ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВРазвитие культуры общения, воспитание у каждого школьника, особенно старшеклассника, уважительного отношения к другим людям являются важными задачами гуманизации школы и воспитания. Общение — побудительная сила личности, источник ее активности, условие формирования характера и способностей. В широком смысле общение представляет собой специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в процессе которого осуществляется взаимный обмен информацией, суждениями, представлениями, идеями и т. д. Влияние общения на развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности советские психологи рассматривают через основные его компоненты. «На любом уровне"й при любой сложности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношениях, б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения» 1. Гуманность общения обязательно предполагает наличие у человека определенной психологической культуры. Он разбирается в людях, верно оценивает их психическое состояние и адекватно откликается на это состояние, выбирает такой способ общения, который, не расходясь с моральными требованиями, наилучшим образом отвечает индивидуальным особенностям того, с кем приходится общаться. Качества, необходимые для успешного общения с другими людьми, у школьников формируются в процессе накопления личного опыта. Он складывается из непосредственного познания людей, личных переживаний по поводу их поведения и собственных действий в ответ на это поведение. Возможен и другой путь — обогащение 1 Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 45. школьника сведениями, относящимися к различным областям человекознания, психики человека. Этот путь проходит через чтение подлинно художественной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, знакомство с научной литературой. Возможны и специальные упражнения по культуре общения и поведения, которые учат уважать человеческое достоинство, избегать напряжения во взаимоотношениях с людьми. Чтобы овладеть такими формами отношений, человеку нужно видеть определенный образец (нередко неосознаваемый), принимаемый за эталон общения. Если в школьные годы учащийся не приучится к культуре общения, то позднее ему придется затратить на это много времени и сил. Задача учителя — организовать обучение в такой форме, чтобы юноши и девушки сами проникали в сложные пласты психики человека, «открывали» себя и других и через самопознание учились строить отношения с товарищами, педагогами и родителями. С ориентацией на эти задачи воспитания были разработаны программа и методика работы клуба общения «Встреча». Программа включает 7—10 занятий-встреч. Методику работы разработала под нашим руководством Р. А. Парошина. Апробация была осуществлена в школах № 85 и 18 г. Красноярска и в школе «Юный педагог», действующей при педагогическом институте. Члены клуба имеют реальную возможность развивать личный опыт культуры общения, дружеские межличностные отношения, познавать других людей и самих себя. Клубная форма общения располагает возможностью показать его образцы и помочь ребятам выразить себя в разных его ситуациях. Интересный опыт клуба общения «Встреча» побудил нас познакомить с ним широкий круг учителей. ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ Цель: ознакомление с программой работы клуба, создание условий для лучшего знакомства, выявление индивидуальных особенностей каждого (без этого невозможна работа клуба общения). Содержание и методика проведения встречи. Все садятся в круг. Руководитель знакомит участников друг с другом и сообщает, чему можно научиться в клубе: «Главное, доверять себе, своим возможностям, учиться у себя. Если мы правильно поймем себя, то, значит, бу- дем правильно воспринимать окружающих нас людей, сумеем разобраться в том, что происходит между нами и другими людьми, иначе говоря, научимся лучше общаться. Само по себе общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с чувством радости. Стремление к общению нередко занимает значительное место среди мотивов, побуждающих людей к совместной деятельности. Итак, давайте посмотрим, насколько успешно мы можем общаться». Руководитель предлагает, ребятам разделить лист из тетради вертикальной чертой на две части (левая со знаком «+», правая со знаком «—»). Под знаком «+» записать: любимые цвет, время года, животное, фрукты, книга, женское и мужское имя, литературный герой или исторический персонаж; качество личности, которое нравится в других людях больше всего; черту характера, которая больше всего нравится в себе самом. В правой части листа (под знаком «—») записываются противоположные значения: нелюбимые цвет, время года, животное и т. д. Тетрадь с записями педагог просит передать рядом сидящему. Тетрадь передается по кругу до тех пор, пока каждый не прочтет записи всех участников. Таким образом состоится первое знакомство с интересами и особенностями' членов клуба. В дальнейшем работа строится так. Руководитель предлагает назвать качества, которые, по мнению участников клуба, особенно важны для успешного общения, и записать их. Поскольку школьники на первой встрече перечисляют всего лишь несколько качеств, учитель продолжает этот перечень. Некоторые качества он поясняет. Например: Доброжелательность — способность не только чувствовать, но и показывать свое доброе отношение к людям, уважение и симпатию к ним, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки; готовность поддержать других. Естественность — способность быть самим собой в контактах с окружающими, не скрывать своего отношения к разным проблемам и людям. Открытость — готовность открыть другим свой внутренний мир, убежденность в том, что это способствует установлению добрых отношений с окружающими; умение раскрывать свои мысли и чувства. Общительность — способность легко входить в общение с другими людьми. Оптимистичность — бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем стремится увидеть светлые стороны, верит в будущее, в успех. Справедливость — способность действовать беспристрастно, в соответствии с истиной. Самообладание — способность и привычка человека контролировать свои чувства и желания, подчинять свою деятельность решению поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития. Эмпатия — умение поставить себя на место другого, эмоционально отзываться на переживания других людей. Каждый участник по пятибалльной шкале проставляет оценки рядом с перечисленными качествами в личной тетради. Если школьник считает, что данное качество проявляется у него всегда, он ставит оценку <'5», в большинстве случаев — «4», может проявляться и не проявляться — «З», очень редко — «2», вообще не присуще — «I». Таким образом каждый член клуба оценивает свои личные качества, руководствуясь собственным представлением о себе, а не тем, что могли сказать о нем другие. Во второй части занятия для определения коэффициента общительности можно использовать тест, построенный на основе теста В. Ф. Ряховского: «Ответьте на предложенные ниже вопросы. Отвечайте однозначно: да, нет, иногда. 1. Вам предстоит серьезная встреча (с представителем РК ВЛКСМ, директором школы, корреспондентом газеты). Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? 2. Не откладываете ли вы посещение врача до последнего момента? 3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на собрании, конференции? 4. Вам предлагают выехать на предметную олимпиаду, участвовать в соревнованиях в незнакомом городе. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой: показать дорогу, сказать, который час, ответить на какой-либо другой вопрос? 7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам деньги, которые взял взаймы несколько месяцев назад? 9. В столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вступите ли вы с ним в беседу и будете ли тяготиться, если первым заговорит он? 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или все-таки займете место в очереди? 12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? 13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Так ли это? 14. Услышав где-либо явно ошибочное высказывание по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать или вступите в спор? 15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в каком-нибудь вопросе? 16. Как вы предпочитаете излагать свою точку зрения (мнение, оценку) — в письменной форме или в устной? За каждое «да» поставьте 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Посчитайте сумму всех проставленных очков. 30—32 очка. Вы явно необщительны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует общих усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя. 25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Необходимость новых контактов надолго выводит вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. В вашей власти переломить это. Ведь бывает, что, сильно увлекшись, вы становитесь общительнее? 19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. 14—18 очков. Ваша общительность в норме. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; многословие вызывает у вас раздражение. 9—13 очков. Вы весьма общительны (порой сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что порой вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы можете и вспылить, но быстро успокаиваетесь. Вам недостает усидчивости и терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4—8 очков. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине многие ваши знакомые относятся к вам с некоторой опаской. S очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не разбираетесь. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям трудно с вами. Вам надо воспитывать в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям». После апробирования методик учитель просит участников встречи обменяться впечатлениями о прошедшем занятии. ВСТРЕЧА ВТОРАЯ Цель: знакомство с типами темпераментов, определение преобладающего типа темперамента у членов клуба выработка правильного восприятия и понимания людей с разным темпераментом. Содержание и методика проведения встречи. Встреча начинается с разминки в виде игрового тренинга «Интервью». Учитель объясняет условия его проведения: У каждого участника по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: любишь ли ты стихи? Твой любимый цвет? Твое любимое изречение? Любишь ли ты видеть сны? Если бы тебе предложили в фильме («Овод», «Три мушкетера» и др.) сыграть роль, кого бы ты захотел играть? Есть ли у тебя хобби? Любимое имя? Чего ты больше всего боишься? Что больше всего ценишь в людях? И др. Каждому следует задавать не более 5—7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности: с полной откровенностью, с частичной, а можно вообще в «маске» — «будто не про себя, а про другого». Учителю важно помнить, что это условие обязательно, так как оно снимает психологический барьер у участников встречи. Интервьюировать можно по 3— 4 человека. Если установится доверительная атмосфера, то стремление «маскироваться» отпадет само собой. После разминки педагог знакомит членов клуба с понятием «темперамент» и дает психологическую характеристику его типов. «Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения» 1. Свойства темперамента — это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь. В зависимости от силы нервных процессов, 'их уравновешенности и подвижности выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Холерик отличается высокой реактивностью и активностью. Он способен отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Имеет затруднения в переключении внимания. Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Живая мимика, выразительные движения. Быстро сосредоточивает внимание. Очень энергичен и работоспособен, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, 1 Характеристика типов темпераментов взята вами из «Атласа по психологии» (М., 1986), Флегматик малоэмоционален, невозмутим, со слабым внешним выражением душевных состояний. Энергичен, отличается работоспособностью, выдержкой, терпеливостью, самообладанием. Медленный темп движений и речи. Находчив, медленно сосредоточивает внимание, с трудом сходится с новыми людьми. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью. Он склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. Обладает легко отвлекаемым и неустойчивым вниманием. Не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его «опускать руки». После характеристики типов темпераментов учитель разъясняет, что «чистых» типов, как правило, почти не встречается, чаще всего обнаруживается сочетание признаков двух, трех, а то и всех четырех типов, что все их особенности применительно к общению имеют свои плюсы и минусы. Это ставит перед каждым человеком задачу, как лучше использовать данные природой плюсы и как компенсировать минусы. Затем дается текст таблицы с кратким описанием основных характеристик разных типов темпераментов. Таблица 8
После этого педагог предлагает участникам по описанию конкретных людей определить их темперамент. Это могут быть члены клуба, одноклассники, литературные герои и т. д. Но самым интересным для учащихся является определение преобладающего типа темперамента у самих себя. Школьникам зачитывается перечень показателей темпераментов. Они определяют наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами вопросов, которые располагают столбиком, ставят «+» или «—". 1. Вы спокойны, хладнокровны? 2. Последовательны и обстоятельны в делах? 3. Осторожны и рассудительны? 4. Вы умеете ждать? 5. Молчаливы и не любите болтать попусту? 6. Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики? 7. Вы сдержанны и терпеливы? 8. Доводите ли вы начатое дело до конца? 9. Вы не растрачиваете попусту сил. Так ли это? 10. Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе? 11. Легко ли сдерживаете порывы? 12.. Насколько восприимчивы к одобрению и порицанию? 13. Можно ли утверждать, что вы незлобивы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес? 14. Вы постоянны в своих отношениях и интересах? 15. Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую? 16. Ровны ли вы в отношениях со всеми? 17. Любите ли аккуратность и порядок во всем? 18. Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке? 19. Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы? 20. Обладаете ли вы выдержкой? 21. Вы веселы и жизнерадостны? 22. Энергичны и деловиты? 23. Как часто вы не доводите начатое дело до конца? 24. Способны ли вы быстро схватывать новое? 25. Ваши интересы и склонности неустойчивы? 26. Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности? 1 Методика определения темперамента разработана А, В, Беловым. 27. Легко ли приспосабливаетесь к разным обстоятельствам? 28. Склонны ли вы переоценивать себя? 29. С увлечением ли вы беретесь за новое дело? 30. Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать? 31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую? 32. Вы тяготитесь однообразием, будничной работой? 33. Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. Так ли это? 34. Вы выносливы и работоспособны? 35. Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой? 36. Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденных ситуациях? 37. У вас всегда бодрое настроение? 38. Вы быстро просыпаетесь и засыпаете? 39. Часто ли вы бываете несобранны, проявляете поспешность в решениях? 40. Склонны ли вы иногда отвлекаться? 41. Вы неусидчивы, суетливы? 42. Невыдержанны, вспыльчивы? 43. Нетерпеливы? 44. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми? 45. Решительны и инициативны? 46. Упрямы? 47. Находчивы ли вы в споре? 48. Вы работаете рывками? 49. Склонны ли вы к риску? 50. Вы незлопамятны и необидчивы? 51. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью? 52. Вы неуравновешенны и склонны к горячности? 53. Можно ли вас назвать агрессивным забиякой? 54. Нетерпимы ли вы к недостаткам? 55. Обладаете ли вы выразительной мимикой? 56. Способны ли вы быстро действовать и решать? 57. Стремитесь ли вы неустанно к новому? 58. Вы обладаете резкими порывистыми движениями? 59. Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели? 60. Вы склонны к резким сменам настроения? 61. Вы стеснительны и застенчивы? 117 62. Теряетесь ли вы в новой обстановке? 63. Затрудняетесь ли вы устанавливать контакт с незнакомыми людьми? 64. Вы не верите в свои силы? 65. Вы легко переносите одиночество? 66. Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при неудачах? 67. Склонны, ли вы уходить в себя? 68. Быстро ли вы утомляетесь? 69. У вас тихая, неторопливая речь? 70. Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника? 71. Вы впечатлительны до слезливости?. 72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию? 73. Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружающим? 74. Склонны ли вы к мнительности? 75. Вы болезненно чувствительны, легко ранимы? 76. Чрезмерно обидчивы? 77..Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями? 78. Малоактивны и робки? 79. Безропотны и покорны? 80. Стремитесь ли вызвать сочувствие и помощь окружающих? Чтобы определить наличие холерического темперамента, нужно число плюсов в ответах на вопросы 41—60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%. Для определения сангвинического темперамента число плюсов на вопросы 21—40 также нужно разделить па общее количество плюсов и умножить на 100%. Флегматического темперамента — число плюсов в вопросах 1—20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%; меланхолического — плюсы на вопросы 61—80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%. При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30—40% —достаточно яркая, при 20— 29 % — средняя, при 10—19% — малая. В заключение разыгрываются сценки-ситуации, когда нужно показать мимикой и жестами реакцию, поведение людей разных темпераментов. Например: «Наташа, собираясь на школьный вечер, надела свое лучшее платье. Выходя из дома, она нечаянно задела рукавом свеже- выкрашенную входную дверь. Платье было испачкано..." Заканчивается занятие обменом мнениями о прошедшей встрече. ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ Цель: знакомство с типами характера, упражнение в определении разных типов характера и особенностей их проявления. Развитие навыка свободно высказывать свое мнение. Содержание и методика проведения встречи. Вначале проводится разминка «Обмен мнениями». Ведущий задает группе вопросы, на которые по желанию отвечает любой из присутствующих: «Иногда о ком-либо говорят: «Он человек с характером». Как вы это понимаете?», «Как вы думаете, из чего складывается -характер человека?», «Почему К. Д. Ушинский говорил: «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу»?» После беседы учитель знакомит членов клуба с понятием «характер» и его основными типами1. Дается определение: «Характер — это совокупность наиболее устойчивых черт личности, проявляющихся в действиях и поступках человека, его отношении к людям, делу, к самому себе». «Характер» — слово греческое, в переводе на русский язык означает «черта», «признак», «примета», "печать». Характер накладывает печать на все поступки, мысли, чувства человека. Зная характер человека, можно предвидеть его поведение в разных ситуациях. Не существует хороших и плохих характеров, есть характеры разные. Но в зависимости от развития волевых черт выделяют характеры сильные и слабые. Для лучшего запоминания хорошо записать на доске названия типов характеров и их особенности. Различают характеры гиперактивные, застревающие, аутистические, демонстративные, конформные, психастенические, циклоидные, лабильные, неустойчивые. Описание типов характера можно взять из учебников психологии или психологического атласа. Далее учитель нацеливает учащихся на то, что все люди разные. Поэтому, чтобы избежать конфликтов, не- 1Определение характера, его характеристика взяты из книги К, К. Платонова «Занимательная психология» (М., 1962). доразумений и обид, сделать общение более приятным, надо уметь распознавать характер другого человека, знать свои особенности и учитывать их в общении. После этого участникам встречи даются примеры, раскрывающие различные типы характеров. Обсуждаются вопросы: над чем должен работать человек с данным характером? Что надо учитывать другим людям в общении с ним? Пример 1 «Володя всегда в приподнятом настроении, весел, разговорчив. В хороших отношениях со всеми. Полон замыслов и идей, с ним интересно. Но он не очень надежен. Может пообещать и забыть, запустить дела, учебу. Когда на него как следует «надавят», быстро все нагоняет, не особенно заботясь о качестве работы. Многое ему прощается за веселый нрав. Он ищет перемену мест, все новых и новых друзей. Самооценка у Володи несколько завышена, он некритичен к себе. Свою вину обычно сваливает на других. Вместе с тем легко прощает недостатки