Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




В Беларуси в основном создана и функционирует целостная система воспитания. Воспитание в конкретных учреждениях образования во мно­гом определяется воспитательной средой, тесно свя­занной с особенностью жизнедеятельности регионов.

Все преобразования и процессы, происходящие в любой системе, долж­ны быть целесообразны. Не является исключением и воспитательная сис­тема школы. При определении исходных положений для изучения ка­чества процесса воспитания мы исходим из целостности учебно-воспита­тельного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осу­ществляются в единой педагогической личностно-ориентированной систе­ме, в основу которой положен приоритет воспитания. При этом под воспи­танием мы понимаем организацию процесса развития личности.

В данной модели оценки качества воспитания составляющими опреде­лены: качество результатов воспитания, качество воспитательной системы учреждений образования и качество условий органи­зации воспитания. Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень вос­питан­ности. Критерии воспитанности учащихся соответствуют гуманисти­ческой парадигме воспитания и идеям личностно-ориентированного под­хода, где в качестве главной цели школы понимается лич­ность ребенка. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, приня­тых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражаю­щуюся в его мировоззрении. Воспи­танность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учреждении образования и т. д. Воспи­танность — это инте­гративная личностная характеристика, представляю­щая собой систему убеждений, ценностей, лич­ностных качеств и норм пове­дения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, пред­метам и явлениям окружающего мира.

1. При анализе эффективности процесса воспитания необходимо в пер­вую очередь выделить критерии качества воспитательной системы учреж­дения образования. Мы исходим из того, что воспитательная среда вклю­чает такие компоненты, как пространственно-пред­метное содержание, социальные отношения между различными субъектами воспитатель­ного процесса и связи между ними. Рассматривая учреждение образования как открытую систему, мы принимаем во внимание связь школьной воспита­тельной среды и воспита­тельного пространства, формируемого вокруг шко­лы, которое объединяет всех потенци­альных субъектов воспитания социу­ма и связи между ними и школьной воспитательной средой. Если исхо­дить из цели воспитания и рассматривать школу с точки зрения ее вос­пи­тательных возможностей, то интегративным критерием качества воспита­тельной сис­темы школы является ее способность обеспечить всем субъек­там воспитательного про­цесса возможности для интенсивного личностного саморазвития. Используя предостав­ленные школой возможности, соответст­вующие их потребностям и интересам, учащиеся тем самым мотиви­руются к проявлению активности, т. е. становятся реальными субъек­тами своего развития. Показателем высокого качества системы воспитания служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечи­вать удовлетворение по­требностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности. Критериями качества воспитательной системы школы явля­ются:

· педагогическое целеполагание и принципы эффективного функцио­нирования сис­темы;

· воспитательные отношения в процессе педагогического взаимо­действия;

· управление процессом воспитания;

· организационно-воспитательная деятельность;

· открытость воспитательной системы.

Качество условий организации воспитания определяется нормативным, методическим и ресурс­ным обеспечением воспитательного процесса.

Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих, известных и привычных работникам образования показателях, каждый из которых может быть оценен.

Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть вы­ражена следующими инди­каторами: 1. Показатель не обнаружен. 2. Пока­затель недостаточно выражен. 3. Показатель выра­жен, 4. Показатель ярко выражен.

Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий орга­низации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.

  Оценка показателя   Количество баллов
  Информация не представлена  
  Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется  
  Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно  
  Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существен­ных недочетов  
Оценка показателя Количество баллов  
Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе      
Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки      
Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки не­существенны      
Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки ма­лочисленны, несущественны и легко исправимы      
Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым тре­бованиям      
Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям      
Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Реко­мендуется использовать опыт для распространения      
         

Для реализации на практике предложенной модели оценки качества воспитания необходимо также осуществить выбор методик, освоить инст­рументарий изучения качества воспитания. При этом могут использовать­ся: анкетирование педагогов, учащихся и их родителей, педагогическое и психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индиви­дуальной самооценки, наблю­дения, беседы, методики педагогической диаг­ностики и другой инструментарий.

Перечисленные методы позволят получить объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности и результатах, оценить целесо­образность тех или иных действий, идей и принять не­обходимые решения.

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства образования

28.04.2003 №177

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных