн. руб.
|
|
|
|
ОППЗ = 350:250 × 100% = 140%
Таким образом, во 2 квартале планируется увеличить товарооборот на 40%.
| Показатели выполнения плана
| ОПВП
| показывают степень выполнения плана. Применяются для сравнения фактических достигнутых результатов с плановыми показателями.
|
| ООО «Союз»
| 2016г.
| Степень выполнения плана,%
| план
| факт
| Производство
|
|
| 90,9
| ОПВП = 200:220 ×100% = 90,9% Таким образом, план не выполнен на 9,1% (100% - 90,9%)
| Показатели динамики
| ОПД
| изучают степень изменения изучаемого явления во времени. Представляют собой отношение уровня исследуемого явления или процесса за данный период к уровню этого же процесса или явления в прошлом.
|
Данный показатель называется темпом роста.
Темп прироста = 100% -Темп роста
| Год
| Численность. безработных,
млн. чел.
| В % к 2012 году
(базисный)
| В % к предыдущему году
(цепной)
|
| 8,9
|
|
|
| 7,0
| 78,6
| 78,6
|
| 5,1
| 57,3
| 72,9
|
| 6,3
| 70,8
| 123,5
|
| 5,6
| 62,9
| 88,9
| Базисный – все года рассчитываются к 2012 году.
Цепной– каждый год рассчитывается к предыдущему году: 2013 к 2012, 2014 к 2013, 2015 к 2014, 2016 к 2015г
| Виды затрат
|
|
| Темп роста
| Темп прироста,%
| Цеховые
|
|
| 106,7
| 6,7
| Общезаводские
|
|
| 96,7
| - 3,7
| Коммерческие
|
|
|
|
| Полная с /с
|
|
| 104,3
| 4,3
| Показатели структуры
| ОПС
| в качестве базы сравнения берется величина целого (итог). Представляют собой отношение части к целому.
|
| Виды затрат
| Тыс. руб.
| Удел. вес, %
| Цеховые затраты
|
| 63,8
| Общезаводские затраты
|
| 31,9
| Внепроизводственные затраты
|
| 4,3
| Итого полная себестоимость
|
|
| Показатели координации
| ОПК
| представляют собой соотношение двух частей единой совокупности между собой. При этом в качестве базы сравнения выбирается та часть, которая имеет наибольший удельный вес или является приоритетной с экономической, социальной или какой-либо иной точки зрения. Показывают сколько единиц одной совокупности приходится в среднем на одну (10 или 100) единиц другой совокупности.
|
| Структура численности телефонных станций
в России в 1997 г.
| Наименование
| Число станций, тыс. шт.
| Уд. вес каждой сети, %
| Показатель координации, %
| Телефонные станции, в т.ч.
-городские сети
-сельские сети
|
34,5
7,5
27,0
|
21,7
78,3
|
-
27,8
| При расчете показатели координации за базис взята большая величина из частей совокупности (27,0 тыс. станций), т.о. 7,5:27,0 × 100% = 27,8 %
| Показатели сравнения
| ОПСр
| представляют собой отношение одноименных величин, относящихся к разным объектам (организациям, районам, областям, странам)
|
| Показатели, тыс. руб.
| Фирма А
| Фирма Б
| ОПСр
| Выручка
Себестоимость
Прибыль
Стоимость ОПФ
|
|
| 1,5
2,4
0,8
0,9
| Проведено сравнение показателей фирмы А в сравнении с показателями фирмы Б.
| Показатели интенсивности
| ОПИ
| характеризуют степень насыщенности или развития данного явления. Данный показатель получают сопоставлением разноименных, но взаимосвязанных в своем развитии величин. Данный показатель либо именованная величина, либо он выражен в долях (коэффициенте), %, ‰ или %00
|
| Дано: Среднегодовая численность постоянного населения РФ составила 146,5 млн. чел., численность врачей – 682 тыс. чел. Определить численность врачей, приходящихся на каждые 10 000 человек.
Решение:642:146500 × 10000%00 = 46,6%00
| Дано:Население Калужской области на 2016 составляет 1 009 712 чел. Площадь территории Калужской обл. 29 800 км². Рассчитать плотность населения области. Решение: 1 009 712:29 800 = 33 чел/км2
| Показатели уровня экономического развития
| ОПУЭР
| Характеризуют выпуск продукции в расчете на душу населения. Численность населения используется как средний показатель.
|
| Дано:В 2016 году в РФ было произведено стиральных машин – 852 тыс.шт., пылесосов – 445 тыс.шт., утюгов – 697 тыс.шт. Численность населения на начало 2016 года составила 146,5 млн. чел, а на начало 2017 года – 146,8 млн.чел.
Решение: Сначала рассчитаем среднегодовую численность населения РФ (146,5 + 146,8):2 = 145,65 млн.чел. или 145650 тыс.чел. Далее найдем ОПУЭР по каждому виду продукции:
852:146650 = 0,0058×1000 ≈ 6 стиральных машин на 1000 человек.
445: 146650 = 0,0030×1000 ≈ 3 пылесоса на 1000 человек
697:146650 = 0,0047×1000 ≈5 утюгов на1000 человек
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Занятие № 14
Тема 2.1.Статистические показатели: абсолютные, относительные, средние, вариации.
Средние величины в статистике. Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая. Правило мажорантности степенных средних в статистике.Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.
_______________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|