других, ни на кого не держит зла». После прочтения текста учащиеся должны ответить на вопрос: какой тип характера проявился в данном примере (гиперактивный), в чем нуждается человек с таким характером? В итоге все вместе приходят к выводу, что необходимо, сдержанно относиться к подчас необоснованному оптимизму Володи и недостаточно трезвой оценке им своих возможностей. Нужно помочь ему осознать те неприятные последствия, к которым приводит его беспечность. Дать ему возможность быть организатором, инициатором интересных, достаточно сложных дел. Володе важно вырабатывать в себе самокритичность, самоконтроль, сдержанность. Пример 2 «Вера сначала понравилась всем ребятам. Очень следит за собой, за тем впечатлением, которое производит.. На уроках выступает серьезно, аргументирование. Ее выбрали в комитет комсомола. Все дела у нее в порядке. Волевая, целеустремленная, она хочет, чтобы у нее все было лучше, чем у других. Новое воспринимает с трудом, никогда не забывает обид и никому ничего не прощает, любит «свести счеты». Если кто-то начинает противоречить, может резко оборвать, покажет, кто здесь главный. Потом будет страдать». Члены клуба человеку с таким характером (застре-вающего типа) пожелали бороться со своим стремлением копить обиды, научиться видеть себя со стороны, уметь не только командовать, но и подчиняться, быть на равных. Ребята понимают, что в общении с такими людьми, как Вера, нужно быть осторожными, снисходительными и терпеливыми, стараться доказать их неправоту. Пример 3 «Марину в классе уважают, но и побаиваются. Некоторые считают ее заносчивой и высокомерной. Найти к ней подход трудно, она может легко оборвать, вспыхнуть или обидеться, уйти в себя. О себе ничего не рассказывает и вроде не чувствует потребности в этом. Очень увлечена учебой, но может предпочесть работе развлечения. Хорошо разбирается в литературе, искусстве, однако в спорах и дискуссиях не раскрывает своих переживаний, высказывает чисто рациональную оценку. Поэтому многие считают ее «сухарем», способной, но холодной. Общаться с ней хотя не просто, но всегда интересно» (аутистический тип). Человеку с таким характером нужно расширять сферу общения, учиться выражать свои переживания, слушать других, видеть их достоинства и недостатки. Пример4 «Чего только не делает Наташа, чтобы произвести впечатление. Часто меняет наряды, всегда в курсе всех новостей и даже сплетен. Может говорить о вещах, мало ей^эваненйх, но убедительным тоном. Не прочь прихвастнуть или покривить душей, способна солгать. Она постоянно в центре внимания, добивается этого своей одеждой, голосом, манерами. Многие считают Наташу искренним, добрым и чутким человеком, поскольку ока умеет выслушать, посоветовать, посочувствовать. Интерес к людям Наташа быстро теряет. Она хорошая актриса. С каждым новым человеком она другая. Тонко чувствуя, какой ее хотят видеть, становится именно такой» (демонстративный тип). Вывод: будет очень хорошо, если такому человеку удастся реализовать свой талант актера по назначению. В реальной жизни среди одних и тех же лиц, в однообразной работе, требующей терпения, человек с подобным характером быстро затоскует. Общаясь с ним, нужно учитывать его характер, не всегда верить обещаниям. Наташе важно вырабатывать в себе самоконтроль, уметь видеть себя со стороны. Пример 5 «Сергей немного бесшабашный, чересчур живой, общительный, не прочь прогулять уроки. Учится неровно. Своего мнения обычно не имеет и смотрит «куда ветер подует». Будучи предоставлен самому себе, начинает скучать, метаться, искать группу, к которой можно было бы примкнуть. Им охотно руководят другие, он несамолюбив, привязчив, хороший, внимательный друг. Сергей очень неохотно меняет людей, с которыми привык общаться» (конформный тип). Для человека с таким характером желателен контроль и самоконтроль. Он может быть хорошим исполнителем, но только в том случае, когда все расписано и четко определены цели. Сверхзадачей для него является тренировка воли. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение, иметь свою позицию, чтобы не идти на поводу у других. Пример 6 «Игорь тихий, не очень разговорчивый. Легко смущается, краснеет. Долго переживает неудачу. Старателен, с трудом принимает решения. Он может долго думать, как ему подойти к девушке, которая нравится, но так и не подойдет, так как боится не найти нужных слов. Поскольку его контакты с людьми ограничены, то он больше занят собой. Постоянно анализирует свои мысли и переживания. Когда выступает в роли руководителя, ночи не спит, все обдумывает, переживает, ответственность и добросовестность не дают ему покоя. У него всегда масса вариантов одного решения, но на каком остановиться — он не знает» (психастенический тип). Члены клуба убеждены, что человеку с таким характером нецелесообразно давать задания, связанные с руководством. Он сможет их выполнить, но очень дорогой ценой. Нужно, чтобы он научился действовать интуитивно, без изнурительного выбора вариантов. Хорошо, если он выберет для себя занятие искусством. Там будет нужна его эмоциональность, неординарность натуры. Пример 7 «Галю понять трудно. У нее все время меняется настроение. То она получает одни пятерки, весела, дружелюбна, активна. То вдруг замкнется, перестанет готовиться к занятиям, грустит, чуть не плачет. «Что-то случилось?»—спрашивают подруги. «Нет, ничего не случилось!» Проходит неделя, другая. Опять все, как прежде. И успеваемость на высоте, и опять окружена людьми» (циклоидный тип). На человека с таким характером, считают ребята, влияет обстановка. Конфликты и неприятности удлиняют фазу плохого настроения, а приятные известия и удачи ее укорачивают. В период грусти и тоски не стоит требовать от него, чтобы он улыбался, хотя в это время учеба несколько запускается, но потом во время хорошего настроения упущенное восполняется. Пример 8 «Алла вся в эмоциях. Постоянно чем-то воодушевлена или взволнована. То влюблена, то ненавидит. В течение дня настроение меняется несколько раз. И не успеваешь уследить. Только что была грустна, на лице тоска и скорбь, вдруг начинается бурная радость и веселье. Любое событие ее ранит, тревожит, волнует» (лабильный тин). Для человека с таким характером необходим размеренный стиль жизни, тогда его «сверхволнение» несколько снижается. При общении с ним нужно помнить, что эмоции и чувства — разные вещи. Эмоции можно увидеть, а чувства не столь заметны. Не стоит поддаваться первому впечатлению, что в таком человеке нет ничего устойчивого, что он не способен быть серьезным и последовательным. Пример 9 «Дина поступила в институт. Однако на занятиях почти не появляется, проводит время в компании веселых друзей. Разбитная, разговорчивая, замечаний в свой адрес не воспринимает. Нашла себе подружку, которая стала для нее непререкаемым авторитетом. Смысл жизни—в развлечениях. За нее взялись родители. Отец стал жестко контролировать записи лекций, посещения, подготовку. Дина преобразилась — стала усердной, активной на занятиях, оценки у нее улучшились» (неустойчивый тин). Вывод: наиболее неблагоприятная ситуация для человека с таким характером, как у Дины,— бесконтрольность. Однако контроль не должен быть жестким. Таким людям можно посоветовать расширять опыт общения, развивать чувства долга, ответственности, учиться самоконтролю. Ознакомившись с таким разнообразием человеческих характеров, ребята захотели узнать, какой же у них характер. Для этого педагог предложил им ответить на три группы вопросов и ответы на них поместить в три столбика. Первый обозначить буквой А, второй — Б, третий — В. Отвечать нужно однозначно: «да» или «нет». А. 1. Употребляете ли вы грубые слова, разговаривая с людьми, которым это неприятно? 