Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Здоровьесберегающие технологии




Цель здоровьесберегающей педагогики–обеспечить выпускникушколы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования – "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.

На здоровье детей влияет огромное количество факторов. Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:

- шум; освещенность; воздушная среда; размер помещений, кубатура; дизайн, цвет стен; мебель: размеры, размещение в помещении; видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры; пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей к школе территории; состояние сантехнического оборудования.

Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации школы):

- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;

- расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;

- организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);

- объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);

- медицинское и психологическое обеспечение школы;

- стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;

- психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;

- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;

- позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):

- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

- стиль педагогического общения учителя с учащимися;

- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска);

- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);

- личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

- состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К.Смирнов).

Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко):

- Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:

- Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;

- Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;

- Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);

- Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;

- Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);

- Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.

Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:

- Сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;

- Антропоцентрическая ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической;

- Индивидуализация воздействий;

- Творческий характер образовательного процесса;

- Активные методы и формы обучения;

- Направленность на предупреждение утомляемости;

- Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика;

- Организация оздоровительного часа.

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/

отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

- Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 - 7 видов за урок.

- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

- Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

- Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

- Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

Какие современные здоровьесберегающие технологии можно использовать?

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Повышение двигательной активности детей.

Для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая "доза" двигательной активности, то есть деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Учителя должны проводить физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:

· гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,

· для снятия утомления плечевого пояса и рук,

· для снятия напряжения с мышц туловища;

· гимнастика пальчиковая;

· гимнастика бодрящая;

· гимнастика дыхательная;

· гимнастика для глаз – самокоррекция.

2. Витаминизация и аромотерапия.

Ежегодно во 2 и начале 3 четверти витаминизация детей (родители покупают витамины) и в классе ежедневно стоит блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы. Медработник проводит витаминизацию завтраков.

3. Организация работы в режиме смены рабочей позы.

4. Самомассаж.

На уроке можно использовать тренажёр для стоп (массажный коврик).

Коррекционные технологии

Не менее важным является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности

"У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе"

в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника.

Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья.

Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.

Отдельная, воспитательная сторона – оценка услышанных шуток на уроке. Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго.

Задача учителя – попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Комфортным начало урока может сделать снятие психо- эмоционального напряжения с помощью психогимнастики:

Психогимнастика - это упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение упражнения.

Раскроем более подробно каждый из этих вопросов.

2. Цветотерапия.

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции.

Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.

Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача.

Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.

Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

3. Музтерапия.

Механизм влияния музыки на организм достаточно сложен. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. С другой стороны, музыка, воздействуя на кору головного мозга, вызывает ассоциации, которые в зависимости от индивидуального опыта могут быть и стимулирующие и успокаивающие. В третьих, музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока.

Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.

Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние.

Целесообразно также организовывать прослушивание произведений инструментальной классической музыки (2 раза в неделю в группах по 6-8 человек) с целью изменения настроения участников группы, отвлечения их от переживаний, уменьшения тревоги, снятия усталости, отдыха, восстановления работоспособности. (флейта, клавесин, гитара, орган, саксофон и другие).

Для прослушивания могут быть использованы и звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Занятие с использованием музыкальных произведений и звуков природного естественного происхождения условно разделяется на три периода:

· отвлекающий (1,5 - 2 минуты);

· успокаивающий (7 - 10 минут);

· тонизирующий (2-3 минуты)

4. Организация саморефлексии.

1)Ведение дневника здоровья. Каждый день начинается и заканчивается фиксацией в специальном дневнике здоровья (Дневнике настроения) состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе дня, урока, упражнения, помогающие укреплению стрессоустойчивости.

Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы. Например:

"Сегодня у меня хорошее настроение, потому, что будет открытый урок. Будет интересно!", "Устала на уроке, но мне помог мой волшебный карандаш"

2)"Дерево здоровья" для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это "дерево" заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.

5. Новые формы организации урока.

Интерактивность в обучения, наверное, в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска:

· стрессовую педагогическую практику;

· интенсификацию учебного процесса;

· несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.

Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.

Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.

Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.

Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие.

Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут),

Учитель учитывает темперамент каждого ученика.

6. Здоровье самого учителя.

Немало важным является сохранение здоровья самого учителя.

А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание".

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег.

Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Пропишите себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас.

А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ - УЛЫБКА!

У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.

1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных