ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯВ Беларуси в основном создана и функционирует целостная система воспитания. Воспитание в конкретных учреждениях образования во многом определяется воспитательной средой, тесно связанной с особенностью жизнедеятельности регионов. Все преобразования и процессы, происходящие в любой системе, должны быть целесообразны. Не является исключением и воспитательная система школы. При определении исходных положений для изучения качества процесса воспитания мы исходим из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осуществляются в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания. При этом под воспитанием мы понимаем организацию процесса развития личности. В данной модели оценки качества воспитания составляющими определены: качество результатов воспитания, качество воспитательной системы учреждений образования и качество условий организации воспитания. Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности. Критерии воспитанности учащихся соответствуют гуманистической парадигме воспитания и идеям личностно-ориентированного подхода, где в качестве главной цели школы понимается личность ребенка. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учреждении образования и т. д. Воспитанность — это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. 1. При анализе эффективности процесса воспитания необходимо в первую очередь выделить критерии качества воспитательной системы учреждения образования. Мы исходим из того, что воспитательная среда включает такие компоненты, как пространственно-предметное содержание, социальные отношения между различными субъектами воспитательного процесса и связи между ними. Рассматривая учреждение образования как открытую систему, мы принимаем во внимание связь школьной воспитательной среды и воспитательного пространства, формируемого вокруг школы, которое объединяет всех потенциальных субъектов воспитания социума и связи между ними и школьной воспитательной средой. Если исходить из цели воспитания и рассматривать школу с точки зрения ее воспитательных возможностей, то интегративным критерием качества воспитательной системы школы является ее способность обеспечить всем субъектам воспитательного процесса возможности для интенсивного личностного саморазвития. Используя предоставленные школой возможности, соответствующие их потребностям и интересам, учащиеся тем самым мотивируются к проявлению активности, т. е. становятся реальными субъектами своего развития. Показателем высокого качества системы воспитания служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности. Критериями качества воспитательной системы школы являются: · педагогическое целеполагание и принципы эффективного функционирования системы; · воспитательные отношения в процессе педагогического взаимодействия; · управление процессом воспитания; · организационно-воспитательная деятельность; · открытость воспитательной системы. Качество условий организации воспитания определяется нормативным, методическим и ресурсным обеспечением воспитательного процесса. Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих, известных и привычных работникам образования показателях, каждый из которых может быть оценен. Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами: 1. Показатель не обнаружен. 2. Показатель недостаточно выражен. 3. Показатель выражен, 4. Показатель ярко выражен. Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий организации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.
Для реализации на практике предложенной модели оценки качества воспитания необходимо также осуществить выбор методик, освоить инструментарий изучения качества воспитания. При этом могут использоваться: анкетирование педагогов, учащихся и их родителей, педагогическое и психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индивидуальной самооценки, наблюдения, беседы, методики педагогической диагностики и другой инструментарий. Перечисленные методы позволят получить объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности и результатах, оценить целесообразность тех или иных действий, идей и принять необходимые решения.
УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства образования 28.04.2003 №177
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|