2. Любите ли вы похвастаться накануне экзамена, что все отлично знаете? 3. Бывает ли у вас желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью? 4. Доставляет ли вам удовольствие высмеивать мнение друзей? 5. Имеете ли вы обыкновение читать нотации, делать замечания? 'Б. 1. Предпочитаете ли вы профессии артиста, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа? 2. Чувствуете ли вы себя непринужденно в обществе малознакомых'людей? 3. Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом, вместо того чтобы посидеть дома спокойно за книгой? 4. Способны ли вы хранить секреты? 5. Любите ли вы праздничную атмосферу? В. 1. Строго ли соблюдаете в письмах правила пунктуации? 2. Готовитесь ли заранее к воскресным развлечениям? 3. Можете ли точно отчитаться в своих покупках и расходах? 4. Любите.ли наводить порядок? 5. Свойственна ли вам мнительность? Обработка ответов производится так: подсчитывается количество «да» и «нет» отдельно в каждом столбике, Если количество «да» в первом столбике больше двух, запишите внизу столбика букву А. Если больше двух количество «нет», то запишите букву О. Соответственно запишите Б или О во втором столбике; В или О в третьем. У вас получится сочетание из трех букв. Предположительно вы обладаете следующими чертами характер!: (000) Вас привлекает все новое, у вас пылкое воображение, однообразие вам в тягость. Но мало кто хорошо знает ваш характер. Вас считают человеком спокойным, тихим и довольным своей судьбой, тогда как в действительности вы стремитесь к жизни, наполненной яркими событиями. (АОО) Вы склонны высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные мнения, даже друзья вас не всегда понимают. Но вас это мало волнует. (АБО) Оказывается, вы большой оригинал и любите удивлять друзей. Если кто-нибудь дает совет, вы сделаете наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. То, что забавляет вас, других может раздражать. Только самые близкие друзья знают, что вы не столь самоуверенны, как это кажется. (АБВ) Вы энергичны, всюду чувствуете себя на своем месте, всегда владеете собой. Вы общительны, но похоже, что вы любите общество друзей только при условии, если играете в нем главную роль, В ваших суждениях всегда есть большая доля здравого смысла, но тем не менее ваше стремление вечно поучать утомляет. (ОБВ) Вы сдержанны, но не робки, веселы, в меру общительны, вежливы со всеми. Вы привыкли, что вас часто хвалят. Вы хотели бы, чтобы вас любили без всяких усилий с вашей стороны. Без общества людей вам не по себе. Вам приятно делать людям добро. Но вас можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках. (ОБО) Вы очень общительны, любите встречаться с людьми. Вам трудно быть одному. В вас силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как делают другие. Иногда вы поддаетесь порыву, но большей частью сдерживаетесь. (00В) Скорее всего, вы человек застенчивый. Это видно, когда вам приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой вы бываете только в кругу семьи или близких друзей. В присутствии посторонних вы чувствуете себя скованно, но стараетесь это скрыть. Вы добросовестны, трудолюбивы, у вас есть много хороших замыслов, но из-за своей скромности вы нередко остаетесь в тени. (АОВ) Характер у вас довольно трудный. Вы крайне неуступчивы. У вас недостаточно развито чувство юмора, вы стараетесь заставить других поступать на свой лад, а если вам не подчиняются, начинаете злиться. Поэтому у вас мало друзей. На основании этих данных педагог рекомендует ребятам заняться корректировкой своего характера и самовоспитанием. ВСТРЕЧА ЧЕТВЕРТАЯ Цель: изучение разных стилей общения, овладение опытом общения через умения слушать и воспринимать других людей. Содержание и методика проведения встречи. Встреча начинается с короткой беседы о важности внимательного выслушивания собеседника. Далее даются основные принципы общения. 1. Старайся сконцентрироваться на человеке, с которым общаешься. Обращай внимание не только на слова, но и на звук его голоса, мимику, жесты, позу и т. д. 2. Покажи говорящему, что ты его понимаешь. Это можно сделать, повторив смысл сказанного. 3. Не высказывай оценок. 4. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты. Школьникам предлагается разбиться на пары. Задание состоит из двух частей, что позволяет партнерам поменяться ролями. В первой части один партнер будет говорящим, другой — слушателем, во второй части наоборот. Первый рассказывает второму о своих трудностях в отношениях с людьми, обращает его внимание на сложности, связанные с личностными особенностями (обиды, сомнения). Второй старается как можно тщательнее следовать принципам хорошего слушания и помогает говорящему максимально полно изложить свои мысли. Эта беседа длится 5 мин. Говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения слушателя во время беседы, выделяет то, что ему помогало и что затрудняло открыто рассказать о себе. Затем он рассказывает о своих сильных сторонах и умениях, проявляющихся в общении с людьми, о том, что ему облегчает взаимоотношения с окружающими. Слу- шатель снова старается как можно лучше услышать собеседника. Через 5 мин ведущий предлагает прервать беседу. Слушатель повторяет то, что услышал и понял из слов говорящего. После этого говорящий и слушатель обмениваются впечатлениями о беседе. Далее члены клуба знакомятся с разными стилями общения l. Стиль доминантного собеседника. Такой собеседник испытывает потребность обратиться к вам, и его не слишком заботит, уместно ли это, не помешает ли он, поймут ли его. Если же к контакту побудили его вы своим обращением, вопросом или просьбой, то он не чувствует себя по-настоящему обязанным отвечать. Это человек жесткий, напористый; легко перебивает, повышая голос, но не дает вам перебить себя. Или, напротив, замолкнет, как бы вынуждая вас снова повторять свои высказывания. Если он что-либо объясняет вам, то старается втолковать и интересуется, верно ли вы его поняли. Если выслушивает ваши объяснения, непременно задаст уточняющие вопросы либо покажет, что уже все понял, так что можно больше не объяснять. Если между вами разлад, он язвителен, насмешлив, либо резок и груб, либо презрительно замкнут. Ему очень нелегко признать свою неправоту, даже если она очевидна. Он решителен. Ему легко свернуть разговор на полуслове. Если надо, он проявит при этом изысканную вежливость, но вы хорошо почувствуете: точка поставлена. Такой собеседник втайне уважает вас, если вы умеете проявить выдержку и не поддаться его влиянию. Но если вы и сами доминантный человек, то между вами легко вспыхивает вражда, и подчас не на шутку. Конечно, неумный и самовлюбленный «доминант» подчас невыносим, но при известных оговорках люди данного склада весьма ценны. Они умеют принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. Если же они наделены благородством и великодушием, то им вообще «нет цены». Как строить общение е доминантным человеком? Спокойно держитесь независимой точки зрения, и тогда он 1 Характеристика стилей общения и некоторые «ключи» к формированию культуры общения даны А. Б. Добровичем в книге «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» (М., 1987), постепенно умерит свой натиск. Если же вы активно стараетесь осадить его, то беседа может перейти в ссору. Стиль недоминантного собеседника. Вообразите, например, застенчивую девочку-подростка. При потребности или необходимости обратиться к вам она чувствует себя в какой-то мере просителем, ей представляется, что она обременительный для вас человек или что ее вопрос окажется неуместным. Когда же вы побуждаете ее к контакту, она считает своим долгом отвечать незамедлительно, чтобы не обидеть или не рассердить вас задержкой своей реакции. Все это вы улавливаете в ее облике еще до начала обмена репликами. Если вы сами недоминантный человек, вам нравится такая деликатность, предупредительность.-Но если вы доминантны, вам это кажется, скорее, угодливостью и порой вызывает глухое раздражение. Такой человек уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить вас, но терпеливо сносит, когда вы перебиваете его. Он, возможно, знает больше вас, но из-за.своей нерешительности дает сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте. Ссора тяготит его и пугает. Если вы привели его в ярость, он либо уйдет, чтобы не доводить дело до ссоры, либо перестанет владеть собой и бросится в атаку, не рассчитав силы, не учтя всех тонкостей ситуации. Лишь в случае мирного разговора такой собеседник постепенно смелеет: решается перебивать, настаивать на своем. Но заметив, что вам нечем возразить, он непроизвольно ищет аргументы в вашу пользу и этим затушевывает факт своего превосходства в дискуссии. Недоминантный собеседник нуждается в поощрении, подбадривании с вашей стороны (лучше не словами, а взглядом). Он склонен перекладывать ответственные решения на вас. Тут-то и уместно дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение. Кричать на него, унижать его достоинство — значит закреплять в нем недоминантность. Есть и другие стили собеседников: мобильный, ри-гидный, экстраверт, интраверт, описанные А. Б. Добровичем в его книге. Учитель должен обязательно подчеркнуть, что любой собеседник нуждается в нашем уважении и признании его достоинств. Только в таком случае можно наладить с ним разумный и взаимоприемлемый контакт. Это тре- бует от нас сдержанности, терпения, понимания и искреннего желания «стать на место другого». Следующим моментом встречи является дискуссия на тему «Какой человек, по вашему мнению, может быть учителем?». Кроме общего задания для всей группы каждый член клуба должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащееся в конверте. Задания могут быть такого типа: «Во время дискуссии твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал, о чем говорили до тебя». «Постарайся несколько раз высказать свое мнение. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы дать им оценки». «Твое участие в разговоре должно быть направлено главным образом на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы». «Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведешь себя во время групповых обсуждений». Одно и то же задание может быть дано двум-трем участникам. По окончании дискуссии учитель предлагает членам клуба попытаться отгадать, какое задание получил каждый. Смысл задания заключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения с людьми. Заканчивается встреча, как всегда, обменом мнениями и анализом прошедшего занятия. ВСТРЕЧА ПЯТАЯ Цель: развитие умения видеть и понимать эмоциональное состояние человека. Содержание и методика проведения встречи. Встреча начинается с того, что все садятся в кружок в середине комнаты. Учитель просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица присутствующих. По истечении 2 мин. просит всех закрыть глаза. Каждый должен с закрытыми глазами представить себе членов клуба и зафиксировать лицо, которое лучше всего запечатлелось. После этого открыть глаза (все это делается в полной тишине). Далее предлагаются упражнения на развитие способности определять эмоциональное состояние окружающих. 1. Каждый участник получает репродукцию портрета русского или зарубежного художника. Он должен "оживить» портрет, т. е. принять его позу, выражение лица и сказать несколько реплик, соответствующих мимике и позе изображенного. На портрете может быть человек любого возраста и пола. 2. Раздаются фотографии, на которых изображены люди в различных эмоциональных состояниях. По мимике и жестам необходимо определить эмоциональные состояния этих людей и произнести их внутренние монологи. 3. Участникам предлагается по описаниям литературных героев дать оценку их личностных качеств, определить черты характера. Например, герои повести В. Ф. Тендрякова «Ночь перед выпуском». Юлечка Студенцова. Лицо: суровое, каменное, бледное, точеное, выбеленное. Выражение лица: вызывающее, решительное, озабоченное, сдержанно горделивое. Глаза: тревожные, понимающие, просящие, беспокойные, требовательно-ждущие, напоминают глаза пойманной птицы. Взгляд: затравленный, неуверенный (оценочный критерий: раздвоенность, неуверенность, одиночество, чуткость, отзывчивость, принципиальность, нешаблонность мышления). Игорь Проухов. Лицо: светлое, крепко сбитое, крутые скулы, темная дымка зарождающейся художнической бороды. Выражение лица: самоуверенное, нахохленное, ухмыляющееся.' Глаза: блуждающие, умные. Улыбка: снисходительная, мудрая (оценочный критерий: небрежность, непоследовательность в поступках, пренебрежение 'к товарищам, «общепризнанный школьный философ», ярко выраженная наклонность к изобразительной деятельности). Гена Голиков. Лицо: открытое, вылепленное, крутое. Выражение лица: самоуверенное, властное, тяжелое. Глаза: неподвижные, блестящие. Улыбка: кривенькая, неискренняя, вытянутая (оценочный критерий: себялюбив, черств по отношению к товарищам, преисполнен уважения к самому себе, умен, «несомненно способен»), Руководитель предостерегает членов клуба от неверного толкования характера человека по его физическому облику. Значение имеет выражение лица, глаз, губ человека, а не их физические характеристики (величина глаз, лба, форма подбородка, носа и т. д.). Далее ведущий знакомит группу с методикой диагно- стики уровня эмпатийных тенденций личности по опроснику американского психолога Маграбана. Опросник состоит из 33 суждений. Учитель поясняет, что если испытуемый полностью согласен с названным утверждением, то рядом с номером проставляет «+3», если просто согласен — «+2», если скорее всего согласен—«+Ь, если не знает—«О», скорее всего нет— «—I», не согласен — «—2», если совершенно не согласен — «—З». 1. Меня огорчает, когда вижу, что кто-то чувствует себя одиноко в чужой компании. 2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать. 3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства. 4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют. 5. Я начинаю нервничать, когда кто-либо рядом со мной -нервничает. 6. Я считаю, что плакать от счастья — глупо. 7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей. 8. Иногда песни о любви очень трогают меня. 9. Я очень волнуюсь, если должен сообщить людям неприятные для них hobocti. 10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение. 11. Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными. 12. Я бы предпочел профессию, связанную с общением с людьми. 13. Я не слишком расстраиваюсь, если мой друг действует необдуманна. 14. Я люблю наблюдать, как люди принимают подарки. 15. Одинокие люди часто недоброжелательны. 16. Я огорчаюсь, если вижу плачущего человека. 17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым. 18. Когда я читаю какой-либо роман, я так переживаю, как будто это происходит на самом деле. 19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-то плохо обращаются. 20. Я иногда могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются. 21. Если мои знакомые начинают обсуждать со мной свои проблемы, я часто стараюсь перевести разговор на другую тему. 22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, как много людей возле меня. вздыхают и плачут. 23. Чужой смех заражает меня. 24. Когда я принимаю решение, мнение и советы других людей на меня, как правило, не действуют. 25. Я сохраняю душевное спокойствие, если окружающие или мои знакомые чем-то угнетены. 26. Мне тяжело видеть, когда люди расстраиваются из-за пустяков. 27. Я огорчаюсь, когда 'вижу страдания животных. 28. Я считаю, что глупо переживать по поводу того, что происходит в книге или кино. 29. Я огорчаюсь, когда вижу беспомощных старых людей. 30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие. 31. Я испытываю сильные эмоции, когда смотрю фильм. 32. Я замечаю, что могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг меня. 33. Маленькие дети часто плачут без всяких причин. Подсчитайте сумму баллов под номерами: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 31. Затем подсчитайте сумму баллов под номерами: 2, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33. Полученную сумму вычтите из первой. Менее 10 баллов — низкий уровень развития эмпатии. 10—30— средний с тенденцией к низкому. 30—50 — средний уровень. 50—70 — средний с тенденцией к высокому. Более 70 баллов — высокий уровень. Далее руководитель может предложить для развития эмпатии такие задания: 1. Понаблюдать за лицами случайных попутчиков, угадать их профессию, общественное и семейное положение; воссоздать биографию по характеру общения этого человека, способу его реакции на события, особенностям его внешнего облика. 2. Выбрать в программе телепередач фильм или спектакль, который ранее не видели и содержание которого незнакомо. Попросить кого-либо из родственников по- смотреть его с начала до конца. Выбрать любое место в середине фильма и посмотреть его в течение 5 мин. Затем выйти и попытаться как можно подробнее письменно охарактеризовать одного-двух героев, действовавших в увиденном отрывке, их отношения и по возможности предсказать их дальнейшую судьбу в рамках сюжета. По окончании фильма сравнить свои впечатления с мнением «контролера». Стремиться указать не «анкетные» данные, а различные психологические качества (интеллект, эмоциональность, волевые качества и т. д.). 3. Понаблюдать в течение 5—10 мин за беседой незнакомых людей одного или близкого возраста на улице, s кафе, в транспорте и т. д. Постараться раскрыть характер связывающих их отношений (формальные, просто знакомство, приятельские отношения, близкая дружба, любовь, родственные отношения), понять, кто лидер, определить личностные особенности каждого собеседника и др. В конце встречи все обмениваются впечатлениями о том,, что наблюдал и чувствовал. ВСТРЕЧА ШЕСТАЯ Цель: осознание собственного влияния на других людей, овладение навыком высказывания и принятия обратных связей. Содержание и методика проведения встречи. Все садятся в круг. Учитель говорит о том, что человек, заинтересованный в налаживании своих отношений, с окружающими, обязан постоянно анализировать последствия своего поведения, интересоваться реакциями других людей на его поступки. Следует, однако, не забывать., что видение человека другими не может быть единственным источником информации и суждений о нем. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, может повышать взаимное доверие, создавать условия для более теплых, душевных отношений. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующим умением, но и смелостью,,. Итак, обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как его воспринимают, что чувствуют,-в результате общения с ним, как реагируют на его поведение. Педагог дает ряд указаний по налаживанию обрат- ных связей. Например: если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить; не давай оценок и советов. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно. Затем руководитель ставит в центр круга стул и говорит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать информацию о себе. Начинается упражнение по выработке навыков высказывания и принятия обратных связей. Тот, кто первым занял стул, сам выбирает того, кто будет говорить ему, какие чувства вызывает его поведение. Когда первый закончит, следующим будет член клуба, сидящий справа по ходу часовой стрелки. Школьник, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не пытаться уточнить, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей. Таким образом он получает информацию от всех участников до тех пор, пока уже никто не сможет ничего ему сказать. По окончании упражнения ведущий предлагает всем обсудить свои впечатления о встрече. ВСТРЕЧА СЕДЬМАЯ Цель: приобретение опыта сотрудничества, развитие навыка восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения с ним. Содержание и методика проведения встречи. Одним из способов развития умения сотрудничать являются коллективные игры 1. «Групповая картина». Все рассаживаются в круг. Один держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе «нарисованную» на нем картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются увидеть на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику. Он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Описания должны быть достаточно подробными, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное l Игры разработаны А. В. Мудриком и Н. П. Аникеевой. расположение деталей. Задача состоит также в том, чтобы не перегружать «картину» излишними деталями и дать возможность каждому принять участие в ее создании. «Снимается фильм». Вариант 1. Участники рассаживаются в круг. Распределяются роли сценариста, режиссера, оператора и др. Затем начинается «съемка» фильма. Задача участников, выполняя свои роли, найти способы сотрудничества в процессе «съемки» и довести ее до конца. Вариант 2. Все участники распределяются по парам. Каждая пара получает задание подготовить инсценировку басни «Ворона и Лисица». Один участник — «актер» в роли Лисицы, другой — «режиссер». Ведущий наблюдает, какими приемами пользуются «режиссеры», объясняя и показывая «актерам» трактовку образа Лисицы и особенности вхождения в образ. Затем все вместе комментируют работу каждой пары, обращая внимание на логику аргументов «режиссеров». Вариант 3. Выделяется группа «актеров» из шести человек, остальные — «зрители». «Актерам» предлагается сделать импровизацию по мотивам сказки «Репка». Дается инструкция: «Представьте себе, что однажды зимним вечером все участники событий (дед, бабка, внучка и др.) собрались за столом и предались воспоминаниям о том, как в один прекрасный день они тянули чудо-репку». Каждый должен «вспомнить» в соответствующем образе. Затем «зрители» и «актеры» обсуждают проигранное, акцентируя внимание на удачах. Целесообразно провести на этой же встрече психологическую игру «Капитан? Рулевой? Пассажир?» 1 для. определения характера выбора, который каждый из нас делает в той или иной жизненной ситуации и позиции, занимаемой в общении. Ведущий предлагает учащимся ответить «да», «нет», «не знаю» на каждый из 15 нижеприведенных вопросов. 1. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни. 2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне. 3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач. 1 Cм.: Крестьянка, 1980, № 5, С. 29. 4. Иногда мне кажется, что я родилась (родился) под «несчастливой звездой». 5. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни. 6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стала (стал) такой (таким), как я есть. 7. Если я простужаюсь, то предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача. 8. Во вздорности и агрессивности, которые так неприятны в человеке, чаще всего виноваты другие люди. 9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности. 10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня. 11. Если случается конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с себя. 12. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы. 13. Каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным. 14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно. 15. Обычно мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии. Методика подсчета результатов: за каждый ответ «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ «нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по 10 баллов. За ответы «не знаю» — по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов. На основе этого каждый член клуба сможет ориентировочно определить свою роль и позицию в общении, стратегию работы над собой. 100—150 баллов. Вы капитан собственной жизни. Вы чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности-, не преувеличивая их. Вы видите перед собой задачу и думаете. над тем, как ее можно решить. Что при этом вы чувствуете, что происходит в вашей- душе — для окружающих загадка. 50—99 баллов. Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и тем не менее, если это требуется, все-таки берете ответственность на себя. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой. До 49 баллов. Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь обстоятельствам. В своих трудностях обвиняете кого угодно, только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой и невозможной. Тем не менее вы умеете мирно сосуществовать с другими, не вдаваясь в подробности, что это за люди и как они относятся к вам. В заключение, как обычно, участники встречи обмениваются впечатлениями. ВСТРЕЧА ВОСЬМАЯ Цель: развитие навыка свободного общения в дискуссии, овладение приемами ведения дискуссии, беседы. Содержание и методика проведения встречи. В начале встречи педагог предлагает школьникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии, о которых шла речь на предыдущих встречах. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии (желательно, чтобы каждый участник записал их в тетради): покажите свое дружеское расположение к собеседнику; стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами; умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего; не отвлекайтесь, когда говорят другие; не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас; не бойтесь высказываться; четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте. многословия и отклонения от темы; аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения; не делайте выводы до того, как поймете мнение другого и проблему до конца; принимайте в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос; следите за тем, чтобы для вас и говорящего слова имели одинаковый смысл; проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей; имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более не оскорбляйте его; будьте вежливы и тактичны; не злоупотребляйте вниманием другого; не занимайте негативную позицию к собеседнику; умейте чувствовать собеседника, контролируйте свое поведение при помощи вопросов: «Правильно ли он понимает меня?», «Правильно ли я понимаю его?» Далее проводятся игры, обучающие дискуссия. «Бой ораторов». Определяется тема, например: «Самый идеальный человек», «Интеллигент сегодня — каков он?», «Что значит быть принципиальным?», «Жить с достоинством — что это значит?», «Что такое хороший вкус?», «О вкусах не спорят» — согласны ли вы с этим?», «Кого вы считаете героем нашего времени?», «Что такое совесть?» и др. Затем каждый выбирает понравившуюся ему тему и произносит трех-пятиминутную речь. Причем в речи можно использовать идеи предыдущего оратора, спорить с ним, соглашаться, ставить вопросы и т. д. «Ролевое обсуждение». Ведущий раздает листки с обозначением той роли, в которой должны выступить участники игры. Например: «философ», «поэт», «активный общественник», «эрудит», «скептик» и др. Объясняется, что каждый должен выразить внутреннюю позицию, суть той или иной роли. Предметом обсуждения может быть любое художественное произведение или кинофильм. После 10—15 мин дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задание (роли распределяются дифференцированно: одним — полегче, другим — потруднее). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|